Навигация в полёте и не только

Интересные темы и обсуждения, не вошедшие в другие разделы

Moderators:SysTry, lea, Andrew

aleksey_t
Posts:7
Joined:23 Feb 2014 13:20
Навигация в полёте и не только

Post by aleksey_t » 23 Feb 2014 14:08

не все сообщения отображаются: какой-то глюк в теме.
все сообщения можно прочитать, если внизу выбрать "показать сообщения за..." - "3 месяца", "6 месяцев", "1 год" - точно выводится вся переписка, другие варианты не проверяла.
еще можно смотреть по прямой ссылке: viewtopic.php?f=4&t=2686&st=365

Ksu


Приветствую,

Я сам не летаю, я инженер и делаю вот такое приложение под Андроид для навигации: https://play.google.com/store/apps/deta ... b2.compass

Это очень простой способ навигации: вы ставите точку, стрелка показывает направление куда вам передвигаться и расстояние до этой точки. Изначально делалось для мотоциклистов, мотоциклисты иногда падают с мотоциклов, получают травмы, поэтому приложение ещё умеет делать следующее: даже если разбит экран смартфона, если этот смартфон потрясти, то он отправит СМС с текущим местоположением на предустановленый номер телефона, либо сам посмотрит в телефонную книгу и решит куда отправить СМС. Человек получивший СМС сможет определить местоположение человека со смартфоном. Ну и вообще вы можете свободно обмениваться между собой точками с помощью СМС.

Это полное описание приложения: обмен точками, навигация до этой точки, плюс сигнал бедствия. Приложение беплатное, без рекламы, с открытым исходным кодом, под свободной лицензией.

Не очень давно один мой товарищ сказал мне, что подобная штука могла бы пригодиться дельтапланеристам, но в подробности не вдавался. Я почитал форум, но не смог сразу вникнуть в специфику, есть несколько вопросов:

1) Как я понял, дельтаплану нужны в основном треки, а не точки. причём не только импорт в прибор, а ещё и запись трека с последующим экспортом. Для соревнований - понятно зачем, но я уверен, что это не мой случай. Может быть для чего-то ещё?

2) В IQ Basic GPS я увидел скорость в двух разных единицах: м/с и км/ч. Насколько показания скорости важны для дельтаплана и в каком виде?

3) Высота - судя по форуму, нужна для соревнований (не мой случай), запись о высоте должна быть в треке. Текущую высоту можно просто показывать на экране, но есть одно но: я не знаю насчёт спортивных приёмников, но GPS-приёмники потребительского уровня могут дать погрешность в 30-40 метров или около того. Т.е. пользоваться им как альтиметром я бы не рекомендовал. Опять же, насколько это важно?

4) Вероятно я упустил что-то ещё важное, буду благодарен если вы мне на это укажете.

Edit: 5) Ещё один важный вопрос: в текущем виде постоянно запущенное приложение (включён экран, включён GPS) выест 1200mA аккумулятор смартфона где-то за 4 часа. Хотелось бы узнать варианты по питанию приборов на борту и насколько такое энергопотребление вообще приемлемо.

Если кому-то интересно это приложение - буду рад пообщаться в этом форуме, либо по емейл (есть на странице приложения). Если оно может быть полезно для дельтапланеризма, но чего-то не хватает - есть возможность доделать нужное.
Last edited by Ksu on 24 Feb 2014 22:34, edited 1 time in total.
Reason: некорректное отображение темы в связи с возможным техническим сбоем. все пояснения - в начале сообщения.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Навигация в полёте и не только

Post by faiwer » 23 Feb 2014 15:44

Рекомендую не перегружать приложение лишними функциями. Если вдуматься - что нужно пилоту от "навигатора", то мы сразу приходим к ПО для Flymaster NAV, CompeGPS и пр. крутым штукам. А в них этой логики, индикаторов и пр. выше крыши. Судя по вашему описанию, у приложения совсем иная задача. Записывать и экспортировать треки умеют и другие приложения. В общем не стоит перегружать приложение левым функционалом, который лучше реализован в спеицализированных приложениях.

У меня вопрос, по поводу потрясти - а если случайная тряска - он тоже отправит смс? Можно настроить как нибудь типа "потрясти последовательно 3 раза в течении 15 секунд" или типа того? А то ложных срабатываний может быть много (пока едешь в каком-нибудь камазе на старте, в турбуляке и т.д.).

