sergDubna wrote: Некоторые из таких испытаний на автостенде сделать просто невозможно. Остаются летные.
Но в результате - никакого технического результата, сплошная субъективщина. На этот счет у меня есть поучительная история, но об
этом в другой раз.
В следующий раз постараюсь писать лаконичнее
, а пока, звиняйте, будет многабукафф, надеюсь - осилите.
О субъективности испытаний.
Историю эту мне рассказал мой первый инструктор - Сергей Марчевский, ныне к сожалению покойный.
1984 год, Крым, аэродром Карагоз, 2-й Всесоюзный слет любителей сверхлегкой авиации. Я присутствовал на этом мероприятии, но
не как участник, а как заинтересованный зритель (вообще это был мой первый выезд на Гору). Народу и конструкций - плюнуть некуда.
Жара, теплая минералка, тусняк, какого еще не видывал. Занимательного много, но в первую очередь интересовала дельтапланерная
техника, особенно моторная, она тогда была последним писком. Её испытывали киевляне - ребята из отдела СЛА антоновского КБ, где Марчевский уже работал как один из ведущих инженеров и испытателей (к слову, они там в этом отделе ВСЕ летали, и почти все на тот
момент были действующими спортсменами). Сами они тоже кое-что привезли - дакроновые "Тайфуны", а также дельталеты классической конструкции, а один - с модулем, выклеенным из стеклопластика, это очень известная конструкция - Т-4, её фото и рисунки, думаю, вы
все видели. Среди всех представленных там дельталетов, подобной была еще только одна конструкция - тоже модуль-стекляшка, своё,
авторами же разработанное крыло, движок - ежу понятно - не Ротакс, и винт не очень большого диаметра. И главное отличие от
фирменного Т-4 - горизонтальный пилон под винтом (фюзеляжная балка) и небольшой неуправляемый киль на этом самом пилоне за
винтом (в потоке от винта). Собственно, именно наличие хвостовой балки и обуславливало относительно небольшой диаметр пропеллера,
зазор между лопастью и балкой был минимально допустимым. Мнение участников слета было единодушным - телега полетит плохо, если вообще полетит: при таком винте будет явная нехватка тяги. Однако строители сего изделия утверждали, что дельталет испытан и летает
очень хорошо. Установку киля они объясняли изначально недостаточной курсовой устойчивостью, но это полностью сняло проблему.
Увидеть его испытания мне не удалось - заканчивался отпуск, и мне пришлось уехать. Однако примерно через месяц-полтора Марчевский
приехал в Дубну и рассказал, как он облетывал этот дельт. По его словам тяги двигателя было недостаточно, и разбег получился долгим. Скороподъёмность - где-то от 0,5 до 1,0 м/с. Центровка крыла оказалась задней, усилия на ручке, дабы удержать дельталет на скорости,
чрезмерно большими. Устойчивость по курсу была просто чудовищной. Сдвинуть трапецию влево-вправо было почти невозможно, и это
при том, что Сергей Леонидович был мужик весьма крепкий и спортивный. Попытки ввести крыло в разворот с небольшой отдачей
приводили к заметному скольжению и клевку, что вместе с тяжелым управлением и нехваткой тяги было просто очень опасным. Однако испытатель в конечном итоге приспособился, сказался уже имеющийся лётный опыт и несомненный природный талант. Весь диапазон продольных управляющих перемещений трапеции оказался очень маленьким при постоянном сильнейшем кабрирующем моменте. Тугое
же управление по крену компенсировалось очень высокой поперечной устойчивостью. В общем, мой друг кое-как, по широченной дуге,
сумел развернуться и даже посадить модуль на полосу, а не поперек. После посадки и сброса газа крыло перемещалось одним пальцем. Далее произошел примерно такой разговор (за абсолютную точность его не поручусь, т.к. это с чужих слов и дело давнее, но общий
смысл вполне достоверный).
- Ребята, а сколько и как давно летает дельт?
- Э-э-эээ, ну, сотня полетов наверно есть.
- Вы не находите, что управление, мягко говоря, тяжеловато?
- Да нет, жалоб пилота не было...
- А сколько народу летает на нем?
- Один человек...
- А он здесь? Покажите мне его!
Вперёд выходит парень, минимум метр девяносто, в плечах немногим меньше, каска 60-62-го размера, бицепсы в диаметр его же
головы, кисти и пальцы - только подковы гнуть. Скромненько так:
- Ну, я...
- Сволочи вы!!!
Сто полетов, конечно не 100500 часов на автостенде, но все же немалый опыт. Результат, правда, тот ещё... И тоже ни каких замеров,
тоже ни каких цифр. Тоже:
нормально, мало, средне, легко, можно, с пивом потянет. Мнение эксперта фирмы, как бы он ни был
титулован, без цифр стОит не более мнения эксперта-самодельщика. Та же субъективщина. При этом уровень инженерного образования
у самодельщика может быть и повыше, чем у фирмача, хотя это не о приведенном выше случае.
И попрошу, уважаемые коллеги, не забывать основное направление нашего разговора, а оно не о летных качествах импортного б/у,
но о
кондиционности материалов этого самого б/у на момент продажи. Основные вопросы по-прежнему остаются.