Вопросы про кувырок

Здесь можно задавать самые нелепые вопросы без опасения быть высмеянными

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Виктор Мороз
Posts:218
Joined:18 Nov 2008 17:21
Location:Киев
Contact:
Re: Вопросы про кувырок

Post by Виктор Мороз » 31 Mar 2015 22:11

chuffed88 wrote:То есть по сути независимо от высоты надо поддерживать небольшие, привычные усилия на ручке и кувырок не случится?
При правильной регулировке аппарата, поджимать ручку - необязательно. Но! При обучении - да! лучше слегка пожимать. На самую "копейку". Лично я часто ловлю себя на том, что я слегка поджимаю ручку тогда, когда этого делать совершенно не следует. :hihi:

Для того, чтобы не поймать кувырок необходимо:
а) летать на правильно отрегулированной технике; обычно клубная техника и техника для начинающих отрегулирована более менее нормально;
б) не допускать падения воздушной скорости при очень больших углах атаки (ошибка при выполнении фигур аэробатики или внезапный отцеп на активке);
в) не летать в очень жёстких атмосферных условиях (что чаще, но не всегда, случается в высоких горах со скальниками) и/или в услових, обусловленных местной спецификой (как правило - горного) рельефа.

Эти три пункта (первые, что в голову пришли) - не отдельные условия, а три составных части одного целого. То есть их нужно рассматривать как "и", "и" и "и". Понятно я выразился, надеюсь? :D

Кроме того...
Учебная техника, имеющая довольно длинную корневую хорду, очень хорошо защищена от кувырка. Не скажу, это это невозможно, но до меня информация о таком событии не доходила. Это не значит, что можно "дурить", летая на уч. технике. Но бояться кувырка - это уж слишком. Вероятность наткнуться на белого медведа на улицах Алматы, думаю, гораздо выше.
chuffed88 wrote:И еще у нас многие пилоты говорят, что усилия на ручке есть только на учебных аппаратах, а на спортивных они слишком малы, чтобы обращать на них внимание. Неправда все это?
Вполне допускаю, что это ваша интерпретация слов "многих пилотов", но не слушая аппарат, хорошо набирать не получится. Это - первое, что на поверхности лежит.
Правильно отрегулированный аппарат очень много подсказывает пилоту о ситуации в воздухе (посредством спидбара). И игнорировать эти подсказки я бы не стал. Особенно это важно при работе в слабых потоках да ещё и в условиях "выживания".
У приц-парителей есть концевые перья на крыльях, которые напоминают растопыренные пальцы. Подозреваю, что этими "пальцами" они "слушают" воздух. Можно, конечно, летать и без этих перьев, но точность оценки атмосферы будет в разы ниже. Так что, советую "пальцами" не пренебрегать. ;)
chuffed88 wrote:А на малых высотах мы, увы, вынуждены делать повороты, пока мы учлеты))) я правда решила после падения, что перед крайним разворотом буду держать скорость в запасе, заодно от высоты поможет избавиться, но еще не пробовала.
Небольшая высота и поворот - это нормальная комбинация. При условии, что это - не дуэт, а трио, где третьим элементом обязательно присутствует запас скорости. Небольшой. 2-3-4 км/ч. Но присутствует.
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!

User avatar
lea
Moderator
Posts:1313
Joined:16 Nov 2008 15:06
Location:Москва
Contact:

Re: Вопросы про кувырок

Post by lea » 31 Mar 2015 23:46

An.Petrovich wrote:Смело прибирайте ручку в любой сомнительной ситуации
Встречала несколько сомнительных ситуаций, в которых ни в коем случае не надо прибирать ручку :pardon:

Ситуации к кувырку не относятся. Но вполне сомнительные. К примеру, стартуете, дёргаете за веревку полиспаста, а она идет вообще без усилий. Смотрите на крыло - да, действительно, крыло не меняет геометрию, полиспаст не работает. Без полиспаста усилия большие, хочется зажаться, ситуация сомнительная, что делать? Прибирать ручку и идти на посадку?
Нет, просто вы перед стартом забыли натянуть поперечину и закрепить её сзади на килевой (да, бывали такие случаи; особенно после сборок в лежачем положении). И если вы приберёте ручку, то сопротивление (которое квадратично возрастает со скоростью) просто схлопнет ваши крылья.
А если, наоборот, лететь на минимальной скорости, почти подпихивая ручку от себя, то распределение подъёмной силы будет, наоборот, раскрывать крылья. Так можно долететь до посадки и сесть. Были случаи, да.
Конечно, для среднего пилота важнее спасти себя, а не дельтаплан, и, пожалуй, лучше просто бросить парашют, а не пытаться сесть с ненатянутой поперечиной. Тут уже главное - не разобравшись, привычным рефлексом не зажать ручку.


