Советы выжившего в авиакатастрофе

Интересные темы и обсуждения, не вошедшие в другие разделы

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty
Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by faiwer » 21 Nov 2014 13:48

Видео

По поводу гарантированных долётов. Расскажу тогда свою историю. Про мой самый большой "креш".

Будучи ещё совсем-совсем зелёной чайнотой, я умудрился перемахнуть "Арарат" (горная гряда, справа от Уш-Коныра), и открылся пред моим чайниковым взором вид неописуемый... Попросту говоря, земли на восток от Уш-Коныра не пестрят посадками, зато пестрят всевозможными посёлками, дачами, дорогами, проводами, бассейнами и т.д. Имея высоты в 450м, я уже вовсю выискивал себе посадки. И даже нашёл пару подходящих (довольно стрёмных, но сесть я там мог). Выбрал одну из них. Все время переговаривался с Вовкой Кравцовым, который тоже не долетел до 31км, а посел возле пивзавода LineBrew. Вовка долго и упорно уверял меня по рации, что я долетаю до LineBrew, и что там есть хорошее поле через дорогу от верхней трассы. Я же в упор не мог ничего разглядеть. Оно и понятно, уж больно разнообразная там местность, потеряться проще пареной репы. Я и потерялся. Совсем.

И сделал очень большую ошибку... Вместо того, чтобы рассчитывать на собственные силы и возможности, а также на собственный глазомер, и довериться интуиции (которая вопила "не слушай Вовку, дурак"), и таки сесть на ближайшей удобной площадке... я послушал Вовку и полетел как "радио-управляемый дельтаплан" в его сторону. Всё это время высота падала, я снижался, а посадочного поля всё нет и нет. А Вовка всё более радостно мне сообщал, что я уже совсем-совсем рядом, что он меня хорошо видит и даже бегает по полю.

Всё это привело к тому, что я оказываюсь над небольшой площадкой (примерно 90м на 50м), окружённой с 3 сторон лесом-садом, домами, а с западной округлым вагоном, проводами, буераками и авто-дорогой. Высоты в запасе имею 23м!!! Мгновенно приходит понимание того, что я, как распоследний дебил, себя сейчас попросту убью... И мозг стал экстренно принимать решения. Решение родилось быстро и всего одно. Причём родилось оно тогда, когда я был ровно по центру этого "мини-поля". Нужно лететь в деревья, и постараться сделать 180 градусный разворот, т.е. вывернуть на запад, против ветра, а там, если до этого дойдёт, на полусорванном аппарате плюхнуться с самостраховкой. Скорости скорее всего не хватит, высоты тоже. Но что делать. Да и учитывая что ветер дует на восток (0-2м\с), садиться как-либо иначе на столь дико малую площадку, решительно невозможно. А деревья, они хотя бы мягкие... Не то что буераки и вагон, да провода.

Слегка подзатопив (много ли можно разогнать с 20-15м) я стал выполнять 270 градусный разворот на запад. В процессе разворота видел прямо перед своими глазами кроны этих плодовых деревьев, и отчётливо понимал, что если я не сорву плавно аппарат прямо сейчас, то сяду на кроны. В итоге выпихнул (постепенно) ручку до предела и, всё таки, перемахнул эти деревья (т.е. манёвр 270 удался). С полным отсутствием скорости рухнул на землю с 5м высоты. Рухнул "отдельно" от крыла, т.е. крыло никак не демпфировало мой удар. В результате я упал боком, вытянувшись. Крыло упало на консоль. Крыло, само по себе, не тяжёлое, да и скорости у него не осталось. Ввиду этого ничего в нём не погнулось и не сломалось кроме стоек. Оные были выгнуты вхлам, но стараниями Игоря Степанова, снова стали ровными, прямо фантастика... Даже парус не пострадал. Консоль снимали - проверяли - ровная. Сам же я почти не пострадал. Побаливала нога изнутри. Бедро. Ближе к ночи болеть перестало совсем. Сотряса, вроде бы, тоже не было. Собрал аппарат, дождался ребят и уехал на дром. Сотку правда сломал. Треснула. Да и фиг бы с ней, нервов она мне выела не меньше текущей.

После "посадки" я присмотрелся к площадке. Трава в месте, куда я плюхнулся, неплохая, и сильно смягчила удар. А площадка оказалось под хорошим таким уклоном, чего я с высоты не разглядел совсем. Т.е. будь у меня больше скорости, и полети я, после разворота дальше, мне пришлось бы садиться на площадку, с которой можно даже стартануть... В лучшем случае влетел бы там в забор или в вагон. Знал бы я, что она под таким уклоном, попробовал бы сесть на неё, как на контрсклон. Возможно, даже получилось бы. В любом случае, встречая там деревья, скорости бы у меня уже почти не осталось бы. Но разглядеть уклон я не успел, увы.

