Бивак-флай по-дельтапланерному
Posted: 09 Feb 2020 20:15
Как-то раз собрались несколько дельтапланеристов и решили полетать и не просто так, и не посоревноваться, а поставить себе какую-нибудь очень-очень далекую цель и попробовать ее достигнуть. Например, попробовать дней за 10 начала мая пролететь маршрутик километров 900.
В принципе, если считать, что из 10 дней 5 будет летных и получится ставить маршруты с попутным или попутно боковым ветром - такая цель выглядит вполне достижимой.
Под это дело наставили точек по предполагаемым маршрутам, где можно вечером сесть, разбить лагерь, а утром забуксироваться. Старт - аэробуксировка, буксировщик летит своим ходом по тому же маршруту. Определили даты, нашли компаньонов для команды наземного сопровождения (да, вот такой у нас несамостоятельный бивак-флай))) и стали готовиться и посматривать на погоду... А погода случилась в лучших традициях законов Мёрфи и падающего бутерброда: весь апрель стоял антициклонище с ясной штилевой погодой, и ровно на 2-е мая, на начало запланированной поездки - приход холодного фронта! И самое главное, вопреки всяким книжкам по планеризму, утверждающим, что самая лучшая погода - как раз после прохождения холодного фронта, ничего подобного в прогнозе не наблюдалось. Мероприятие в последний момент находилось под угрозой срыва, звучали пораженческие планы бросить все и ехать на море (позагорать, в динамике полетать), но тут один из участников в кратких и емких (но непечатных) выражениях разъяснил всем, что нечего тут малодушничать - надо ехать и летать, несмотря на ураганный ветер и дожди в прогнозе на все ближайшие дни. Хотя, конечно, ураган и ливень был далеко не везде, и тут-то пригодились проставленные заранее точки: маршрут переставили на несколько менее амбициозный, но позволяющий использовать максимум погоды для полетов. Правда, до первой точки маршрута, все же пришлось ехать по земле.
Первая точка - планерный аэродром, и на нем было очень комфортно жить, но не очень комфортно летать, в основном из-за старта в ротор от леса. В первый день полетали все, но улететь не получилось: был сильный ветер поперек маршрута и слабые потоки, только один пилот как-то умудрился пролететь километров 30, поэтому решили остаться ночевать там же и на следующий день попробовать еще раз. Но ветер на следующий день усилился еще немного, и первый же старт в ротор от леса дал понять, что тут пора заканчивать, чтобы не наломать дров. Решение собраться и дуть на следующую точку было также подкреплено грозами, со всех сторон обступающими аэродром. Собственно, под этими грозами и прошла поездка к следующей точке, поэтому участники посовещались и решили, что ночевать лучше в гостинице, а не в раскисшей от дождя лесополосе. И только на третий день, наконец-то, началась маршрутная погода. Утром выехали из гостиницы и где-то за час добрались до ранее намеченной точки, поле на ней обнаружили весьма пригодным для буксировки и стали собираться. Поставили маршрут около 160 км с попутным в 1-й части и попутно-боковым во 2-й. Погода звенела, высоко в небе росли сочные кучевые облака, летелось красиво. Снизу доносились то запахи от свинарника, возле которого кому-то пришлось раскручивать поток с 200 метров, то гербицидами попахивало на 2 километрах от работающих внизу на полях опрыскивателей, а один раз так вообще пришлось облетать стороной здоровенный столб дыма от горящего поля. Но в целом воздух был чистый и свежий, снизу проплывали поля, леса, дороги, деревни, и трое из четверых стартовавших, не спеша, добрались до финиша. Вечер прошел на очень живописной полянке под разговоры у костра и обсуждение планов на завтра... Планов, которым снова не суждено было сбыться: утром небо стало понемногу затягиваться пеленой. Тем, кто стартовал раньше, удалось зацепиться и выскрестись на 1200-1300 метров, однако ветер был практически поперек маршрута, что исключало возможность "сноситься в соплях по ветру", поэтому даже те, кто зацепились, поболтались где-то по часу и сели, пролетев по маршруту километров по 10. Но к точке все же решили поехать, поскольку от нее было выгоднее на следующий день продолжить маршрут по ветру.
На пятый день погода была не такая хорошая, как на третий, однако получилось вполне летно. Поставили маршрут 120 км с одной поворотной точкой с большим радиусом. В начале дня инверсия на 1200 метров задерживала развитие погоды, но самые отчаянные пилоты пошли на маршрут, не выбирая под базу. А через час-полтора погода улучшилась, появились облака, стало возможным набирать до 1800. Первая часть маршрута была строго по ветру, поэтому первую точку взяли все. Но вторая часть была уже с попутно боковым под 45 градусов, 7 м/с. К тому же, по-видимому, погода решила немного отдохнуть после обеда: потоки ослабли. И двое из четырех пилотов не выдержали борьбы и сели недалеко от первой точки. До финиша долетел только один, другому не хватило совсем немного. На следующий день прогноз обещал какую-то неимоверную погодищу, и утром стало очевидно, что он не врет. Однако, в этот раз, бутерброд опять упал маслом вниз: на буксировщике отказал мотор. К счастью, все обошлось без физических повреждений, участники получили только моральные травмы разной степени тяжести. Причину отказа впоследствии выяснили и устранили (после чего мотор уже проработал достаточно, чтобы точно быть уверенными, что устранили). Однако в тот день, увы, пришлось возвращаться домой наземным способом, хмуря посильнее брови, чтобы не видеть великолепия, разворачивающегося на небе. Но во всем есть свои плюсы: так как далеко улететь не получилось, обратно ехать было также сравнительно недолго.
Итог поездки: из 7 дней поездки 4 летные, из них 2 - хорошие маршруты суммарной протяженностью 280 км.
Вроде и не скажешь, что много, всего треть от изначально запланированного. Однако с учетом фантастического "везения" с погодой и одного продолбанного по технической причине дня - я думаю результат очень хороший. Поэтому парни имеют-таки планы в этом году повторить, тем более что получилось весьма интересно (гораздо интереснее, чем в моем скупом пересказе )))
А если вдруг повезет с погодой - будет еще лучше!
Чтобы во всем этом поучаствовать - нужно уметь аэробуксироваться и жить в палатке. Сроки мероприятия - 1-11 мая.
Приветствуется также наличие родственников/друзей/подруг с машиной, способных обеспечить наземное сопровождение.
Для тех из них, кто уверенно летает, но не умеет аэробуксироваться, есть возможность поучиться аэробуксировке утром/вечером.
Если кому интересно - пишите в личку, я передам )))
Да, чуть не забыл. Действо это собирается происходить в одной замечательной стране, назовем ее условно Гондурас, рельеф и аэрологические особенности которой очень похожи на среднюю полосу России. Например, там можно обнаружить сугробы прямо по соседству с цветущей черемухой или железнодорожный переезд на грунтовой дороге)))
Ну и небольшой видеоочерк:
В принципе, если считать, что из 10 дней 5 будет летных и получится ставить маршруты с попутным или попутно боковым ветром - такая цель выглядит вполне достижимой.
Под это дело наставили точек по предполагаемым маршрутам, где можно вечером сесть, разбить лагерь, а утром забуксироваться. Старт - аэробуксировка, буксировщик летит своим ходом по тому же маршруту. Определили даты, нашли компаньонов для команды наземного сопровождения (да, вот такой у нас несамостоятельный бивак-флай))) и стали готовиться и посматривать на погоду... А погода случилась в лучших традициях законов Мёрфи и падающего бутерброда: весь апрель стоял антициклонище с ясной штилевой погодой, и ровно на 2-е мая, на начало запланированной поездки - приход холодного фронта! И самое главное, вопреки всяким книжкам по планеризму, утверждающим, что самая лучшая погода - как раз после прохождения холодного фронта, ничего подобного в прогнозе не наблюдалось. Мероприятие в последний момент находилось под угрозой срыва, звучали пораженческие планы бросить все и ехать на море (позагорать, в динамике полетать), но тут один из участников в кратких и емких (но непечатных) выражениях разъяснил всем, что нечего тут малодушничать - надо ехать и летать, несмотря на ураганный ветер и дожди в прогнозе на все ближайшие дни. Хотя, конечно, ураган и ливень был далеко не везде, и тут-то пригодились проставленные заранее точки: маршрут переставили на несколько менее амбициозный, но позволяющий использовать максимум погоды для полетов. Правда, до первой точки маршрута, все же пришлось ехать по земле.
