Попробую максимально подробно изложить мои мысли по поводу ЛП в Курае на кубке Сибири 2014.
В воздухе в этот день находилось 5 дельтов и порядка 30-40 парапланеристов.
Дата 26,07,2014
Трек полета.
https://yadi.sk/d/zcSxTRxPZ9swE
Аппарат Combat l12
варио макс +10,5 по усреднителю + 6.4
варио мин -15,5 по усреднителю —7,5
время полета 2ч,18 мин.
максимальная высота 3692
дистанция 52 км.
макс скорость 130 км/ч.
мин скорость минус хз.
в грозу попал первый раз.
старт 13,55
Небо немного затянуто, есть световые пятна, погода ни чуть не хуже что и несколькими днями ранее. Не высокая база. Знаю что по прогнозу должен быть дождь в 16ч. Но констатируя факт что прогноз для Курайской всегда свой, и зачастую не сбывается, не уделяю этому особого внимания, а зря. Ставим короткое упражнение по долине, точки 16, 11, 28
Выбираю слабенький поток с мозгов, смещение в сторону старта. (уже не прогнозный ветер) Хотя верховой ветер как обычно из долины в горы. На 3300 решаю протянуть в горы в сторону 103 точки, за старт. Там турбулентно, поболтало, поставило не понравилось, над стартом тучка, улетаю по маршруту.
Еще один поток посильнее 3470, долину потихоньку затягивает почти всю. Переход от курайки до конца утюга, теряю много высоты минуса до -3, высота 2200 уже хотел вылетать на огурец и скорее всего садиться. Но поток с огурца, ровная +2 и я на 3200, погода ухудшается. всю долину затянуло. Дождевой фронт стоит в начале долины. практически не движется. Его ингорирую, лечу брать 16 точку. Думаю что там уже ничего не должно быть и скорее всего посяду. По пути вижу Сиренко набирающего в потоке, удивлен. Подкручиваю слабенькие плюса по пути.
15.20 беру 16 точку, оказываюсь на уровне гор. Слышу слова Михи Шестова, о том что идет на посадку, так как не нравятся условия. Решаю протянуть вперед в чуйку в сторону след ппм и сесть ко всем, дождевой фронт визуально еще далеко. Иду вдоль гор в слабом динамике, приятно этому удивлен.
Вобщем прошляпил я тот момент что с северо чуйского хребта начала сползать еще одна дождевая туча. И то как в долине висящий стеной фронт тронулся.
Дотягиваю до посадки вдоль огурца. в слабом динамике. Вижу севшие дельтики - Миху Шестова и Серегу Лагуна. Лечу туда обгоняю несколько парапланеристов. Некоторые выше меня и прилично. Некоторые ниже. В воздухе по мимо меня еще два дельта и с десяток парапланеристов. В мыслях им то заранее должны объявить стоптаск.
15,30 готовлюсь к посадке, запрашиваю "какой ветер внизу" ответ Михи "ветер в чуйку немного на огурец" Прохожу вперед , что бы сесть за дорогу. Ветер встречный уверенный, чуть подколбашивает. Понимаю что начинается шкворень. Смотрю на несущююся пыль от грузовиков. Строю заход на посадку. Вижу внизу Олег Андреев садится и разворачивает крыло.
По рации слышу что Сиренко "крутит поток, рассуждает, что будет пробовать садиться в курайскую". Пытаюсь скрутить в спирали остатки высоты но большой снос. Подомной дорога , сзади ниже лэп и огурец.
Высоты метров 100, достаю ноги из подвеси, увеличиваю сх. Вниз протыкаюсь медленно, или не протыкаюсь совсем. Ветер усиливается, становится турбулентно, аппарат начинает делать непризвольные крена влево которые я выправляю и встаю на ветер снова. Пробую затянуть полиспаст летит еще качественнее - меньше теряя высоту. Зажимаю ручку - тоже не лучше. Аппарат переодично ставит влево с развором влево на 45 градусов и смещаюсь горизонтально метров на сто, сто пятьдесят, выравниваю Пытаюсь держать по прямой но не так то просто. Ветер усиливается еще.
15,35. Вниз проткнуться никак не получается. Турбулит. Ставит.Высоты также метров 100. Понимаю что началось. Вижу со стороны Курая несушиеся пылевые вихри у земли и за ними стену дождя. Спрашиваю по рации "что делать", не однократно. Получаю ответы. Иван держись, старайся сесть. В горло не лезь. Начинается паника. Понимаю что не только мне, а всем парикам в воздухе сейчас не сладко, их не считал, но примерно 10 куполов я видел.
