Отпишу рассказ о том как проходила "ДельтаВесна 2017" с точки зрения воздуха.
Нервов, конечно, потрепали предостаточно.
Итак, в самом начале я провёл предварительное согласование на две зоны "Север" и "Юг" Ростовской области. Зоны были достаточно большие.
С зоной "Юг" при
предварительном (за 3,5 недели) согласовании особых проблем не возникло: (согласовал с Элистой, с Ростовским аэропортом и с Ростовским ЗЦ). Все удивлялись "а зачем Вам две зоны" и приходилось объяснять.
С зоной "Север" проблемы начались, т.к. мы захватывали куски ВП аж 2-ух военных баз. Разговаривал с каждой из них. В одной мне сразу сказали, что "не надо мне никаких точек присылать, ты давай приезжай и на карте пальцем ткни где, вы хотите и что вы хотите". В другой, меня перекидывали по всем начальникам части (к сожалению мне так и не удалось поговорить с поваром части, не знаю почему меня не переключали на него, но это факт - я не разговаривал только с поваром, со всеми остальными мне пришлось переговорить). В конце-концов они так и не поняли, что я от них хочу, что такое ВР и как он на них отразится.
Потом с ЗЦ согласовывали районы зон: двигали точки, торговались. Я пытался понять их логику мыслей. В конце-концов начало приходить понимание и на несколько дней мы устаканили границы обеих зон.
Пройдя все эти круги ада, я понял важное отличие ВП гражданского аэродрома от военного ВП. У гражданского аэропорта есть только ближняя зона CTR, в которой не действует ВР, а во всём остальном ВП все борта летают строго во воздушным линиям и не могут отойти от них ни вправо ни влево, ни вверх ни вниз, такой жёсткий распорядок позволяет нам в этом пространстве вводить ВР и летать под этими линиями или сбоку от них. У ВП военной базы нет таких линий. Там все могут летать во всём ВП как того захочет их диспетчер, т.е. военный борт может оказаться в любой точке пространства ВП базы, потому согласовать ВР, который захватывает ВП военной базы довольно проблематично.
Основная проблема у меня была в том, что, видимо, никто ещё ни разу не пытался отгрызть кусок ВП у военных и они просто не понимали чего от них хотят. Они привыкли, что у них есть их ВП и они его используют когда хотят, как хотят и никого при этом не спрашивают.
Более того. Выяснилось, что они перегоняют свои борта ВНЕ своего ВП по каким-то установленным (привычным для них) маршрутам, которые нигде не отмечены и они летают там просто потому что "так принято" (это информация всплыла при разговоре с Ростовским ЗЦ).
В общем, когда я говорил с ЗЦ, то описал им ситуацию с военными. Сказал прямо как есть, что прямого согласования с ними нет, т.к. меня там никто не понял, и вообще отказались разговаривать. Пришлось апеллировать к законодательной базе в которой прописаны приоритеты для пользователей ВП и что мы всегда сможем выполнить сигнал "ковёр" если они полетят. Каким-то чудом после этого я получил согласование на Северную зону.
Потом было согласование с ГЦ, в котором тоже пришлось всё объяснять. Там разговор был особенно жёстким, т.к. две зоны вызывали много вопросов.
Кстати, при согласовании с ЗЦ и ГЦ, меня по первости сразу пытались послать, приходилось делать упор на то, что у нас официальное мероприятие, высылать положение и кучу писем на фирменных бланках и только после этого разговор переходил в конструктивное русло.
Получив предварительное согласование я успокоился.
Во всей этой канители был один важный нюанс: т.к. мы собирались летать 10 дней, то сначала нужно было сделать 2 ВР на период с 01 по 06, а потом 2-ого подать 2 ВР на период с 07 по 10. Сразу представления на весь период они не принимали.
=================================
За 7 дней до начала мероприятия я подал представления на 2 ВР. Причём в обоих случаях Ростовский ЗЦ сказал их сделать по высоте от земли, а не от начала зоны С. Мои соображения их не убедили, ну и ладно, сделал как говорят (удивился, конечно, но везде свои нюансы).
Приехали на место ("Юг").
Естественно подачу ФПЛ на каждый день никто не отменял, как никто не отменял их открытие и закрытие.
Снятие ВР в котором мы не работали, также было ежедневным.
2-ого числа мне позвонили с ЗЦ, чтобы согласовать работу БПЛА в нашем ВР, т.е. разрешим ли мы или нет. Естественно, что мы разрешили, к тому же они были в другом конце зоны от нас. Потом звонил РП БПЛАшников, потом опять ЗЦ, в общем в итоге, все, всё друг с другом согласовали и всё стало хорошо. По разговору с ЗЦ у меня сложилось ощущение, что они очень переживали что мы "встанем в позу" и никому не дадим воздух.
Потом 4-ого числа звонили опять из ЗЦ и аэропорта Элисты: у них борт проходил через наш ВР и мы им также давали окно в 30 минут. Опять было много согласований и перезвонов, но всё прошло успешно.