Использовал свой старый Samsung Galaxy Nexus как варик-жипс в течении месяца, пока не купил фломастер. В общем треки писал он поганые. В качестве определения взял ли точку на маршруте соревновательном ещё сгодится, а вот для детального анализа своих ошибок нет. Часто теряли сотни метров за одну точку, постоянно тупил с высотой и скоростью. Насколько я понимаю, в мобильники просто не ставят достаточно чувствительных GPS-датчиков и барометрических (у нексуса есть бар.датчик), чтобы мобильник смог сыграть роль полноценного прибора.

Хотя возможно я ошибаюсь и часть смартов вполне сгодятся для этих целей.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Навигация в полёте и не только

Post by faiwer » 23 Feb 2014 15:47

Забыл отметить. Использовал свой старый Samsung Galaxy Nexus как варик-жипс в течении месяца, пока не купил фломастер. В общем треки писал он поганые. В качестве определения взял ли точку на маршруте соревновательном ещё сгодится, а вот для детального анализа своих ошибок нет. Часто теряли сотни метров за одну точку, постоянно тупил с высотой и скоростью. Насколько я понимаю, в мобильники просто не ставят достаточно чувствительных GPS-датчиков и барометрических (у нексуса есть бар.датчик), чтобы мобильник смог сыграть роль полноценного прибора.

Хотя возможно я ошибаюсь и часть смартов вполне сгодятся для этих целей.

aleksey_t
Posts:7
Joined:23 Feb 2014 13:20

Re: Навигация в полёте и не только

Post by aleksey_t » 23 Feb 2014 16:04

@faiwer

От ложного срабатывания есть предохранитель: перед тем как трясти, надо несколько раз нажать кнопку питания, тогда приложение "взведётся", потрясти - включится и начнёт получать текущее местоположение, когда получит - отправит СМС. Если повторить процедуру - отправит на следующий номер эмулируя широковещательный сигнал, и так по кругу используя номера из телефонной книжки. Последнее можно отключить в настройках - будет отправлять только на один номер.

Сразу не написал потому что не хотел перегружать пост лишним, в самом приложении есть описание и я стараюсь поддерживать вики с документацией что как устроено внутри и снаружи: https://bitbucket.org/alekseyt/compass/wiki/Home (английский). По этой функции: https://bitbucket.org/alekseyt/compass/ ... ementation


По поводу треков и лишних функций: мне бы хотелось выяснить что необходимо на шкале "не нужно" - "хорошо бы иметь" - "обязательно нужно". Если в основном летают по трекам, то писать/читать треки с технической точки зрения не очень сложно, и точки автоматически переключать с одной на другую тоже. С другой стороны, если всё уже укомплектовано нужным оборудованием и всё работает как надо, ну и отлично. Это приложение делалось из расчёта, что больше людей имеют в кармане смартфон, а не профессиональный навигатор, поэтому часть важных проблем можно решить с его помощью.

aleksey_t
Posts:7
Joined:23 Feb 2014 13:20

Re: Навигация в полёте и не только

Post by aleksey_t » 23 Feb 2014 18:48

faiwer wrote:Забыл отметить. Использовал свой старый Samsung Galaxy Nexus как варик-жипс в течении месяца, пока не купил фломастер. В общем треки писал он поганые.
На самсунги мне уже жаловались, причём не только в плане точности, но и в плане просто поймать спутники там, где у других аппаратов проблем не возникало вообще никаких.

Вообще, точность - это неотъемлемая характеристика координат, поэтому точки, точность которых ниже нужной, можно просто не писать в трек. Разумеется сам аппарат должен быть способен физически выдать координаты с нужной точностью. Ну и трек будет получаться значительно грубее.

