Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Moderators:SysTry, lea, Andrew
- Khromushin
- Posts:1659
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
chuffed88 » Что бы шов был оптимальным, подбирается не только пара нитки/ткань, есть еще значимые факторы прочности, форма стежка, подворот и иные свойства ткани... Профессия думаю называется технолог швейного производства. Методики испытаний, свойства материалов, включая их изменения и всякие формулы это уже и сопромат включительно. Искать быстрые ответы не стоит их просто нет.
Способ экспресс определения остаточной прочности эмпирический и вполне достаточный, для получения быстрых данных, а вот говорить о конкретике лучше сдержаться тк. внутри шва ни нить ни ткань не подвергались воздействию аналогичному внешней части, если прибавить факторы изменения температуры и влажности, за весь период, то получим частный случай для каждого паруса.
Способ экспресс определения остаточной прочности эмпирический и вполне достаточный, для получения быстрых данных, а вот говорить о конкретике лучше сдержаться тк. внутри шва ни нить ни ткань не подвергались воздействию аналогичному внешней части, если прибавить факторы изменения температуры и влажности, за весь период, то получим частный случай для каждого паруса.
Last edited by Khromushin on 19 Dec 2016 21:25, edited 1 time in total.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Женя, мои соображения, отправленные Андрею в личку и процитированные им здесь, это попытка прикинуть минимальную полетную
нагрузку на нить с минимально разрешенной в ВТТД прочностью. Т.е. прочность нити без запаса прочности. Эта прочность (у меня
простейшими расчетами получилось 210 г.) нити (нити, а не стежка!!!) по логике должна держать полетные нагрузки. Заданный в
ВТТД коэффициент для текстиля (f=5, самый большой из всех элементов конструкции) обусловлен очень многими факторами -
неоднородностью прочности ткани, износом (трение, УФО, возможное хим. воздействие - ваниша и тайда еще не было, но кислотные дождики уже капали), концентраторами в швах (трение нити о края проколов в жесткой ткани) и т.п. Возможно учитывались и
полетные нагрузки. Сейчас мы можем только гадать, что именно учитывали отцы-основатели, когда задавали технические требования к
текстильным элементам. Но теперь это не важно. На видео ясно показана методика проверки нити в стежке, а прочность нити самой
по себе задана по факту - 5 кг. Такую и использовать (и только такую!). Про 1,5 кг пора забыть, из новой редакции ВТТД упоминание об этом исключить. Мои рассуждения о минимально необходимой прочности нити не предназначались для общего обсуждения, это была поясняющая часть к вопросам, предназначенным для профи из "Красных крыльев". Т.е. это тоже часть вопроса. Отсюда и непонятки. Ответами, данными Александром в представленном видео, лично я полностью удовлетворен.
нагрузку на нить с минимально разрешенной в ВТТД прочностью. Т.е. прочность нити без запаса прочности. Эта прочность (у меня
простейшими расчетами получилось 210 г.) нити (нити, а не стежка!!!) по логике должна держать полетные нагрузки. Заданный в
ВТТД коэффициент для текстиля (f=5, самый большой из всех элементов конструкции) обусловлен очень многими факторами -
неоднородностью прочности ткани, износом (трение, УФО, возможное хим. воздействие - ваниша и тайда еще не было, но кислотные дождики уже капали), концентраторами в швах (трение нити о края проколов в жесткой ткани) и т.п. Возможно учитывались и
полетные нагрузки. Сейчас мы можем только гадать, что именно учитывали отцы-основатели, когда задавали технические требования к
текстильным элементам. Но теперь это не важно. На видео ясно показана методика проверки нити в стежке, а прочность нити самой
по себе задана по факту - 5 кг. Такую и использовать (и только такую!). Про 1,5 кг пора забыть, из новой редакции ВТТД упоминание об этом исключить. Мои рассуждения о минимально необходимой прочности нити не предназначались для общего обсуждения, это была поясняющая часть к вопросам, предназначенным для профи из "Красных крыльев". Т.е. это тоже часть вопроса. Отсюда и непонятки. Ответами, данными Александром в представленном видео, лично я полностью удовлетворен.
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Женя, давай я тебе завтра в Скайпе расскажу? )))chuffed88 wrote:Андрей, вы не реагируете на то, что я говорю, похоже просто не понимаете, что я имею ввиду. Чтобы первый случай получился не должно быть концентраторов напряжения в виде упомянутых вами петель. Перефразирую. Когда вы думаете, что измеряете прочность нити вы на самом деле измеряете прочность стежка. Поскольку говорите, что надеваете нить на крюк безмена посредством петли. Так яснее?
Возможно я ошибаюсь. В таком случае скажите, в каком месте рвтся нить - посередине или в месте концентратора напряжений?
Почему у вас получается прочность стежка вдвое больше прочности нити, а вот у Сергея в 5 раз меньше я до сих пор уловить не могу.
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)
- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Ты не учитываешь два существенных вопроса.sergDubna wrote: На видео ясно показана методика проверки нити в стежке, а прочность нити самой
по себе задана по факту - 5 кг. Такую и использовать (и только такую!). Про 1,5 кг пора забыть, из новой редакции ВТТД упоминание об этом исключить.
Первый. В ВТТД дано минимальное значение прочности нити. Большее значение не ограничено. Это значит, что усилие нити на разрыв не самой по себе, а и в стежке на Б/У парусе.
Второй. Ты не учитываешь, что во времена написания ВТТД, паруса кроились по другому. Полотнища располагались вдоль потока, что приводило к тому нагрузка на шов была , в лучшем случае, распределённая. Но чаще всего, в начале и конце шва были концентраторы напряжения. К чему это приводило. Основная нагрузка приходилась не на более прочную основу ткани , а на уток. При разрыве задней кромки парус легко рвался аж до шва нижней обшивки.
Сейчас паруса, даже на учебных аппаратах, кроятся так, что нагрузка приходится на основу ткани. Большая часть нагрузки направлена вдоль шва, а швы на разрыв почти не работают. Особо нагруженные места многократно усиливаются. При разрыве ткань расползается до ближайшего шва.
В любом случае упоминание в ВТТД о прочности нити исключать нельзя! Но добавить требование к качеству нити целесообразно. Ещё неплохо бы добавить, что прочность нити должна соответствовать прочности ткани. Так хорошо было бы отметить, что прочность нити с усилием на разрыв с минимальным усилием может использоваться только для тканей с минимально допустимой плотностью. Ибо Чтобы шить нитью с большей толщиной требуется игла с большим диаметром, а она делает в тонкой ткани здоровую дыру.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Не, Олег, тут никто не предлагает исключить из ВТТД любое упоминание о прочности нити. А люди с достаточно большим
стажем имеют представление о накопившихся технических изменениях в дельтапланеризме. Просто пора всё это уточнить,
сформулировать и опубликовать в новой редакции. Кстати, там назрели изменения и в других местах, один углепластик
чего стоит!
Уважаемые форумчане, предлагаю высказываться.
стажем имеют представление о накопившихся технических изменениях в дельтапланеризме. Просто пора всё это уточнить,
сформулировать и опубликовать в новой редакции. Кстати, там назрели изменения и в других местах, один углепластик
чего стоит!
Почин есть.Олег из Саратова wrote:Ещё неплохо бы добавить, что прочность нити должна соответствовать прочности ткани. Так хорошо было бы отметить, что прочность нити с усилием на разрыв с минимальным усилием может использоваться только для тканей с минимально допустимой плотностью. Ибо Чтобы шить нитью с большей толщиной требуется игла с большим диаметром, а она делает в тонкой ткани здоровую дыру.

- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
В новую тему плиз.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Кстати, нити, стежки... Парус.
С этим у меня по крайней мере какое-то понимание после ролика Андрея появилось.
Вот какой вопрос меня гложет:
Предположим. Приехал по мне "новый б/у-шный" дельт. Взял я безмен, рыболовный крючок, порвал одну нитку на латкармане сверху, подплавил кончики потом конечно. Получил значение выше озвученного, успокоился.
А как быть с тросами?!!
Только не надо предлагать порвать один боковой
. Даже тянуть до того момента, как заделка поедет
Могу предположить, что нужно создать растягиваются усилие до какого-то значения и убедиться, что заделки остались на своих местах.
А вот какое это значение?
Кто-нибудь владеет информацией?
С этим у меня по крайней мере какое-то понимание после ролика Андрея появилось.
Вот какой вопрос меня гложет:
Предположим. Приехал по мне "новый б/у-шный" дельт. Взял я безмен, рыболовный крючок, порвал одну нитку на латкармане сверху, подплавил кончики потом конечно. Получил значение выше озвученного, успокоился.
А как быть с тросами?!!
Только не надо предлагать порвать один боковой


Могу предположить, что нужно создать растягиваются усилие до какого-то значения и убедиться, что заделки остались на своих местах.
А вот какое это значение?

