Page 1 of 6

Онгудай - Горный Алтай

Posted: 19 Aug 2014 21:57
by Iceman
Приветствую, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой отчет о поездке на полеты в Горный Алтай. Речь пойдет не об известном всем дельтадроме Курай (хотя в этом году мы там тоже отметились ;) ), а о прекрасном, но уже почти забытом летном месте под названием Онгудай.
Состав экспедиции был совсем не большой - два пилота из Новосибирска и двое наших нелетающих друзей в качестве драйверов и просто для компании. Один из пилотов я, другой пилот -Александр, известный на этом форуме под ником Air_stivale.
Возможность поездки обсуждалась нами очень давно. Солоновка - традиционное место полетов дельта и парапланеристов Западной Сибири, в последнее время, все реже и реже радует нас подходящей погодой, и нам уже давно хотелось найти ей хорошую альтернативу.
В итоге решение принято, и в среду вечером мы стартуем из Новосибирска, чтобы преодолев 600 с лишним километров, встретить рассвет на берегу речки Урсул, на которой стоит районный центр Онгудай. Выспавшись и пообедав, мы решаем поехать на разведку старта. О его местонахождении и состоянии дороги к нему мы знаем только по рассказам и изучению карт в интернете. Хотя дорога на ретранслятор находится довольно легко, все наши надежды заехать туда на своей технике рушатся на первом же километре подъема (наивные чукотские парни). В общем, бросаем машину и идем оставшиеся километры подъема пешком.
Начало дороги на перевал:
Image

А это уже ближе к вершине:
Image

Главный ориентир - вышка ретранслятора:
Image

Поднявшись к ретранслятору, пришлось затратить довольно много времени на поиск старта - небольшой полянки в кедровом лесу, откуда возможно стартовать на дельтаплане.

Старт:
Image

Вот такой лес окружает старт со всех сторон:
Image

Побродив по старту и полюбовавшись видами идем вниз. По пути дорогу перебегают две дикие сибирские косули. Онгудай оправдывает славу дикого места, местные говорят медведи здесь тоже не редкость :), хотя нам они и не встречались. Добравшись до машины, спускаемся в поселок, где Александру удается найти местного жителя, который берется доставить нас завтра на старт на своем уазике-головастике.
Image

Утро 15 августа радует нас солнечной погодой и легким южным ветерком. Быстро завтракаем и движемся к месту встречи с Николаем - хозяином уазика, перегружаем дельты в кузов и едем к наверх.
Image
Image

Дорога на перевал в очень плохом состоянии - огромные камни, колея, размытые весной участки. Плюс ко всем этим радостям довольно крутой уклон и бегущие прямо по дороге ручейки. Но наш водитель и техника с честью справляются с маршрутом. Вот не думал я, что уазик способен на такое:


Выехав в начале одиннадцатого утра, уже около 12 мы оказываемся на стартовой поляне с аппаратами. Еще фото старта:
Image

Погода стоит замечательная - высоченная база, легкий встречный ветерок и набирающая обороты термичка. Не терпится поскорее собрать аппараты, одеть подвеску и полететь. Но понимаем, что спешить некуда и не торопясь начинаем собираться.
Image
Image
Image

На часах время час двадцать. Мы уже полностью готовы. Все чехлы спрятаны в подвески, предстартовый осмотр проведен, приборы включены. Первым стартует Александр.
air_stivale на старте:
Image

Сразу после старта его ощутимо поднимает метров на 15, затем также быстро роняет. По резким кренам его аппарата, становится понятно, что турбулентность сегодня не шуточная. Синенький Малибу в поисках подъема уходит вправо вдоль гребня и скрывается за елками. Еще некоторое время пытаюсь высмотреть его в просветы между деревьями, но обзор со стартовой поляны сильно ограничен.