Считаю, что мне крепко повезло. Мог бы и убиться. Все, кому показывали эту площадку (а она прямо у верхней трасы) были шокированы тем, куда же я сел. В своём падении виню строго себя. Сам дурак. Выводов сделал много. Самый ключевой - слушать свою интуицию, и в первую очередь ориентироваться на то что вижу и думаю я. Мнения других воспринимать только, как рекомендационные.

Как оказалось, Вовка Кравцов был где-то к километре от меня. Т.е. я бы до него не долетел никак.

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by Sergei » 21 Nov 2014 21:48

Садился между Ин-Тумаком и горной грядой, как-то так получилось, закрутился. Смотрю сейчас то место по Гугл Планета Земля, даже не могу понять, куда я садился. Единственное, что помню - это сплошные провода на окраине Ин-Тумака. До земли осталось метров сто, разворачиваю аппарат, а на варе +1. Первая дурная мысль: "А вдруг выкручу!", но естественно плюс быстро сходит. А траекторию посадки уже надо срочно корректировать. И какое направление ветра с учетом всех завихрений - можно только гадать. Вдруг вижу, на том пятаке уже кто-то зависает - дельтапланерист алматинский и аппарат собранный рядом. Я на радостях ему ору: "Ветер откуда дует?!". А тот как сидел на корточках, махнул рукой и сидит дальше. Что показал - хрен его знает, то ли туда дует ветер, то ли оттуда, то ли ветер навстречу, то ли в задницу... В клубе было правило, садится товарищ, разворачиваешься к ветру лицом и двумя руками показываешь направление набегающего потока. Как сел, честно говоря, помню смутно. Площадка была метров 200х200. Поблагодарил коллегу за помощь, собрал аппарат и побрел к дороге. Пока ждал подбор - заснул прямо рядом с аппаратом с подвеской под головой. Представляю впечатления местных жителей от такой картины... Хорошо подбор мимо не проехал.

User avatar
Талгат
Posts:512
Joined:02 Dec 2008 15:31
Location:г.Челябинск
Contact:

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by Талгат » 22 Nov 2014 01:28

а что такого- такие картины мне кажется их уже не удивляют)))

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by Sergei » 22 Nov 2014 09:12

Талгат wrote:а что такого- такие картины мне кажется их уже не удивляют)))
Спасибо аппарат не уперли! ;)

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by vagabondo » 23 Nov 2014 10:01

Талгат wrote:а что такого- такие картины мне кажется их уже не удивляют)))
В Италии, в ожидании подбора, спал на обочине, ну как бомжик. Пришлось перебираться в кусты, ибо местные жители задолбали вопросами, не нужна ли мне помощь. Год назад, дома, оставил аппарат и подвеску и пошёл за пивом. Еле успел обратно. Связки потянул на правой ноге, объясняя местным подросткам/ что брать чужое-нехорошо. Минут через десять, подошёл папаша, ну с разборками. Пришлось объяснять и ему, доходчиво. Ушли, быстро. На случай, если родни много, приготовил спид-бар. Обошлось :sad:

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by vagabondo » 23 Nov 2014 10:04

faiwer wrote:Видео

По поводу гарантированных долётов. Расскажу тогда свою историю. Про мой самый большой "креш".

Будучи ещё совсем-совсем зелёной чайнотой, я умудрился перемахнуть "Арарат" (горная гряда, справа от Уш-Коныра), и открылся пред моим чайниковым взором вид неописуемый... Попросту говоря, земли на восток от Уш-Коныра не пестрят посадками, зато пестрят всевозможными посёлками, дачами, дорогами, проводами, бассейнами и т.д. Имея высоты в 450м, я уже вовсю выискивал себе посадки. И даже нашёл пару подходящих (довольно стрёмных, но сесть я там мог). Выбрал одну из них. Все время переговаривался с Вовкой Кравцовым, который тоже не долетел до 31км, а посел возле пивзавода LineBrew. Вовка долго и упорно уверял меня по рации, что я долетаю до LineBrew, и что там есть хорошее поле через дорогу от верхней трассы. Я же в упор не мог ничего разглядеть. Оно и понятно, уж больно разнообразная там местность, потеряться проще пареной репы. Я и потерялся. Совсем.

