Page 27 of 43

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 03 Dec 2015 17:47
by lea
Подкину дровишек (хотя, наверное, надо бы выделить отдельную тему или по итогам выделить тезисы в какую-то статью).

С администрацией сайта связался Raymond Caux.
Кто не знает его - это капитан французской дельтапланерной сборной и CIVL safety officer (safety officer = офицер безопасности; CIVL = Commission International de Vol Libre =CIVL – Hang Gliding and Paragliding Commission). Но нам он особо интересен как один из экспертов по аэробатике на дельтаплане. Это его статья про safety position (безопасное положение тела относительно спидбара) и винговеры со штопорами выложена у нас на сайте. Его личный рекорд (далёк от мирового, конечно, но всё же) - 27 петель подряд. Он крутил пилотаж на мачтовых и безмачтовых, на старых и новых, на недогруженных и перегруженных аппаратах. В общем, опыта что-то посоветовать у него хватает. Начнём с него. А потом доберемся и до остальных мировых экспертов :)

Публикую сообщение Рэймонда в согласии с ним и по его инициативе, в связи с его обеспокоенностью и желанием передать эту информацию не только Игорю, но и всему нашему сообществу.
Raymond Caux wrote: Hang gliding is dangerous and extreme hang gliding is extremely dangerous, aerobatics is there and it should never be forgotten. We lost 2 promising French team pilots in their 30s since 2013 due to blown aerobatics, and there was at least one fatality at Crestline California around 2012.

What Igor Snisarenko does for himself is close to suicide trials, it's his life so no problem until there apart form making the bad image of the sport even worse. But wanting to teach something he doesn't understand himself, and that kills, that idea is just criminal. As a community, to step in is nice but you must ensure this will not happen, maybe not accepting to renew his licence next year or whatever, this is really serious.

In the 2nd series of safety articles, the last published one is from Irène Revenko: "(...) most of the reported accidents in paragliding have been described as pilot error. (...) then I would think, “Oh well, I would not have done that, not me.” But (...) the reality is that we all make mistakes, all the time".
Перевод wrote: Дельтапланеризм опасен, а экстремальный дельтапланеризм экстремально опасен, высший пилотаж таков и никогда не надо этого забывать. С 2013 года мы потеряли двух многообещающих пилотов французской сборной, когда им шёл третий десяток, из-за ошибок во время пилотажа, и ещё как минимум один смертельный случай произошёл в Crestline (Калифорнии) в 2012 году.

То, что делает Игорь Снисаренко, близко к попыткам самоубийства, но это его жизнь, так что нет проблем, кроме того, что плохая репутация нашего спорта станет еще хуже. Но желание учить других тому, чего он не понимает сам, и тому, что может убить, - преступно. Это хорошо, что ваше сообщество пытается как-то вмешаться, но вы обязаны убедиться, что этого не произойдет. Возможно, не позволив ему продлить свою лицензию в следующем году или как-то еще. Это действительно серьезно.

Во второй серии статей по безопасности последняя опубликованная - от Irène Revenko: " (...) большинство зарегистрированных несчастных случаев в парапланеризме были объяснены ошибками пилота (...), в таких случаях я думаю: "Ну нет, я бы такого не стал делать, не я". Но (...) реальность такова, что мы все делаем ошибки, постоянно."
Раймонд также упомянул последние идеи дельтапланерного сообщества (включая его самого) о том, что "safety position", описанная в статье, не всегда является безопасной. Я сейчас соберу все его ссылки в одну картинку и напишу в эту тему тоже. Он также покидал ссылки на видяшки, которые он рекомендует смотреть.

Но в первую очередь он рекомендует тем, кто хочет учиться аэробатике, ехать и учиться у умеющих это делать. Жизнь дороже.

UPD:

P.S.
Raymond Caux wrote:(...) the goal is absolutely not to humiliate Igor in front of the others, but to keep him and his pupils alive. So I apologise if he is angry (...)
Перевод wrote:(...) целью сообщения ни в коем случае не является унизить Игоря перед другими пилотами! Целью является сохранить его и его учеников живыми. Я извиняюсь, если обидел (разозлил) его (...)
P.P.S.
Я лично тоже не хочу задеть ни Игоря, ни (в следующем сообщении) Андрея. Я хочу, чтобы вы поехали учиться аэробатике в Америку :)

