Про смотчик для тех кто пользует активку

Дельтапланы, подвески, приборы и другая амуниция

Moderators:SysTry, lea, Andrew

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45
Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by sergDubna » 22 Jul 2016 17:50

Валерий С wrote:
makros wrote:...в Германии запрещено использование активных лебедок со смотчиком.
Очень интересно - почему?
Гейропейцы неприлично пугливы, похоже, слишком серьёзно воспринимают закон Мэрфи. :hihi: Вон два года назад
обнаружили микротрещины на карабинах "Альпи" (я тогда так и не понял - на всех или всего на одном). Затеяли куд-кудах
и массовую компанию по их замене. Причем бесплатно менялась только меньшая часть. То ли задницы прикрывали себе,
то ли это большое жульничество. А возможно сразу и то, и то. Так и со смотчиками (правда, жульства тут не видно, скорее
просто очкуют - выплат по суду они боятся больше ЛП по вине заклинившего смотчика). Но, коллеги, а что нам за дело до
этой Гейропы и их запретов. Вы что, барыжить лебедками у них собираетесь? :twiddle: Дык, на такой случай смотчик снять
можно.

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by s2sa » 22 Jul 2016 18:02

Enot17 wrote:По теме: а есть где-то, в "радиусе достижимости на авто за выходные от Москвы" дельтапланерная активка со смотчиком? Я бы с удовольствием скатался посмотреть/попробовать. Пока же, я только разговоры слышал о том, что смотчик дельтикам не подойдет. Может "зелен виноград"?
Вот правда, так надоедает на кросаче по кочкам кишки вытряхивать. У нас же с большими полями напряженка, к тому же они как правило после распашки. Плюс смотчик - это как мне кажется возможность летать на обрабатываемых полях, не будешь же моциком трос по посевам таскать - фермеры могут и обидеться.
Вы видимо между строк читаете , или выбираете то, что Вам интересно (в плане, если это не дельтики , значит это не круто ) -в радиусе 100 км есть активка, которая даже планеры может затягивать, с офигенно крутым смотчиком , который не нуждается в операторе. Это я писал в первых постах. Можно съездить, сфотографировать и пообщаться с одним из участников сборки -Бобр - Андрей Алеппов.
https://www.flyschool.ru/about/news/the ... uccessful/
https://www.flyschool.ru/about/news/tes ... nch-video/

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by s2sa » 22 Jul 2016 18:19

Чем опасен смотчик - https://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=46335

Комментарии Волкова
Именно поэтому перешли на гидравлику с более прогнозируемым законом подтормаживания.
А на крайнем смотчике стоит следящая система обеспечивающая крайне надежное торможение при очень сильных рывках.
Бороды на смотчиках первого поколения с тяжолой инерционной штангой - укладчиком возможны при плохой укладке (она ручная) И резких рывках (иногда неизбежны.
В 2011 в Кончинке работает два тяжелых мощных гидравлических смотчика Гепард 3 и Гепард 4, способных делать ступенчатые затяжки и два легкх механические смотчика Барс 2 с автоукладкой и постоянным подтормаживанием с усилием в 4 кг. За счет крайне легкого троса и барабана проблем с ними практически нет, хотя правило - выбрана слабина - осмотри смотчик должно соблюдаться неукоснительно даже на гидравлике.
Советую поводок не короче 10 метров. 15 метровый при бороде позволяет уверенно отцепиться.
Тема серьезная - в Европе возвратки запрешены именно из-за массы проишествий с дельтиками.
Есть технологии как сделать систему крайне безопасной ......
На крайнем смотчике реализовано небольшое "следящее усилие" Оно есть всегда ( 2 кг) В случае ослабления троса смотчик способен подматывать слабину со скоростью 10 м в сек даже на холостых. Мгновенный разгон за счет следящей штанги с гидроклапагном.
Скорость смотки на полном газу 35 м в сек. (более 120 км/ч).
Однако вещица вышла дорогая - около 7000 евро и коммерческого применения ей не вижу.
Обычные гидросмотчики обеспечивают натяжение троса но на большем усилии в 4 кг. Практически это ни на что не влияет.
Но и они стоят 5000 евро.
По другому (без гидравлики) держать трос постоянно натянутым не получится.

Как вывод - либо на на колесах ездить за тросом, либо много денег за безопасность.....