Я следующий:
Image

Стартовый склон идеален. Хороший уклон, невысокая травка и полное отсутствие камней. Дожидаюсь усиления, поднимаю аппарат, делаю буквально пару шагов по склону и оказываюсь в воздухе. Сразу чувствую приличную перегрузку на фале и наблюдаю как кедры уходят вниз. Но подъем длился совсем недолго, воздух сегодня очень не спокоен. Только и успеваю отрабатывать возникающие крены, клевки и забросы. В таких условиях мне летать пока не доводилось. Решаю уйти подальше от склонов, находится рядом с рельефом в такую погоду просто страшно. Лечу вдоль правого гребня, по пути пытаясь обработать встречающиеся потоки, но ничего толком не получается. В лучшем случае держусь в ноликах. Сказывается недостаток опыта полетов в термиках. Да и термики тут совсем не те, к которым привык в Солоновке. Здесь они узкие и злые, так и норовят поставить тебя на крыло.
Не торопясь переваливаю через правый гребень, и, где-то далеко внизу, замечаю малибушку Александра, который пытается что-то обкручивать уже над самым посадочным полем. Справа открывается вид на дорогу, по которой мы поднимались на Каянчу. С такой высоты она кажется очень ровной и гладкой, но любоваться пейзажами не получается. Кажется что воздух вокруг просто кипит. Но я не теряю надежды найти хороший подъем. Задерживаюсь над небольшой горкой, минут 5 выписываю спирали и восьмерки в ноликах, потом вроде бы появляется слабый лифт. Медленно-медленно, в сильной болтанке набираю метров 50 высоты. Даже успеваю чуть-чуть порадоваться, какой я молодец, но радость оказывается недолгой. Подъем закончился и я очень быстро теряю все набранное. Прохожу над полями, но и там не за что зацепиться. Начинаю думать как буду садиться.

В принципе места для посадки более чем достаточно:
Image

Ветер на посадке не сильный, дует из долины на гору, но термичка конечно же вносит существенные коррективы и по направлению ветра и по его силе. Решаю садится с небольшим боковиком, но в легкий контрсклон. Если же заходить строго против ветра, то посадочное поле будет плавно понижаться в направлении чуйского тракта, что конечно не очень приятно, особенно при слабом ветре. Турбулентность не заканчивается до самой земли. На глиссаде чувствую сильное усиление справа, этим усилением меня подкидывает на несколько метров вверх, намечается перелет. Понимаю, что будет лучше довернуть против ветра и садится под уклон. Доворачиваю, снижаюсь, выравниваю, но скорости маловато и еще опаздываю с выдачей, а ветер как назло стих. В общем посадка получилась корявенькой, уронил аппарат на нос, но в целом матчасть не пострадала. Отстегиваюсь, опускаю на землю задранную килевую. Вокруг штиль, медленно порхают бабочки и пахнет свежескошенным сеном. Все-таки приятно после такого полета снова ощутить под ногами твердую землю :) .

Спасибо за внимание!
Костя

вот слепил небольшой ролик по мотивам этой поездки:

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 21 Aug 2014 09:35
by Талгат
Продолжай! Очень хочется вспомнить былое)))

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 21 Aug 2014 11:16
by Iceman
Талгат wrote:Продолжай! Очень хочется вспомнить былое)))
Обязательно продолжу :)

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 21 Aug 2014 13:41
by air_stivale
Онгудай - дельтапланерный рай! (С)
В 80-ых - 90-ых гг. ХХ в. - Мекка дельтапланеристов Алтая, Сибири ...
Да, места красивейшие!
КаянчА - гора с превалирующими высотами в округе, - над долиной около 1 км, абсолютки - 2 км. Виды на окрестности великолепные. Кругом горы. В ясную погоду видны снежники Северочуйского и Катунского хребтов. Старты на юг. Перед ними, как на ладони онгудайская долина, сам Онгудай и левее - село Улита. Речка Урсул. Далее - отроги Теректинского хребта. Слева виден перевал Чике-Таман. Вдоль трассы Чуйского тракта по долине много мест для посадок. Севернее дороги - скалистые горы, ориетированные к Солнцу ...
Летать с посадками можно вправо, до Туекты, а там еще и в сторону Усть-Кана, влево - до перевала Чике-Таман. Ну а как дальше, это я вам не расскажу, это уже к уважаемым мэтрам ...
Сам старт - лужайка 30х60 м на склоне КаянчИ среди кедрового леса. На верхней, пологой части, можно расположить 2-3, ну может 5 дельтов. Старт собственно с нее же. Крутяк остается ниже.
Аэрология не простая. Вокруг лес. При ветре из-за горы возможен ротор перед стартом...
Да, почти позабытое летной братией место. Но устроили таки мы ренессанс. Кстати, местное население, с кем пришлось пообщаться очень хорошо относится к нам, пилотам, и с теплом вспоминают те былые времена, когда парили в небе цветные купола делта- и парапланов...
Забраться на старт, как оказалось, не такая уж сложная задача, УАЗка-зверь за 2 тыр готов это сделать. Старая дорога - в непригодном состоянии, промыло вдоль нее ручеек на 0,5 - 1 м глубиной. Поэтому объезжаем горку, что слева от нее, и, добравшись до ретранслятора, уходим вправо по лесу со снижением, примерно с полкилометра. А там и старт.
А какой красивый вид с него! Хочешь - лети, а хочешь - так сиди любуйся!