Я в воздухе проверял на своём HTC в боингах и эйрбасах - крейсерскую скорость показывал верно, расстояние тоже (насколько я мог судить из пассажирского кресла). Сам пользуюсь этим приложением для навигации на земле, но на земле 50 метров - это не та ошибка на которую стоит обращать внимание. Поэтому и интересуюсь, спасибо, что упомянули про точность координат.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Навигация в полёте и не только

Post by faiwer » 23 Feb 2014 19:11

aleksey_t, накладывал как то два трека друг на друга (1 с сотки, 1 с гармина старого), примерно одинаковы, но местами расхождения +- 5-10м. Ввиду чего на треке с мобильного скорость прыгала аж до 110км\ч, в то время как на гармине не превышала 70. Приложений на дроид, пишущих треки уже хватает :)

Минимальное приложение для дп-иста, у которого ещё нет своего прибора(ов), ИМХО, выглядит примерно следующим образом:
1. оно умеет записывать трек в формате IGC, GPX
2. оно умеет читать список точек-координат вида название-координата из файла (ну и удобно было бы чтобы можно было редактировать прямо в приложении тоже)
3. оно умеет задавать маршрут по этим точкам и показывать стрелкой ближайший ППМ (точка к которой надо прилететь, прилетел - нужно лететь к следующей), расстояние до неё.
4. умеет показывать текущую скорость

Как то так. Остальное уже удобства =) В частности крутые приборы имеют возможность подрубить датчик воздушной скорости, имеют барометрический датчик, температурный. И строят на основе этого хитрые схемы, в результате чего стараются предугадать где центр потока, какой силы поток, куда он сносится, текущей аэродинамическое качество, воздушную скорость и пр..

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Навигация в полёте и не только

Post by faiwer » 23 Feb 2014 19:21

1) Как я понял, дельтаплану нужны в основном треки, а не точки. причём не только импорт в прибор, а ещё и запись трека с последующим экспортом. Для соревнований - понятно зачем, но я уверен, что это не мой случай. Может быть для чего-то ещё?
Треки нужны для
1. Соревнований. Без трека полёт не считается, на слова никто не верит. Правда не с каждого устройства могут принять трек. Могут послать к чёрту со словами, а вдруг ты его правил руками? Впрочем это задача не такая уж и простая - склепать быстро правоподобный трек. Но послать могут ) Трек сгодится даже неподробный и не очень точный. Важно чтобы по XY (без Z) пилот попал в радиус, к примеру, 400м от точки и прибор\приложение об этом уведомляло пилота, к примеру писком.
2. Для анализа своего полёта. Но тут нужен именно детальный трек, подробный и точный. Мобильники мне кажется пролетают. Т.к. большая погрешность в высоте (в особенности если нет барометрического датчика, хотя хз) и скорости вместо анализа пилота наведут на чёрт знает что =)
2) В IQ Basic GPS я увидел скорость в двух разных единицах: м/с и км/ч. Насколько показания скорости важны для дельтаплана и в каком виде?
Не очень важно м\с или км\ч. Скорость (пусть хоть и не воздушная) весьма важна. К примеру пилот летит в штиль 55км\ч с наивыгоднейшим аэрод.качеством. Летит по ветру скоростью 20км\ч. Вуаля у него скорость 75км\ч. На глазок этого не определить. По внешним признакам не всегда просто или вообще возможно. А так пилот сразу понимает что летит по ветру и улетит дальше =) На посадке важно правильно определить направление ветра, прибор может очень помочь показывая скорость. Ну и т.д.
3) Высота - судя по форуму, нужна для соревнований (не мой случай), запись о высоте должна быть в треке. Текущую высоту можно просто показывать на экране, но есть одно но: я не знаю насчёт спортивных приёмников, но GPS-приёмники потребительского уровня могут дать погрешность в 30-40 метров или около того. Т.е. пользоваться им как альтиметром я бы не рекомендовал. Опять же, насколько это важно?
Некоторые старые приборы не записывают высоту. Для сдачи трека судье сгодится. Для любого маломальски полезного анализа без высоты делать нечего. Погрешность 30-40м между 2 рядом стоящими точками или относительно реальной точки в пространстве? Просто если вместо 400м над уровнем моря будет 440м над уровнем моря, то и фиг бы с ним. А если эти +-40м прыгают в реальном времени - вместо трека будет треш )
Edit: 5) Ещё один важный вопрос: в текущем виде постоянно запущенное приложение (включён экран, включён GPS) выест 1200mA аккумулятор смартфона где-то за 4 часа. Хотелось бы узнать варианты по питанию приборов на борту и насколько такое энергопотребление вообще приемлемо.
4 часа это довольно долгий полёт. Для пилота у которого ещё нет прибора, я бы даже сказал, что ооооочень долгий. Вполне приемлемо :)
Хотелось бы узнать варианты по питанию приборов на борту
Розеток нет. Есть пилот 1 штука, тряпочно-аллюминиево-карбоновое летательно средство весом от 26 до 40кг, и подвеска тряпичная с парашютом(ами). Питать прибор нечем =) Разве что силой мысли. Но оно и не нужно.

aleksey_t
Posts:7
Joined:23 Feb 2014 13:20

Re: Навигация в полёте и не только

Post by aleksey_t » 23 Feb 2014 20:31

@faiwer

Спасибо за подробный ответ. Про скорость понял, высота над уровнем моря. Мои сомнения по поводу высоты в том, что я считаю такую погрешность слишком большой и поэтому не хочу показывать высоту с такой погрешностью вообще.