В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: и птицы да полетят над землёю. И стало так….
И сотворил Бог человека. ... И посмотрел человек на небо, и увидел птиц небесных, парящих в вышине.
И сказал человек: Я тоже так хочу!
И сотворил Бог человека. ... И посмотрел человек на небо, и увидел птиц небесных, парящих в вышине.
И сказал человек: Я тоже так хочу!
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
С тросами проще, у них ресурс намного больше, достаточно просто проверить их длину и отсутствие повреждений и коррозии.Enot17 wrote:А как быть с тросами?!!
Впрочем, буржуины используют только нержавейку. Длину, бывает иногда, указывают в техпаспорте, если нет - на поклон к
производителю, либо при покупке условие - предоставление полной технической информации по крылу, по каждому элементу:
размеры, материал и т.д. Например по тряпке - марка/артикул, вес кв. дециметра, плотность ткани (это число нитей основы
и утка/ кв. см), номер нити, её прочность, наличие пропиток - в принципе всю эту информацию фирма-производитель должна
предоставить по первому требованию, если все это не указано в техпаспорте. Такая информация поможет сделать эталонный
образец из свежих материалов, проверить его по указанной на видео методике и иметь т.о. возможность сравнения. Это всё
конечно подпортит жизнь старьевщикам, вызовет некоторый рост цен на б/у, но в целом будет способствовать безопасности.
Дело за малым - решить, какой процент остаточной прочности ткани считать еще пригодным для полетов. "Каждый решает
для себя сам..." - это не дело, тут необходима официально задокументированная норма. И пора бы наконец выяснить,
какие ресурсные нормы имеются у буржуёв. Не верю, что они не существуют, гейропы забюрократизированы до неприличия,
на любой чих у них свой параграф.
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Так все просто... Меня в свое время заинтересовал вопрос: - Каков ресурс боковых тросов Лайтспида?sergDubna wrote:...Не верю, что они не существуют, гейропы забюрократизированы до неприличия,
на любой чих у них свой параграф.
Получил официальный ответ: - 50 (Пятьдесят) часов... ))))
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Andrew wrote: 50 (Пятьдесят) часов... ))))

новые. Либо сделать их самому, если умеешь. Многие умеют.

Кстати, если такая норма существует, то можно проверить её обоснованность: порвать троса, налетавшие эти жалкие 50 часов.
Тут можно не только сам трос, но и заделки испытать.
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Так мы и делаем... )))sergDubna wrote:Либо сделать их самому, если умеешь. Многие умеют.
Три раза поменял на оригинал, а мне нужно 6 замен за сезон... )))
Ушел на 4мм и через 300 часов меняю (раз в сезон).
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Andrew wrote:Три раза поменял на оригинал, а мне нужно 6 замен за сезон... )))Ушел на 4мм и через 300 часов меняю (раз в сезон).


D 3,5 мм (даже 3,15 - мы использовали такой КСАН) вполне хватит. А чем мойесы аргументировали свою норму: ресурсом заделки или ресурсом самого троса?
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Это к Жене... ))sergDubna wrote:А чем мойесы аргументировали свою норму: ресурсом заделки или ресурсом самого троса?
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
А можно поподробнее про соответствие прочности нити и прочности ткани? Выходит, что если шить скажем нитками 9 кг ткань, прочностью на 5 мм 6 кг - нити будут прорывать ткань? Или же не будут, поскольку шов у нас зигзаг?
Re: Вопросы прочности паруса в процессе эксплуатации
Насколько я понимаю и нитки не обязательно рвать. Дотянул до 5:3=1,7кг, не порвалось - значит пускай живет.
С тросами поидее тоже можно до определенного усилия. А сама проверка не будет растягивать или еще как-то плохо влиять на трос?
А чем аргументировано значение в 300 часов? Вон многие их вообще не меняют никогда..
С тросами поидее тоже можно до определенного усилия. А сама проверка не будет растягивать или еще как-то плохо влиять на трос?
А чем аргументировано значение в 300 часов? Вон многие их вообще не меняют никогда..