Re: учусь летать подскажите
Posted: 17 Oct 2017 05:43
Что же вы накидали кучу всего? Коллеги, столько информации трудно переварить учащемуся. Особенно Степан про занесение тушки с ногами. По порядку. Если ветер слабый, 2-3мрс, можно собирать дельт на стоячей трапеции с углом ветра 120*. То есть чтобы дуло сбоку и чуть со спины. Если сильнее 5мс, то пакет разбираем лёжа, собрав трапецию, переворачиваем аппарат на живот, вставляем латы на разведённых консолях, взводим поперечину, цепляем к мачте троса АПУ ( кстати, троса АПУ подцепить легче сначала, но потом можно забыть взвести поперечку и подломать дельт при подъеме на трапецию), потом за носовой узел поднимаем аппарат и одной рукой за носовой, а другой упираясь в поперечину, ставим аппарат на трапецию. Ногой подцепляем передние троса, приподнимаем и хватаем кольцо рукой и цепляем за носовой узел. Так как дельт стоит носом против ветра— наша задача держа его за передние троса, осмотреть, все лИ троса подцеплены, не перекручены, латы застёгнуты или законтрены в латкарманах. Петля подцепа не ездит взад вперёд по килевой, или если двигается, то в заданных пределах. Надрывов, порезов или расходящихся швов( нитки рвутся) не должно быть. Центральный узел без вмятин, следов заломов, и погнутых болтов. Проверить, что все молнии застёгнуты или застегнуть их,(про полиспаст пока умолчу). Теперь, не пристёгиваясь к петле подцепа, переносим дельт ближе к старту. Следим, чтобы он лежал на плечах, а не на шее, и кистями рук контролируем угол наклона. То есть корпус наклонив вперёд ( плечи впереди колен по вертикали) руками подкосы трапеции задавливаем так, чтобы был отрицательный угол атаки, чтобы спидбар был возле самой земли( если с колёсами, чтобы они почти катились по земле). Для чего? Чтобы в любой момент поставить на землю и ногой придавить спидбар, а руками за передние троса опустить нос аппарата, если завернуло набок или ситуация выходит из-под контроля. А перед переноской, подцепкой нужно определить роторную зону. Чем ветер слабее, тем ротор ближе к перегибу. И наоборот. Сухие травинки, колдун или дым вам в помощь. Если аппарат пытается повернуть в сторону( а при этом ветер в морду строго), кренится активно, или пытается сам опустить нос—значит вы находитесь в роторе! В зоне ротора с дельтапланом на плечах находиться опасно, а взлетать запрещено! Необходимо выйти из зоны ротора. Необходима помощь ассистента, чтобы держал дельт за передние троса. Ну или сам, если он не успевает. И когда можно держать дельт относительно ровно, когда он без лишних кренов лежит на плечах, или пытается взлететь с плеч без рывков, тогда можно цеплять себя к нему. Опять проверка верёвочек на подвеске, чтобы перекрутившихся не было, натягиваем их телом, или подвешиваемся. Разбег быстрый, но не резкий, чтобы контролировать крены, и плечами опять же угол атаки. Если ветер хороший, и петля подцепа натянута, просто делаем шаг вперёд, как бы падая, кистями слегка задавливаем подкосы а плечами подталкиваем их вперёд. Нам останется только бежать за аппаратом, держа крен ноль. Если начинает срывать со склона, опять же зажимаем подкосы так, чтобы ноги уверенно толкались и в положении полупадения ( крыло не даст упасть, оно уже держит, но для уверенности взлёта нужно больше скорости) делаем толчки ногами не вверх, а от себя ( как будто пытаешься лягнуть кого-то сзади стоящего). Шаги будут ооочень длинные, но скорость нам нужна. Особенно в турбулу и термичку, когда ветер очень переменный и может поддуть сзади в момент отрыва. Вот тут накопленная энергия разогнанного дельта поможет не воткнуться в склон. Когда шум ветра перестал нарастать, скорость устаканилась, переходим в горизонталку. Я видел, на посадке за прибор схватился сначала. Это отвлекает и мешает. Потренируй переход на земле. Поставь спидбаром на два табурета или стула, можно козлы автомобильные. Помощник пусть держит «коня» под уздцы, а ты раз двадцать перехваты повтори, переходя из вертикалки в горизонт и наоборот. Когда движения будут отточены до автоматизма, и кисти будут с первого раза ложиться на те места, где они должны быть, тогда значит, усвоил. В том же положении из вертикалки кисти рук скольжением резко переводишь от уровня плеч до уровня лица и мысленно толкаешь трапецию вверх над головой. Действие практически одним движением — расслабление пальцев-скольжение-зажим пальцев-толчок- ноги на землю. Потом 20 раз пробежки с небольшим подлётом для оттачивание момента выдачи. Если всё правильно, крыло быстро тормозится и ноги по инерции сами выносятся вперёд и встаёшь на них. Упражнение необходимо выполнять при ветре не более 3-4мс. Потом тоже самое с пролётами подлиннее. Чтобы заучить момент выдачи. Обычно дельт идёт на выравнивании на одной высоте, замедляясь. Как только он начинает проседать- пора! По своим ощущениям добавлю— всегда поздно. Или почти поздно. Поэтому когда чувствуешь, что через секунду надо будет выдавать—— это значит, что УЖЕ ПОРА! То есть летишь и плавно приотдаешь подкосы от себя( очень плавно, чтобы в метре от земли идти в горизонте). И когда шум ветра в ушах начинает стихать-внимание—смотри скорость, есть моментик, когда она еле заметно уменьшится— руки резко вверх по подкосам и вверх над головой. Необходимо повторить двадцать раз. Проговори перед полётом технику разворота: на себя-ускорение- в сторону- от себя- нейтральное положение- на себя- в сторону противоположную( выход на нужный курс)- от себя- нейтральное положение. Лучше потренируй на стульях. Уделяй внимание положению тела. При правильном исполнении рука со стороны разворота напряжена и согнута чуть больше, чем противоположная. Противоположная напряжена и более выпрямлена. Ноги не должны слишком сильно заноситься в строну разворота, то есть тело параллельно килевой. Потом когда увереннее себя почувствуешь, хоть весь сам за стойку заносись и пытайся ногами достать поперечку. А сейчас не надо. Подробнее: когда учился выпаривать на учебной горке, уже развороты змейкой хорошо получались, решил форсировать разворот занесением ног в его сторону. (Возомнил себя асом) на беду пришёл порыв и меня поставило на бок градусов так на 60 примерно, может чуть больше. То есть ноги внизу, я в краю трапеции и подо мной в пяти метрах земля. Естессно, из этого положения я не смог мгновенно перекинуть ноги вверх. Это получился момент, что надо было повернуться немного кверху ногами для исправления ситуации. Крен я исправил, конечно, но на высоте в один метр и полетел по ветру в склон, и развернуться высоты не хватило. Малибу этого не простил, а Апогей и подавно таких ошибок не прощает. Руки к телу, подбородок в грудь и последующий кувырок через аппарат на спину. Специально учился зимой, на северном склоне всегда хорошие сугробы. Сугроб с настом спас дельт и меня. Отделался лёгким испугом. Для понимания ситуации. Чем больше крен, тем нужно больше энергии ( читай:скорости). Поэтому излишний вынос попы с ногами в сторону разворота может привести к резкому скольжению крыла вниз к земле с потерей высоты, ввода в ступор( у страха глаза велики) и непредвиденным стечением обстоятельств, если специально не готовился покруче развернуться. Эти вещи абсолютно не нужны в нормальной ситуации. Достаточно хорошо разогнаться, сместиться в сторону, отдать от себя хорошо( при этом слушать ветер в ушах- как только начал стихать- ручку на себя соразмерно, или как развернулся на нужный курс— ручку на себя, в противоположный угол трапеции перемещаемся, выравниваем крен, тело в нейтраль и ручку от себя в нейтраль тоже). Но сначала не следует делать крутых кренов. Достаточно и 20 градусов. Развороты лучше выполнять над местами, где явно подымает. Как только пошёл подъём, сразу разгон- крен- разворот. И поехал на обратный галс вдоль склона. Примерно так. По полкам.