Армения май 2016 Рассказ+ВИДЕО+фото

Дельтаклубы, дельтапланеристы и места полетов на просторах нашей необъятной Родины

Moderators:SysTry, lea, Andrew, Greg

Post Reply
Андрей Панков
Posts:12
Joined:18 Apr 2016 22:03
Армения май 2016 Рассказ+ВИДЕО+фото

Post by Андрей Панков » 25 Jul 2016 15:25

Армения с высоты

Был май, было огромное желание полетать... Решили выбрать место, куда дэльтапланеристы заезжают
раз в сто лет. Армения. Почему именно она? Так было написано на карте странствий.
Начали собирать информацию. Выяснили, что парапланеристы давно и основательно летают в тех
местах. Почитали отзывы, посмотрели карты и сверили данные. Приняли решение ехать и летать.
Озадачились поиском водителя с машиной и желающих крылатых попутчиков присоединиться к экипажу. Кинули
клич на главных летательных ресурсах и стали ждать ответов, советов, предложений. Прошло несколько
недель. Ничего. Вероятно, люди избегают поездок в незнакомые места. Слишком много неизвестных и это
пугает. Появляется уйма задач, которые приходится решать в моменте. Нужно быть морально гибким и
готовым к действиям разного рода. И в дороге и в быту и в полёте.
Нашли. Выбор пал на старый Мерседес Вито с рейлингами на крыше, который мы разыскали через
сайт блаблакар с пятой попытки. Ездили на места, смотрели на транспорт и отметали неподходящие
агрегаты. То рейлинги узкие, то салон тесный, то еще сорок причин. Приятный водитель армянин, который
согласился нас везти, так сразу и не понял что мы от него хотели, какие-то дэльтапланы, подвески,
спортивное снаряжение. Все это надо вести на крыше, через границы, через горы, через две тысячи
километров, вести аккуратно. Харут, так звали нашего будущего водителя, ни разу не слыхивал о такой
диковинной вещи как дэльтаплан. И не представлял как его перевозят, но с армянской вежливостью и
мудростью согласился нам помочь. Весь масштаб происшествия отразился в его больших карих глазах когда
он увидел как мы приматываем дэльтапланы к рейлингам на крыше его небольшой машины, на которой он
иногда перевозит людей из Москвы в Ереван и обратно. Теперь он узнал что такое дэльтапланы, а так же
это узнали еще пять человек, которые находились в салоне авто и смотрели на нас с категорическим
любопытством.
Лёд тронулся, машина поехала и мы, сидя на заднем сидении, не могли поверить, что всё это
происходит с нами прямо сейчас. После стольких приготовлений и раздумий мы всё таки движемся к цели.
Много новых приключений, невероятно гостеприимных людей, необычных историй ждали нас впереди.
Дорога пролегала через красивейшие места Кавказа. За спиной остались Ростов, Краснодар,
Минеральные воды. Нальчик и Владикавказ находятся в очень красивых местах, на самой кромке Кавказского
хребта. Встречаются блокпосты. Проверки документов на дороге- обычное дело. Смеемся, когда военные
спрашивают почему мы не летим из Москвы на своих дэльтапланах, а везем их на машине. Дорога до границы
прошла без накладок. Ехали неторопливо, наслаждались природой окружающей нас, веселой армянской
музыкой в салоне авто, разговорами с попутчиками, которые возвращались к себе на родину и были безумно
рады этому. Неповторимая атмосфера. В дороге очень быстро со всеми знакомишься, незаметно проходит
время. Появляется общее чувство- скорее бы увидеть Армению.
Извилистая дорога по дну ущелья. Рядом с нами бурлит могучий Терек. Вокруг горы. Большие горы.
Верхний Ларс, нас встречают пограничники. Первую границу прошли быстро. Российская сторона не особо
заботится о том, что ты вывозишь. Одного из наших попутчиков пограничники сняли с маршрута. Ему
пришлось думать как возвращаться назад в Москву. Отличный парень, мы с ним познакомились в дороге. Он
ехал на свадьбу своей сестры, но по ошибке взял старый загранпаспорт. Наверное сильно торопился.
Забегая вперёд, скажу, что обратный путь через российскую границу оказался изматывающим. Мы простояли
в пробке несколько часов. Российские пограничники и таможенники ведут себя как мелкоземельные
помещики, как дети обижаются на замечания с моей стороны и демонстративно делают медленно свою работу.
Разброд и шатание, никакой организации, до сих пор волокита, марают тонны бумаги и создают проблемы.
Понравилось как работают грузинские таможенники. Вежливые, в меру дотошные до мелочей. Идут на
встречу и думают о комфорте людей, пересекающих границу. Напрасно не задерживают. Все налажено. Законы
работают и соблюдаются. Попросили нас предъявить серийные номера дэльтапланов для декларации. Очень
не хотелось нам снимать и разворачивать аппараты посередине таможни. Кроме того шёл мелкий дождь и
была глубокая ночь. Все хотели спать. Начали с ними спорить, попытались их уговорить пропустить нас
без этих проволочек, желая сэкономить время. Не получилось. Думали, что нас развернут и мы вернемся
домой. Было грустно. Пришлось предъявлять номера. И вуаля, никаких проблем. С грузинской таможней спор
плох. Декларируйте все ценное и ни в коем случае не пытайтесь подкупить. Штрафы за сокрытие очень
большие. Лучше все делать по честному. В целом все прошло хорошо. Если бы обошлись без споров, то
грузинскую таможню прошли быстро.
Светало. Наш экипаж неспешно пересекал заснеженные перевалы, тесные ущелья и маленькие
деревеньки на склонах гор. Все хотели сильно спать. Было состояние невесомости и безграничной радости.
Мы движемся дальше! Ранние лучи солнца, пробиваясь через тяжелые снежные тучи окутывают магией всё
вокруг, состояние солнечной неги, светлой золотистой дымки вокруг всего что видит глаз. Покой везде,
особенно в горах. Особенно в грузинских горах.
Говорят, что грузины боятся высоты. И летать им не хочется. Им вообще экстрим не нужен. Для
них главное- это вино. Спрашивали у нас: "Зачем летать? У тебя что, виноградника нет?! Эээ! Делай
вино, пей, наслаждайся жизнью. Нееет? Бедные люди."
Грузия очень харизматична. Деревенская архитектура не даст перепутать грузинскую деревню ни с
какой другой кавказской деревней. Большие просторные веранды домов, окутанные виноградником,
черепичные крыши домов, каменная кладка зданий. Постоянно нам встречались пожилые люди с орлиными
носами и усами как щётка в огромных кэпках на седых головах. Щедро дымя либо папиросой либо длинной
трубкой. Грузия и Армения- жемчужины Кавказа.
После Тбилиси у нас сломалась машина. Пришлось воспользоваться услугами местных мастеров.
Заменили в машине пружину заднего колеса и мы отправились дальше.
Впереди нас ждала Армения. Еще совсем немного и вот мы уже пересекаем границу. Настроение в
машине резко стало праздничным. Армянская таможня встречает нас по парадному. Ощущение, что армяне в
машине и люди на заставе- это родственники. Харут с воодушевлением рассказывал всем пограничникам, что
везёт на крыше дэльтапланы: "На них летают по небу". А в салоне его машины среди армян едут два
русских пилота. "Это уважаемые люди"- говорил он всем кто интересовался. Все наши попутчики
радовались тому, что вернулись в родные земли. Армения- высокогорная страна. И город Ереван находится
в долине, высота которой уже 1000 метров над уровнем моря. Что можно сказать об этой стране нового,
чего вы не можете прочитать в путеводителях? Люди- вот самый главный ресурс Армении. Никогда и нигде
больше не встречал такого дружного и гостеприимного народа. Армяне буквально окружают тебя своей
заботой и вниманием. Это ощущается во всем. А сколько теплых встреч и приемов было, когда после
четырех часов полета приземляешься около неизвестной до этого деревушки под горами. Люди, которые тебя
заметили еще на подлёте, созывают чуть ли не всю окрестную рать для встречи залётного. Ты еще не
можешь отдышаться после свободного неба, а тебя уже плотным кольцом обступают ребятишки. Подходят
взрослые, старики. С улыбками и неподдельным любопытством они осматривают и ощупывают дэльтаплан. С
восторгами слушают мои рассказы про небо и красоту Армении. Красоту их родной страны, с высоты, с
которой они никогда не смотрели на места, где так давно живут. Каждого из них хочется
поприветствовать, с каждым познакомиться. А потом тебя приглашают в дом. Ты- гость. Прекрасный стол,
огромная весёлая компания, бесконечные разговоры о жизни, полётах и конечно, об Армении. Быстро
пролетает время. А еще так много впечатлений, которые они хотят от тебя услышать. Энергия полёта,
которую ты принёс на землю и отдал людям, зажигает сердца всех, кто тебя встретил как близкого
человека. Помню как встречали в Гегароте, помню гостеприимного Самвела и его прекрасный дом. Помню
Алика из Мирага, как везли дэльтаплан в кузове его старого грузовичка через цветущие поля. А потом он
собрал всю семью в доме, и мы с ними долго говорили о прекрасных моментах жизни. Помню всех людей,
которые с улыбкой меня встречали у разных дорог, разных деревень, посередине огромных горных долин.
По приезду в Ереван нас встретил Армен. Мы жили у него в доме. Это гостевой дом, большой и
просторный. Очень уютный. На первом этаже живет его семья, а второй и третий он сдает гостям. У Армена
прекрасная мама. Очень образованная и заботливая женщина. И младшая сестричка Аннушка, которая
волшебным образом всегда и всё знает. Без её советов и помощи мы бы ни за что не прониклись Арменией
так основательно. А какие завтраки она нам готовила по утрам! Хостел "Glide"- это не просто дом. Это
штаб- квартира армянских пилотов. Это отправная точка всех полётов. Сюда приходят все мастера. Тут
постоянно варятся идеи будущих маршрутов и обсуждаются условия погоды, риски и возможности. Армен-
прекрасный человек и отличный пилот. Очень добрый и отзывчивый. Его помощь трудно оценить. Он помогал
нам во всём. Да и ему самому, наверное, было интересно принимать у себя в доме двух первых
дэльтапланеристов доехавших до Армении. Определённо, тут стоит погостить и познакомиться со всеми
этими замечательными людьми. Максим Сахаровский и Юра Максимов- гости из Украины. Хорошие парни,
опытные лётчики- тандемщики. Сколько сига мы с ними съели? Организатор флай-туров Антон Балицкий,
часто приезжал в хостел забирать свою группу на полёты. Сильный пилот, отлично знает местность,
прекрасный организатор полезной движухи. Кроме того, когда сюда приезжает несколько групп
парапланеристов из разных уголков России, плюс обычные постояльцы- иностранцы, дом превращается в
бурлящий вулкан. Все вокруг бегают, готовятся к предстоящим полётам или просто бодрят снаряжение.
Обмениваются впечатлениями, веселятся, знакомятся. Настоящий праздник жизни.

Конкретнее о полётах и условиях.

Определённо в Армении есть где полетать. И полетать хорошо. Удачное расположение гор. Южная
экспозиция. Склоны хорошо прогреваются и дают прекрасную возможность опробовать мощные термические
потоки. Весной база облаков была около четырёх километров. Летом она поднимается в район пяти. При
этом над горными хребтами встают гряды облаков, которые дают прекрасный коридор для маршрута. Часто
бывают сильные ветра. Особенно это ощущается на вершине горы. Непосредственно на старте Апаран.
Стабильно дует 10 м/с с порывами до 13-17 м/с. Парапланеристы предпочитают проходить вперед и
спускаться вниз на 50-100 метро, где гораздо спокойней. Но часто они просто не стартуют в такую
погоду. Очень опасно, сильная турбулентность в воздухе. Велика вероятность снестись за гору и стать
героем. Когда летел на дэльтаплане, ощущался дикий нрав погоды. Перемешивание воздуха над горой
дичайшее. Ручка спидбара ходила перед лицом как сумасшедшая. Хлопали боковые троса и прослабляло фал
подцепа. Ощущалась невесомость. Как в космосе. Потоки совсем рваные, бывают зоны с подъёмом +8 м/с.
При таком ветре вдоль хребта стоит динамический поток. Но тоже очень бодрый. Несколько раз попадал в
ротора от гор. Было печально, был готов применять спасательный парашют. Выруливал благополучно.
Радость от таких полётов настигает только когда совершишь посадку. В тот день пролетел порядка 30 км.
Очень устал. Больше было похоже на борьбу чем на полёт. Такие условия бывают не часто. В основном это
весенние капризы нестабильной погоды. Основная погода она более стабильная, понятная. Спокойный воздух
и широкие потоки. В таких условиях нам нравилось летать. От полёта получаешь неизмеримое наслаждение.
Опытные пилоты говорят, что пролететь в Армении 50 км ни одно и тоже что пролететь 50 км в Европе.
Действительно, рельеф Армении очень разнообразный. Горные полёты сменяются равнинными, есть отдельно
стоящие горы. Нужно думать, уметь ждать шанса. Быстро определять куда и когда лететь. Это не значит
что, совершив ошибку, ты сразу пойдешь на посадку. Нет. Возможностей для манёвра и высоты для
возвращения на маршрут предостаточно. Нужно знать рельеф, изучать карту, советоваться с местными
пилотами, они могут многое подсказать. На горных пастбищах пасётся много разного скота. Бывало, что
крутишь поток какраз над местом их стоянки. Животные думают, что большая чёрная птица вышла на охоту,
кружит и высматривает добычу, вся отара разбегается, пастухи за ними. Или просто пролетаешь над
склоном и всё стадо разбегается в рассыпную кто куда. Слышал даже крики пастухов. По-армянски правда
не всё понимаю, но думаю они радовались. Первый раз в жизни увидеть дэльтаплан.
Страхование жизни мы не делали ни в России ни в Армении. Решили обойтись без него. Как реально
работает служба спасения в Армении не знаю. По рассказам, давно было лётное происшествие и пилоты
сами организовались и оперативно довезли человека до больницы. Про вертолёты спасателей думаю
говорить не стоит. Спасение летающих- дело рук самих летающих. Летайте безопасно, следите за
снаряжением, будьте аккуратны, не спешите. У нас за все время полётов и приключений не было ни одного
ЛП. Для нас всё проходило без суеты и штатно. Да были иногда суровые условия для стартов и посадки в ротора,
но всё успешно урабатывалось.

Что с посадками? Долины просто огромные. Настоящие зелёные аэродромы. Встречаются обширные
зоны с камнями разного размера. Такое лучше облетать. Всё таки Армения- это страна камней. Везде есть
дороги для подбора. Ну ладно, практически везде. Единственны минус- это дорога для подъёма на старт.
Без полноприводного коня с пониженной передачей будет совсем нереально доставить себя с дэльтапланом
наверх. Хотя власти пытаются отсыпать некоторые дороги, но это так. Нужно договариваться с местными
пилотами, они укомплектованы подходящими машинами и могут помочь. Вместе весело летать.

Что с развлечениями? Армения открывает свои красоты практически даром. Если знать подход.
Когда случился не лётный день, то только ленивый человек останется сидеть дома. А таких в
дэльтапланеризме нет. Невероятное количество сказочных мест можно исследовать и познать. Природные
красоты, храмы, пещеры, старинные замки и крепости, сооружения глубокой древности и тайные города.
Армения- это огромный культурологический пласт, тем, кого интересует сама жизнь здесь будет очень
интересно.

Никуда не деться от сравнения Армении и Европы. Конечно каждый, кто это читает, готов вставить
свои пять копеек. Постоянно люди интересуются и хотят точно знать куда же всё таки лучше ехать для
полетать. Здесь однозначного ответа нет. Если ты любишь небо и полёты, то Армения- это страна, которую
нужно посетить в обязательном порядке. Это совершенно другие горы, совершенно другие люди, другой быт,
другой интерес. Но совершенно ослепительные и яркие впечатления и от полётов и от страны. Большой
плюс, что армяне говорят на русском, общение доставляет удовольствие. Тебя везде поймут и везде
помогут, были случаи когда мы залетали в совершенно незнакомую местность без Gps и с помощью телефона
и местных ребятишек, которые устраивали нехитрые переговоры на армянском с нашим доблестным водителем,
удавалось достаточно быстро находиться. Нашим бессменным драйвером был Харут. Так совпало, что в
Армении нас тоже возил Харут. Потрясающий человек, очень опытный пилот-инструктор. Делился с нами
знаниями от души. Он постоянно был готов к любой погоде и очень внимательно следил за нашими
действиями. Хорошо что мы его встретили, без его помощи нам пришлось бы совсем туго. Спасибо тебе
огромное Харут Джан. Что еще? Еда в Армении вкуснейшая и свежайшая. Ни Италия, ни Франция, ни Австрия
рядом не стояли. Однажды мы зашли в небольшой ресторанчик в Горисе. Нам накрыли стол, который ломился
от отменной еды: сыры, соленья, зелень-мелень, шашлыки-машлыки, всевозможные закуски, тутовка- это
что-то вроде самогона из шелковицы, было столько всего, что съесть это всё нужно было постараться.
Справились. Обошлось это всё чуть больше чем в две тысячи рублей на всех. И еще, из любого крана в
Армении течёт самая настоящая горная родниковая вода.
Когда путешествовали по стране автостопом, несколько раз бывали приглашены случайными людьми в
гости. Просто встретились случайно на дороге. Это всё превращалось в бурное застолье с разговорами,
выяснениями жизненных позиций, резали кролика, потом его жарили, потом тушили, варили рыбу, всё это
переходило в совместные гуляния и осмотр местных красот. Дальше шло знакомство со всей роднёй и
коллективным обходом домов всех друзей и знакомых. Снова встречи, новые знакомства, посиделки и так до
самого утра. А главное имена какие: Давид, Артур- Самурай, Овсеп, Король Людвик, Володя, просто Рома.
Организм ни разу не страдал от такого количества съеденного и выпитого. Вокруг чистый горный воздух,
всё свежее и вкусное, а главное рядом душевная компания.
Жильё в Армении можно найти на любой вкус, особенно в Ереване. При этом цены будут на порядок
ниже чем в Европе. Мы жили в уютном доме, в просторной комнате. По системе кровать плюс завтрак. Стоит
это порядка десяти евро с человека. Получаешь реально удобную кровать в просторной комнате и очень
плотный и вкусный завтрак, запаса которого хватало почти до вечера. Если сравнивать с хостелом у
Алесандро в Монте-Кукко, то выходит гораздо интереснее и по затратам и по качеству завтрака и еды в
целом. Дополнительно еду покупали на местном рынке за совсем уж приемлемые деньги. Можно жить в
палатках непосредственно под горой. Палатку лучше поставить во дворе местных жителей или хотя бы не
далеко от цивилизации, в горах и предгорьях живут волки и медведи. Кроме шуток. Питаться с рынков и в
местных столовых. Это будет совсем бюджетно.
Армяне- цивилизованная нация. Много образованных людей с несколькими высшими. В городе
естественно таких больше. Многие знают несколько иностранных языков, это кроме русского. Ни разу не
видел пьянючих или грязных людей в городе или общественных местах. Да и вообще таких не встречал даже
в деревнях. Тактичные люди. Работящие. Предпочитают больше делать чем болтать.
Бензин в Армении стоит почти в два раза дороже чем в России. Основная масса автомобилей ездит
на метане. Дешёвый газ, доступный, но быстро расходуется. Есть еще какие-то налоги если ехать на своей
машине в Армению, нужно уточнять.
За всю поездку ни разу не столкнулись с грубым поведением, агрессией или ещё чем-то таким.
Ничего плохого даже вспомнить не могу. Все было познавательно, интересно и задорно. По соотношению
затраченных денег и качества полётов мы очень довольны.

Истина. Дэльтапланеризм- коллективный вид спорта. Жизненно необходимо друг другу помогать и
выручать чем сможешь. Взаимопомощь- это не только человечно, но и развивает дух общего дела.

Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=iebWUH9hEEg

фото:
https://goo.gl/photos/ueY4rn6pur2m9rAe8

доп. ссылки:
https://vk.com/paragliding_in_armenia
https://paraplan.ru/forum/topic/116643

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Армения май 2016 Рассказ+ВИДЕО+фото

Post by 423 » 25 Jul 2016 17:01

В 1991г. сборная СССР в апреле проводила сборы под Ереваном. Летали со старта 300м горы Адис около г. Абовян (вроде так по памяти). Сборники летали в сторону Севана. Были там стандартные для сборов 24 дня. Принимал Юра Курузян (самый лучший из армян). В Абовяне был небольшой дельтапланерный клуб. Тогда тоже заметили очень гостеприимный характер населения. Но ажиотажа вокруг дельтиков особенного не было. У них в это время шла война с Азербайджаном, куда через Грузию по окончании сборов мы и поехали. В Белоканы.

Post Reply