Полеты начинающего дельтапланериста

Раздел для выкладывания ссылок на фотоальбомы и видеоролики. А также для их последующего обсуждения

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Iceman
Posts:187
Joined:19 Jun 2013 19:20
Location:Новосибирск
Contact:
Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Iceman » 19 Aug 2013 21:05

Вот пара видео из Солоновки, что в Алтайском крае. Я начинающий пилот, общий налет чуть больше часа. Начинал обучение на Славутиче-УТ, потом Небо. И вот совсем недавно пересел на Азур. На Азуре на момент начала видео налет около 10 минут. Подвеска для меня новая, за день до этого облетаная на учебной горке.
Хотелось бы услышать комментарии опытных пилотов по этапам полета: взлет, посадка, техника поворотов. На какие вещи обратить внимание? Что делаю правильно, а что НЕправильно?
Пинайте :-)
http://www.youtube.com/watch?v=iYyJ_EaMxVE
http://www.youtube.com/watch?v=5ZAl3ikJ_PE

User avatar
andruha
Posts:195
Joined:04 Oct 2010 17:05
Location:Санкт-Петербург
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by andruha » 19 Aug 2013 22:19

Сильно раскачиваешь крыло. Ужасно скользишь в каждом крене. На старте пихаешь ручку. На посадке подрываешь поздно и вяло. Такое впечатление, что на более-менее ровное место попал скорее случайно, чем в результате прицеливания. Для твоего уровня (и минимум еще часов 10-15 налета) явно требуется современный аппарат-атласоид типа Таргета, а не то, на чем летаешь на видео. Это и безопасней, и удовольствия от полетов гораздо больше получишь. Кто тебя учит? Ты действительно поступил на обучение в дельтаклуб?
Соблюдайте гравитацию. Это - закон.

Дмитрий
Posts:171
Joined:24 Dec 2012 15:21

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Дмитрий » 19 Aug 2013 22:27

Что тут скажешь...?! Главное смелый, а остальное приложится. )))
Посоветуйте, и всё остальное прочее...тут конечно посоветуют, но я думаю, что САМОЕ ВАЖНОЕ - у Вас там кто-то же должен быть, кто тебя "запускал" на этом видео и на последующем тоже? Этот кто-то должен быть опытным пилотом, и Вы с ним должны обязательно делать разбор полётов. Вот это будут самые дельные замечания!
Если это не так и Вас там двое таких, или ещё хуже - один, то не летайте так!!!
Начиная с самого старта: долго стоишь(устаёшь) с поднятым дельтом (поднял, выровнял 2 секунды и пошёл. Ну это ладно.), неправильный хват перед разбегом, рельеф там стрёмный (в косой к направлению старта ветер там точно роторит) - ущелье и т.д. и т.п., есть чего обсудить.
Вобщем инструктор должен быть, и он должен рассказывать и учить исходя из данных погодных условий на момент полёта, а не советчики на форуме!!!
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Олег из Саратова » 20 Aug 2013 06:04

Скорость маловата. Из-за этого аппарат кажется туповатым и на посадке проваливается при отдаче ручки.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Iceman
Posts:187
Joined:19 Jun 2013 19:20
Location:Новосибирск
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Iceman » 20 Aug 2013 06:42

andruha wrote:... Кто тебя учит? Ты действительно поступил на обучение в дельтаклуб?
Я не самоучка, прохожу обучение в новосибирском дельтаклубе, инструктор МСМК по дельтапланеризму. Летаю на тех аппаратах, которые есть в клубе, своего пока нет. Я конечно же, в первую очередь, прислушиваюсь к мнению инструктора. Эти видео выложил с целью послушать ваши оценки, взглянуть на свои ошибки под другим углом, чтоб поскорее их осмыслить и избавиться.

User avatar
Талгат
Posts:512
Joined:02 Dec 2008 15:31
Location:г.Челябинск
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Талгат » 20 Aug 2013 06:48

а что,Нина мсмк не подсказывает?

Alexey Belevich
Posts:652
Joined:24 Sep 2010 11:59
Location:г.Краснодар

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Alexey Belevich » 20 Aug 2013 08:09

Добавлю про отсутствие набора скорости перед посадкой и постоянные переруливания, раскачки (Андрей выше про то же).
Первое скорость - очень важно. Бывает плохо заканчивается.

User avatar
andruha
Posts:195
Joined:04 Oct 2010 17:05
Location:Санкт-Петербург
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by andruha » 20 Aug 2013 12:51

Ok. Тогда молодец. Нине привет.

Чтобы не было раскачки, попробуй:
1. Расслабиться в полете и постараться понять, что от тебя "хочет" аппарат.
2. Управлять короткими, но резкими и интенсивными движениями - многие аппараты с плавающей поперечиной так управляются лучше.
3. Ставить задачи полета по прямой между разворотами. Развернулся - сосредоточился - выровнялся - пролетел некоторое время строго по прямой - развернулся и т. д.
4. Первое время начинать тренировочные полеты с плавных разворотов с маленьким креном, в которых надо полностью расслабииться и удерживать ручку по тангажу в балансировочном положении.

