Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Дельтапланы, подвески, приборы и другая амуниция

Moderators:SysTry, lea, Andrew

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер
Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by Валерий С » 20 Oct 2016 13:42

Enot17 wrote:
Валерий С wrote: А на активке трос - что стальной, что дайнема - не тянется. Только выпрямляются неровности.
Тут не соглашусь, у нас на активке трос - коломенский, без сердечника, тянется отлично. Особенно когда удается размотать более километра.
А вот это интересно. Есть мнение, что тянущийся трос на активку не подходит, т.к. при наматывании под нагрузкой витки врезаются, при этом в месте проскальзывания подплавляются, потом головняк с разматыванием и постоянными обрывами. Вспоминая, как малиночная веревка легко "перепиливается" свободно скользящей сверху такой же веревкой, это кажется обоснованным. Поэтому на активке используем дорогущую дайнему. А если можно ее заменить на копеечную малиночную, так это же здорово.
Каков ваш опыт использования малиночной веревки на активке? Нет ли каких проблем и сколько служит такая веревка?
могу ошибаться

User avatar
Enot17
Posts:349
Joined:25 Jan 2015 20:34
Location:Москва-Б.Грызлово

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by Enot17 » 20 Oct 2016 14:19

Валерий С wrote: Каков ваш опыт использования малиночной веревки на активке? Нет ли каких проблем и сколько служит такая веревка?
Отвечу сам, хотя "рулит" нашей активкой Олег Хромушин. Может что добавит.
У нас коломенский полистиловый 16-прядный 4 мм, без сердечника (где-то Олег спецификацию выкладывал) Знаю, потому что трос покупался через меня.
Предыдущий прослужил 2 года. Хранился на улице, под тентом (лебедка так стоит). Может при хранении в теплом сухом помещении было бы больше.
То, что можно назвать проблемой проявилось когда в начале этого сезона старый трос заменили новым, не растянутым. Под большой нагрузкой он стал распирать барабан. Но то ли вытянулся до "рабочего состояния", то ли помогло что уменьшили количество намотанного (изначально нафигачили 2 км, вот только где такое поле найти в наших бебенях) - распирать перестал.
Про "врезание, подплавление" и т.п. - как говориться: не знаю, не слышал. :mda: Сидеть оператором приходится часто (мало нас, вот и меняемся, чтоб все полетали) - смотка-размотка без проблем. Правда, если приделать укладчик, было бы еще лучше.

Наверно дорогой лирос или дайнема были бы получше. Можно было бы не 4 мм, а например 3 поставить - меньше сопротивление, меньше вес и т.п. ... Вот только кто б подарил :oops:
2 км. коломны обошлись этим летом ок. 5 килорублей. За 2 года думаю вполне нормально.
В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: и птицы да полетят над землёю. И стало так….
И сотворил Бог человека. ... И посмотрел человек на небо, и увидел птиц небесных, парящих в вышине.
И сказал человек: Я тоже так хочу!

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by 423 » 20 Oct 2016 15:17

По тросу:
У нас две активные лебедки. Одна скутерная 5л.с. и на ней стоит коломенский трос с сердечником. Трос живучий, хотя гоняем его через блок (т.е. половина всегда на траве).
Вторая лебедка большая сил 20 или чуть больше, не помню. Двиг. тоже японский с вариатором от чего-то (делал не я). На ней стоит трос коломенский без сердечника. Тоже через блок работает. Вроде проблем не вызывает, начинает вызывать, меняют трос, но не часто. Вот он немного тянется по сравнению с первым тросом, но проблем на затяжках не вызывает. Его преимущество, что после нескольких затяжек он становится плоским и его влазит на барабан больше, поэтому его и поставили на большую лебедку.
По замечаниям о буксировке активкой солидарен с Валерием.

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by Khromushin » 20 Oct 2016 22:15

Что добавить... только факты - на активке коломенский за 4ре года и на малинке нареканий не вызвал, и при затяжке парапланов тоже.
На активке замена по износу примерно через 800-1200 затяжек или 2 года.
На малинке замена 100-150 затяжек при нещадной эксплуатации при волочении троса по асфальту.
Last edited by Khromushin on 24 Oct 2016 08:41, edited 1 time in total.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by sergDubna » 23 Oct 2016 21:38