Первая точка - планерный аэродром, и на нем было очень комфортно жить, но не очень комфортно летать, в основном из-за старта в ротор от леса. В первый день полетали все, но улететь не получилось: был сильный ветер поперек маршрута и слабые потоки, только один пилот как-то умудрился пролететь километров 30, поэтому решили остаться ночевать там же и на следующий день попробовать еще раз. Но ветер на следующий день усилился еще немного, и первый же старт в ротор от леса дал понять, что тут пора заканчивать, чтобы не наломать дров. Решение собраться и дуть на следующую точку было также подкреплено грозами, со всех сторон обступающими аэродром. Собственно, под этими грозами и прошла поездка к следующей точке, поэтому участники посовещались и решили, что ночевать лучше в гостинице, а не в раскисшей от дождя лесополосе. И только на третий день, наконец-то, началась маршрутная погода. Утром выехали из гостиницы и где-то за час добрались до ранее намеченной точки, поле на ней обнаружили весьма пригодным для буксировки и стали собираться. Поставили маршрут около 160 км с попутным в 1-й части и попутно-боковым во 2-й. Погода звенела, высоко в небе росли сочные кучевые облака, летелось красиво. Снизу доносились то запахи от свинарника, возле которого кому-то пришлось раскручивать поток с 200 метров, то гербицидами попахивало на 2 километрах от работающих внизу на полях опрыскивателей, а один раз так вообще пришлось облетать стороной здоровенный столб дыма от горящего поля. Но в целом воздух был чистый и свежий, снизу проплывали поля, леса, дороги, деревни, и трое из четверых стартовавших, не спеша, добрались до финиша. Вечер прошел на очень живописной полянке под разговоры у костра и обсуждение планов на завтра... Планов, которым снова не суждено было сбыться: утром небо стало понемногу затягиваться пеленой. Тем, кто стартовал раньше, удалось зацепиться и выскрестись на 1200-1300 метров, однако ветер был практически поперек маршрута, что исключало возможность "сноситься в соплях по ветру", поэтому даже те, кто зацепились, поболтались где-то по часу и сели, пролетев по маршруту километров по 10. Но к точке все же решили поехать, поскольку от нее было выгоднее на следующий день продолжить маршрут по ветру.
На пятый день погода была не такая хорошая, как на третий, однако получилось вполне летно. Поставили маршрут 120 км с одной поворотной точкой с большим радиусом. В начале дня инверсия на 1200 метров задерживала развитие погоды, но самые отчаянные пилоты пошли на маршрут, не выбирая под базу. А через час-полтора погода улучшилась, появились облака, стало возможным набирать до 1800. Первая часть маршрута была строго по ветру, поэтому первую точку взяли все. Но вторая часть была уже с попутно боковым под 45 градусов, 7 м/с. К тому же, по-видимому, погода решила немного отдохнуть после обеда: потоки ослабли. И двое из четырех пилотов не выдержали борьбы и сели недалеко от первой точки. До финиша долетел только один, другому не хватило совсем немного. На следующий день прогноз обещал какую-то неимоверную погодищу, и утром стало очевидно, что он не врет. Однако, в этот раз, бутерброд опять упал маслом вниз: на буксировщике отказал мотор. К счастью, все обошлось без физических повреждений, участники получили только моральные травмы разной степени тяжести. Причину отказа впоследствии выяснили и устранили (после чего мотор уже проработал достаточно, чтобы точно быть уверенными, что устранили). Однако в тот день, увы, пришлось возвращаться домой наземным способом, хмуря посильнее брови, чтобы не видеть великолепия, разворачивающегося на небе. Но во всем есть свои плюсы: так как далеко улететь не получилось, обратно ехать было также сравнительно недолго.
Итог поездки: из 7 дней поездки 4 летные, из них 2 - хорошие маршруты суммарной протяженностью 280 км.
Вроде и не скажешь, что много, всего треть от изначально запланированного. Однако с учетом фантастического "везения" с погодой и одного продолбанного по технической причине дня - я думаю результат очень хороший. Поэтому парни имеют-таки планы в этом году повторить, тем более что получилось весьма интересно (гораздо интереснее, чем в моем скупом пересказе )))
А если вдруг повезет с погодой - будет еще лучше!
Чтобы во всем этом поучаствовать - нужно уметь аэробуксироваться и жить в палатке. Сроки мероприятия - 1-11 мая.
Приветствуется также наличие родственников/друзей/подруг с машиной, способных обеспечить наземное сопровождение.
Для тех из них, кто уверенно летает, но не умеет аэробуксироваться, есть возможность поучиться аэробуксировке утром/вечером.
Если кому интересно - пишите в личку, я передам )))
Да, чуть не забыл. Действо это собирается происходить в одной замечательной стране, назовем ее условно Гондурас, рельеф и аэрологические особенности которой очень похожи на среднюю полосу России. Например, там можно обнаружить сугробы прямо по соседству с цветущей черемухой или железнодорожный переезд на грунтовой дороге)))
Ну и небольшой видеоочерк: