Байки дельтапланеристов

Название раздела говорит само за себя... Наименее модерируемый под-форум.

Moderators:SysTry, lea, Andrew

Post Reply
User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:
Re: Байки дельтапланеристов

Post by Олег из Саратова » 06 Dec 2014 17:31

Талгат wrote:Еще был случай в Ясполе в девяностых. сам не был свидетелем, со слов участника.
Столкнулись в воздухе два свердловских пилота. Димка Погорянский и еще кто то щас не помню.
Диму после столкновения перевернуло на спину, фалом подцепки прорвало заднюю кромку и так повис. латы повыгибало в другую сторону или еще как. но, самое главное... он ухватился за мачту.. им так долетел до земли, управляя за нее. приземлился вроде бы кое как, но выжил.
а второй пилот, по моему, погиб(((
Аналогичный случай был в начале 80-х. Про управление за мачту слышал ещё в 85-м.
В Советском союзе как могли развивали животноводство. И по этой причине все дельтадромы были плотно заминированы коровьими лепёшками. В Волошино чуваки решили подшутить над своим другом и пока он пристёгивался к аппарату положили ему на парус сухой кизяк. Тот во время старта соскользнул и упал вниз. А парень заметил это только краем глаза. С бледным лицом и квадратными от паники глазами он носится возле старта и благим матом орёт: " Мужики ! у меня что-то отвалилось, что у меня отвалилось?" А мужики от смеха по траве катаются.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Iceman
Posts:187
Joined:19 Jun 2013 19:20
Location:Новосибирск
Contact:

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Iceman » 07 Dec 2014 21:44

много дельтапланерных баек на сайте клуба Альтаир:
http://www.hangglider.kiev.ua/hanggliderclub/story.html

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Байки дельтапланеристов

Post by makros » 08 Dec 2014 15:50

Если вы не знали, Чак Норрис летал на дельтаплане ;D
Очевидцы поделились некоторыми фактами...


Когда Чак Норрис влетает в облако, облако теряет ориентацию.

Когда Чак Норрис взлетает с лебедки, не лебедка мотает трос, а Чак Норрис. А угол тангажа при взлете с лебедки составляет 90 градусов.

Если Чак Норрис делает "циркуль" на посадке - это не "циркуль", это выпаривание с малых высот.

Чак Норрис может уйти на второй круг после выдерживания на посадочной прямой.

Когда Чаку Норрису становится скучно, он идёт работать оператором лебёдки. Без лебедки.

- Какую высоту может набрать Чак Норрис? - Всю.

Однажды Чак Норрис влетел в нисходящий поток. Больше нисходящий поток никто не видел.

Тень от дельтаплана Чака Норриса видна в темноте.

Чак Норрис отцентровал ураган. Дважды.

При полете Чака Норриса на дельтаплане, РП выполняет все указания Чака.

На аэробуксировке не мотодельтаплан тянет Чака Норриса, а Чак Норрис толкает мотодельтаплан.

Чак Норрис заводит мотодельтаплан ударом ноги с разворота и может побриться его винтом.

В полете Чак Норрис досчитал до бесконечности. Дважды.

Однажды от большой скорости полета загорелся дельтаплан Чака Норриса, он затушил его ударом ноги с разворота.

Когда Чак Норрис залетает в грозу, он отбивает молнии ударами ноги с разворота.

Чаку Норрису не нужна рация, чтобы вести радиообмен.

Чак Норрис отцепляется разрывом буксировочного троса. В двух местах.

Когда Чак Норрис влетает в запретную зону, военные меняют дислокацию.

Чак Норрис набирает высоту в установившемся штопоре, и тем же способом центрует поток.

Когда Чак Норрис сел на воду, он не стал мокрым - вода стала чакноррисовой.

Однажды Чак Норрис заснул на маршруте, и выиграл несколько Чемпионатов Мира.

Однажды Чак Норрис вылетел самостоятельно, и с тех пор больше не садился.

В летной книжке Чака Норриса только одна графа - время вылета.

Чаку Норрису не за чем отцепляться от лебедки. Это лебедке нужно отцепиться от Чака Норриса.

Чак Норрис "ломает" погоду ударом ноги с разворота.

Чак Норрис разбирает дельтаплан ударом ноги в разворота.

Чак Норрис равняет погнутые трубы дельтаплана ударом ногой с разворота.

Когда Чак Норрис садится на маршруте, он не отворачивает от препятствий. Препятствия сами отворачивают от Чака Норриса.

Когда Чак Норрис садится на маршруте, он не доворачивает против ветра. Ветер сам начинает дуть на Чака Норриса.

Однажды Чака Норриса всосало облако. В ответ, Чак Норрис всосал облако в себя.

Первый дельтаплан Чака Норриса был построен из камня. И обтянут кожей динозавра.

Однажды у Чака Норриса сломалась стойка, он починил её ударом ноги с разворота.

На дельтаплане Чака Норриса троса, стойки и геометрическая крутка добавляют дельтаплану качество.

Когда Чак Норрис взводит полиспаст, крыло из стреловидного становится прямым.

Чтобы выполнить посадку Чак Норрис ударяет по земле ногой с разворота.

В свой первый полет Чак Норрис выполнил все фигуры пилотажа. А потом к нему прицепили буксировочный трос.

Чак Норрис не использует буксировочный замок. Трос сам держится за Чака Норриса.

Когда Чак Норрис берет вариометр в руки, тот начинает пищать на подъем, а его батареи заряжаются.

Стрелка компаса всегда указывает на Чака Норриса.

Карта района полетов Чака Норриса представляет собой маленький глобус. А поворотными пунктами являются города-миллионники.

Бермудский треугольник был пирамидой, пока в полете Чак Норрис не сломал ему вершину ударом ноги с разворота.

