Page 1 of 4

Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 17:00
by birukobu
Уважаемые коллеги, прошу помочь!
Ко мне не первый раз обращаются с вопросом: а можно ли буксировать дельтаплан Славутич УТ?

Я практически убежден, что этого делать не стоит, но прямых указаний на недопустимость стартов УТэхи с использованием СМС, я не нашел.
Прошу поделить опытом.

Заранее признателен
искренне Ваш АВ

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 17:15
by avv
На небе есть ветка "Инструкция по аэробуксировке" (http://nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?f=2&t=9912)
Там прозрачно намякнуто, что
1.1.2. Минимальная скорость полета МДП-буксировщика должна быть на 20 км/ч меньше максимальной скорости буксируемого дельтаплана (ДП) при условии сохранения нормального управления - как для МДП-буксировщика, так и для буксируемого ДП.
Т.е. надо искать очень медленный буксировщик....

Хотя для настоящих перцев все это не аргумент :twiddle:

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 17:17
by birukobu
ОК, аэробускировка не рассматривается вовсе. А если малинка?

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 17:32
by makros
Вагабондо писал, что можно. Типа, они под Одессой буксировали УТшку и нормально.
Я тоже считаю, что буксировать Славутич-УТ бессмысленно и беспощадно.

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 17:37
by avv

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 21:53
by sergDubna
birukobu wrote: а можно ли буксировать дельтаплан Славутич УТ?
Алексей, Славутич-УТ прекрасно буксируется за активкой, это доказывает опыт Московского областного дельтаклуба
и клуба из Подольска (конец 80х - 90е). Малинки и пассивки тогда не существовало, но, думаю, проблем не будет.
Единственное возможное ограничение - ресурс паруса. Но если аппарат под УФО бывал редко, то всё - норма. Это
уже надо смотреть конкретно. Если есть сомнения, то можно вырезать полоску лавсана из лопуха (там двойная
обшивка) и отправить на испытания. На месте выреза поставить латку. Усиление каркаса не требуется, но желательно
установить дополнительные боковые троса (хотя мы, случалось, летали и без них, заводские заделки не ползли).
Утюгу не требуется перецепка; у него дубовая курсовая устойчивость, поэтому его невозможно загнать в раскачку и
почти невозможно в локаут (мне лично в этом как-то помог жесткий пузырь под крыло сбоку и наша, выработавшаяся
на тот момент, привычка не особо вмешиваться в управление - мелкие крена утюг исправлял сам; тот случай в нашем
клубе был единственным, я о нем на форуме уже писал). Утюгу не страшна внезапная отцепка при тяге на большом
буксровочном угле, т.к. он не склонен к кувырку (но это не значит, в такой момент не надо поджимать ручку). Считаю,
что Славутич-УТ - лучшее крыло для начальных буксировок, даже если есть и более современные крылья.
Не понимаю только, нафига это соколам, поскольку утюги у вас хреновые, а Таргеты - почти новые, и опыт буксировок
на них у вас большой. :?

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 22:23
by birukobu
Это не Соколам. Это другая публика из сети вопрошает. У меня нет опыта буксирных полетов на УТюгах. Потому и консультируюсь, чтобы отвечать более компетентно. Просто мне кажется, что УТэха - это совсем уже устаревший крыл для обучения в целом. А уж тем более для полетов с использованием СМС.

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 22:58
by 423
В свое время, в 80-х годах когда появились активки, некоторые начали учить буксировке на них. Часть народу поубивали. Я сам читал в дельтапланерном отделе ДОСААФ отчеты по этим случаям. Причина: локауты учлетов и плохой выход (затяжной) Сл-УТ из пикирования.
Да, в нашем областном (Московском) дельтаклубе использовали на активке Сл-УТ. Сам это наблюдал, но там летали ребята на нем уже опытные, как я понял.
У себя в клубе в 90-х раз сам затянулся на Утехе. Да, при штатной буксировке все без проблем.
Когда попытались его затягивать уже в 2000-х с использованием уздечки как у Кондора, у нас он прилично качался и мы отказались от этой затеи.
В современных условиях этот раритет использовать как-то уже неприлично, а его главные проблемы: малый градиент усилия на ручке на переходных режимах, поздний выход из пикирования никуда не делись. Не нужно еще раз наступать на грабли. Сейчас имеются хорошие дельтапланы для обучения.

Re: Буксировка УТюга

Posted: 22 Aug 2016 23:11
by sergDubna
Лёша, если утюг реально в хорошей сохранности, на нем можно отлично обучать и в наши дни, он может всё - от первой
наземки, до первой парёжки в термиках. Маршруты, понятно, - нет, но хочу напомнить, что сто миль впервые пролетели
в штатах на еще более примитивном аппарате - классическом двухконусном рогалёте. По сравнению с Таргетом у утешки
два преимущества - высокая пассивная безопасность (для учебного крыла это первостепенное достоинство, прокачка для
учлета - жизненная необходимость) и очень низкая по теперешним временам цена. В общем, всё по-любому упирается в
инструктора и методику обучения.

Re: Буксировка УТюга

Posted: 23 Aug 2016 00:45
by sergDubna
423 wrote:Да, в нашем областном (Московском) дельтаклубе использовали на активке Сл-УТ. Сам это наблюдал, но там летали ребята на нем уже опытные, как я понял.
Володя, спасибо за добрые воспоминания. Абсолютно верно, вообще на буксировку в те времена допускались только
пилоты с твердым вторым разрядом; в Яхроме все уже умели летать, а некоторые выезжали на Гору или на Юцу, т.е.
уже имели опыт полетов на большой высоте. И то, признаюсь честно, первая буксировка была хорошим тренингом для
психики, так это при том, что ваш покорный слуга три занятия (уже будучи одним из старших спортсменов) только
присматривался и таскал трос, тэкскать готовился морально, хотя допуск получил. Наша лебедка (кировская, чуть ли
не сигнальный экземпляр, Лёша, у вас в клубе точно такая же) была не полностью укомплектована (не было тросоруба и,
что важнее, был снят динамометр - следствие его крайне неудачной конструкции), это не позволяло проводить щадящие
затяжки на малой тяге и буксироваться при ветре более 3-4 м/с - мы вообще от греха предпочитали штиль. Лично я считаю,
что тогдашнее ограничение на первоначальное обучение с помощью СМС было правильным. Сейчас конечно другое время,
набран большой опыт (и негативный, и позитивный) первоначального обучения на буксировке, и крылья получше появились,
но все же лучше начинать на горке. Как-то на душе спокойнее... Вот тут Славутич-УТ, с его пассивной безопасностью, будет
весьма неплох. Потом можно перейти на что-нибудь посовременнее.
Что касается недостатков утюга, то с некоторыми мы достаточно успешно боролись, но читать о плохом выходе Славутича-УТ
из пикирования мне странно: как-то зажал ручку до самых фабэрже (а фигли нам, кабанам - парашют на пузе, под пузом 180
и лес :crazy: ), было примерно 60-65 км/ч и -5,5 - 6м/сек. на варике (в тот момент единственный прибор), т.е. не пикирование, а
достаточно крутое снижение, абсолютно контролируемое и с хорошо ощутимой нагрузкой на ручке. Тенденции к разгону не
было. После ослабления ручки она сразу вернулась в балансировочное положение (кстати, именно вблизи балансира градиент
усилий, не спорю, слабый, но у утюга довольно большой по сравнению с атласоидами ход ручки; не забывайте про 17 квадратов
площади и про то, что учлёты в абсолютном большинстве - народ молодой, а потому, как правило, субтильный, особо особи
женска полу ;) ).
Ну, а если на Таргет не хватает, то это к Любину, он из двух утюгов делает трёх чебурашек. Добавить тока маленько... :roll:
Олежа, у тебя очередь на сколько месяцев расписана? :)

Re: Буксировка УТюга

Posted: 23 Aug 2016 06:52
by Олег из Саратова
sergDubna wrote:Ну, а если на Таргет не хватает, то это к Любину, он из двух утюгов делает трёх чебурашек. Добавить тока маленько... :roll:
Олежа, у тебя очередь на сколько месяцев расписана? :)
Лично мне повезло... Я на УТшке не буксировался, но те из нашего клуба, кому удалось это осуществить говорили что на УТшке где отцепился - там и сел.
По поводу Чебурашек могу сказать, что в этом году вышла новая модель Сюрприз-4. :sneaky: И как одна из ея модефикаций Сюрпиз-4-Леди, весом около 20 кг :shock: . Абсолютно новые ощущения. :good: Подробности будут позже.

Re: Буксировка УТюга

Posted: 23 Aug 2016 08:38
by Tehnik
Даешь демо-дейз!

Re: Буксировка УТюга

Posted: 23 Aug 2016 08:53
by Валерий С
Да вроде нормально буксируется УТ на активке. Она же ближе к воздушному змею, чем современные аппараты. Буксировалась как все старички (Тайфун, Атлас), у которых прямая ручка под животом. То есть в спокойных условиях на затяжке можно было спать.
Самоотцепов на небольшой высоте не было, но, предполагаю, что для УТ-шки это чревато последствиями. Вроде как в этом случае надо было не прибирать ручку, а, наоборот, отдавать и парашютировать.
Но вообще это только для поговорить. Я противник обучения (и любых полетов) на УТ-шке в принципе. Как человек, учившийся на аппаратах до УТ-шечного поколения. Зачем, когда есть атласоиды? Вот Олег, на мой взгляд, нашел единственно правильное применение для УТ - как источник узлов и материалов.
Леша, там не парики тебя про УТ спрашивают? Я в прошлом году отговаривал самарских париков от идеи купить "почти новый учебный дельтаплан занедорого", чтобы быстренько на нем научиться.

Re: Буксировка УТюга

Posted: 23 Aug 2016 08:56
by sergDubna
Олег из Саратова wrote:По поводу Чебурашек могу сказать, что в этом году вышла новая модель Сюрприз-4. И как одна из ея модефикаций Сюрпиз-4-Леди, весом около 20 кг
Чёй-та мы давно Абгрейдом Утэшки не занимались. :twiddle: С этого момента поподробнее... :sneaky: И с фото-видео!
Олег из Саратова wrote: говорили что на УТшке где отцепился - там и сел.
Это даже хорошо, на старт недалеко тащщщчить. :)

Re: Буксировка УТюга

Posted: 23 Aug 2016 09:12
by sergDubna
Валерий С wrote:Леша, там не парики тебя про УТ спрашивают? Я в прошлом году отговаривал самарских париков от идеи купить "почти новый учебный дельтаплан занедорого", чтобы быстренько на нем научиться.
Валера, зря отговаривал. Наоборот, надо было одобрить, проконтролировать первые шаги (а они на утюге всё же более
безопасны, что на склоне, что на буксире, и вообще, как говаривал один из известных тебе братьев-пилотов: "На халяву
и хлорка - творог..."), а потом отправить неофитов-париков в Саратов (для креаклов: географически это по соседству ) к Олегу. :)