Онгудай - Горный Алтай

Дельтаклубы, дельтапланеристы и места полетов на просторах нашей необъятной Родины

Модераторы: SysTry, lea, Andrew

sirenko
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 19 янв 2010 15:44
Откуда: у-удэ-влад-к-хабаровск

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение sirenko » 24 янв 2015 15:38

Сообщение Iceman » Чт янв 22, 2015 10:23 pm

Талгат, а не помнишь даты проведения этих соревнований? Какой месяц хотя бы? Нам Митин рассказывал, что однажды в Онгудае проводили соревнования аж в ноябре и люди летали маршруты, хоть и слабо в это верится )). В этом году в ноябре там снегу было уже поколено.
В 1994-м финал РФ в Онгудае был с 22.06 по 3.07. 25,26,27-не летали. Не знаю как в Онгудае, а в Курае в конце июля местные говорили, что после нашего отъезда у них начинается осень.

Аватара пользователя
Талгат
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 02 дек 2008 15:31
Откуда: г.Челябинск
Контактная информация:

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение Талгат » 25 янв 2015 19:49

Конкретно эти фоотки со IIго Кубка Артура. 1995 год.

Аватара пользователя
sashas
Сообщения: 282
Зарегистрирован: 13 окт 2011 23:16

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение sashas » 25 янв 2015 19:53

Понятно, спасибо.
Посмотрела дневники погоды за последние 10 лет. Количество солнечных дней, дней с осадками и грозами, а также градиенты температур примерно одинаковы для июня и июля.
Жалко, базу и количество прошедших фронтов особо нигде не найдешь.

Буду дальше думать насчет июня.
Полеты с нами в Альпах и не только http://adventureflying.at
Блог: http://sashaz.com

air_stivale
Сообщения: 615
Зарегистрирован: 18 окт 2011 07:26
Откуда: г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение air_stivale » 26 янв 2015 07:26

А зато в летние месяцы тепло и комфортно. И в июне-июле полетать можно. Мы точно будем. Поаккуратнее тока нужно во время прохождения атмосферных фронтов.

MasalimovA
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2009 08:57

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение MasalimovA » 07 фев 2015 00:11

Онгудайский старт. Прямо перед стартом, чуть пониже и слева находится макушка – выступ горы. Там «живет дракончик», как прозвал его Гончаров Дима из Екатеринбурга. Я не придавал его словам значения, пока однажды на соревнованиях не сделал над ним на своем дельтаплане прямую петлю Нестерова на глазах у всех! «Дракончик» сделал хук снизу!
Я и мяукнуть не успел! Пришел в себя – я в верхней точке петли!
Крыло еще «лежало на спине» и только-только начинало опускать нос вниз, когда я уже в мыслях «завязал» с этим спортом навсегда! Еще не понятно было, чем все закончится, но уже точно «завязал»! Только бы выкрутиться из ситуации и сесть скорее! О-о-о! Как я захотел в ту минуту оказаться на твердой земле!
Пикирование со спины при выходе из петли…, подо мной рядышком гора…, все-равно, беру ручку на себя, бе-е-шеная скорость и крыло идет на вторую петлю!. Закладываю крутой крен (не хотелось, понимаешь, перед стартом петлями пространство занимать).Пе-е-ре-е-грузка, конечно! Мои мысли - нафига это мне надо, выхожу из петли и лечу вниз!
С креном градусов почти 90,покрякивая, вдавленный в подвеску, успеваю заметить, что ко мне со старта .... летят дельты!!! Я в крутой спирали, еще не погасив энергию выхода из петли, был еще раз шокирован от того что увидел: ко мне «гуськом», летят дельты и не боятся ничего! Не видят что ли, что тут со мной вытворяется?
Между прочим, летели ближайшие по турнирной таблице ребята: Мурдашев Галимьян, Чуфаров Валера, третий, по моему, Игнатов Сергей.
Раздумывал, примерно, градусов 45, пока вращался в потоке. И, знаменитое Чапаевское – врешь не возьмешь! И, расслабив прибранную ручку, стал ввинчиваться в поток.
Петля забылась через несколько витков набора. Потому что набирали как валанчики, отбиваемые одной ракеткой, не до петли было.
Если бы за мной не стартовали, я однозначно улетел бы вниз и, скорее всего, «завязал» бы с полетами навсегда! И не увидел бы много-много прекрасного, и не побывал бы во многих прекрасных летных местах, и не познакомился с многими интересными людьми!
И эти сроки, про Онгудай не родились бы:

Термик воет, рвет и свищет!
Крылья машут как у птицы...
Камни, скалы, лес, река -
Словно щепка – сверху я!

Мне бы пару лишних рук,
Я обнял бы парашют!
Так летал бы над горою,
Чтоб все время наготове!

Вот бы выбраться повыше
И летать там - где потише!
И природу созерцать,
Не склоняя: ... мать, мать, мать!