Валера, появилось свободное время для уточнений, но кратко, блин, не получится. :oops: :hihi:
Валерий С wrote:Ноги должны быть не прямыми, а - согнутыми в коленях
Это всё понятно, мы в курсе. Выставленная вперед нога была как шарнир, вокруг которого шло стартовое движение,
которое обеспечивала лебедка. Небольшой толчок ступнёй, и - вперед! Отставленная назад другая нога была
готова к маху вперед, первый шаг т.о. получался очень широким (крыло в этот момент уже летело, давления на плечи
уже не было), второй - еще шире (в этот момент уже подхватывали ремни подвески), третий шаг лично у меня всегда
был практически скользящим, утюг к этому моменту и сам летел, и меня нёс. Дальше секундная пауза (скорости чуть
набрать), затем небольшая отдача - до высоты 15-20 м, а затем трапецию отпускали в положение набора - до касания
ей троса. В общем, нам тогда с нашими утюгами и нашей лебедкой разбегаться просто не требовалось.
Валерий С wrote:Во-первых (и в главных): залог надежного старта - достижение перед отрывом требуемой скорости.
А тяга влияет на то, как будет развиваться процесс после отрыва.
В этом плане нам повезло, наш "Бумеранг" идеально обеспечивал и то, и то. Установленный на лебедке бурановский
вариатор не подхватывал сразу, а немного проскальзывал, набор тяги был не ударным (синяков от ремней у нас не
было), но быстрым и мощным (1-1,5 сек.), затем более плавным (особенности работы клиноременного вариатора от
снегохода, это объясняется достаточно большой массой "Бурана" - стронуть его на малой мощности и небольших
оборотах не получится, надо газануть).
Валерий С wrote:Ни хрена утюг не вспухает и не летит с первого шага. Во всяком случае, как нормальное современное крыло - за счет обтекания профиля и возникновения подъемной силы. С первого шага он взлетает, как воздушный змей, как парашют на буксире, как кусок фанеры под углом к набегающему потоку - за счет скоростного напора (если я правильно употребляю терминологию). Крыло при этом сорвано и находитя в режиме парашютирования. А парашютирование для утюга - нормальный режим.
Абсолютно верно! Именно в этом режиме, по сути, стартует утюг. Как дополнительный пример: был в нашей компании
парень, технически и теоретически грамотный (до своего прихода в клуб вел авиамодельный кружок, с детства в этой
теме), отличный пилот (потом прекрасно освоил дельталет), при этом невысокого роста и, соответственно, бараньего
веса, до сих пор не растолстел :). Была у него дурная привычка - после второго шага отдавать ручку в набор и уходить
свечкой вверх. Объясняли, даже ругали, всё понимал, но от привычки избавиться долго не мог. До предпосылки даже
не с ним, а с другим пилотом. Тот летал правильно: сначала набор скорости и высоты без отдачи. И как-то на высоте
10 м тяга исчезла. (Вообще у нас техника работала надежно, мы её блюли, таких случаев на моей памяти было всего два.)
И чё? Пилот нормально прижал ручку, следующим движением отцепился (замок был ручной - классические 3 кольца)
и нормально сел. Наш хронический нарушитель при этом присутствовал - был выпускающим. Дурная привычка умерла
сразу и навсегда. Стартовал после этого он правильно. Лишние 20-25 м набора - не та цена, чтобы так рисковать. Однако,
прошу заметить, мощности лебедки и устойчивости утюга на больших углах атаки на эту дурную привычку хватало.
Валерий С wrote:Да не надо упираться на активке "изо всех сил". Надо понять, для чего упираться-то?
Мы упирались именно в силу особенностей работы лебедки: при предварительной натяжке троса выбиралась слабина,
иначе получался слишком резкий рывок, контроль за аппаратом при этом никто не терял, но было весьма неприятно.
Валерий С wrote:А если нужно спрямить трос, это лучше сделать перед стартом и без участия пилота.
Мы растягивали трос силами бурлаков, т.е. своими, квадриков тогда еще не было, попробовали мотороллером (Вятка-
электрон), через полчаса понадобился ремонт. :facepalm: В общем - трос гулял.
Валерий С wrote:Современное крыло за два шага не разгонишь, будет отрыв, завешивание и возможный локаут на старте.
Абсолютно верно!
Валерий С wrote: Абсолютно не важно, насколько нормально было выставлено крыло до такого старта. Важно, что завешенное крыло под тягой не очень предсказуемо и плохо управляемо.
Для современных крыльев абсолютно верно.
Валерий С wrote:УД-25 в штиль современному аппарату не хватает. Поэтому мы поменяли его на более мощного китайца. Другое дело, что эту мощность надо еще с мотора корректно снять, т.е. нужна правильная трансмиссия. Ну, да ладно, это уже техника, тема не об этом. Но на разбег (его длину и требуемую скорость) мощность не влияет!
Не совсем так. Я ведь писал о приемистости двигателя. Менее мощный двигатель будет медленнее разгонять дельт
и после его отрыва. Между скоростью отрыва и скоростью устойчивого полета с уже нормальным управлением есть
некоторая временнАя дистанция. Чем быстрее она будет пройдена, тем лучше. Да и на многих видеозаписях стартов
на современных крыльях отрыв тоже происходит после 3-4х шагов (там правда почти всегда в кадре имеется колдун,
отчетливо показывающий наличие неслабого встречного ветра, мы же предпочитали слабый или вовсе штиль - из-за
отсутствия динамометра и уже упоминавшихся особенностей трансмиссии). Это кино говорит именно о мощности СМС.
А если двигатель дохлый, то долго-долго бежишь-расталкиваешь дельт (скорость мала, а ты бежишь, ветерок чуть
сбоку, а ты бежишь, бежишь за тросом и изобразить "краба", как при свободном старте со склона не можешь :wacko: ),
потом, еле-еле оторвавшись, долго-долго набираешь скорость и высоту, управление еще невнятное, а тут опять сбоку
поддуло, и здравствуй, локаут. :shock: :facepalm: Не, мощность никогда лишней не будет, а если даже в штиль все равно надо
более чем 5-6 шагов разбега, то трансмиссии требуется серьезная ревизия. Ну, а у нашего УД-25 мощи хватало.
Валерий С wrote:Нету никаких критических углов буксировки.
Вот здесь не согласен. Есть, никуда от них не деться. В качестве примера - случаи локаутов на большой высоте.
Причина почти всегда - выход на большие углы атаки крыла, что всегда четко связано с буксировочными углами
(между вектором тяги и вектором скорости буксируемого дельта). Срыв (не всегда как следствие исчезновения
тяги), крен, клевок с глубоким скольжением (и возможностью попадания уже на слишком малые углы атаки),
залипание аппарата в глубоком крене (жди, когда наберется скорость и заработают АПУ). Хорошо, высота есть,
может хватить если не выкрутиться, то хоть запаску кинуть. Рассмотрим все три вида СМС. Активка - благоприятный
угол буксировки на старте (вектор тяги близок к вектору скорости крыла), рост его по мере подъема с максимальным в
верхней части набора (если пилот упертый и продолжает буксировку, когда на ВАРе всего 1-1,5 м/сек), длина троса
уменьшается, т.о. имеется ограничение набираемой высоты. Малинка - благоприятный угол на старте, рост его по мере
подъема, выход на углы близкие к критическим тоже возможен, длина троса не изменяется, т.о. возможен больший
набор высоты. Пассивка: старт - угол благоприятен (при достаточно длинном участке троса между буксировщиком и
крылом на старте), длина троса увеличивается, буксировочный угол растет мало или даже не меняется по мере размотки
троса, высота набора ограничена запасом троса на барабане и длиной прямого участка дороги без ментов и проводов.
Да, еще четвертый вид - АТОЛ. Та же пассивка, но технически сложнее и есть напряг на старте - с первого момента
большие буксировочные углы, однако с их последующим уменьшением по мере размотки троса. На пассивке и АТОЛе,
с их увеличением длины троса, залезать на большие буксировочные углы можно только тогда, когда смотается весь
трос, и они по сути превратятся в малинку, но для этого надо сначала найти ну очень длинную и прямую дорогу.
Валера, разрисуй силы и вектора на всех четырех типах затяжки, в начале, середине и финале процесса, и все станет
ясно. Загляни в книгу Осташова, там об этом есть.
Валерий С wrote: А то я тут втираю казахским ребятам свое понимание, а они - за неимением опыта - принимают все за истину. А вот если я заблуждаюсь?
Ни хрена ты не заблуждаешься, только с буксировочными углами не до конца разобрался. Я вот с коллегами из Алма-Аты
тоже нашим опытом делюсь, чтобы они его не повторяли. :D А то им для начала придется купить пару утюгов, лебедку
с дикой динамикой, 1,5 км стального троса (d=1,8 мм), предварительно научиться летать на Славутиче и до автоматизма
отработать отцепку ручного замка в любом положении. :fingers: Это же сплошное разорение! :) А нафига, если у них есть
современные крылья, СМС (даже Талгат на красном драгонфлае как-то нарисовался - см. фото августа), современные
легкие синтетические троса, рации и главное - стартовая тележка. Ну, и конечно летный опыт и мозги. Наши с тобой
пространные соображения с живыми примерами, надеюсь, снимут для них часть возможных вопросов.
Валерий С wrote:PS Уважаемые модераторы. Кто разоблачит ересь? А влепили бы мне пару минусов, я бы поостыл и задумался. И встал на путь поисков истины. Аминь...
Итак, окончательное резюме. Плюсики, "гавки" и прочая лабуда тебе, Валера, и вообще здесь на форуме и нахрен не нужны.
:D