Когда Чаку Норрису в полёте жарко, он бьет ногой с разворота по воздуху и тот остывает.

Чак Норрис летает без подвесной системы, держась руками за спидбар.

После первого самостоятельного полета все ходили вокруг Чака Норриса на руках, чтобы поздравить его.

При ночных полетах Чак Норрис пользуется ночником не потому, что боится темноты, а потому, что темнота боится Чака Норриса.

Чак Норрис никогда не читает дельтапланерных книг. Он смотрит на них в упор, пока не получает всю необходимую ему информацию.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Байки дельтапланеристов

Post by sergDubna » 09 Dec 2014 12:18

:rolf: :good: А на форуме, смотрю, полно талантов. Скучно в межсезонье не будет. :write:

User avatar
aviastil
Posts:14
Joined:20 Aug 2010 12:33

Re: Байки дельтапланеристов

Post by aviastil » 09 Dec 2014 16:04

Было это в начале 80-х только начинали, учлёты делали пробежки. Была мот каска с белым отстёгивающемся козырьком. Вот один разбегается отрыв высота 1-2 метра крен, циркуль, пролетает трапецию и бьётся головой об килевую не сильно, и издаёт истошный вопль мы подбегаем а он сидит и ржёт мы в недоумении оказывается, что в момент удара головой он увидел, что что-то белое вылетело из головы первая мысль мозги, но увидел что это козырёк.

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Олег из Саратова » 09 Dec 2014 16:30

В прошлом году летали на Змеёвых горах. Пока я готовился к второму полёту подъехал " Порш-Кайен" . За рулём типичный браток из 90-х с накачанными ушами и золотой цепью в палец толщиной. Рядом с ним ослепительной красоты бейба. Они подошли поглазеть на моего Чебурашку и тут бейба говорит: "Лёша, а почему у тебя такого нет?.."
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Sergei » 09 Dec 2014 17:25

Как-то на полеты приехал сынишка одного из пилотов лет пяти. Долго ходил вокруг аппарата, разглядывал, потом спросил: "Папа, а где у него тормоз?". Больше хохотали над серьезным недоумевающим видом пацана.

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Олег из Саратова » 09 Dec 2014 18:18

Из той же оперы.
Году в 86-м обкатывали первую моторную телегу (по дороге в городе без крыла). Подходит мужик: "Я не пойму, где у вас проходит привод на колёса?"
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Sergei » 09 Dec 2014 22:21

Один дельталетчик рассказывал. По какой-то причине сел он на дельталете недалеко за городом. Сотовых тогда не было, рацию с собой не брал. До его дома - рукой подать. Он крыло собрал в 2-х метровый пакет, присобачил как-то к пилону и так и поехал на телеге в город. Время было летнее, на посту ГАИ возле дороги сидели два мента за столиком. Еду, говорит, мимо них, остановят или нет? Только взглядом проводили, наверно решили, что почудилось. До дома добрался нормально, без ДТП.