И сделал очень большую ошибку... Вместо того, чтобы рассчитывать на собственные силы и возможности, а также на собственный глазомер, и довериться интуиции (которая вопила "не слушай Вовку, дурак"), и таки сесть на ближайшей удобной площадке... я послушал Вовку и полетел как "радио-управляемый дельтаплан" в его сторону. Всё это время высота падала, я снижался, а посадочного поля всё нет и нет. А Вовка всё более радостно мне сообщал, что я уже совсем-совсем рядом, что он меня хорошо видит и даже бегает по полю.

Всё это привело к тому, что я оказываюсь над небольшой площадкой (примерно 90м на 50м), окружённой с 3 сторон лесом-садом, домами, а с западной округлым вагоном, проводами, буераками и авто-дорогой. Высоты в запасе имею 23м!!! Мгновенно приходит понимание того, что я, как распоследний дебил, себя сейчас попросту убью... И мозг стал экстренно принимать решения. Решение родилось быстро и всего одно. Причём родилось оно тогда, когда я был ровно по центру этого "мини-поля". Нужно лететь в деревья, и постараться сделать 180 градусный разворот, т.е. вывернуть на запад, против ветра, а там, если до этого дойдёт, на полусорванном аппарате плюхнуться с самостраховкой. Скорости скорее всего не хватит, высоты тоже. Но что делать. Да и учитывая что ветер дует на восток (0-2м\с), садиться как-либо иначе на столь дико малую площадку, решительно невозможно. А деревья, они хотя бы мягкие... Не то что буераки и вагон, да провода.

Слегка подзатопив (много ли можно разогнать с 20-15м) я стал выполнять 270 градусный разворот на запад. В процессе разворота видел прямо перед своими глазами кроны этих плодовых деревьев, и отчётливо понимал, что если я не сорву плавно аппарат прямо сейчас, то сяду на кроны. В итоге выпихнул (постепенно) ручку до предела и, всё таки, перемахнул эти деревья (т.е. манёвр 270 удался). С полным отсутствием скорости рухнул на землю с 5м высоты. Рухнул "отдельно" от крыла, т.е. крыло никак не демпфировало мой удар. В результате я упал боком, вытянувшись. Крыло упало на консоль. Крыло, само по себе, не тяжёлое, да и скорости у него не осталось. Ввиду этого ничего в нём не погнулось и не сломалось кроме стоек. Оные были выгнуты вхлам, но стараниями Игоря Степанова, снова стали ровными, прямо фантастика... Даже парус не пострадал. Консоль снимали - проверяли - ровная. Сам же я почти не пострадал. Побаливала нога изнутри. Бедро. Ближе к ночи болеть перестало совсем. Сотряса, вроде бы, тоже не было. Собрал аппарат, дождался ребят и уехал на дром. Сотку правда сломал. Треснула. Да и фиг бы с ней, нервов она мне выела не меньше текущей.

После "посадки" я присмотрелся к площадке. Трава в месте, куда я плюхнулся, неплохая, и сильно смягчила удар. А площадка оказалось под хорошим таким уклоном, чего я с высоты не разглядел совсем. Т.е. будь у меня больше скорости, и полети я, после разворота дальше, мне пришлось бы садиться на площадку, с которой можно даже стартануть... В лучшем случае влетел бы там в забор или в вагон. Знал бы я, что она под таким уклоном, попробовал бы сесть на неё, как на контрсклон. Возможно, даже получилось бы. В любом случае, встречая там деревья, скорости бы у меня уже почти не осталось бы. Но разглядеть уклон я не успел, увы.

Считаю, что мне крепко повезло. Мог бы и убиться. Все, кому показывали эту площадку (а она прямо у верхней трасы) были шокированы тем, куда же я сел. В своём падении виню строго себя. Сам дурак. Выводов сделал много. Самый ключевой - слушать свою интуицию, и в первую очередь ориентироваться на то что вижу и думаю я. Мнения других воспринимать только, как рекомендационные.

Как оказалось, Вовка Кравцов был где-то к километре от меня. Т.е. я бы до него не долетел никак.
Похоже? https://www.youtube.com/watch?v=9x5H6tGmBZc

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by An.Petrovich » 26 Nov 2014 18:04

Эх, ребяты!
Непраааильно вы поляны выбираете!
Настоящая ограниченная площадка для настоящих ограниченных пилотов (которых однажды не пустили в корабельную авиацию) должна выглядеть вот так:

(увеличение по клику)

Image

Image

Image

Image

Image

Это июль 2011 года, южный склон Шабра (Ларань), сильно правее старта.
Я там напротив скальника пытался выскрести ниже перегиба, но в результате всё равно провалился (во всех смыслах :oops: ), и на долёт до южной посадки (которая осталась сильно левее) уже не хватало высоты. Пришлось уходить в низинку ещё правее (по диагонали от склона), пузом по верхушкам, и лететь по ПВП (т.е. "куда глаза глядят").