Извиняюсь за нубский вопрос. Как работает барометрический альтиметр - понимаю, но где вы берёте давление на поверхности? Слушаете радио с ближайшего аэропорта или кто-то меряет на земле?
1. оно умеет записывать трек в формате IGC, GPX
2. оно умеет читать список точек-координат вида название-координата из файла (ну и удобно было бы чтобы можно было редактировать прямо в приложении тоже)
3. оно умеет задавать маршрут по этим точкам и показывать стрелкой ближайший ППМ (точка к которой надо прилететь, прилетел - нужно лететь к следующей), расстояние до неё.
4. умеет показывать текущую скорость
1. Этого добра, как я понял хватает - не нужно.
2. Это есть, но не в виде файла. Я например захожу на сайт МТС и сам себе отправляю точку по СМС вместе с названием. Меня устраивает, но мне обычно хватает отправить 3-5 точек за раз.
3. Вот этого нет, но меня и раньше про это спрашивали. Обязательно нужно, я так понимаю, подумаю как лучше сделать.
4. Тоже уже есть (м/с), но не отображается на экране - не было нужно для дела.

Ещё раз спасибо за подробный ответ.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Навигация в полёте и не только

Post by faiwer » 23 Feb 2014 21:24

Извиняюсь за нубский вопрос. Как работает барометрический альтиметр - понимаю, но где вы берёте давление на поверхности? Слушаете радио с ближайшего аэропорта или кто-то меряет на земле?
А никак. Вбито в прибор. Посему у меня на flymaster-е барометрическая высота и GPS высота различаются (если мне не изменяет память). К примеру GPS может показывать 1100м, а барометрический, к примеру, 1050м. По факту при этом будет ~1100, т.к. GPS ориентируется на данные спутников, а барометрическая высота будет высчитываться по некорректным коэффициентам. Однако нас куда больше интересует барометрический датчик, т.к. его основная задача не высоту нам сказать, а изменение высоты с течением времени. Т.е. насколько метров мы поднялись или опустились за последние N секунд. С этим он справляется куда быстрее и лучше, чем GPS. Такой прибор называется вариометр. Т.е. погрешность +-40м не критична если она постоянная, если же она именно "прыгает" с течением времени, то толку от неё мало.

А фактическая высота тоже полезная информация, но второстепенна по сравнению с данными вариометра. Именно опираясь на него (он пищит если воздушный поток тянет вверх или вниз) по разному и показывает насколько прёт\опускает.
1. Этого добра, как я понял хватает - не нужно.
2. Это есть, но не в виде файла. Я например захожу на сайт МТС и сам себе отправляю точку по СМС вместе с названием. Меня устраивает, но мне обычно хватает отправить 3-5 точек за раз.
3. Вот этого нет, но меня и раньше про это спрашивали. Обязательно нужно, я так понимаю, подумаю как лучше сделать.
4. Тоже уже есть (м/с), но не отображается на экране - не было нужно для дела.
Вы меня не совсем поняли =) Оно нужно либо всё сразу, либо никак. Поэтому я и говорю, что с основной задачей ваше приложение справляется. А решать задачи дельтапланериста ему ни к чему ) Потому что они нужны в комплексе и, в принципе, уже решены другими приложениями.

aleksey_t
Posts:7
Joined:23 Feb 2014 13:20

Re: Навигация в полёте и не только

Post by aleksey_t » 23 Feb 2014 23:28

@faiwer

Про вариометр понял. Погрешность будет меняться. Грубо говоря, также как и с горизонтальными координатами, но хуже. Как замена вариометра - однозначно нет.
Вы меня не совсем поняли =)
Вот теперь думаю понял, 1-4 нужно обязательно :) У меня вообще не стоит цели сделать приложение для дельтапланеристов, мотоциклисты всё равно не оценят ;) Но если приложение может быть полезно, как, например, дублирующий прибор - всё равно было бы не плохо.

