Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Дельтапланы, подвески, приборы и другая амуниция

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:
Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by Олег из Саратова » 06 Sep 2016 17:16

birukobu wrote:
Олег из Саратова wrote: Усилия на ручке вполне понятны для тех кто умеет слушать аппарат.
Олег, скажите пожалуйста, а можно сделать усилия на ручке более читаемыми? Ну то есть так, чтобы любой чайник, который еще не научился слушать аппарат таки услышал...]
А на каком языке? :joke:
В прошлую среду парил на двойке переделанной под четвёрку. Было жестковато. Зажимал ручку до 40-45 км/ч. Усилие на ручке ( на кабрирование) было таким , что после пяти минут полёта руки отваливались. Владимир летал на срывных режимах и ощущал усилие на ручке на себя. Какое ещё усилие должно быть?
Про чайник. У чайника должен быть инструктор, который бы ему объяснил, что первые полёты нужно выполнять с минимальной высоты (не выше 10-15м) с ветром не более 4м/с при полном отсутствии балтанки , чтобы не страшно было ручку отпустить . Когда ручка займёт устойчивое положение , запомнить её положение относительно тела и от этого положения уже плясать. Я своих учеников так учу, и они у меня ни разу скорость не теряли. Тем которые с первого раза не понимают просто показываю, где должна быть ручка. Ощущения приходят позже. А если опытный пилот на незнакомом аппарате сигает с Горы в парящую погоду , это говорит о его излишней самоуверенности. А небо самоуверенных не любит. И пусть потом не жалуется. :nono:
Кстати на новом Чебурашке срыв очень мягкий. Без клевков и нырков. На больших углах аппарат просто переходит на режим парашютирования. При этом остаётся управляемым по крену. Кто скажет, что это недостаток?
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Квест: на каком режиме летит дельтаплан?

Post by chuffed88 » 06 Sep 2016 17:31

Олег, разве это не значит, что все 3 пункта будут выполняться одновременно? ;) или вы представляете, как можно выполнить пункт 2, не выполняя пункт 1?
И кстати в ВТТД80 нет ничего про облет, по крайней мере в том варианте, который я видела. Где-то я видела именно инструкцию по облету, но в каком документе вспомнить не могу(

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by birukobu » 06 Sep 2016 17:37

Олег из Саратова wrote: А если опытный пилот на незнакомом аппарате сигает с Горы в парящую погоду , это говорит о его излишней самоуверенности. А небо самоуверенных не любит. И пусть потом не жалуется. :nono:
Ну я так сигаю :oops:
Ачотакова? Запаска переуложена, высоты до посадки километр.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Квест: на каком режиме летит дельтаплан?

Post by Олег из Саратова » 06 Sep 2016 18:08

chuffed88 wrote: Где-то я видела именно инструкцию по облету, но в каком документе вспомнить не могу(
В том же ВТТД , в конце книжечки. :)
http://www.deltaplanerizm.ru/read/vttd.pdf
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
lea
Moderator
Posts:1313
Joined:16 Nov 2008 15:06
Location:Москва
Contact:

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by lea » 06 Sep 2016 18:13

Мне кажется, нужно четко различать, что за "первый полёт опытного пилота на незнакомом аппарате".

Это первый полёт на этой модели дельтаплана вообще (выполняется специально обученным испытателем, иногда по совместительству конструктором аппарата)? Или это тестовый полёт на уже существующей и ранее облётанной модели, просто сам дельтаплан новый (выполняется тест-пилотом, квалификация нужна уже не такая серьезная)? Или это уже облётанная и модель, и облётанный конкретный дельтаплан, просто некий опытный пилот на этом аппарате ещё не летал? Еще бывает полёт неопытного пилота на новом аппарате, но это мы не рассматриваем сейчас, я так понимаю.
Так вот, действия и квалификация в данных случаях нужны разные, или вы не согласны?
Блог: zhenya.blog ~ Мойес-саппорт: moyes-russia.com

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by Олег из Саратова » 06 Sep 2016 18:20

В любом случае должен быть серьёзный подход, а не как к покатушкам. Меня опыт давно научил : первый полёт снизу.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Женек
Posts:59
Joined:16 Jun 2014 08:12
Location:Нижний Новгород

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by Женек » 06 Sep 2016 18:28

Олег, я вот думаю, может полёт Володи выложить, для наглядности?

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by sergDubna » 06 Sep 2016 18:30

Женек wrote:Олег, я вот думаю, может полёт Володи выложить, для наглядности?
Таки, да!

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Квест: на каком режиме летит дельтаплан?

Post by chuffed88 » 06 Sep 2016 18:42

О, а у нас на сайте только первая часть: http://deltaplan.kz/vttd80
А в вашем документе 2 введения, думаю там просто 2 документа) но да не суть важно.

Собсно вот: Проверка дельтапланов на соответствие ВТТД-80-84 производится согласно Инструкции "О
порядке определения соответствия дельтапланов Временным техническим требованиям к
дельтапланам" так что это не вттд.
Last edited by chuffed88 on 06 Sep 2016 21:00, edited 1 time in total.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Квест: на каком режиме летит дельтаплан?

Post by faiwer » 06 Sep 2016 19:10

Да, похоже или это какое-то расширенное издание, или, что более вероятно, просто два документа в одном. Для примера ВТТД на hangglider.kiev.ua.

User avatar
Andrew
Posts:2678
Joined:21 Nov 2008 02:45
Location:Россия

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by Andrew » 06 Sep 2016 19:51

Вопрос Олег в том, что годы назад я дал тебе совет, ты на него забил...
Теперь другие говорят тебе о том же, но ты демонстрируешь бронебойные качества... )))
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)

Vova Sokolov
Posts:54
Joined:07 Aug 2013 21:26

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by Vova Sokolov » 06 Sep 2016 22:42

Как человек, пролетевший на данном дельтаплане, скажу о нем несколько слов:
В мягкую погоду аппарат летает хорошо и управляется легко, при условии, что у пилота очень много часов налета на разных аппаратах и он знает, когда дельтаплан летит с оптимальным снижением, когда он свистит вниз, когда начинает срываться. Это на всех аппаратах одинаковые ощущения перегрузок и свиста ветра, независимо от настроек и усилий на ручке.

Но для начинающих пилотов аппарат в нынешнем его состоянии категорически непригоден по следующей причине:
Неадекватные усилия на ручке (на спидбаре) по тангажу. А именно, у ручки отсутствует равновесное положение. Т.е., когда ручка на уровне шеи, можно ее поместить в любое место от "перед шлемом" до "посредине между грудью и шеей" и она так там и останется на некоторе время. Когда ручка зажата больше, чем "посредине между грудью и шеей", то на ней появляется усилие, стремящееся еще больше зажать ручку к "пузу" (соответственно, дельт начинает свистеть вниз). Нужно приложить определенное усилие, чтобы вернуть спидбар в "крейсерское"-полетное положение.
Когда ручка отдана дальше, чем "перед глазами", аппарат начинает терять скорость и сваливается. Но это нормальное поведение аппарата при большом угле атаки. Ненормально только, что при этом нет усилия на спидбаре, стремящегося вернуть его в "крейсерское"-полетное положение.
(Я также пообщался с Наташей Петровой: у нее были такие же ощущения от полета на этом дельтаплане.)

Исходя из вышесказанного, на Сюрпризе очень сложно нормально поворачивать, поскольку скорость нужно контролировать самостоятельно, а начинающему пилоту это вряд ли под силу. Так что любой поворот начинающего пилота может закончиться скольжением с последующей раскачкой, что при близости земли очень опасно.

Образно говоря, чтобы было понятнее об ощущениях: Обычно на всех дельтапланах, если находишься в спирали в восходящем потоке, можно бросить ручку и заняться своими делами, почесаться, варежки снять-надеть, на варике кнопки понажимать, аппарат некоторое время продолжает сам лететь и центровать поток (хоть иногда и в предсрывном режиме). На Сюрпризе спидбар нельзя выпускать из рук никогда, поскольку неизвестно где спидбар окажется в следующую секунду.
Навскидку я бы определил уровень пилота для допуска к парящему полету на Сюрпризе: 1000+ часов налета на разных дельтапланах. Первый полет обязательно в ламинарный динамик, чтобы пилот научился и привык координированно на Сюрпризе поворачивать.
С малой высоты - полет только по прямой (по прямой Сюрприз летает замечательно).

Я не конструктор дельтапланов, но, ИМХО, чтобы на спидбаре появились нормальные усилия, нужно либо увеличить ему крутку (добавить еще антипики и довернуть существующие антипики), либо увеличить С-образность.
Олег из Саратова wrote: Однако хочу поблагодарить Владимира Соколова за то что он , сам того не ведая, проверил аппарат на кувырок.
Для кувырка было мало высоты, поэтому я его не пробовал и не собирался делать. Режимы иногда были близкие к предсрывным, но ручку я зажимал плавно, для кувырка этого недостаточно. Для кувырка надо аппарат сорвать, а потом ручку резко к коленям зажать. Либо кувырок может получиться случайно в сильно турбулентную погоду. Так что, если хотите проверить устойчивость к кувырку - проверяйте дополнительно, только парашют переуложите и высоты побольше приготовьте. Но лучше сделайте аппарату крутку или С-образность. Думаю, без них он будет кувыркаться.

Vova Sokolov
Posts:54
Joined:07 Aug 2013 21:26

Re: Абгрейд УТшки или новые Чебурашка.

Post by Vova Sokolov » 06 Sep 2016 23:21

chuffed88 wrote:"Крыло какое-то плоское" - имеется ввиду зажаты лопухи, крутка маленькая? У меня тогда вопрос к автору крыла, который все пытается нас протестировать. По какому принципу вы, Олег, определяете, какой сделать крутку? Каким сделать S-образие профиля? Ну и другие конструктивные особенности. И как потом во время облета определяете, нормальная ли крутка и s-образие?
Крутка у учебного аппарата определятся вроде бы следующим образом: дельтаплан стартует с небольшой высоты (чтобы потом таскать недалеко) и сразу после старта смотрят на него сзади. Если антипики не касаются лопухов, значит крутка недостаточная. Антипики должны касаться лопухов или быть к ним очень близко. В случае с Сюрпризом, по-моему, антипики расположены слишком близко к краям консолей и своих функций не выполняют (даже если и касаются лопухов). Надо бы еще одни антипики добавить подальше от краев консолей (ИМХО).
S-образие - та же самая метода, старт и смотрим сзади. Если антипикирующие троса висят - значит нет S-образности. Троса должны быть натянуты или прослаблены совсем немного.
Если сразу непонятно, то процедура повторяется. А можно и на камеру записать, чтобы не таскать лишний раз.

User avatar
Andrew
Posts:2678
Joined:21 Nov 2008 02:45
Location:Россия

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by Andrew » 06 Sep 2016 23:25

:good:
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Абгрейд УТшки или новый Чебурашка.

Post by An.Petrovich » 06 Sep 2016 23:35

Vova Sokolov wrote: Неадекватные усилия на ручке (на спидбаре) по тангажу. А именно, у ручки отсутствует равновесное положение. Т.е., когда ручка на уровне шеи, можно ее поместить в любое место от "перед шлемом" до "посредине между грудью и шеей" и она так там и останется на некоторе время. Когда ручка зажата больше, чем "посредине между грудью и шеей", то на ней появляется усилие, стремящееся еще больше зажать ручку к "пузу" (соответственно, дельт начинает свистеть вниз). Нужно приложить определенное усилие, чтобы вернуть спидбар в "крейсерское"-полетное положение.
Когда ручка отдана дальше, чем "перед глазами", аппарат начинает терять скорость и сваливается. Но это нормальное поведение аппарата при большом угле атаки. Ненормально только, что при этом нет усилия на спидбаре, стремящегося вернуть его в "крейсерское"-полетное положение.
(Я также пообщался с Наташей Петровой: у нее были такие же ощущения от полета на этом дельтаплане.)
То, что тут описано, имеет вполне определённое название:
малая (близкая к нейтральности) степень статической НЕустойчивости по углу атаки.

Эксплуатировать аппарат с такими характеристиками продольной устойчивости в качестве учебного - категорически нельзя.
Летать на нём с более высокой квалификацией можно тоже только на свой страх и риск.
Всё равно, что дёргать тигра за усы,
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

Post Reply