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by Валерий С » 27 Jul 2016 09:57

s2sa wrote:Советую поводок не короче 10 метров. 15 метровый при бороде позволяет уверенно отцепиться.
Тема серьезная - в Европе возвратки запрешены именно из-за массы проишествий с дельтиками.
Не совсем корректно задавать вопросы не автору цитаты, но все-таки. Может, вы знаете.
1. Совет по длине поводка - это для дельта- или парапланеристов?
2. Что случалось при происшествиях? Если их было "масса", то были ли они типичными и, следовательно, можно ли дать какие-то универсальные рекомендации? Как происходит "происшествие" - поводок надавливает на спидбар или дергает?
Чисто умозрительно, кажется, что при буксировке со смотчиком пилоту надо очень внимательно следить за местом подцепа поводка к тросу. Осоебенно, сразу после отрыва, пока высоты мало, а трос смотчика очень короткий. И быть готовым успеть отцепиться до того, как поводок "надавит" (или "дернет"?) на спидбар. Понятно, что чем длиннее поводок, тем больше времени на реакцию (принятие решения и отцепку). Поэтому хочется повторить первый вопрос - хватит ли 15м поводка для дельтаплана?
3. Если способ предотвращения происшествий так прост (удлинить поводок), почему тогда возвратки в Европе запрещены полностью?
могу ошибаться

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by 423 » 27 Jul 2016 12:30

На моей памяти уже было два случая у нас в стране с возвратными лебедками у дельтиков.. Одно ЛП и одна предпосылка. За рубежом даже у парапланеристов по YOU TUBE встретился только раз смотчик в Японии. Как понял у парапентов. На том ролике они катали в парапланерной подвеске детишек на Кондоре.
Не вижу большого смысла в использовании возвратной лебедки для дельтиков, т.к. нам обычно такая скорострельность, как парикам на их коммерческой лебедке, не требуется, а летать все-таки лучше над полем без ям, чтобы туда не угодили пилоты в случае посадки и просто возвращать трос любым самоходным механическим средством. Кроме того, возвратная лебедка потребует еще одного квалифицированного члена в запускающей команде, а на скутере или т.п. за тросом может съездить любой свободный пилот.

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by Валерий С » 27 Jul 2016 13:43

423 wrote:Не вижу большого смысла в использовании возвратной лебедки для дельтиков, т.к. нам обычно такая скорострельность, как парикам на их коммерческой лебедке, не требуется, а летать все-таки лучше над полем без ям, чтобы туда не угодили пилоты в случае посадки и просто возвращать трос любым самоходным механическим средством.
В общем, да - я тоже не вижу особого смысла заморачиваться со смотчиком для дельталебедки.
Но иногда приходится летать с париками, когда других вариантов нет. Поэтому хотелось бы понимать, как лучше буксироваться со смотчиком.
А вот те "два случая" - что было и как все происходило? Если известно...
PS Кстати, если говорить о сравнении с зарубежным опытом, то здесь у нас (насколько я понимаю) преимущество - зубной замок .
могу ошибаться

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by sergDubna » 27 Jul 2016 14:30

Дарю подсказку: смотчик для активки - бесконечный трос между двух блоков. Один из блоков на самой лебедке с
отдельным двигателем или приводом от основного. Тогда не нужен квадрик/мотороллер/бригада бурлаков, не нужен
поводок,а протащить трос еще 20-30 м (чтобы не спотыкаться об второй блок на старте) - РП или очередник справятся.
:geek: Не помню, предлагалось ли это уже на форуме, но идея-то простая.
Валерий С wrote:Кстати, если говорить о сравнении с зарубежным опытом, то здесь у нас (насколько я понимаю) преимущество - зубной замок .
"Ну, тупы-ы-ы-ы-е!!!" - (с) Мих. Задорнов :hihi:

User avatar
ANT
Posts:90
Joined:17 Nov 2008 10:38
Location:Харьковский Авиационный институт
Contact:

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by ANT » 27 Jul 2016 20:37

Любопытные разговоры.
Мы у себя иногда буксируемся с нашими париками на их лебёдке с возвраткой. Как-то не догадывались, что есть опасность. Нужно будет задуматься.