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Байки дельтапланеристов

Post by vagabondo » 09 Dec 2014 23:56

Дело было в годе 1990м, в краях, прославленных ратными подвигами Суворова и Румянцева, трудовыми и административными генерала Инзова, в землях, вспаханных и политых потом и кровью, трудолюбивых молдован, немцев, русских, болгар и гагаузов, вдохнувших жизнь в эту засушливую землю, в Бессарабии, то есть, где прошли детство, отрочество и юность, вашего покорного слуги. Надо сказать, что родина моя (хоть и родился я в Чите :) ), не балует дельтапланериста, обилием гор, холмов и даже мало-мальски подходящих склонов. Степь, с небольшими, покатыми холмиками, изрезанная балками и оврагами. В общем, негде летать, если есть и мозг и знаешь, что летать негде. Но если ты молод, полон энтузиазма и дури, туп и решителен, то летать, конечно, местечко найдётся.
В тот день, мы с Толяном(моим, сочувствовавшим дебильному увлечению, корешем), не дождавшись инструктора (Витя,-милейший человек, обладавший ДОССАФовской ксивой инструктора и ни разу при мне не летавший), воспользовались предоставленным шефами КАВЗиком, мотанули на подходящий (мммда...) склон. Приехали на место, выгрузили рогал и барахло, помогли водиле, натырить с пол тонны кормовой свеклы с ближайшего поля, загрузили добытое в автобус, попросили водилу приехать за нами, часа через четыре и стали готовить технику. После 5-й попытки, таки собрали УТэху из 2-х метрового поэта и потащили её на старт. Дельтадром, представлял собою, пологий скат широкой, заболоченной балки, заросшей по дну камышами. Стоим на старте, ветерок слабый, почти поперёк. Я в подвеске, пристёгнут, решителен, летать хочу, аж пятки чешутся. Толян придерживает боковой трос, бздит от накала ситуации и не скрывает этого. В глазах Толяна я- опытный воздушный волк ( в активе-два десятка пробежек и пара-тройка подлётов). Надо сказать, что раньше, мы никогда не стартовали с самого верха, максимум с середины склона, поэтому, решаю оценить окружающую обстановку перед полётом. Ничто не напрягает, разве-что пасущаяся у кромки камышей отара, с пастухом, айгыром (самец ишака) и парой лохматых чабанских собак. Но, всё это далеко и нисколько не мешает. Улучив момент, когда ветер подвернул в лоб, несусь большими шагами вниз по склону, удерживая крыло от взмывания, выталкиваю его плечами вперёд, и в момент, когда бежать быстрее уже не в моготу, плавно отдаю ручку. О Боже, кто помнит свой первый полёт, поймёт меня, мир изменился, перестав быть плоским, неземное чудо полёта,-смесь восторга и ужаса, переполняет и разум и душу, ты летишь, почти как в тех снах, которые преследовали тебя с того времени, когда ты стал видеть и помнить сны. Рогал летел плавно вперед, как бумажный самолётик, запущенный с балкона детской ручонкой, тёплый воздух, поднимавшийся с прогретого летним солнцем, поросшего выгоревшей травой склона, не давал ему опускаться и дарил мне волшебные секунды полёта. В какой-то момент, я решил управлять процессом, и конечно же, всё испортил. Не начни я рулить, я бы так и перелетел балку поперёк, оставив под собой и низину и камыши и чабана и айгыра и собак, но, увы мне...! В результате моих рулений, получилась какая-то нелепая змейка, парочкой предштопорных ситуаций и выходом на глиссаду, в аккурат напротив отары, долететь до которой я и не чаял. Тут нужно сделать, маленькую сноску, в нейробиологию поведения крупных травоядных.:В мозгу беззащитных травоядных, на уровне архетипов и генетической памяти, заложен страх, перед спускающимися с небес, крупными объектами. Этот внутренний шухер, как я полагаю, происходит ещё с тех времён, когда предки нынешних, выродившихся до размера крупного индюка степных орлов, хавали мелких предков нынешних отожравшихся до неприличных размеров, травоядных. Лошадь, корова, ишак и даже овца, уже давно не входят в рацион современных летающих плотоядных (ну, разве только, в совсем уж детском возрасте), но травоядные, тем не менее, на стрёме. Не нужно думать, что если лошадь или ишак, активно уничтожают травяной покров, уткнувшись мордой почти в самую землю, то они не контролируют, то, что происходит вокруг. Нееее, у них глаза, расположены крайне удобно, для контроля задней полусферы, в том числе, и мозг, всегда на стрёме, даже если жрать очень хочется. Не верите?- Попробуйте подкрасться сзади к ишаку или лошади (рекомендую одеть бронежилет и шлем с забралом). В общем, ишак меня засёк заранее, он поднял голову и обернулся назад. В другом случае, он наверняка бы, махнул задними копытами, и рванул, спасаясь бегством, но в это раз, то ли айгыр попался любопытный, то-ли в результате необычности происходящего (человек падающий с неба), он тупо завис (креативный класс и прочие задроты-поклонники "Дождя", любят щегольнуть, умной фразой, "когнитивный диссонанс), овцы побежали, а айгыр остался. Окончательная траектория моего полёта, стремительно приближалась к точке, где у ишака, начинается хвост. Понимая, что если всё так и закончится, то придётся тупо валить из города, ибо такая слава, не покидает человека до конца его дней, я что есть сил, выпихнул трапецию. Аппарат взмыл слегка и опустился, огрев несчастное животное, трапецией по хребту. Думаете ослик кричит, иии-а! Не, это он в мультиках так кричит. В жизни, айгыр, обладает могучими лёгкими, мощными голосовыми связками и неукротимым желанием поорать. Это особенно ценят соседи владельца бодрого самца, просыпаясь с первыми лучами солнца от раскатистого рёва. А теперь представьте, что вы неожиданно прижали ладонь к раскалённому утюгу, который ещё вчера, забыла выключить ваша супруга (спасибо, милая), добавьте к вашему крику, звук надраенного до бела ,баса полкового оркестра, таки взявшего третью октаву, рёв гудка портового буксира и крик трёх десятков вувузел, в которые дунули накуренные вусмерть, болельщики "Манчестер юнайтед". С этим иерихонским рёвом, ишак понёсся в заросли камышей, не разбирая дороги(говорили, что хозяин, не мог больше месяца, поймать, совершенно разуверившегося в людях, бедолагу), овцы кинулись в рассыпную (каждый за себя), а собаки присев на задние лапы, задрали морды к небу и завыли, как обыкновенно собаки воют, когда кто-то преставился: надсадно, тоскливо и громко. Первым, пришёл в себя чабан, сначала, он было кинулся догонять пострадавшего, но куда там! В волнах раздающихся в стороны камышей, меж кисточками их верхушек, только изредка мелькал, кончик задранного вверх хвоста, да был слышен, полный боли и ужаса, удаляющийся рёв. Потом, чабан обернулся и изрыгая матюки и проклятия, побежал ко мне, с явным намерением, испробовать на моём молодом теле, прочность имевшегося у него в руках, крепкого, отполированного на овечьих спинах посоха. Собаки, прервав тризну, с энтузиазмом присоединились к хозяину.
Кто нибудь пробовал по ровной поверхности разогнаться так, чтобы дельт взлетел? А? А в гору? А?! А у меня получилось!!! Я бежал, по склону, с дельтой на горбу, почти не касаясь от земли. Собаки меня мотивировали, очень. Не то, чтобы они хотели меня порвать, нет, я думаю, что им просто было по приколу, погонять по горе, чувака, со странной фигнёй, похожей на крылья. Так и добежали-долетели, до самого верха, где собаки, утратили ко мне всяческий интерес. В тот день, я больше не летал :)

Aleksi
Posts:29
Joined:17 Nov 2008 06:54
Location:г.Якутск
Contact:

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Aleksi » 10 Dec 2014 07:16

Расказ не мой, но мне нравится. Думаю его вполне можно здесь разместить.
Жаль только концовка печальная.

Как меня учили летать на дельтаплане.
К двадцатилетию моего первого полета.
Летать на дельтаплане - это совсем просто! Просто нет ничего проще чем летать на дельтаплане! Это естественно и совершенно экологически безопасно. И это даже просто удивительно, что еще не все люди летают на дельтапланах. И это даже просто жаль, что у нас теперь нет комсомола. А как было бы хорошо кликнуть всем - Комсомолец! На дельтаплан! И взвились бы в небо косяки и стаи разноцветных аппаратов и миллионы (!) юношей и девушек познали бы восторг полета и счастье мягкого приземления. А какие замечательные плакаты можно было бы нарисовать?! А какие фильмы можно было бы снять?! Да! …
Ну, так вот. Иду я как то по городу и вижу на столбе развеваемый ветром клочок бумаги с текстом: "Кто хочет научиться летать на дельтаплане- приходи в клуб "Майский жук "". Вообще-то, по гороскопу я рыба, рожденная в год змеи. Так что мое предназначение исключительно ползать, или, иногда, плавать в мелком бассейне и объявление это на меня особого впечатления не произвело. Но… Жил я в этом городе совсем недавно. Ни друзей, ни знакомых еще не было. Почему бы не пообщаться с этими "жуками", подумал я, заодно и что такое дельтаплан узнаю!?
Дельтаклуб оказался пропахшим канализацией подвалом, в котором суетилось человек восемь, надо полагать, дельтапланеристов. Под ногами вились стаи блох. Нас, попавшихся на объявление, было трое - я и еще два парня лет 22-23-х - Вася и Леха. Внимания на нас никто не обращал и мы весь вечер прослонялись по подвалу дурея от собственной никчемности и запаха дерьма. И когда мы уже решили было разойтись по домам к нам подошел парень с отвлеченным взглядом, как потом оказалось, председатель клуба, и спросил:
- Новички? Десять рублей вступительный взнос и по два рубля каждый месяц. Каждую среду клубный день. Явка обязательна. В субботу-воскресенье, если ветер с югов - полеты. Сбор на Горе.
И принялся объяснять, как на эту самую Гору проехать. От неожиданности рот у меня открылся, но сказать я ничего не мог - какие полеты?! Какая гора?! Я еще дельтаплана то не видел и вдруг полечу?! Я растерянно поглядел на Васю и Леху. Но Вася выглядел страшно обрадованным и преисполненным энтузиазма, а Леха был невозмутим, как будто он уже раз сто летал на этом самом дельтаплане. И тут я засомневался в правильности выбора компании и серьезности всего происходящего.
Но в субботу, 21 ноября 1981 года, встал пораньше и заварил в термосе чай. По радио сказали, что ветер как раз южный, 7-14 метров в секунду. Что это значит я пока еще не понимал, но как только я вышел на улицу лицо и глаза мои были сразу залеплены снегом и я решил, что сегодня можно вполне безопасно ехать на Гору - вряд ли такая кутерьма может оказаться летной погодой. И я поехал.
Наша компания новичков собралась уже по пути на Гору и по пути же к нам случайно присоединился председатель Женя. Взгляд у него сегодня был уже не столь отсутствующим и он поделился с нами своими впечатлениями о том как в прошлые выходные врезался в землю и остался цел только благодаря тому, что вовремя сообразил сгруппироваться. Я не особенно внимательно его слушал, мне казалось, что все это далеко от меня и, может быть, даже совершенно меня не касается.
- Чтобы врезаться в землю надо сначала взлететь, - рассуждал я. -А как я могу взлететь, если я еще и дельтаплана то не видел.
Вобщем, я был спокоен.
Наконец, мы прибыли на Гору, которая на самом деле оказалась обрывистым берегом долины небольшой речушки. Высота, или вернее, глубина обрыва была метров тридцать-сорок. Внизу простиралось слегка припорошенное снегом болото, за которым протекала сама речка. Ветер, и без того довольно сильный, разогнавшись в долине и спрессованный обрывом просто валил с ног, а снег не давал открыть глаза. Эта замечательная погода окончательно успокоила меня - было совершенно ясно, что полеты в такой день не могли бы даже и присниться.
По гребню оврага, или, по мнению дельтапланеристов, Горы, бродили задумчивые люди. Объединяющий их всех род тоски во взгляде не оставлял сомнений - это дельтапланеристы. И я тоже напустил на себя некое подобие грусти. На всякий случай - ведь было ясно, что сегодня это мне ничем грозить не будет, так почему бы и не поддержать компанию?! Компания же тем временем, немного поговорив между собой, назначила ответственного за сегодняшние безобразия и гордо назвала его Руководителем Полетов, или, короче, РП. И, чтоб служба медом не казалась, послали его на "Учебку" разведать как там обстановочка. "Учебка" - это менее крутая часть обрыва метров на триста левее того места, где мы стояли. Все остальные дружно решили, что летать сегодня нельзя и пошли пить чай в сарай, где хранились дельтапланы. В затишке сарая народ несколько повеселел, все достали термоса и бутерброды. Я тоже немного расслабился - кажется, сегодня пронесло. Один только Вася пытался изображать неукротимый энтузиазм и искреннее огорчение. Леха был невозмутим. Остальных я еще не знал, да и не особенно ими интересовался. Ведь они не перворазники, а уже бывалые пилоты. Вобщем, это были люди из совершенно другой песочницы.
Прибежал РП:
- У-ух! Ну и погода! Нормальные люди в такую погоду по домам сидят и водку жрут.
- Где ты видел здесь нормального человека? - отозвался круглолицый румяный мужичок лет сорока...
И пошел вялый разговор между прихлебываниями чая:
- Да, дельтапланеризм - это диагноз.
- Нет мужики! Мы то как раз самые нормальные люди! Это остальные дураки!
- Да нет мужики, это все от комплекса неполноценности происходит…
Однако было заметно, что разговор происходил сам по себе, люди же в это время были заняты какими то своими мыслями. Такими, которые они не произносили вслух.
Тут я сделаю небольшое отступление и сообщу вам, что сильно ошибаются те, которые думают, что дельтапланеристы летают на дельтапланах. Я тоже так думал и тоже ошибался. На самом же деле оказалось, что дельтапланеристы летают на "аппаратах". А дельтапланами эти аппараты называют только прапорщики из ДОСААФа и прочие темные люди. Ну, и поскольку мы с вами уже дошли до того, что пьем чай с пилотами на Горе, то в дальнейшем будем называть аппарат именно аппаратом, а дельтаплан оставим для особых протокольных случаев.
Наконец один из пилотов задумчиво, как бы про себя, произнес:
- Пойти хоть поучить молодых аппарат собирать что ли?…
Эти слова вызвали у всех врыв энтузиазма .
- О! Точно! Снесем аппарат вниз и пусть там колупаются!
Я тогда еще не знал, что такое собирать аппарат на морозном ветру голыми руками, но инстинктивно пожалел себя.
Точку в колебаниях поставил РП:
- Только не летать! - крикнул он и уселся пить чай.
Эти слова решили нашу судьбу. Сопровождаемые плотоядными шутками, окруженные толпой людей, привыкших к лошадиным дозам адреналина, мы, трое новичков, вышли из уютного сарая и поперли длинный сверток с торчащими из него концами тросов и труб, в сторону Учебки. Снег лепил глаза. Обледенелая земля делала наши шаги неверными. Дышать было трудно - ветер вырывал воздух из легких как из трубки Пито. Предчувствие чего-то неизвестного и совершенно необычного заполняло грудь металлическим холодом…
Учебка действительно оказалась более приятным местом, чем крутой обрыв основной Горы. Здесь овраг образовывал как бы залив, в котором выдавался вперед язычок, крутизна которого была не более, примерно, градусов 35-38. Но мы до этого пологого язычка не дошли. Злые дельтапланеристы просто показали пальцем вниз в том месте где мы вышли на гребень Горы-оврага и мы пошли вниз по самой круче. Правда, прошли мы всего шага три-четыре. Дальше все дружно поскользнулись на обледенелом склоне и быстро спустились вниз на задницах. Аппарат при этом не пострадал. Радостные энтузиасты-инструкторы проделали тот же путь почти также, но с более счастливыми лицами - все таки мы упали первыми и первый раз. Таким образом мы оказались на покрытой снегом и льдом узкой полосе земли между крутым склоном Горы-оврага и болотом, устилавшим дно долины. Ветер здесь был потише. Но все равно это был сильный ветер с температурой воздуха градусов пять ниже нуля. Положив аппарат на землю мы притихли. Наступал Момент и все это понимали. Даже Васька притушил свой энтузиазм.
Вперед вышел доброволец-инструктор, пилот из нашего клуба по имени Толя и сказал:
- Ну-у, голуби мои сизокрылые, для начала поучимся собирать и разбирать аппарат. Перчаточки снимаем и приступаем.
И мы приступили. Развязав штук пятьнадцать всяческих веревочек и тесемочек мы увидели на земле дюралевые трубы и пластиковые трубочки, какую то латанную-перелатанную болоньевую ткань, массу спутанных тросов, железок и болтов. Как из этого можно создать нечто летающее было совершенно непонятно. К счастью, нашего понимания и не требовалось. Толя тыкал пальчиком в перчатках в какую-нибудь штуковину и мы голыми руками на холодном ветру брали ее и делали что нам Толя говорил. Через минут тридцать мы собрали нечто очень печальное… Оно стояло и шумно трепыхало на ветру. Если бы это был автомобиль, то его непременно назвали бы "Антилопа Гну". Но это был не автомобиль, хотя у него и были два колеса от детского самоката. Если бы это было нечто водоплавающее, то оно бы называлось чем нибудь вроде "Каракатицы". Но это был дельтаплан! Простите, аппарат. И как оно могло называться было совершенно непредставимо.
Надо сказать, что пилоты - народ нелишенный некоторого романтизма и любят давать своим аппаратам ласковые и нежные имена. У нашего аппарата наверняка тоже когда то было такое имя, но по прошествии многих лет его жизни, а для аппарата это почти века, первоначальное его имя забылось. Вместо этого у него появилось несколько прозвищ. Так что на горе его называли: Утюг, Луноход или Рогалет. И все эти имена, перемежаемые добрыми, но достаточно ехидными, шутками полетели на нас со всех сторон. Но нам уже было не до них. Мы отогревали окоченелые и израненные руки и с недоверчивым подозрением глядели на Это.
Недоверять и подозревать было отчего. Деревянная телега по сравнению с Этим выглядела бы верхом изящества и технического совершенства. Всю конструкцию аппарата можно описать исходя из знаний геометрии за шестой класс - от носа аппарата исходят три луча-трубы, образуя угол примерно в девяносто градусов, разделенный биссектрисой, которая называлась килевой трубой. Боковые трубы назывались консолями. Поперек этих трех труб крепилась еще одна поперечная труба. Таким образом конструкция приобретала жесткость. Место пересечения килевой и поперечины называлось центральным узлом. Сверху к этому узлу крепилась мачта с тросами для растяжек, а снизу в узел упирался треугольник, который мудрые дельтапланеристы называли трапецией. И, наконец, между консолями и поперечиной, как перепонки на гусиных лапках, был натянут парус из болоньи. Вернее, парус был натянут на трубы, а между трубами ними он был прослаблен и громко хлопал на ветру.
Однако долго созерцать эту вершину развития человеческого стремления в небо нам не удалось. Толя дал команду:
- Собрать аппарат!…
Странные люди эти дельтапланеристы! Оказывается, сборка аппарата, т.е. приведение его в состояние, в котором он способен летать, у них называется "Разобрать аппарат". В то время как разборка аппарата, т.е. укладывание его в пакет - "Собрать аппарат".
Потом раздалась команда:
- Разобрать аппарат! - потом опять собрать, потом опять разобрать… .
Вобщем, хотите верьте, хотите нет, а я вполне прилично усвоил устройство аппарата, но пальцы к этому времени перестали гнуться и что либо чувствовать и были исколоты тросами в кровь.
Однако, уже всем было ясно, что тема себя исчерпала и народ жаждал новых зрелищ. Совет добровольных инструкторов решил, что нас вполне можно подвесить к аппарату и отрабатывать технику управления. Только не пугайтесь, люди. В слове "подвесить" не оказалось ничего дурного. Просто дельтапланеристы летают на своих аппаратах именно в подвешенном состоянии в буквальном смысле этого слова. - Одевают на себя сбрую, называемую "подвеска", подвешиваются к килевой трубе и висят. То есть висели мы, новички. А вообще то, подвешиваются и летают.
Как оказалось, управляют аппаратом при помощи задницы. Может кому-нибудь это и покажется странным, но я в этот день уже ничему не удивлялся - задом так задом. Просто смещаешь зад в ту сторону куда хочешь повернуть и аппарат должен последовать за ним, за задом. И мы все трое поупражнялись в перемещении задницы в подвешенном к аппарату состоянии. И хотя звучит это довольно просто, на самом деле нам пришлось достаточно попотеть отрабатывая инструкторские вводные - поворот направо, поворот налево. Тем более, что для того, чтобы зад ушел в одну сторону нужно отталкивать трапецию совершенно в другую. Но, наконец, и эта часть представления окончилась и веселый гогот зрителей поиссяк.
Следующим номером программы оказались пробежки. Дело в том, что для того что бы аппарат смог оторваться от земли его надо разогнать до скорости отрыва. Это примерно 35-45 км/час относительно воздуха. Поскольку мотора у аппарата нет, то разгоняет его сам пилот своими собственными ногами. Бежать надо, естественно против ветра, что бы скорость ветра сложилась со скоростью разбега. При этом надо держать в руках аппарат за стойки трапеции и одновременно управлять углом атаки аппарата так что бы он и в землю не воткнулся и назад не опрокинулся и позволял бы достаточно быстро бежать. Вес нашего "Лунохода" был около 40 килограммов. Прибавьте к этому парусность крыла и сильный, рваный ветер… . В общем, это было сильно похоже на цирк и всем было весело. Про себя говорить не буду. Наконец мы научились пробегать с аппаратом по нескольку шагов, а Васе удалось даже добежать до болота и … конечно, упасть в него. Это спасло остальных от продолжения упражнения. В общем, выходило так, что всю наземную подготовку мы уже прошли и так как погода была нелетная, то делать нам уже было нечего. Я размечтался об уютном сарае и остатках чая… .
Но тут одному из бывалых пилотов пришла замечательная идея - поднять аппарат на Учебку и, так как ветер был достаточный для отрыва аппарата прямо на месте, потренировать нас почти в состоянии полета, придерживая аппарат по консолям и носу. Эта сумасшедшая идея была сразу всеми поддержана и аппарат общими усилиями человек десяти вцепившихся в него людей был затащен на вершину Учебки. Вернее, это аппарат затащил людей наверх.
Высота Учебки пониже основной горы. Но когда тебя пристегнут к аппарату и поднесут головой вперед к началу спуска то кажется что под тобой уже ничего нет и высоту воспринимаешь совсем по другому. Врать не буду - было страшно. Но, почему то, совершенно необъяснимо для меня, хотелось проделывать эту процедуру вновь и вновь. Это было интересно и захватывающе. Наверное, мы уже стали отравляться адреналином. Я даже повеселел и когда все устали и пора было собираться домой стало немного жаль. Однако собрать аппарат на гребне Учебки было невозможно из-за сильного ветра и мы решили снести его вниз и проделать эту операцию там.
Помощников на сей раз почти не осталось. Нас было всего пять человек, трое новичков, инструктор Толя и еще один пилот тоже по имени Толя, но из другого клуба. Мы дружно взялись за боковые и носовые троса аппарата и попытались снести его вниз. Но сделать это оказалось не просто - аппарат или клевал носом или вырывался наверх. После нескольких неудачных попыток Толя, тот, который из другого клуба, предложил подвесить одного человека к аппарату, чтобы он немного управлял им в потоке и сносить аппарат в полупилотируемом режиме. Решили, что подвесить нужно самого легкого и самым легким оказался я. Трудно предположить, как такое незначительное обстоятельство как вес в 58 килограммов может повлиять на твою жизнь и здоровье. Однако не пренебрегайте мелочами…
Итак, меня полностью экипировали к "полету" - подвеска, на голове шлем, карабин уже пристегнут и мне оставалось только перейти в лежачее положение. Душа была полна ощущением своего счастья - ведь я почти слечу с горы, а все остальные будут идти пешком и только держаться за аппарат, управлять которым буду я. Инструктор дает последние наставления, все стоят по местам и держат аппарат - на правой консоли второй Толя, на левой Леха. На передних тросах Вася. Толя-инструктор подстраховывает меня у трапеции. Мы пошли. Кажется, идея оказалась правильной и нам даже удалось пройти несколько шагов как вдруг … Толя на правой консоли поскользнулся и … упал. Если бы он не отпустил трос, то просто повис бы на консоли и ничего бы не случилось. Но он инстинктивно, стремясь подставить при падении руки, разжал их! Консоль, оставшись без веса стала задираться. И я и ребята отчаянно пытаемся как то выровнять аппарат но это было совершенно невозможно. Еще немного и аппарат опрокинется, а мое легонькое тельце начнет биться по всяким железкам и тросам. В это время отвалившийся от аппарата Толя беспорядочно скользит по обледенелой горе и кричит Лехе что бы тот отпустил и левую консоль, (для равновесия). Леха через несколько мгновений отпускает консоль и аппарат удается немного выправить. Но сил оставшихся людей не хватает для удержания аппарата и … я услышал глухое "у-ух" и через несколько мгновений страшно далеко внизу увидел небольшую горку и маленьких людей на ней… И тишина… Потом я начал различать свист ветра в тросах. Потом …, нет дорогой читатель, сейчас я прерву свое повествование, а вы сами попробуйте представить себе ситуацию.
Даже если вы ничего выше абажура не можете себе представить, все равно, кое-что вы все-таки должны понять. Итак, с одной стороны - погода запредельная, совершенно нелетная даже для опытных пилотов на хороших спортивных аппаратах. С другой стороны - человек, впервые увидевший дельтаплан, подвешенный в качестве балласта к аппарату, летные качества которого можно сравнить разве что со способностью утюга плавать. Ситуация понятна? Поразмышляйте над этим, а я пока ставлю многоточие… .
Я испугался не сразу. Я испугался потом и боюсь до сих пор. А тогда я просто испытал взрыв восторга, но к счастью не позволил себе отдаться этому чувству в полной мере и продолжал парировать то один то другой крен. Почему-то аппарат начисто не хотел лететь ровно и прямо. И тут до меня дошло - а ведь кроме отработки кренов я даже теоретически ничего не знаю, а про практическое умение и говорить нечего. Что, собственно, нужно делать. Как на этом самом аппарате летать? А главное - как его сажать?! Аппарат поднялся в динамическом восходящем потоке, который образуется над всяким препятствием на пути ветра, и застыл на месте - сильный встречный ветер не давал ему пробиться вперед и хотя бы уйти из зоны динамика. Счастьем, как я теперь понимаю, было хотя бы то, что его не сносило назад, где меня мог прихлопнуть ротор, образующийся за гребнем горы. Я просто парил и не знал как это прекратить. Постепенно я все же догадался немного взять ручку на себя (уменьшить угол атаки) и пробиться на несколько десятков метров вперед и даже немного снизиться. Появилась надежда, что все окончится благополучно и я немного потерял бдительность. И напрасно. Очередной порыв ветра завалил меня на правое крыло. Я начал парировать крен, но слишком поздно. Аппарат развернуло по ветру и с огромной скоростью понесло на склон!...
Дорогой читатель! Если вы думаете, что я пишу эти строки, что бы познакомить вас со своими чудесными фантазиями - вы ошибаетесь. Чудес не бывает. Бывают непознанные закономерности, недоучтенные факторы и т.д. и все что хотите. И не ждите от меня, что человек, пристегнутый к аппарату в качестве балласта, нечаянно воспаривший в запредельную погоду вдруг возьмет да и приземлиться и останется живым и здоровым, даже не зная как управлять аппаратом по тангажу - нет, этого не будет. Будет только правда! А она …
Я понял, что аппарат неуправляем. Через несколько мгновений я врежусь в землю и … , нет, не будем об этом, я тогда еще просто не знал чем это кончается. Мне почему-то казалось, что я всего лишь сломаю себе шею или руку. Мысль о том, что это все и даже больше, можно сломать одновременно, к счастью, тогда меня не посетила. Итак, я несусь на склон, в мозгу стучит попеременно "рука", "шея", "шея", "рука", и вдруг перед самой землей вспоминаю Женьку с его рассказом про группировку и мне показалось, что я сам себе закричал: "Группируйся!" и в последний миг я сгруппировался!…
А вот теперь та самая правда! Впрочем, если вы человек не совсем глупый, вы можете в нее и не поверить. Я бы тоже не поверил, но мне деваться некуда, потому что я остался ЖИВ! Я не сломал себе руку. И я не сломал себе шею. Как потом оказалось, я даже не поцарапался. Только стекло на моих часах немного треснуло. Аппарат врезался в Землю, я прокачнулся на подвеске и головой (в шлеме, конечно) погнул килевую трубу. Ветром аппарат перевернуло на мачту. и я повис вверх ногами на трапеции, запутавшись в подвеске. Абсолютно не понимая через какое испытание только что прошла рубашка, в которой я родился, я стал отчаянно пытаться выпутаться из всяких веревок и тросов, опутавших меня. Это никак не удавалось. Люди же, столь неосторожно упустившие меня в небо, стояли застыв в каких то нелепых позах. Наконец, я не выдержал и заорал. Это произвело на них должное впечатление и они, наконец, побежали ко мне и вытащили из остатков небесного объятия. Никаких шуток и подколов не было. Просто они смотрели на меня с каким то подозрением, как будто я мог их ударить….
Еще много лет я носил часы с треснутым стеклом как талисман, пока мне их в конец не разбили в банальной кабацкой драке. За те годы, что я летал, мне несколько раз пришлось видеть, как опытные пилоты на хороших аппаратах в приемлемую погоду врезались в склон и … последствия были самыми грустными. Как вам посчастливилось прочитать эти корявые строки, я до сих пор не понимаю. Но все-таки рад за вас. И за себя тоже!
Так мы находим дорогу в небо. Таковы наши пути в небе.
PS.
Толя Кевшин. Разбился в 1982 году.
Толя Баринов. Разбился в 1987 году.
Васька Спиридонов. Разбился в 1996 году.