Если во время крена прибрать ручку, аппарат начнет скользить на крыло, теряя высоту. После этого обычно наступает резкий поворот носа в сторону скольжения с одновременным выравниванием и иногда с переходом в противоположный крен. Это тоже в некоторых местах причина твоей раскачки. Когда смотришь видео, обращай внимание на указатель ветра на переднем тросике. Чтобы скольжения не было, нужно учиться делать скоординированные развороты и запоминать правильные ощущения, которые возникают во время них. Лучший способ преподнесения этого из тех, что я встречал - тренировка поворота на счет:

Раз - прибрал ручку, чтобы увеличить скорость
Два, три - держишь ручку прибраной
Четыре - делаешь резкое управляющее движение в сторону с возвращением назад
Пять, шесть - по мере увеличения крена, плавно сначала возвращаешь ручку в балансировочное положение, а потом чуть-чуть дальше и сосредотачиваешься при этом на рщущениях в теле: если начинается скольжение (почувствуешь, что легонько смещаешься в трапеции в сторону нижнего крыла), значит, надо еще легонько приотдать ручку.

Так же выход из разворота:
Раз - резкое управляющее движение в сторону с возвращением назад
Два, три - по мере уменьшения крена плавно возвращаешь ручку обратно в балансир по тангажу
Четыре - когда аппарат почти выровнялся, делаешь короткое противоположное управляющее движение, чтобы остановить инерцию движения по крену.

Это надо сначало несколько раз до полного автоматизма отрепетировать на тренажерной трапеции с инструктором или опытным пилотом, который расскажет об ощущениях при этом. И не стесняйся повторить в разные дни такое занятие раза два-три. Первый раз вообще можешь 20 минут погулять, отвлечься на что-то стороннее, а потом попросить позаниматься с тобой еще 5 минут - в голове значительно больше останется.

На старте вместо того, чтобы пихать ручку и взлетать раньше времени, следует ее, наоборот, поджать и сделать еще хотя бы пару шагов рвзбега. Хитрость здесь в том, чтобы прибрать ручку ровно настолько, насколько нужно, если переборщишь, то аппарат "убежит" вперед, придется страховаться или догонять. Чтобы это прочувствовать, надо побегать по ровному месту в ветер 4-8м/с: с первых шагов заставляешь аппарат лететь, натягиваешь фал, загружаешь его своим весом и за фал же, расслабив руки, разгоняешь, стараясь как можно больше наклониться вперед. Если проседает, легонечко приотдаешь ручку, если тянет вверх и тем самым мешает бежать, то, наоборот, прибираешь. Стараешься разогнаться как можно быстрее. Очень просветляющее упражнение. Когда приноровишься, это превратится в веселую игру: мчишься над полем, перепрыгивая и перелетая канавы и кусты. Позанимайся этим целенаправленно до тех пор, пока не появится ощущение, что так можешь бежать бесконечно, полностью контролируя крена, да и вообще весь аппарат. А потом вспоминай, когда нужно куда-то переместить аппарат против ветра, например, после посадки в стороне от места сборки.

Чтобы перехватывание в горизонтальное положение и наоборот проходило всегда без эволюций крыла, тренируйся делать это на три счета:
Раз - взялся одной рукой за спидбар
Два - перебалансировался в горизонт
Три - переместил на спидбар вторую руку
И в обратном порядке.

На посадке не забывай про самое важное - скорость. Хорошо так же потренироваться на тренажере:
Раз - перешел в вертикаль
Два - взял ручку максимально на себя
Три - подошел к земле, на экране по мере уменьшения скорости плавно возвращаешь ручку в балансир
Четыре - когда крыло почти перестало лететь, резко выпихиваешь ручку вверх, стараясь ногами "лягнуть" килевую. Здесь надо тренироваться все делать вовремя: опоздаешь - сядешь на брюхо, поторопишься - взмоешь.

И, напоследок. Все советы с форума и из книг обязательно обсуждай со своим инструктором. Включая этот.
Соблюдайте гравитацию. Это - закон.

maximus
Posts:91
Joined:22 Jan 2010 18:25
Location:T.T.F.

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by maximus » 20 Aug 2013 12:54

Рули ногами. Ноги часто проваливаються - остаються сзади - отсюда задержки в управлениии. Пусть лучше плечи на месте - смещай ноги.

User avatar
Талгат
Posts:512
Joined:02 Dec 2008 15:31
Location:г.Челябинск
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Талгат » 20 Aug 2013 14:51

Как говорили нам, рули ж...ой))))

Кожин Сергей
Posts:134
Joined:20 Oct 2010 21:48
Location:Екатеринбург

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Кожин Сергей » 20 Aug 2013 20:15

Совершенно верно, а думай головой! И смотри не перепутай! :)

Дмитрий
Posts:171
Joined:24 Dec 2012 15:21

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Дмитрий » 21 Aug 2013 10:58

andruha wrote:Ok. Тогда молодец. Нине привет.