Эт хорошая практика - заранее во всём разобраться, чтобы количество сомнительных ситуаций стремилось к нулю.
Блог: zhenya.blog ~ Мойес-саппорт: moyes-russia.com

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Вопросы про кувырок

Post by chuffed88 » 01 Apr 2015 07:59

С учебной техникой все понятно, да и впринципе где мы летаем мала вероятность кувыркнуться. Но я ж скоро пересяду на спортивный. Да и не сказала бы что я кувырка прям боюсь, просто надо же знать что делать.

По усилия на ручке мне это говорили, потому что я по ним ориентировалась с самого начала обучения. Я по ним стартовала, подбирала правильный угол атаки в первых полетах и сажусь. А мне говорят, что на спортивнм усилий почти нет и надо искать какие-то другие ориентиры. Мне это странно, но своего опыта пока нет) Впрочем по ним же я в частности определяю и приблизительно в какой стороне цент потока, когда ролетаю через край. Но надо мной все смеются и говорят что учлет не может этого почувствовать)))

Без поперечки стартовать - кошмар! А я думала если ее не натнуть то нормально дельтаплан держать не получится..

User avatar
Виктор Мороз
Posts:218
Joined:18 Nov 2008 17:21
Location:Киев
Contact:

Re: Вопросы про кувырок

Post by Виктор Мороз » 01 Apr 2015 08:31

chuffed88 wrote:Но надо мной все смеются и говорят что учлет не может этого почувствовать)))
Почему же "не может"? Люди разные бывают. :)
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Вопросы про кувырок

Post by potapovich62 » 01 Apr 2015 09:19

Чаще всего центр потока там откуда выталкивает.Но бывает иногда при больших потоках идешь как-бы по ступенькам,т.е поток многостержневой и пройдя один центр далее находишь еще более мощный.При этом при переходе от одного к другому снижение не очень большое.

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Вопросы про кувырок

Post by potapovich62 » 01 Apr 2015 09:40

Про кувырок вы действительно в начале правильно написали.Могу лишь добавить что перед,а точнее во время кувырка появляется ощущение что аппарат у вас вырывают из рук.При этом вы оказываетесь немного позади,а это в такой ситуации уже нехорошо и посему надо прибирать ручку(нерезко) по-любому,при нулевом или отрицательном угле-значительно.Думаю если нормальный дельт-вывезет,если вы перед этим не дурили.Например без подготовки решили мертвую петлю заделать,а скорости не хватило и вы свалились.Тогда ай-яй-яй.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Вопросы про кувырок

Post by chuffed88 » 01 Apr 2015 09:53

Ну я вот таким образом и определяю: если чувствую, что под одно крыло прям поддувает сильнее, аппарат стремится накрениться, то думаю, что значит центр где-то там, где сильнее поддувает. Ну только да, это не то чтобы прям потоки, это на высоте менее 100 метров происходит, так что скорее пузырики.

Про кувырок: почему резко ручку прибирать нельзя?
И еще неясный момент: если прибрать ручку при услови, что аппарат не склонный к кувырку, то кувырок в любом случае не случится? Или если например очень мощные потоки то может не спасти?

User avatar
Iceman
Posts:187
Joined:19 Jun 2013 19:20
Location:Новосибирск
Contact:

Re: Вопросы про кувырок

Post by Iceman » 01 Apr 2015 10:27

lea wrote:
A.M. wrote:Смело прибирайте ручку в любой сомнительной ситуации
Встречала несколько сомнительных ситуаций, в которых ни в коем случае не надо прибирать ручку :pardon:
Прибирать ручку в сомнительных ситуациях чаще всего правильно, но как верно заметила Женя, иногда делать это не стоит ни в коем случае. По большому счету мы берем ручку на себя, когда у нас дефицит скорости. Это может быть вызвано различными факторами (срез ветра, обрыв троса на буксировке, турбулентность, сам пилот завесил аппарат и т.д.), но смысл один - не хватает скорости для эффективного управления аппаратом, поэтому ручку на себя.
Но ситуации встречаются разные и бывают такие, когда взятие ручки на себя может только усугубить положение. Олег про это уже написал несколькими постами выше, речь о раскачке или голландском шаге. Это ооочень коварное явление. В этом случае вдолбленная привычка: чуть что - прибрать ручку, может сыграть злую шутку. Учебное крыло трудно раскачать, а вот переходные и спортивные крылья качаются очень даже охотно, особенно вчерашними учлетами. Часто пилот не может быстро распознать раскачку, он видит что с аппаратом происходит что-то не то и на автомате пытается зажаться, а это только ухудшает положение. Голландский шаг может развиться очень быстро - 2-3 кача с нарастающей амплитудой, а четвертый уже носом в склон. Не хочу никого пугать, но пересаживаясь на спортивное крыло после учебных очень важно помнить про это явление в каждом полете.

User avatar
Виктор Мороз
Posts:218
Joined:18 Nov 2008 17:21
Location:Киев
Contact:

Re: Вопросы про кувырок

Post by Виктор Мороз » 01 Apr 2015 11:30

chuffed88 wrote:Про кувырок: почему резко ручку прибирать нельзя?
На самом деле, я думаю, что резко прибрать и не получится. Из-за веса пилота. Хотя бы...
chuffed88 wrote:И еще неясный момент: если прибрать ручку при услови, что аппарат не склонный к кувырку, то кувырок в любом случае не случится? Или если например очень мощные потоки то может не спасти?
Дело в том, что зажатие ручки напрямую на противокувырковую устойчивость не влияет. Просто, максимально смещённый вперёд центр тяжести МОЖЕТ БЫТЬ(!!!) предотвратит именно кувырок, ограничившись только опрокидыванием крыла на "спину".
Есть такой интересный график зависимости продольного момента от угла атаки. Правильно отрегулированное крыло имеет привычку пытаться возвращать ручку в балансировочное положение, если пилот пытается её оттуда отклонить вперёд (увеличивая угол атаки - УА) или назад (уменьшая УА). И делает это оно в очень больших пределах УА.
И, если для положительных УА всё происходит однозначно до довольно больших углов. Скажем, до 90 град. То для малых УА не всё так радужно. Точнее, речь идёт об отрицательных УА. Начиная с определённого отрицательного УА у ЛЮБОГО дельтаплана начинается изменяться характер поведения продольного момента. В рассказах "кувыркантов" это фигурировало как "внезапный уход ручки под колени", "ручка вырвалась из рук и ушла далеко назад". А у пилотов, практикующих "агрессивный" тюнинг АПУ риторика несколько иная: "я зажал ручку до живота, а она там и осталась, т.к. усилия пропали". Или, как вариант: "Я зажал ручку до живота, а она сама захотела идти дальше. Пришлось вытягивать её оттуда."

Короче, если не выкручивать АПУ "ниже - некуда", если не летать всегда и везде при полностью взведённом полиспасте, если не лезть в сильную погоду на скальники, если не попадать в резкоградиентные условия, вызванные орографией, то шансов нарваться на кувырок... я уже о медведях говорил. ;)
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Вопросы про кувырок

Post by faiwer » 01 Apr 2015 12:03

ограничившись только опрокидыванием крыла на "спину".
А временным опрокидыванием или дальше крыл будет падать "вверх ногами" аки кленовый лист? Помню увидел видео, где крыл, кажется учебный, умудрились в ходе сложных пертурбаций расположить так, что у него угол к горизонту был таков, что кажется что сейчас пилот будет лежать на парусе, за счёт гравитации. Больше 90 градусов к горизонту по часовой стрелке. Но... каким то чудом (наверное, это называется аэродинамика :) ), крыло снова вышло в полётный режим.
я зажал ручку до живота, а она там и осталась, т.к. усилия пропали
У нас у одного пилота такой Combat. По понятным причинам он не разгоняет его выше опр. скоростей. Правильно делает?

