Буксировка УТюга

Здесь можно задавать самые нелепые вопросы без опасения быть высмеянными

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург
Буксировка УТюга

Post by birukobu » 22 Aug 2016 17:00

Уважаемые коллеги, прошу помочь!
Ко мне не первый раз обращаются с вопросом: а можно ли буксировать дельтаплан Славутич УТ?

Я практически убежден, что этого делать не стоит, но прямых указаний на недопустимость стартов УТэхи с использованием СМС, я не нашел.
Прошу поделить опытом.

Заранее признателен
искренне Ваш АВ
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

User avatar
avv
Posts:90
Joined:14 Jan 2010 12:57
Location:Санкт-Петербург

Re: Буксировка УТюга

Post by avv » 22 Aug 2016 17:15

На небе есть ветка "Инструкция по аэробуксировке" (http://nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?f=2&t=9912)
Там прозрачно намякнуто, что
1.1.2. Минимальная скорость полета МДП-буксировщика должна быть на 20 км/ч меньше максимальной скорости буксируемого дельтаплана (ДП) при условии сохранения нормального управления - как для МДП-буксировщика, так и для буксируемого ДП.
Т.е. надо искать очень медленный буксировщик....

Хотя для настоящих перцев все это не аргумент :twiddle:
Last edited by avv on 22 Aug 2016 17:17, edited 1 time in total.

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург

Re: Буксировка УТюга

Post by birukobu » 22 Aug 2016 17:17

ОК, аэробускировка не рассматривается вовсе. А если малинка?
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Буксировка УТюга

Post by makros » 22 Aug 2016 17:32

Вагабондо писал, что можно. Типа, они под Одессой буксировали УТшку и нормально.
Я тоже считаю, что буксировать Славутич-УТ бессмысленно и беспощадно.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

User avatar
avv
Posts:90
Joined:14 Jan 2010 12:57
Location:Санкт-Петербург

Re: Буксировка УТюга

Post by avv » 22 Aug 2016 17:37


sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Буксировка УТюга

Post by sergDubna » 22 Aug 2016 21:53

birukobu wrote: а можно ли буксировать дельтаплан Славутич УТ?
Алексей, Славутич-УТ прекрасно буксируется за активкой, это доказывает опыт Московского областного дельтаклуба
и клуба из Подольска (конец 80х - 90е). Малинки и пассивки тогда не существовало, но, думаю, проблем не будет.
Единственное возможное ограничение - ресурс паруса. Но если аппарат под УФО бывал редко, то всё - норма. Это
уже надо смотреть конкретно. Если есть сомнения, то можно вырезать полоску лавсана из лопуха (там двойная
обшивка) и отправить на испытания. На месте выреза поставить латку. Усиление каркаса не требуется, но желательно
установить дополнительные боковые троса (хотя мы, случалось, летали и без них, заводские заделки не ползли).
Утюгу не требуется перецепка; у него дубовая курсовая устойчивость, поэтому его невозможно загнать в раскачку и
почти невозможно в локаут (мне лично в этом как-то помог жесткий пузырь под крыло сбоку и наша, выработавшаяся
на тот момент, привычка не особо вмешиваться в управление - мелкие крена утюг исправлял сам; тот случай в нашем
клубе был единственным, я о нем на форуме уже писал). Утюгу не страшна внезапная отцепка при тяге на большом
буксровочном угле, т.к. он не склонен к кувырку (но это не значит, в такой момент не надо поджимать ручку). Считаю,
что Славутич-УТ - лучшее крыло для начальных буксировок, даже если есть и более современные крылья.
Не понимаю только, нафига это соколам, поскольку утюги у вас хреновые, а Таргеты - почти новые, и опыт буксировок
на них у вас большой. :?

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург

Re: Буксировка УТюга

Post by birukobu » 22 Aug 2016 22:23

Это не Соколам. Это другая публика из сети вопрошает. У меня нет опыта буксирных полетов на УТюгах. Потому и консультируюсь, чтобы отвечать более компетентно. Просто мне кажется, что УТэха - это совсем уже устаревший крыл для обучения в целом. А уж тем более для полетов с использованием СМС.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Буксировка УТюга

Post by 423 » 22 Aug 2016 22:58

В свое время, в 80-х годах когда появились активки, некоторые начали учить буксировке на них. Часть народу поубивали. Я сам читал в дельтапланерном отделе ДОСААФ отчеты по этим случаям. Причина: локауты учлетов и плохой выход (затяжной) Сл-УТ из пикирования.
Да, в нашем областном (Московском) дельтаклубе использовали на активке Сл-УТ. Сам это наблюдал, но там летали ребята на нем уже опытные, как я понял.
У себя в клубе в 90-х раз сам затянулся на Утехе. Да, при штатной буксировке все без проблем.
Когда попытались его затягивать уже в 2000-х с использованием уздечки как у Кондора, у нас он прилично качался и мы отказались от этой затеи.
В современных условиях этот раритет использовать как-то уже неприлично, а его главные проблемы: малый градиент усилия на ручке на переходных режимах, поздний выход из пикирования никуда не делись. Не нужно еще раз наступать на грабли. Сейчас имеются хорошие дельтапланы для обучения.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Буксировка УТюга

Post by sergDubna » 22 Aug 2016 23:11

Лёша, если утюг реально в хорошей сохранности, на нем можно отлично обучать и в наши дни, он может всё - от первой
наземки, до первой парёжки в термиках. Маршруты, понятно, - нет, но хочу напомнить, что сто миль впервые пролетели
в штатах на еще более примитивном аппарате - классическом двухконусном рогалёте. По сравнению с Таргетом у утешки
два преимущества - высокая пассивная безопасность (для учебного крыла это первостепенное достоинство, прокачка для
учлета - жизненная необходимость) и очень низкая по теперешним временам цена. В общем, всё по-любому упирается в
инструктора и методику обучения.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Буксировка УТюга

Post by sergDubna » 23 Aug 2016 00:45

423 wrote:Да, в нашем областном (Московском) дельтаклубе использовали на активке Сл-УТ. Сам это наблюдал, но там летали ребята на нем уже опытные, как я понял.
Володя, спасибо за добрые воспоминания. Абсолютно верно, вообще на буксировку в те времена допускались только
пилоты с твердым вторым разрядом; в Яхроме все уже умели летать, а некоторые выезжали на Гору или на Юцу, т.е.
уже имели опыт полетов на большой высоте. И то, признаюсь честно, первая буксировка была хорошим тренингом для
психики, так это при том, что ваш покорный слуга три занятия (уже будучи одним из старших спортсменов) только
присматривался и таскал трос, тэкскать готовился морально, хотя допуск получил. Наша лебедка (кировская, чуть ли
не сигнальный экземпляр, Лёша, у вас в клубе точно такая же) была не полностью укомплектована (не было тросоруба и,
что важнее, был снят динамометр - следствие его крайне неудачной конструкции), это не позволяло проводить щадящие
затяжки на малой тяге и буксироваться при ветре более 3-4 м/с - мы вообще от греха предпочитали штиль. Лично я считаю,
что тогдашнее ограничение на первоначальное обучение с помощью СМС было правильным. Сейчас конечно другое время,
набран большой опыт (и негативный, и позитивный) первоначального обучения на буксировке, и крылья получше появились,
но все же лучше начинать на горке. Как-то на душе спокойнее... Вот тут Славутич-УТ, с его пассивной безопасностью, будет
весьма неплох. Потом можно перейти на что-нибудь посовременнее.
Что касается недостатков утюга, то с некоторыми мы достаточно успешно боролись, но читать о плохом выходе Славутича-УТ
из пикирования мне странно: как-то зажал ручку до самых фабэрже (а фигли нам, кабанам - парашют на пузе, под пузом 180
и лес :crazy: ), было примерно 60-65 км/ч и -5,5 - 6м/сек. на варике (в тот момент единственный прибор), т.е. не пикирование, а
достаточно крутое снижение, абсолютно контролируемое и с хорошо ощутимой нагрузкой на ручке. Тенденции к разгону не
было. После ослабления ручки она сразу вернулась в балансировочное положение (кстати, именно вблизи балансира градиент
усилий, не спорю, слабый, но у утюга довольно большой по сравнению с атласоидами ход ручки; не забывайте про 17 квадратов
площади и про то, что учлёты в абсолютном большинстве - народ молодой, а потому, как правило, субтильный, особо особи
женска полу ;) ).
Ну, а если на Таргет не хватает, то это к Любину, он из двух утюгов делает трёх чебурашек. Добавить тока маленько... :roll:
Олежа, у тебя очередь на сколько месяцев расписана? :)

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Буксировка УТюга

Post by Олег из Саратова » 23 Aug 2016 06:52

sergDubna wrote:Ну, а если на Таргет не хватает, то это к Любину, он из двух утюгов делает трёх чебурашек. Добавить тока маленько... :roll:
Олежа, у тебя очередь на сколько месяцев расписана? :)
Лично мне повезло... Я на УТшке не буксировался, но те из нашего клуба, кому удалось это осуществить говорили что на УТшке где отцепился - там и сел.
По поводу Чебурашек могу сказать, что в этом году вышла новая модель Сюрприз-4. :sneaky: И как одна из ея модефикаций Сюрпиз-4-Леди, весом около 20 кг :shock: . Абсолютно новые ощущения. :good: Подробности будут позже.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Tehnik
Posts:561
Joined:04 Dec 2012 17:21
Location:Ростов-на-Дону

Re: Буксировка УТюга

Post by Tehnik » 23 Aug 2016 08:38

Даешь демо-дейз!
В детстве, очень мечтал стать взрослым, так и не сбылось.

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Буксировка УТюга

Post by Валерий С » 23 Aug 2016 08:53

Да вроде нормально буксируется УТ на активке. Она же ближе к воздушному змею, чем современные аппараты. Буксировалась как все старички (Тайфун, Атлас), у которых прямая ручка под животом. То есть в спокойных условиях на затяжке можно было спать.
Самоотцепов на небольшой высоте не было, но, предполагаю, что для УТ-шки это чревато последствиями. Вроде как в этом случае надо было не прибирать ручку, а, наоборот, отдавать и парашютировать.
Но вообще это только для поговорить. Я противник обучения (и любых полетов) на УТ-шке в принципе. Как человек, учившийся на аппаратах до УТ-шечного поколения. Зачем, когда есть атласоиды? Вот Олег, на мой взгляд, нашел единственно правильное применение для УТ - как источник узлов и материалов.
Леша, там не парики тебя про УТ спрашивают? Я в прошлом году отговаривал самарских париков от идеи купить "почти новый учебный дельтаплан занедорого", чтобы быстренько на нем научиться.
могу ошибаться

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Буксировка УТюга

Post by sergDubna » 23 Aug 2016 08:56

Олег из Саратова wrote:По поводу Чебурашек могу сказать, что в этом году вышла новая модель Сюрприз-4. И как одна из ея модефикаций Сюрпиз-4-Леди, весом около 20 кг
Чёй-та мы давно Абгрейдом Утэшки не занимались. :twiddle: С этого момента поподробнее... :sneaky: И с фото-видео!
Олег из Саратова wrote: говорили что на УТшке где отцепился - там и сел.
Это даже хорошо, на старт недалеко тащщщчить. :)

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Буксировка УТюга

Post by sergDubna » 23 Aug 2016 09:12

Валерий С wrote:Леша, там не парики тебя про УТ спрашивают? Я в прошлом году отговаривал самарских париков от идеи купить "почти новый учебный дельтаплан занедорого", чтобы быстренько на нем научиться.
Валера, зря отговаривал. Наоборот, надо было одобрить, проконтролировать первые шаги (а они на утюге всё же более
безопасны, что на склоне, что на буксире, и вообще, как говаривал один из известных тебе братьев-пилотов: "На халяву
и хлорка - творог..."), а потом отправить неофитов-париков в Саратов (для креаклов: географически это по соседству ) к Олегу. :)

Post Reply