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 21 Aug 2014 13:49
by sergDubna
air_stivale wrote:А какой красивый вид с него! Хочешь - лети, а хочешь - так сиди любуйся!
Э-ээ! Чё за пустой базар? Фотки давай, да!!! Деньги копить? Да?

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 21 Aug 2014 13:58
by air_stivale
Фотки красивые у Кости. Я так, эмоции, чувства пытался передать. Не получилось конечно. Хотя че-то было на мобильнике, щас пороюсь.

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 21 Aug 2014 13:59
by sergDubna
Ждем-с.

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 21 Aug 2014 14:26
by air_stivale
Ну вот, че есть. Вид с дельтерного старта
на Онгудай:
Image
на Улиту:
Image

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 22 Aug 2014 09:02
by Талгат
Молодцы парни. не одним Кураем живы полёты на Алтае.
p.s. гора та же, старт тот же.. как будто и не прошло уже... 20 лет !!!

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 22 Aug 2014 10:20
by Валерий С
Молодцы, парни. Сибирь, горы, кедры, дельтаплан - все из этого впечатляет по отдельности, а когда все вместе... Жаль, добираться хлопотно и долго :(
Фото понравились. Чем снимал, кстати? (надо бы ф/а купить...)

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 22 Aug 2014 11:06
by Iceman
Талгат wrote:Молодцы парни. не одним Кураем живы полёты на Алтае.
p.s. гора та же, старт тот же.. как будто и не прошло уже... 20 лет !!!
Талгат, а может у тебя сохранились какие-либо фото/видео тех лет? Или просто есть что вспомнить :)
Было бы очень интересно почитать воспоминания тех, кто летал там в 90-е. Про Курай много чего написано, а вот про Онгудай инфы очень мало.

Предлагаю всем, кто там когда-то летал добавлять в эту тему любые материалы про Онгудай. Интересует все: фотки, видео, воспоминания, куда летали, где дежурные термики, куда лучше не соваться и т.д и т.п.

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 22 Aug 2014 11:08
by Iceman
Валерий С wrote:Молодцы, парни. Сибирь, горы, кедры, дельтаплан - все из этого впечатляет по отдельности, а когда все вместе... Жаль, добираться хлопотно и долго :(
Фото понравились. Чем снимал, кстати? (надо бы ф/а купить...)
Спасибо, рад, что понравилось. Снимали на мыльницу. Просто освещение было хорошее :)

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 22 Aug 2014 12:08
by sergDubna
:good: Мощно задвинули. Внушаеть. Бабла на прожитьё и местный транспорт много ушло? А то, если пускаться в авантюру,
на сколько разоримся? Что до фоток - классно, но "мааа-я-ло, мааа-аяяя-ло!!!" /(с) соседский кот, после одной молочной сосиськи. :)/
Раздразнили, понимашь... Еще давай!

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 22 Aug 2014 15:03
by Iceman
sergDubna wrote::good: Мощно задвинули. Внушаеть. Бабла на прожитьё и местный транспорт много ушло? А то, если пускаться в авантюру,
на сколько разоримся? Что до фоток - классно, но "мааа-я-ло, мааа-аяяя-ло!!!" /(с) соседский кот, после одной молочной сосиськи. :)/
Раздразнили, понимашь... Еще давай!
Основные расходы на бензин до Онгудая. Уазик до старта стоит 2000. Теоретически за раз можно 4-5 аппаратов завезти. В общем чем больше народу, тем дешевле. Проживание в палатках или машинах у речки рядом с горой бесплатно. Можно жить на турбазах. Их там несколько, стоят примерно от 1000 за двухместный домик, есть и дороже. Питаться можно в кафешках (200 р за обед примерно), а можно готовить самим на костре.
Так что в целом все бюджетно, приезжайте! :good: Мы готовы встретить и составить компанию ;)

Re: Онгудай - Горный Алтай

Posted: 11 Sep 2014 15:42
by Iceman
В конце августа побывали в Онгудае еще раз. Мне удалось впервые в жизни подняться под нижнюю кромку облаков :fly: :crazy: Прибор зафиксировал скороподъемность +7,4 м/с по усреднителю. Вот сделал небольшой видеоролик по мотивам этого полета: