Page 4 of 7

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 25 Aug 2013 07:39
by air_stivale
Да, весело тут у вас!
Я многое пропустил, однако!
:rolf:

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 13:42
by chuffed88
Долгое время уже пытаюсь разобраться что такое кувырок, почему он вознакаети как происходит, просто в теории.
Вот как понимаю этот процесс. Сначала дельтаплан получает какой-то сильный момент на пикирование, который не успевает остановиться центровкой. Например дельт завешивают, он начинает падать хвостом вперед и получает пинок под лопухи. Или выпадает из плюса в минус. Или на склонном к кувырку дельтаплане слишком сильно прибираешь ручку, разгоняешься. Или у него оторвался килевой карман и центроплан резко перестал нести, а на лопухах осталась подъемная сила.
Итого дельтаплан опускает нос и угол атаки становится отрицательным. При заднем и среднем положении цт продольный момент на пикирование и происходит кувырок. При передем положении цт при том же отрицательном угле атаки момент на кабрирование (у дельтаплана, несклонного к кувырку) и кувырок не происходит.
Правильно ли мое понимание данного процесса?

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 13:57
by An.Petrovich
не придираясь к нюансам - в целом да
Ну т.е. этого понимания достаточно для того, чтобы летать :)

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 14:14
by chuffed88
А теперь вопросы, которые я недопонимаю. Почему при положении цт сзади на отрицательных углах пикирующий момент сильнее всего?

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 14:32
by An.Petrovich
А зачем вам это?.. :? Какая практическая польза от этого знания?

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 14:54
by chuffed88
Да для практической пользы достаточно знать очень немногое, просто как двигаться под дельтапланом. И многие летают успешно, совсем не зная теорию.
Просто хочется вникнуть и понять. Чем полнее понимаю тем лучше я считаю.

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 15:09
by An.Petrovich
Я абсолютно согласен с тем, что знать теорию, и уметь применять эти знания на практике - действительно очень полезно. Но я не понимаю, как можно на практике применить знание о тех режимах дельтаплана, в которых его эксплуатация недопустима. Вопрос, который вы задаёте: почему на отрицательных углах атаки момент тангажа гибкого крыла зависит от центровки именно таким образом - это очень узкоспециальный вопрос, на него не всякий специалист по аэродинамике сможет внятно ответить (тем веселее видеть этот вопрос в разделе "любые вопросы от новичков"). Я уверен, что даже при проектировании новых крыльев этот вопрос "имеют ввиду", но вот чё-та давно не слышал о продувках дельтапланов, особенно на отрицательных углах атаки.

Вы пилот?
Сможете ответить конкретно - как именно на практике вы сможете применить знание о том, о чём вы сейчас спрашиваете?
Мне просто интересно, может я и правда чего-то не улавливаю...

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 15:20
by chuffed88
Да, я летаю, с эим вроде разбирались уже, я существую)
Честно говоря не думала, что все так сложно, что даже не каждый спец ответит)
Как применять эти знания. Да, тоже непростой вопрос. Ну к примеру высота очень маленькая. Происходит клевок носом. Если прибрать ручку очень сильно то можно и до земли спикировать. А зная почему какой момент по тангажу возникает при каком положении центровки можно предположить, насколько нужно прибрать.....

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 15:43
by An.Petrovich
Я про пилота имел ввиду, что вы же пилот, а не конструктор, вроде :)
Вопрос вашего существования уже давно не вопрос )))

В описанной вами ситуации думать будет некогда, должны сработать рефлексы.
Тем более будет некогда думать о том, почему на ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ углах атаки момент тангажа ведёт себя так или сяк. Вы ещё вспомните уравнение Бернулли, ага, оно вам в полёте поможет правильно ручку прибрать ))))

Короче, забейте на отрицательные углы, и никогда на дельтаплане на них не попадайте! В полёте думать нужно именно об этом - как на них не попасть, а не о том, какие процессы на них происходят. От вашего знания или незнания - они всё равно происходить не перестанут, уже вне зависимости от ваших действий и вашего участия или не участия в них. Поэтому вся задача - это там не оказаться. Смело прибирайте ручку в любой сомнительной ситуации (мне мои учителя говорили: "лётчик должен быть тупым и смелым"), конкретно в описанной вами - настолько, чтобы не врезаться в землю.

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 19:40
by A.M.
An.Petrovich wrote:не придираясь к нюансам - в целом да
Ну т.е. этого понимания достаточно для того, чтобы летать :)
Для того чтобы летать достаточно знать одно "В любой непонятной ситуации ручка на себя" :)

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 19:55
by chuffed88
Эх, так и знала, не получилось(((
Ну любопытно мне просто, вот и все. В полете я ясное дело можно сказать не думаю, не до того мне)))
Мы вот проходим какие силы воздействуют на дельтаплан, но вряд ли думаем о них в воздухе. Я вот все задаюсь вопросом, а зачем она нужна вообще, эта теория? Ведь достаточно знать, куда надо сместиться, а не что при этом происходит...

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 19:59
by Олег из Саратова
A.M. wrote:
An.Petrovich wrote:не придираясь к нюансам - в целом да
Ну т.е. этого понимания достаточно для того, чтобы летать :)
Для того чтобы летать достаточно знать одно "В любой непонятной ситуации ручка на себя" :)
Ну кроме "голандского шага".
Для того, чтобы знать, куда надо сместиться, и нужно разбираться в теории. :)

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 20:10
by Виктор Мороз
Ситуация:
chuffed88 wrote:Ну к примеру высота очень маленькая. Происходит клевок носом.
Описанная ситуация как раз говорит о том, что НЕЛЬЗЯ на малых высотах летать "без скорости". Ибо аппарат обычно опускает нос из-за "достижения" скорости ниже балансировочной.
О попадании в резкий градиент, обусловленный ситуацией "из сильного плюса - в сильный минус", я говорить не буду, т.к. это - тема не для раздела "Любые вопросы от новичков". ;)

Возможное решение:
chuffed88 wrote:Если прибрать ручку очень сильно то можно и до земли спикировать.
Отсюда - вывод: сильно прибирать не нужно. Насколько нужно прибрать? Ответ - ниже.

Обоснование:
chuffed88 wrote:А зная почему какой момент по тангажу возникает при каком положении центровки можно предположить, насколько нужно прибрать.....
Вместо математики и прочей физики (как наук) могу предложить вам просто слушать ручку аппарата. Она лучше любой аэродинамики подскажет "чего и в каком количестве он (аппарат) хочет."
Когда дельтаплан начинает опускать нос, пилот это чувствует (в первую очередь!) через пропадание усилий на ручке. Или, как вариант, - ручка начинает уходить назад (под пилота). Это ещё называют отрицательными усилиями.
Собственно, рецепт борьбы с этим явлением прост: нужно не противиться этому, но даже поддержать стремление аппарата восстановить нормальный полёт методом прибирания ручки до тех пор, пока на ней не появятся хоть какие-то признаки "упирания". Это сигнал пилоту (от аппарата) "лично мне - хватит!". Зажимать ли ручку далее, зависит исключительно от намерений пилота и тенденции в развитии ситуации. Нужно помнить, что чрезмерное зажатие - это дополнительно запасённая энергия. А это запас не всегда бывает уместен/полезен. Особенно для тех, кто не знает что с ним делать.
Естественно, чем радикальнее уход ручки (опускаие носа аппарата), тем быстрее и амплитуднее должен отреагировать пилот.
Всё просто.

Да. Чуть не забыл. Не советую оказываться на малых высотах без запасика возд. скорости да ещё и в развороте (т.е. - в крене). Ибо приземные градиенты только того и ждут! :crazy:

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 20:52
by Khromushin
Про усилие и на сколько зажать...
Есть положение, в котором еще и тело к спидбару притянуть удобно, примерно на уровне живота.
те. получаем три составляющих - достаточно зажатое крыло, тело можно прижать к спидбару не дав ногам уйти в парус и будет удобно сместиться в угол.
На усилие в этот момент отвлекаться не стоит, а думать и тем более, тк .на реагирование доли секунды отведены, примерно 0,1-0,3, после того, как крыло начнет клевок.

Re: Вопросы про кувырок

Posted: 31 Mar 2015 20:57
by chuffed88
Да, с ручкой полезно, спасибо. То есть по сути независимо от высоты надо поддерживать небольшие, привычные усилия на ручке и кувырок не случится?
И еще у нас многие пилоты говорят, что усилия на ручке есть только на учебных аппаратах, а на спортивных они слишком малы, чтобы обращать на них внимание. Неправда все это?

Ну и я написала выше по поводу притянутого за уши примера: да любопытно мне просто, но поскольку от меня требовали обоснования зачем мне это, придумала что смогла)) почему в разделе для новичков? Я просто решила не создавать другую тему, но если это принципиально, то могу создать и в другом разделе ;) в общем ответ на вопрос меня все равно интересует
А на малых высотах мы, увы, вынуждены делать повороты, пока мы учлеты))) я правда решила после падения, что перед крайним разворотом буду держать скорость в запасе, заодно от высоты поможет избавиться, но еще не пробовала.