30-ого числа я начал работу над подачей 2-ух ВР на второй период фестиваля и тут... начались сюрпризы. Оказалось, что народ немного начал готовиться к праздникам, а для согласования нужно пройти опять всех (кроме вояк), а этих "всех" почти никого не найти. 1-ого числа вообще никого не было на связи. 2-ого числа тоже не все проявились. 3-его числа опять постоянные "перезвоните попозже". А 4-ого числа началась жесть! ЗЦ мне заявил, что мы закрыли огромную зону и от пользователей поступает много жалоб на то, что они не могут работать и что согласовывать ВР опять они не будут. Начались торги и попытки понять, как выйти из ситуации, чтобы все были довольны. Тут очень пригодился положительный опыт общения по двум разрешениям на использование нашего ВР. Опять "вспомнили", что ВР можно ставить не от земли, а только с начала зоны "С" и выше, т.к. только на зону "С". Но вдруг неожиданно всплыл вопрос точек старта. Тут удалось договориться на две стационарных точки старта с радиусом 5 км в зоне нашего ВР, т.е. в представлении было указано так:
Диапазон высот: 450(AGL) – Ф090(MSL)
Точки ВЗП: 482456с404920в R=5км 481329с404926в R=5Км Диапазон высот: Ф000 – Ф090 (MSL)
Что меня особенно удивило, так этот тот факт, что по всей зоне ВР велели указать нижнюю высоту 450 по AGL (т.е. от земли) в то время как зона "С" начинается с 300 по AGL. Гм... Прям странно-странно. Ну, да ладно. Дальше они начали согласовывать что-то со своим начальством и опять начались торги по длине зоны. В итоге, нам подрезали Южную зону километров на 50 по длине. В таком варианте удалось получить согласование от ЗЦ.
Время вечер, 4-ое число, я отправляю в ГЦ согласованное представление, на что получаю удивлённый ответ "а что это вы так поздно посылаете, сроки уже прошли". Ёёё... Дальше опять начались тёрки по поводу двух зон, что "вот мы делаем вам ВР, а вы потом по ним не работаете, а нам обидно". Каким-то чудом всё же представления приняли, а через пару дней и номера ВР тоже дали.
Потом мы переехали в Северную зону. Точка старта там была как раз рядом с аэродромом в "Белой Калитве". Для избежания недоразумений я сразу сходил к ним, нашёл местного РП, сказал про нас. Мужик немного охренел, но сказал "да летайте на здоровье". Потом к нам приезжал директор этого ародрома тоже для согласования пролёта борта, звонили ЗЦ по этому поводу, но всё опять прошло хорошо и никто никому не мешал.
Звонили из ЗЦ и говорили, что военные запрашивают ВП для их стрельбища, но всего до высоты 100 метров. Конечно, мы разрешили, благо это было на другом конце зоны.
Несколько раз мимо нас пролетали небольшие борта и нам тоже никто ничего не сообщал, видимо это были дикари.
Один раз мимо нас пролетел военный вертолёт и при этом нам тоже никто не звонил.
Второй раз, мне уже звонили из ЗЦ и говорили, что военные планируют перегон бортов и воздух нужно будет дать. Что было особенно приятным, так это то, что после пролёта бортов ЗЦ сами позвонили и открыли нам ВП.
В конце, после завершения фестиваля, когда я звонил в ГЦ для снятия ВР, там опять был наезд с угрозами "больше никогда" и "это было первый и последний раз". В общем, не самый приятный разговор был.
Был получен очень интересный опыт взаимодействия. Внутренняя кухня стала более понятна. Появилось понимание новых особенностей того как можно заказывать ВР или МР.
=======================================
По результатам, продолжаю работу с ГЦ в поисках путей более простого заказа воздуха для нас, ибо мысли появляются.
По результатам отпишусь (надеюсь они будут).
По личным ощущениям:
Вести сразу две зоны реально тяжело.
Несмотря на перипетии, в целом все были настроены на решение вопросов.
Окрепло убеждение, что с безмоторными СЛА особо никто не знает как работать. Большую положительную роль сыграл опыт наших предыдущих подач на ВРы, т.к. некоторые моменты приходилось реально объяснять (что меня удивляло).
Думаю, что все мы постепенно нарабатываем хороший опыт взаимодействия друг с другом.
Меня поразило понимание того факта, что текущие реалии не подразумевают одновременное использование одного и того же ВП несколькими пользователями по правилам визуальных полётов. Т.е., конечно, в законах это как бы прописано, но на деле вся система работает так, чтобы исключить этот момент в принципе. Отсюда и все проблемы: если случится ЛП, то отвечать будет тот кто разрешил в одном ВП два борта, а не тот, кто реально виновен в ЛП.
На все мои робкие попытки обратить внимание, на тот факт, что мы
нормально взаимодействуем в рамках одного ВР с другими пользователями (согласовываем, даём окна) в ЗЦ мне говорили, что "это неправильно".
Уф! Сколько всего написалось.