Aleksi
Posts:29
Joined:17 Nov 2008 06:54
Location:г.Якутск
Contact:

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Aleksi » 11 Dec 2014 09:34

Кстати про встречу с землей.
Был свидетелем одной предпосылки к ЛП. Было это году в 1981. После старта с высоты примерно 50м и ухода от склона. Аппарат, назывался он «New standart», вошел практически в отвесное пикирование и врезался в землю. Пилот в подвеске в результате прокачки пробил шлемом килевую трубу, парус и вылетел на обшивку с верху. И ни одной царапинки. Пилот Ярыгин Леонид Степанович основатель первого в Якутске дельтапланерного клуба, член ФДС СССР. Аппарат этот за год примерно до этого был приобретен в Москве, подозреваю, что у Кареткина и раньше ничего подобного не выкидывал. После столкновения с землей, в каркасе аппарата из целых труб осталось всего штуки три, две из которых много лет спустя летали на моем X-7 . Парус был аккуратно снят с обломков каркаса, для него изготовили новый каркас и он еще примерно год летал пока в полете не порвался парус. Причину клевка тогда установить не смогли. Антипикушками в то время аппараты не комплектовались.

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Валерий С » 12 Dec 2014 17:02

Обсуждением летних планов навеяло...

Над Сиднеем солнце всходит
Утконос сопит в пруду
Я не еду за границу
Курс валюты стерегу.

Если б доллар был по двадцать
Мне б в Америке летать
Чтоб флоридских крокодилов
Триколором запугать.

Если б евро был по тридцать…
В Грейфенбург бы… поучиться…
Но - не ждать меня Герольфу,
Я - в Можайке.

Сколько-сколько?
Баррель будет сорок восемь?
Все равно Лайтспид не бросим!
Если ж будет двадцать пять…
УТ ягодка опять!
могу ошибаться

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Олег из Саратова » 12 Dec 2014 18:08

Юра встал ещё затемно. Чтобы не разбудить жену и детишек , неслышно оделся и выскользнул за дверь. Там его со вчерашнего дня дожидалось всё, что нужно для хорошего продуктивного отдыха. На остановке в такой ранний час никого не было. Машин на дороге было мало. Одинокое такси с зелёным огоньком медленно проехало мимо, ожидая от стоящего на обочине сигнала подвести. Но вот из-за поворота показался дежурный автобус. Всё шло по плану.
От конечной остановки к реке спускалась узкая тропинка. У воды , вытряхнув из мешка надувную лодку, Юра вставил в неё штуцер насоса и стал качать. На востоке уже появились первые признаки начинающейся зари. Предрассветную тишину нарушали лишь пара комаров (как же без них) и чавкание насоса. Водная гладь отражала огни порта не противоположном берегу и угасающие звёзды. От воды приятно пахло свежестью, рыбой и тиной. Предвкушая предстоящий улов , Юра , с наслаждением , разглядывал свою новую карбоновую удочку. Наконец , лодка приобрела необходимую упругость. Юра уложил в неё все свои снасти и отчалил.
На том месте , где обычно любил рыбачить Юра, уже стояли на якоре несколько лодок. Юра насадил на крючок наживку и опустил её в воду.
Прошло часа три. Солнце давно взошло и нежно согревало своими лучами мирно дремавших рыбаков. В садке у Юры уже лежали пара судаков и щучка. Кроме удочки Юра запустил ещё закидушку, конец лески которой он намотал на палец. Юра перекусил парой бутербродов с колбасой и время от времени проваливался в приятную негу безмятежного сна. Юре снилось море. Белые барашки солёных волн набегали на бетонные волнорезы с шумом разбивались о них , выбрасывая в небо миллиарды сверкающих на солнце брызг, и накатываясь на берег шуршали разноцветной галькой. Юра рассекая волны мчался на белоснежной яхте, держа в одной руке штурвал, а в другой загорелую блондинку в бикини. Откуда -то с боку послышался звук приближающейся моторной лодки. Но до неё ли теперь когда рядом такая красота. Но звук всё ближе и ближе. Юра уже не понимал во сне это или наяву. Звук быстро приближался. "Этот придурок мне всю рыбу распугает"- подумал Юра и хотел было привстать , чтобы увидеть этого шалапутного. Но только он открыл глаза , тут же над собой он увидел нечто огромное, закрывавшее собой всё небо. Юра вздрогнул от неожиданности. Животный ужас охватил всё его тело. Эта хрень с огромными крыльями, как ему показалось, стремительно набросилось на него. И чтобы отбиться , Юра замахал руками и ногами , попятился боком и вывалился из лодки в прохладную освежающую воду. Сон как рукой сняло. "Что это было?"- подумал Юра, пытаясь забраться обратно в лодку. Рыбаки в соседних лодках умирали со смеху показывая руками в сторону удалявшегося дельтаплана. Юра пытался вспомнить самое страшное ругательство, но ничего не приходило ему в голову кроме: "Ерша тебе в ж...пу!" Весь улов уплыл, новая удочка потеряна. Юра почувствовал как что-то тянет его за палец. Он достал закидушку. На крючке болтался маленький подлещик. Юра сорвал его с крючка и в сердцах швырнул его в сторону, куда улетел дельтаплан. Всё что было в лодке пошло ко дну. Юра снял мокрую одежду, как мог отжал от воды и погрёб к берегу. Вытаскивая лодку на берег он увидел как на одной из лодок рыбак вышел на нос лодки и согнувшись стал поднимать якорь. Дельтаплан делал второй заход...
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Байки дельтапланеристов

Post by Sergei » 18 Dec 2014 02:49

Читал, долго плакал. Все-таки люблю дельтапланеризм, что ни говори... Спрашиваю как-то у знакомого естественный вопрос - Ну как ты, в смысле, поживаешь? - Да, говорит, в течение многих лет долго решал: ЛЕТАТЬ ИЛИ ПИТЬ. И наконец, говорит, после долгих раздумий Я РЕШИЛ - ПИТЬ. Пил, говорит, лет шесть, рассказывает такие подробности, типа, в правом углу трапеции тихо трещал вариометр, и т.п. Наконец, говорит, протрезвел - а у него в собственности - аэродром, несколько аппаратов, планеров, два самолета АН-2 и ДВЕ ЖЕНЫ! Спрашиваю у него: - Так ты че такое пил? Выкладывай давай! Но че-то гад пока не признается... :sad:

Post Reply