Чтобы не было раскачки, попробуй:
1. Расслабиться в полете и постараться понять, что от тебя "хочет" аппарат.
2. Управлять короткими, но резкими и интенсивными движениями - многие аппараты с плавающей поперечиной так управляются лучше.
3. Ставить задачи полета по прямой между разворотами. Развернулся - сосредоточился - выровнялся - пролетел некоторое время строго по прямой - развернулся и т. д.
4. Первое время начинать тренировочные полеты с плавных разворотов с маленьким креном, в которых надо полностью расслабииться и удерживать ручку по тангажу в балансировочном положении.
[/b]
Всё верно, но надо это делать в более спокойную погоду (в молоке).
На втором видео явная термичка (на небе кучёвка) - вообще не ученическая погода!
Я честно говоря удивлён, как ИНСТРУКТОР мог выпустить парня с 15 минутами налёта в такую погоду?! :evil:
Да даже дело не в минутах налёта (способности у всех разные), а в том, что видно,что парень еле-еле справляется с дельтом! После 3-ей минуты второго видео мне самому было страшно! - заход на посадку эмоциональный очень!
Это не в упрёк пилоту, парень молодец - смело делает,видимо, то, что ему говорят! А вот инструктора упрекнуть в таком видео очень хочется! (Извините, если задел за живое!)

Я, когда учился, 8 часов налетал в динамике прежде чем мне дали "понюхать" термичку! Но тогда я уже нормально контролировал аппарат: легко летал по прямой и с разворотами, "облизывал" склон в слабую погоду, чувствовал и доверял дельту! Освоил динамик и слабый и сильный с посадками на "старте", т.е. на верху.

Основная мысль:
1. Учиться надо в ученическую погоду (утром и вечером).
2. Опять скажу про "хват". На старте (почему-то бывалые не обратили внимание...) с таким хватом на первых 2-х шагах ты не сможешь эффективно наклониться вперёд для начального разгона "передачи импульса дельту", и как следствие пихаешь ручку. Так как ты держишь дельт в начале разбега, ты должен перехватить его при последующем разбеге. Я стартовал как ты, но не на стадии начального обучения, когда закладывается "правильный" старт.
3. Добиться "правильных" разворотов. (прямая, цель на разворот, ввод в разворот, чуть заранее вывод из разворота и опять прямая). И никаких раскачек!
4. Когда будешь уверенно контролировать дельт, постепенно выбираешь более сложную погоду.

Удачи!
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.

User avatar
Iceman
Posts:187
Joined:19 Jun 2013 19:20
Location:Новосибирск
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Iceman » 21 Aug 2013 15:34

Дмитрий, спасибо за комментарии! :) Я немного уточню. 15 минут это не общий налет, а налет именно на этом аппарате. До первого видео облетывал его 2 дня с учебной горки. Мой общий налет около полутора часов, причем больше половины этого времени с этой же горы в условиях несильной термички. На предыдущем аппарате получалось даже немного набирать в термиках (вместо 3х минут, как на видео с этой же горы летел 8 минут). Возможно полеты кажутся не очень контролируемыми, но я просто стремился выполнить побольше разворотов, чтоб лучше почувствовать аппарат. Если б я хотел лететь по прямой, то летел бы по прямой. С этим проблем нет :). Техника выполнения поворотов пока еще конечно страдает, много лишних движений и раскачки. Тем не менее основные параметры полета (скорость, высота, угол атаки, крены) я постоянно контролировал. Думаю тут еще сыграл фактор новой подвески. Привык к ут-эшной, там ноги свободнее и центр тяжести было как-то попроще перемещать (но скорее всего просто нужно влетаться). Это я все к тому, что инструктор у меня опытный и не стала бы меня выпускать, если б не была во мне уверена.

User avatar
Iceman
Posts:187
Joined:19 Jun 2013 19:20
Location:Новосибирск
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by Iceman » 21 Aug 2013 15:53

А по поводу посадки на втором видео, там в общем ничего такого страшного не было. Просто, когда почти долетел до долины, влетел в пузырь, вариометр показал +2. Я попытался его обработать, но неудачно. Долететь до чайного поля мне уже не хватало высоты, поэтому повернул против ветра, выровнял и сел. На самом деле там везде нормальные посадки, рельеф внизу ровный и без камней.

User avatar
andruha
Posts:195
Joined:04 Oct 2010 17:05
Location:Санкт-Петербург
Contact:

Re: Полеты начинающего дельтапланериста

Post by andruha » 21 Aug 2013 16:52

В таком случае постарайся сосредоточиться на качестве, а не на количестве разворотов. На твоем этапе обучения важно заучить правильные движения и запомнить верные ощущения. Получишь неправильный навык - потом замучаешься его искоренять. Выполняй за каждый полет одну конкретную задачу. Скоординированные повороты - значит, сосредоточился на этом и оттачиваешь, не обращая внимания на термики. Когда начнет получаться идеально, тогда поставь лучше отдельную задачу найти поток и выпарить в нем.
Соблюдайте гравитацию. Это - закон.

Post Reply