15. 38 Крена продолжаются. Начинаю не справляться с ними. думаю что такой разворот по курсу больше чем 45 градусов и я окажусь в динамике у огурца и близко к горе. А там ниже лэп и камни. На полностью отпущенном иногда лечу спиной назад. Уже считаю это нормальным. Зажатым вниз не опускаюсь совсем. После очередного плюха - протягиваю километр в сторону горла там чуть потише. Думаю что сейчас уже сяду. высоты также метров 70 - 100, может меньше. Понимаю что посадка будет с прибабахом если качну или поставит. Готовлюсь к худшему. Внизу останавливаются машины понаблюдать за шоу.
Обдумываю варианты:
1. Протыкаться вперед, оставаться здесь и садиться в дождь после шквала. Либо в шквал с дождем. Что уже означат что посадка будет очень жесткой.
2. Кидать парашют, единственный способ сейчас оказаться на земле, в зримой доступности около людей. Плюсы Смогут оказать ПМП и будут знать где я. Минусы Аппарат в расход, он окажется подомной. Попытаться приземлиться на него. Дальше поволочет по земле. Решаю - Если поднесет к скалам точно кину.
3. Улетать в горло со ста метров. Целиться в деревья погуще. так. как там будет дуть еще сильнее - если здесь не получается стабильно приземлиться - то там будет еще хуже. Минус буду далеко от тех кто сможет оказать Пмп, и нужно будет отправлять координату. Совсем не вариант.
15. 40 Стою практически на месте направление на ветер, в надежде проткнутся и сеть эмоции на пределе. Назад лететь в горлышко уже некуда. там еще хуже. Парашют тоже не вариант. Меня то идело ставит то влево то вправо. Варик не затыкается. Паника. По рации раз 10 уже спросил что делать. Ответы теже - держусь, пытаюсь сесть. Слышу Сиренко говорит высоты 3500 у пирамиды. Понимаю что в Курайской уже физически не сесть. Только улетать в чуйку, шанс есть. Внутреннее ощущение что все будет хорошо.
Судя по треку набор был практически вертикальный примерно 500 метров, видимо о этом моменте Ильич позже скажет что "видел неуправляемый дельтик уносящийся в космос". Пытался выдержать направление на ветер — оставаться в долине. По рации сообщаю что в наборе, меня сосет, что делать. Слышу ответы. У нас шквал с сильным дождем.
15.44 Вижу, что выше огурца и уже прилично, разворачиваюсь на ветер в направлении чуйки. Получаю по рации ответ Олега, "улетай в чуйку, на полностью затянутом аппарате". Затягиваю - Начинает ставить еще хуже. Уже руки устали исправлять крена. Лечу по ветру все также в наборе. Боюсь что кувыркнет, поджимаю ручку. Ставит как лист бумаги. Отношусь к этому как к естественному и просто поправляю общее направление полета. Дальше нестабильный полет с набором еще сильнее. Начинаются космы. Мне бы в облако не попасть.
Четко помню как обрадовался когда полет более менее стабилизировался, по треку 15. 55 принизывая космы, косой град хлещет по мне и крылу. Облака подо мной рассеиваются и я вижу кучу париков. Снизу слева, справа. Кто-то выше. Несутся в направлении чуйки. О чем сообщаю по рации, "высота 3500, град, куча париков". Понимаю что решение улетать было правильным. Вижу пирамиду, топлю. Руки устали, топлю на прямых руках. Переговоры по рации Олега Андреева и Саши Сиренко. Что он бы был вкурсе где я. Сообщаю:
"Высота 3400 Пирамида."
"Высота 2900 Ретранслятор"
"Высота 2400 Ортолык"
Саша отшучивается «полетели в Кош-Агач». А мне бы сесть безопасно, не расслабляюсь, пока не окажусь на земле.
"Готовлюсь к посадке около Ортолыка за Лэп на горке"
Разворачиваюсь на ветер, сбрасываю полиспаст. Дует сильно но ровно. Опускаюсь как на лифте. Понимаю что посадка будет мягкой если не качну. Перевожусь в вертикал и даже не опуская спидбар мягонько наступаю на землю. Как на пляжах малибу.
Сразу же сообщил по рации что сел хорошо, развернул аппарат, от звонился в лагерь и Михе подборщику, который уже ехал за мной. Чуть позже видел париков вылетающих из ущелья и садящихся в разных местах. Сообщил на их частоте силу ветра и точное направление. Только один из них садился рядом со мной. Его немного протащило после посадки, удалось поймать за стропы и помочь погасить купол. Это оказался Кирил Смоленский из СПБ, говорил что был на 5500 в облаке и вылетал по стрелочке жпс.
Стоп—таск у дельтиков так и не прозвучал. Мне повезло что начался подъем и что не влетел в облако. Моя ошибка и главный вывод - заключается в том что нужно не смотреть ни на кого кто остается в воздухе когда погодные условия ухудшаются.