Олег из Саратова wrote:Стоит изменить угол атаки крыла - лопух начинает создавать момент, который стремится вернуть угол к первоначальному положению. Только этот момент будет немножко меньше,чем у обычного лопуха.
Именно об этом я и пытаюсь сказать.
И этого уменьшения могло в Вашем случае оказаться достаточно для того, чтобы кривая mz по альфа перестала быть монотонно убывающей в эксплуатационном диапазоне углов атаки, и на ней появились локальные участки с положительным градиентом (судя по характеру усилия на ручке).
Тут такое дело, вопреки расхожему мнению, что статически неустойчивым ЛА по углу атаки управлять невозможно - управлять им по факту реально можно, всё зависит от степени неустойчивости, т.е. от величины производной dmza/dCya. Более того, эта производная, опять же вопреки расхожему убеждению, чаще всего не является постоянной, а зависит от угла атаки (т.к. и Cya и mza строго говоря имеют нелинейный характер, а не так как их в учебниках
идеализируют линеаризируют). Поэтому при снижении запаса продольной статической устойчивости (например, за счёт уменьшения крутки) сначала вся эта "волнистая" кривая mz "ложится" всё более горизонтально, и начинают появляться участки с положительным градиентом, т.е. с локальной потерей устойчивости. Таким крылом управлять ещё можно, но вести себя оно начинает как-то странно. При дальнейшем усугублении общий характер наклона кривой становится всё более и более положительным, аппаратом становится управлять всё труднее и труднее, но всё ещё возможно. Но если довести этот наклон кривой mz до греха (для самолётов нормальной схемы ц.т. позади фокуса более чем на 3-5% САХ) то вот тогда уже лётчик начинает раскачивать ЛА по углу атаки.
Олег из Саратова wrote:Вот крутка и создаёт эффект S-образности. В 30-х годах немцы Хортен делали планеры типа летающее крыло с симметричным профилем, но с круткой. Очень хорошо летали .
Совершенно верно. Крутка и S-образность - это два разных способа достижения одного и того же: кабрирующего момента крыла на угле атаки нулевой подъёмной силы, и как следствие - отрицательного наклона кривой mz по альфа.