User avatar
Николай Рысухин
Posts:452
Joined:18 Nov 2008 20:28
Location:Жуковский
Contact:

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by Николай Рысухин » 23 Oct 2016 23:19

Валерий С wrote:Спасибо на добром слове :)
Но, тем не менее, вынужден кое-что уточнить.
...
Вот подпишусь под каждым словом. Только это никому особо не поможет, увы. Люди же все уникальны, верно? Поэтому каждый человек выбирает свои, альтернативные способы времяпрепровождения. Кому-то грабли нравятся, кто-то очень любит много писать на форуме... :pardon:
Да и через слова мало информации в мозг просачивается... Особенно если задавать вопросы не с целью почитать ответы.
Last edited by Николай Рысухин on 23 Oct 2016 23:34, edited 1 time in total.

User avatar
Николай Рысухин
Posts:452
Joined:18 Nov 2008 20:28
Location:Жуковский
Contact:

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by Николай Рысухин » 23 Oct 2016 23:24

Enot17 wrote:Под большой нагрузкой он стал распирать барабан. Но то ли вытянулся до "рабочего состояния", то ли помогло что уменьшили количество намотанного (изначально нафигачили 2 км, вот только где такое поле найти в наших бебенях) - распирать перестал.
Да, много намотали. В идеале - чтобы в начале затяжки был свободный барабан.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by sergDubna » 23 Oct 2016 23:25

Коля, длинно получилось, спорить не буду, но старался ответить максимально подробно, дабы не возникло новых
мелких вопросов. :pardon:

User avatar
Николай Рысухин
Posts:452
Joined:18 Nov 2008 20:28
Location:Жуковский
Contact:

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by Николай Рысухин » 23 Oct 2016 23:35

Николай Рысухин wrote:
Валерий С wrote:Спасибо на добром слове :)
Но, тем не менее, вынужден кое-что уточнить.
...
Вот подпишусь под каждым словом. Только это никому особо не поможет, увы. Люди же все уникальны, верно? Поэтому каждый человек выбирает свои, альтернативные способы времяпрепровождения. Кому-то грабли нравятся, кто-то очень любит много писать на форуме... :pardon:
Да и через слова мало информации в мозг просачивается... Особенно если задавать вопросы не с целью почитать ответы.
UPD: уточнил автора цитаты

User avatar
sfx
Posts:592
Joined:25 Dec 2008 14:38

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by sfx » 24 Oct 2016 12:13

На воздух наступать, как на камень и плыть по нему, как по морю. Надо только поверить.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by sergDubna » 24 Oct 2016 12:38

Sfx, здесь другая тема. Если по ней сказать нечего, то "помолчи, за умного сойдешь." - (с) Евг. Сатановский

User avatar
sfx
Posts:592
Joined:25 Dec 2008 14:38

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by sfx » 24 Oct 2016 13:20

sergDubna Сказать есть чего (почти весь сезон провел с топикстартером на полетах) вот только в альтернативу любительскому словоблудию отдельных товарищей предпочитаю более профессиональный подход
sergDubna wrote:Sfx, здесь другая тема. Если по ней сказать нечего, то "помолчи, за умного сойдешь." - (с) Евг. Сатановский
Сатановский видимо тоже не любит, ну очень не любит минусы :geek:
На воздух наступать, как на камень и плыть по нему, как по морю. Надо только поверить.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by faiwer » 01 Nov 2016 20:14

Наткнулся тут на мордокниге:
Image
Результат затяжки за самолётом вместе с телегой.
Image
С пилотом всё ок. Пишет, что телега запуталась с подвеской. Он поступил так: набрал высоту вместе с телегой, а затем, видимо, уже без нервов, достал нож и решил вопрос им. Подробности.

User avatar
A.M.
Posts:463
Joined:19 Nov 2008 11:45
Location:Антарктида

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by A.M. » 01 Nov 2016 21:15

Я летал с телегой на тандеме:-) подвеска зацепилась за ось заднего колеса. Садился с телегой. Все осталось цело:-)
...shit happens...

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Эксплуатация - активка, малинка, пассивка

Post by Khromushin » 01 Nov 2016 21:21

На моем обучении стартам с телеги на а/б было очень строго сказано, что бы убрал себе в ... или отрезал на ... все ... которые могут зацепиться за эту ... что бы не ... и все окружающие то же не ..., а полиспаст вот сюда под резиночку на стойку.
Спасибо обучающим ;)
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

Post Reply