MasalimovA
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2009 08:57

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение MasalimovA » 24 фев 2015 19:41

Чтобы не заканчивать рассказ на страшилке, решил рассказать еще немного.
После этого случая ничего подобного из деяний «дракончика» я уже не припоминаю, хотя после этого случая мы летали еще не один год. Может быть, качнет одного, другого. А может быть я поймал улет «дракона» и он покинул эти места, растревоженный нашим братом –дельтапланеристом .:-)
Все полеты от старта вправо и в лево до перевала Чикетаман – это дальше в сторону Курая– имеют под собой нормальные посадочные поля. А вот за Чикетаманом начинаются зоны, где или нет посадок или весьма проблемные посадки.
Когда долетаешь до реки Катунь, то с левой стороны от реки аэродромы посадок, но там нет дороги подбора! Дорога подбора идет справа от реки выдолбленная в горе. Посадка – сами понимаете – условно возможная. Если не ошибаюсь, Алексей Кобызев эту самую посадку один раз совершил.
Полет за Чикетаман чрезвычайно живописен и экстремален. До сих пор перед глазами: Я «скребу» по скалам – острые зубья – втыкаюсь в поток и набираю. Под горой огромное и ровнейшее поле, за которым течет Катунь, очень мощная и скоростная и довольно широкая река в этом месте, мысли о переправе через которую, равносильны мыслям о суициде. А дорога подбора с той стороны реки … Особая радость была, когда долетаешь до следующего поселка с мостом через реку. За поселком находится последнее препятствие – хребет, через который надо перевалить, чтобы попасть на знаменитое Иодро – наш финиш. Посадка там была равносильна посадке на Луне – так там все необычно: огромное поле, вокруг фантастические горы, Катунь рядом, древние каменные столбы и ровная посадка. Уверен, что те, кто там приземлялся, никогда не забудут эти моменты. И сам полет и живописную, после такого экстрима, посадку.
Эти места ни с чем несравнимы! Онгудай это такое место, про которое сложены песни теми, кто там летал! А ведь это не случайно!

Аватара пользователя
Iceman
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 19 июн 2013 19:20
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение Iceman » 24 фев 2015 22:53

MasalimovA писал(а):... огромное поле, вокруг фантастические горы, Катунь рядом, древние каменные столбы и ровная посадка. Уверен, что те, кто там приземлялся, никогда не забудут эти моменты. И сам полет и живописную, после такого экстрима, посадку...
Я так понимаю садились тут? :)
Изображение

Аватара пользователя
Iceman
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 19 июн 2013 19:20
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение Iceman » 24 фев 2015 23:13

Еще немножко картинок к рассказу Азата
MasalimovA писал(а): ... Когда долетаешь до реки Катунь, то с левой стороны от реки аэродромы посадок, но там нет дороги подбора! Дорога подбора идет справа от реки выдолбленная в горе. Посадка – сами понимаете – условно возможная.
Изображение

перевал Чикетаман:
Изображение

air_stivale
Сообщения: 615
Зарегистрирован: 18 окт 2011 07:26
Откуда: г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение air_stivale » 25 фев 2015 08:13

Ага, за Катунью - это то поле, куда можно авиалайнер посадить, но переправиться без плавсредств не получится. Вода ледяная. А до Ини - поселка, где есть мост через Катунь, км 8-10 по прямой будет. И на той стороне, кажется, к тому полю и дороги то нет. Зато есть горы.
Эх, красота!

Аватара пользователя
KIPISH
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 03 июн 2010 19:58
Откуда: Казахстан, Алматы

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение KIPISH » 25 фев 2015 14:59

Так а почему там перестали соревнования проводить?

423
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 19 ноя 2008 18:56
Откуда: Жуковский
Контактная информация:

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение 423 » 25 фев 2015 16:19

Нашли Курай.

Аватара пользователя
KIPISH
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 03 июн 2010 19:58
Откуда: Казахстан, Алматы

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение KIPISH » 26 фев 2015 06:56

А чем Курай лучше? больше пространства для полетов?

air_stivale
Сообщения: 615
Зарегистрирован: 18 окт 2011 07:26
Откуда: г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение air_stivale » 26 фев 2015 07:41

Онгудай хорошо знаком всем дельтапланеристам. Здесь неоднократно проходили соревнования российского уровня. Парапланеристы здесь появлялись реже. В середине 90-ых здесь попробовали провести парапланерный Кубок России, желания повторить не возникло. Есть мнение, что Онгудай хорош для дельтаплана, но опасен для параплана. Это здесь Рамиль Якупов падал несколько сот метров, с частично разрушившейся от перегрузок в нестабильности подвеской, так и не сумев открыть запаску.
Ну, что ж посмотрим, какой такой Сухов.
Поселок Онгудай расположен на Чуйском тракте на берегу реки Урсул на высоте 860 м над ур. моря. Окружающие горы покрыты тайгой в средней части и безлесы у подножия. Высоты до 2500м. КАМАЗ может завезти на старт на высоту 1920 м. Заезд по колее в густой тайге, где еловые лапы скребут по бортам, а на голову падают кедровые шишки! Стартов два: "дельтапланерный", с которого мы все в основном и взлетали, и "парапланерный", к которому еще надо идти по лесу, и который я не видел. Первый представляет расчищенную вырубку недалеко от ретранслятора. Ориентация южная. А что делать при другом ветре? Даже стоя на вершине невозможно точно определить направление и силу ветра из-за высоких деревьев. Со старта же вообще уходишь как из таежного колодца. И только отлетев от склона, понимаешь, что попал в ротор. Положение усугубляется тем, что место это полузакрыто двумя чуть более низкими боковыми отрогами. Стартуешь как бы в амфитеатре. И если ветер не идеален, а чуть сбоку, турбулентность от склонов гарантирована. В первый мой полет так и получилось. Сразу после старта получил сильный кач, который сумел компенсировать. Дальше серия рывков и минус 5,5. Бессильно падал ниже уровня боковых отрогов, думая только об удержании купола и стараясь отойти подальше от склона. Дельтаплану хватило бы скорости выскочить из этой ловушки в спокойный воздух. Медленный параплан обречен. Если не сумел сразу набрать высоту и выскочить над рельефом, готовься к развлечению по полной программе.
Поглядев на мой полет, народ поплелся на "парапланерный" старт. Его западная ориентация как раз под этот ветер. Проплутав пару часов по тайге и не найдя этого старта, они взлетели с какой-то поляны рядом. После этой лесной прогулки Евдокимов Саша сказал: "Лучше бы я полетел за Собетовым..." Но на его месте я бы не горячился.
Второй мой полет был более удачен. Старт в слабый ветер без проблем. Вялый, но набор! Поднимаюсь выше старта, выше ретранслятора. Осматриваюсь. Наш старт - пятнышко полянки в лесу, где могут разложиться в один ряд только два параплана. Уходящие к Урсулу хребты-отроги. Изгиб Урсула. Перевал Чике-Таман. А где-то там за ним Катунь, Чуя и село Иодро - наша цель, в 90 км от старта. Но погода сегодня явно не для таких полетов. Облака закрывают солнце, и все потоки кончаются. Поэтому просто кружусь над стартом, не делая попыток лететь по маршруту. А Барнагов на дельтаплане все же рискнул, протянул десяток- другой км по ущелью и, спрятав там дельтаплан к вечеру вернулся в лагерь. Слава героям!
Итак, старт в Онгудае мне однозначно не понравился. Плохое место, неправильное. А что касается термички, то она тут бывает и весьма неслабая. Здесь всегда варится какая-то кухня погоды. Возможности для полетов есть. Но кроме опасного старта парапланы здесь могут столкнуться с сильными ветрами и турбулентностью ниже уровня хребтов в ущельях. Там где дельтаплан проскочит, параплан может запереть ветром и просадить. А дорога тут только одна - Чуйский тракт. И все маршруты туда- сюда вдоль нее. А мосты через Катунь и Чую редки. Подбор в стороне от тракта невозможен. Спасработы - большая проблема.
Мне кажется, стоит поискать на Алтае другие места для полетов кроме Онгудая. Ну-с, поехали дальше.

Это из рассказа Андрея Собетова, участника того же Марафона 2000. Отсюда http://paragliding.spb.ru/adventures/da ... entures/7/ Там и про Курай есть, и про другие места.

Аватара пользователя
Iceman
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 19 июн 2013 19:20
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение Iceman » 26 фев 2015 09:37

KIPISH писал(а):А чем Курай лучше? больше пространства для полетов?
Пространства для полетов хватает везде, и там и там можно летать интереснейшие маршруты. Просто Курай оказался удобнее для организаторов соревнований, несмотря на большую отдаленность от цивилизации. Там проще заезд за старт, много места для сборки аппаратов. В Онгудае дорога на старт занимает около полутора часов и если накануне прошли дожди, то есть вероятность, что камаз туда вообще не сможет подняться. В Курае с этим проще. С курайского старта лучше видно развитие погоды, в Онгудае обзор со старта ограничен и то, что условия неблагоприятные, можно понять уже будучи в воздухе.
Так что Курай - объективно более подходящее место для проведения соревнований. Но в плане интересности полетов Онгудай точно не уступает :)

Аватара пользователя
KIPISH
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 03 июн 2010 19:58
Откуда: Казахстан, Алматы

Re: Онгудай - Горный Алтай

Сообщение KIPISH » 04 мар 2015 14:36

Могу сказать по своему опыту, что заезд на старт в Курае, столь же проблематичный. И если прошел дождь, то не факт что заедешь. А вообще в 2012м чуть ли не каждый день вылазили из камаза и толкали его.
Изображение
Изображение
Заезд занимл от 1 часа до полутора. Ну а с просмотром погоды согласен.

Ответить