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Вопросы про кувырок

Post by chuffed88 » 01 Apr 2015 12:08

Я так поняла из Азарьева, что положение цт спереди, т.е. зажатая ручка, влияет на противокувырковую устойчивость. Поскольку только при таком положении на отрицательных углах момент на кабрирование. И я даже так поняла, что при таком положении цт кувырок не случится. Значит все-таки может случиться?
И при зажатой ручке как минимум на спину все равно опрокинет?
С АПУ все понятно, а как полиспаст влияет на кувырковую устойчивость? Ведь на полиспасте в одном положении всегда никто не летает
Ну и на самом деле мало ли в каких условиях окажусь, надо понимать что делать и почему, я считаю.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Вопросы про кувырок

Post by faiwer » 01 Apr 2015 12:24

С АПУ все понятно, а как полиспаст влияет на кувырковую устойчивость? Ведь на полиспасте в одном положении всегда никто не летает
Нет необходимости летать всё время. Достаточно оказаться в неправильном месте, в неправильное время, с недостатком скорости. Полистпаст понижает устойчивость... Я так понял большая часть кувырков, случившихся не из-за акробатики, это как раз полёты в термичных условиях, с вытянутым на 3\4+ полиспастом на низкой скорости. Обычно пилот таким образом пытается выиграть крохи АК на переходах. Но попав какие-нибудь внезапные минуса...

User avatar
Виктор Мороз
Posts:218
Joined:18 Nov 2008 17:21
Location:Киев
Contact:

Re: Вопросы про кувырок

Post by Виктор Мороз » 01 Apr 2015 12:57

chuffed88 wrote:Значит все-таки может случиться? И при зажатой ручке как минимум на спину все равно опрокинет?
Мы ещё немного поговорим и мне самому станет страшно летать. :D
Здесь (на форуме) нет практиков с многоразовым опытом. Я знаком лично с двумя россиянами, кто кувыркнулся. И ещё знаю об одном пилоте. Трое, получается. У всех - разная история. Но я уверен, что все они подтвердят, что быть пешеходом или пассажиром автотранспорта гораздо опаснее.
Летайте себе в удовольствие и не пытайтесь отыскать теорию там, где её практически нет. Для гибких крыльев строгих формул ещё не вывели. Если вообще эти формулы есть. А рекомендации тут уже прозвучали со всех сторон. Так что... вооружайтесь практическими рекомендациями и - в полёт. :fly:

З.Ы. Азарьев, кстати - теоретик. Хотя его книжечка у меня дома имеется.
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Вопросы про кувырок

Post by An.Petrovich » 01 Apr 2015 12:58

Все разговоры о том, чтобы зажать ручку "на отрицательных углах атаки", "при опрокидывании на спину" и в прочих подобных ситуациях - не имеют никакого смысла с того момента времени, когда фал подвесной системы провис. Потому, что как только фал провис - пилот летит по своей (баллистической) траектории, а дельтаплан, отдельно от пилота, - по своей. Пилот превращается в груз, условно прикреплённый к ручке. Почему условно? Потому, что в таком положении вы подобны человеку в подвеске, повисшему на руках на турнике: максимум что можно сделать - это подтянуться ближе к "турнику", а то направление, в которое вас "провернёт" относительно "турника" - будет определяться не вашим осознанным действием и силой ваших рук, а исключительно силами инерции вашего тела, в пределах длины фала подвески. И говорить в такой ситуации о том, чтобы "сместить центр тяжести вперёд" - несколько наивно. Почему-то об этом многие забывают при рассуждении о том, что делать пилоту на отрицательных углах атаки. На отрицательных углах атаки (когда подъёмная сила крыла становится отрицательной, и перегрузка тоже) - пилот летит по инерции ногами и телом в парус. При кувырке происходит тоже самое, только ещё с прокачкой вперёд. При этом ручку вырывает из рук, а если говорить точнее - то это пилот не успевает остановить инерцию своего (летящего отдельно от дельтаплана) тела, удержавшись руками на ручке. И если фал провис - делать можно только одно: вцепиться в ручку и держаться за неё изо всех сил, стараясь не упустить. Если сил хватает - притянуться к ней как можно ближе. Если вы супермен - можно ещё попытаться сместиться в угол трапеции, желательно в тот, который ближе к земле (если аппарат в крене). Это максимум что можно сделать, чтобы предотвратить или остановить начавшийся кувырок.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Вопросы про кувырок

Post by chuffed88 » 01 Apr 2015 13:27

Я вообще говорила о моменте до прослабления фала, когда аппарат только начинает опускать нос. Прекрасно понимаю, что это очень быстрый процесс и реагировать нужно быстро. Или фал начинает прослабляться ужес самого начала и прибирать что-то вообще бесполезно?
А кувырок может произойти, когда аппарат в крене?

Кстати формула у Азарьева имеется вроде.
И еще: не боюсь я кувырка. Боялась бы так не летала бы... а вот быть пассажиром автотранспорта иногда очень даже боюсь))) но езжу...

Post Reply