Оно на самом деле не такое страшное как звучит, переключение между точками может вылиться в простое переключение соседних точек жестами вправо/влево или что-нибудь такое. Основные функции разумеется никогда не пострадают от опций, поэтому предложение всё ещё в силе.

User avatar
Ksu
Posts:456
Joined:22 Jun 2011 00:32
Location:Москва

Re: Навигация в полёте и не только

Post by Ksu » 24 Feb 2014 00:17

aleksey_t wrote:не стоит цели сделать приложение для дельтапланеристов, мотоциклисты всё равно не оценят ;)
а вот и зря вы так думаете ))) среди нас тоже есть мотоциклисты :) как минимум единицы оценили бы.
кстати, приложение ваше, вероятнее всего, поставлю. с трясучкой и координатами - функция крайне полезная. для обоих режимов: и на моте, и на дельте.
Это не спиральки! Это горизонтальные петли!

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Навигация в полёте и не только

Post by faiwer » 24 Feb 2014 09:50

У меня вообще не стоит цели сделать приложение для дельтапланеристов, мотоциклисты всё равно не оценят ;)
В точку, специфика своя.
Но если приложение может быть полезно, как, например, дублирующий прибор - всё равно было бы не плохо.
Тогда его лучше оформить как отдельное приложение )
переключение между точками может вылиться в простое переключение соседних точек жестами вправо/влево или что-нибудь такое
Неа ) Пилоту нет нужды переключать точки руками, они сами переключатся когда он прилетит в ближайшему ППМ. Заодно и запищит для пущей убедительности.
Основные функции разумеется никогда не пострадают от опций, поэтому предложение всё ещё в силе.
Вспоминается Nero, который из удобного софтины по записи дисков превратился в шатл ) Но это моё ИМХО =)

Роман
Posts:65
Joined:18 Nov 2008 14:43
Location:Уфа

Re: Навигация в полёте и не только

Post by Роман » 24 Feb 2014 09:52

Очень полезное приложение, не стоит его нагружать навигацией. Вполне достаточно иметь функцию отправки СМС с координатами. Главное не забывать (разработчику), а что потом с этими координатами будет делать их получатель. И тут начинаются варианты:
1. Получатель имеет простой телефон (не смартфон) и карту местности. Тогда ему нужно название ближайшего населенного пункта и расстояние и направление от него (от этого населенного пункта) до переданной точки.
2. Получатель имеет простой телефон (не смартфон) и навигатор. Тогда ему нужно название ближайшего населенного пункта и координаты точки и ОБЯЗАТЕЛЬНО с указанием формата представления координат в навигаторе, а лучше передавать координаты во всех форматах, которые используют навигаторы. Были реальные проблемы с поиском по координатам из-за различия в настройках навигаторов. Населенный пункт нужен для подтверждения правильности позиционирования.
3. Получатель смски имеет смартфон с картами, но на нем нет обсуждаемого приложения. Надо-бы что бы данные из смски сами заходили в карту смартфона.
Тогда мы найдем того, кто послал СМСку с координатами. :)
I разряд 180 часов Stealth-3-14 ХАИ, Discus 15C, Fox M

Роман
Posts:65
Joined:18 Nov 2008 14:43
Location:Уфа

Re: Навигация в полёте и не только

Post by Роман » 24 Feb 2014 09:59

Я веду речь о поиске группой подбора приземлившегося непонятно где пилота.
Даже при успешной посадке у черта на куличках, отправить ПРАВИЛЬНЫЕ координаты, набирая их вручную, вычитывая из навигатора, очень не просто. А при не штатной посадке и того сложнее.
I разряд 180 часов Stealth-3-14 ХАИ, Discus 15C, Fox M

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Навигация в полёте и не только

Post by Khromushin » 24 Feb 2014 10:32

Когда отправлять координаты - при отсутствии перемещений в течении определенного временного интервала, который точно укажет, что пилот уже не летит, происходит автоматическая отправка координат по заранее введенным номерам телефонов.
При штатной посадке пилот обязан созвониться или выйти как то на связь, что бы дать о себе инфу, если он этого не сделает то координаты позволяют совершать экстренные действия без доп действий пилота, что собственно и нужно.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

Post Reply