Только они используют соединительное звено от места встречи силовой и обратной верёвок 1,5 - 2 метра. Ну, иногда наступают на разбеге, но не особо по этому поводу переживают. Мы же ставим кусок малиночного шнура, длинной метров 30, и отходим метров на пять - семь в сторону, от прямой между лебёдками, если это старт с ног, или стартуем прямо по нём, если это старт с тележки. Парики с длинным соединительным звеном тягаться не любят. Оно при протяжке системы назад постоянно наматывается на основную (силовую) верёвку. На разматывание минуты три уходит, а для них это критично, потому как стараются поддерживать темп буксировок примерно 1 старт в 10 минут.
Особых проблем не было. Одно обидно, высота затяжки очень сильно меньше чем привычная нам на малинке. За то, получается буксироваться когда грунтовые (малиночные) дороги слишком грязные для буксировки, или через поля с посевами просто по диагонали. Сама то верёвка двигаясь взад вперёд посевы не слишком повреждает. Тут главное иметь достаточно места с обоих сторон поля для старта и посадки прямо перед собой, ну и для лебёдки.
На видео учлётовские старты. Возвратка с оператором стоит просто рядом, на видео можно увидеть как пилот пробегает мимо, ну и услышать шум разматываемой верёвки.

По началу, тяга довольно маленькая, учлёт (учлётка) разбегается довольно долго
https://my.mail.ru/mail/ant_xai/video/27/214.html

Потом приспосабливаются тягать порезвее.
https://my.mail.ru/mail/ant_xai/video/27/213.html

В принципе, всегда удавалось объяснить оператору как нужно нас буксировать.
В этом мире нет ничего невозможного, но есть вещи очень хлопотные.

User avatar
Николай Рысухин
Posts:452
Joined:18 Nov 2008 20:28
Location:Жуковский
Contact:

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by Николай Рысухин » 27 Jul 2016 21:55

sergDubna wrote:Дарю подсказку: смотчик для активки - бесконечный трос между двух блоков. Один из блоков на самой лебедке с
отдельным двигателем или приводом от основного. Тогда не нужен квадрик/мотороллер/бригада бурлаков, не нужен
поводок,а протащить трос еще 20-30 м (чтобы не спотыкаться об второй блок на старте) - РП или очередник справятся.
:geek: Не помню, предлагалось ли это уже на форуме, но идея-то простая.
А поподробнее, схему можно?

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by makros » 27 Jul 2016 22:14

423 wrote:Не вижу большого смысла в использовании возвратной лебедки для дельтиков, т.к. нам обычно такая скорострельность, как парикам на их коммерческой лебедке, не требуется
Все относительно. Для вашего кол-ва пилотов оно верно.
В Альбатросе часто на тренировках, почти всегда, больше 10 пилотов + учлеты.
Активка имеет ряд преимуществ, в основном, конечно, по скорострельности при правильной организации. Если нужно сделать от 20 затяжек в погоду только активка со смотчиком даст цикл 5-7 мин.
Наши выезда на пассивку - обычно, 10-15 пилотов. В день 30-40 затяжек. В погоду не все успевают затянуться. Цикл сильно больше 10 минут. Реально - 15-20.
Сейчас у нас на тренировках, в основном, две активки.
Одна большая, затягивает на 300-400 м (понятно, от длины поля, от ветра, от опыта оператора и пилота), она же тянет тандем.
Возврат троса на квадрике.

Вторая лебедка - бывшая большая. Используем для затяжек учлетов, подлетов до высоты 15-20м. Возврат троса вручную. Ее же сейчас доделываем, чтобы получился смотчик. Посмотрим...

Обе лебедки используем с тросом через блок в конце поля, чтобы оператор находился рядом со стартующим.

Также, у нас был до этого пару лет назад опыт постройки смотчика и использование его.
Закончилось ЛП.
Затягивали тандем. Заклинил трос на барабане смотчика во время затяжки. Дельтаплан остановило в воздухе на высоте 15-20м с последующим заваливанием на правое крыло, затем глубокое пикирование и столкновение с землей под 60-70 градусов.
Пассажир, он же учлет, отделался парой синяков, разбил очки. Висел слева, это его спасло. (разумеется, летать бросил)
Пилот - Ростовцев Антон.
Тяжелая черепно-мозговая травма, сгустки и очаги воспаления в черепной коробке, пара переломанных ребер, сломанная ключица, трещина челюсти.
Сразу в больничку, перевозка из области в Москву в нейрохирургию госпиталя Бурденко.
2 недели борьбы за жизнь, искусственная кома, медикаментозное лечение без операции.
Потом длительное восстановление.
Работает на работе, нормально функционирует, пока не летает.

Такие дела...
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by makros » 27 Jul 2016 22:16

sergDubna wrote:Дарю подсказку: смотчик для активки - бесконечный трос между двух блоков.
Это схема ДОСААФовских планерных клубов для первых подлетов молодежи.
По сути, бугельный подъемник.
Как сделать, чтобы летать не на 20-50м, а на 300-500м и при этом, чтобы трос не путался за поводок и блоки - большой вопрос.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

User avatar
ANT
Posts:90
Joined:17 Nov 2008 10:38
Location:Харьковский Авиационный институт
Contact:

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by ANT » 27 Jul 2016 22:44

makros wrote:Активка имеет ряд преимуществ, в основном, конечно, по скорострельности при правильной организации. Если нужно сделать от 20 затяжек в погоду только активка со смотчиком даст цикл 5-7 мин.
У активного буксировочного комплекса кроме скорострельности есть ещё одно полезное свойство - возможность буксировок через засеянные поля, или через поля перебитые например оврагами или небольшими водными препятствиями. То есть в местах, по которым ездить на всякой мототехнике или "не вежливо" или не возможно. Один то раз в начале дня поморочиться и растянуть верёвки не то же самое, что тянуть её через поля после каждого старта. Конечно есть ещё и обрывы верёвки, но всё равно, это не тоже самое, что ездить или ходить каждый раз там, где ездить или ходить не стоит.
В целях безопасности возможно имеет смысл увеличить соединительное звено метров до пятидесяти. Это увеличит время реагирования пилота на заклинивание возвратной лебёдки секунд до пяти - семи, что в принципе уже вполне приемлемо.
Кстати, кто какую длину соединительного звена (поводка) использует?
В этом мире нет ничего невозможного, но есть вещи очень хлопотные.

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by Валерий С » 27 Jul 2016 22:47

makros wrote:Затягивали тандем. Заклинил трос на барабане смотчика во время затяжки. Дельтаплан остановило в воздухе на высоте 15-20м
Какой был длины поводок? Почему не отцепился - есть понимание? Не было зубного замка, был не готов к ситуации и не сообразил вовремя?
Антону - полноценного восстановления...
могу ошибаться

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by makros » 27 Jul 2016 23:01

Валерий С wrote:
makros wrote:Затягивали тандем. Заклинил трос на барабане смотчика во время затяжки. Дельтаплан остановило в воздухе на высоте 15-20м
Какой был длины поводок? Почему не отцепился - есть понимание? Не было зубного замка, был не готов к ситуации и не сообразил вовремя?
Антону - полноценного восстановления...
Поводок был около 20м.
Старт с колес, трос под спидбар.
Ручной двухпетлевой замок.
Сначала было подклинивание троса на барабане смотчика, которое, видимо, выбрало часть или всю слабину троса смотчика. Была скинута тяга на основной лебедке оператором (мной), но трос смотчика высвободился и продолжили затяжку. Спустя пару секунд заклинило окончательно.

Пилот не успел отцепиться. Были активные действия с его стороны по набору скорости, а перед столкновением с землей - выдача спидбара и попытка группировки.

З.Ы. Идея смотчика была - сделать безинерционный барабан.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Про смотчик для тех кто пользует активку

Post by Валерий С » 27 Jul 2016 23:03

ANT wrote:В целях безопасности возможно имеет смысл увеличить соединительное звено метров до пятидесяти. Это увеличит время реагирования пилота на заклинивание возвратной лебёдки секунд до пяти - семи, что в принципе уже вполне приемлемо.
Кстати, кто какую длину соединительного звена (поводка) использует?
Мне кажется, при наличии зубного замка и готовности отцепиться сразу при возникновении признаков заклинивания, достаточно пары секунд.
Признаки заклинивания - поводок нажимает на спидбар или маячок в месте подцепа поводка резко (?) меняет траекторию (начинает уходить назад-вниз).
Я привязываю метров 15 малиночной веревки к имеющемуся трехметровому поводку. Надеюсь, успею среагировать. Еще не проверял. Как все происходит на самом деле - не знаю.
могу ошибаться

Post Reply