Поляна была замечена с высоты метров 20-30, справа по курсу, часа на 2-3. То, что она там вообще оказалась - мне, конечно, несказанно повезло. :roll:

Далее мозг не работал, работали рефлексы: поджал ручку, и энергичным (!) правым разворотом с выпихом (faiwer, это кагбэ в твой огород...) вышел на "глиссаду" в контрсклон. И вот же ж везука: как раз на глиссаде - вот та самая большая и зелёная на фото ёлка. :D Сразу после выхода из разворота, перед ёлкой, перевёлся в вертикалку, и когда перемахивал через макушку - ручку зажал так, как, наверное, никогда в жизни в вертикалке не зажимал... (т.к. поляна была подо мной, а я - на высоте ёлки) и тут же, при приближении к земле - резким движением выпихнул на вытянутые руки, что было сил, вверх. Приземлился плашмя, на ноги и на трапецию одновременно, без пробега, без взмывания, только успел погасить вертикальную скорость. Хвала Target-13 и его правильному аэродинамическому некачеству. :D
Лётчик жив, аппарат цел - полёт удался! :crazy:
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by Олег из Саратова » 26 Nov 2014 18:12

Стоило ради этого переться в такую даль ? Таких посадок и у нас навалом. :)
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Талгат
Posts:512
Joined:02 Dec 2008 15:31
Location:г.Челябинск
Contact:

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by Талгат » 27 Nov 2014 21:22

+ !

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Советы выжившего в авиакатастрофе

Post by vagabondo » 30 Nov 2014 00:42

В общем, дело было очень давно годе в 2001м, когда мы делали первые робкие попытки, осваивать буксировку в городе, где "всё Европой дышит, веет..." ммда. как я уже писал, группа поцев-энтузиастов,- это великая сила. А нас и была, группа. Группа небольшая, активная и поцеватая. Смастырили лебёдку с тормозом от "жигулей" и стальным тросом. Ставили эту трахомину на "Кадет" Юры Булкина и неслись в небо иногда, почти попадая за ворота, с той стороны. Тормоз срабатывал рывками, придавая процессу затяжки особый колорит. При этом, мы считали себя вполне здравомыслящими и аккуратными пилотами, в сравнении с парапланеристами, которые буксировались за "Луазом" " в жёсткую" у которых старт тандема, выглядел следующи образом: по пыльной дороге: на четырёх костях по полевому аэродрому, несется пассажирка, у неё на спине, удобно устроился пилот, стремясь управлять куполом тандема. Мы слыхали, что дельтапланерная отцепка срабатывает от прищепки, зажатой в зубах, но как выглядит механизм....В нашем представлении, прищепка раскрываясь, тянула тросик парашютной "трёхкольцовки". Была проблема: маленькая пришепка, обеспечивала недостаточный ход тросика, достаточно большая прищепка( самая маленькая от автомобильных "крокодилов" :) , тупо клинила во рту, при раскрытии. Нужно было снова сжать её зубами и резко выплюнуть, пока она не успела открыться снова :) . Попытка отправиться в Валгаллу сложным образом, выглядела так: Стою на старте ( пристегнулся к буксировочному тросу, а дельтаплану, как водится, забыл). Выпускающий машет флажком, "Кадет" трогается и набирает скорость, за стеклом багажника, лицо Вити Миловидова, держащего в руках ручку управления тормозом лебёдки. Разбег, отрыв, дурная сила тянет меня куда-то в небо. Отмечаю, что процесс идёт слишком быстро, угол атаки великоват, а нагрузка на руки, очень и очень...Решаю перейти в горизонтальное положение, чтобы поджать ручку. Спасибо Вите, он раньше меня понял, что неподцеп и сбросил тягу. перехватываюсь за спид-бар и офигеваю от ощущений перепуганной обезьяны, повисшей на 30-ти метровом турнике. Пытаюсь выплюнуть прищепку. получается не сразу, за это время, аппарат переходит в плавное пике и несётся к земле. Группируюсь, встречаю землю ногами, ухожу на кувырок. После "проверки систем", тихонечко встаю не веря своему счастью. Подходит толстмордый мужик с цепью на шее, толстомордым сынком и ротвейлером и с расстановкой произносит: Здорово это у вас, пацаны, получается, нам понравилось. А можно ещё раз, бо пацан не уcпел на видео снять?. :crazy:

Post Reply