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 03 Dec 2015 19:29
by lea
Еще цитаты (более ранних) сообщений Раймонда:
Raymond Caux wrote:I just saw Artur's film (...) In the beginning, 2 guys are doing aerobatics, maybe Igor Snisarenko and Andrej Solomykin, and... it hurts! Could you transfer them my little paper on aerobatics (...) and ask them to watch Ryan Voight's videos on Vimeo: they should be a lot smoother when coming out of their dives, it's the key to spare glider's and pilot's strength, and to display nice and big loops with a good margin.
Перевод wrote:Я только что посмотрел фильм Артура (...) В начале два пилота крутят пилотаж, кажется Игорь Снисаренко и Андрей Соломыкин, и... больно смотреть! Ты бы могла передать им мою маленькую статью по аэробатике и попросить их посмотреть видеоролики Ryan Voight'а на Vimeo: им нужно быть намного плавнее, когда они выходят из пикирования, - это ключевой момент в сохранении прочности дельтаплана и пилота и для осуществления хороших и больших петель с хорошим запасом.
Raymond Caux wrote: (...) recently I saw the broken spar in Caucasus.
Could you please transfer to as many aerobatics trainees you can that the critical point is a SMOOOOOTH dive exit?
Ryan Voight shows it well here

and especially here
.
That 2nd video should be watched again and again by the trainees if they want to enjoy the fun side, not the very sad one...
Перевод wrote:(...) Недавно я посмотрел видео с поломкой поперечины на Кавказе. Ты бы могла, пожалуйста, передать как можно большему количеству практикующих аэробатику, что критический момент это очень ПЛАВНЫЙ выход из пикирования? Райэн прекрасно демонстрирует это в этом видео:
https://vimeo.com/51078616
и особенно здесь:
https://vimeo.com/26210217
Второе видео учащимся необходимо просматривать снова и снова, если они хотят прочувствовать весёлую сторону аэробатики, а не грустную...
Raymond Caux wrote: Plus a lot to read in http://www.fai.org/civl-our-sport/safety > safety articles & more articles.
Перевод wrote:Плюс много читать в разделах safety articles & more articles здесь: http://www.fai.org/civl-our-sport/safety.

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 14:32
by Чалдон
""Я только что посмотрел фильм Артура (...) В начале два пилота крутят пилотаж, кажется Игорь Снисаренко и Андрей Соломыкин, и... больно смотреть! Ты бы могла передать им мою маленькую статью по аэробатике и попросить их посмотреть видеоролики Ryan Voight'а на Vimeo: им нужно быть намного плавнее, когда они выходят из пикирования, - это ключевой момент в сохранении прочности дельтаплана и пилота и для осуществления хороших и больших петель с хорошим запасом."
читаю слова " в сохранении прочности дельтаплана" и автоматически возникает вопрос: почему не рассматривается вопрос усиления конструкции для аэробатики?
Ну почему?!
Ведь Раймонд честно пишет, что есть возможность разрушить аппарат в воздухе даже опытными пилотами, старающимися этого не допустить. Пилотированием не допустить. Это первый, самый очевединый путь.

Но второй путь почему отбрасывается?
Не обязательно кардинально переделывать дельт. Можно просчитать самые слабые места на разные варианты загружений и разработать даже съемные усиления для каркаса. Они много веса не добавят. 7-10 кг, вряд ли больше. Критично разве?

а цена - жизнь..иногда может не хватить всего 10-15% прочности, чтобы не подойти к режиму необратимого скачкообразного разрушения конструкции.

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 14:36
by makros
Либо как ты пишешь про позитив, либо неразрушение дельтаплана в кувырке, потеря сознания пилотом, невозможность от этого кинуть парашют, например.

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 14:57
by An.Petrovich
Вчера "курил" оба ролика. И так курил, и сяк. Курил их "again and again"...

И вот хоть убейте - не нравится мне то, что вытворяет Райн перед вводом в петлю. Вот, блин, тоже "больно смотреть"... такая бешенная скорость, что и правда - одно неосторожное (резкое) движение - и дельту капец. Положа руку на сердце не могу признать, что это "плавно". Аж сжимается всё внутри от такого дайва... Я видел много других роликов с петлями, где плавность и правда присутствует, но вот в этих двух - не могу согласиться с Рэймондом, что она там есть...

А вот полубочки Райн крутит просто шикарно!! Чёрт, завидую )))

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 16:56
by Caustic
Чалдон wrote:"Ну почему?!
Побегай по полю с моторным крылом, поймешь почему.

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 19:35
by Andrew
Чалдон wrote:а цена - жизнь..иногда может не хватить всего 10-15% прочности, чтобы не подойти к режиму необратимого скачкообразного разрушения конструкции.
Карбоновое крыло как раз на 15% прочнее такого же люминиевого... Наверное поэтому я на карбоне летаю... )))

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 19:48
by lea
Про "safety position" (безопасное положение), описанное в этой статье Раймонда
Raymond Caux wrote:The famous safety position was put in doubt recently by Aaron Swepston: http://www.hanggliding.org/viewtopic.php?t=33438 > #19 & #21. (...) I agree with all he says. So one should be even more cautious when the trick supposed to save you doesn't work every time.
Перевод wrote:Известное всем "безопасное положение" (safety position) было поставлено под сомнение пилотом по имени Aaron Swepston:
http://www.hanggliding.org/viewtopic.php?t=33438: сообщения №19 и №21.
(...) Я согласен со всем, что он говорит. Нужно быть особенно осторожным, когда трюк, который должен тебя спасти, оказывается, иногда не работает.
Ссылки ведут на форум, где обсуждается фатальное происшествие с французским пилотом в этом году. В том числе там рассуждают о необходимости или ненужности второго парашюта, о необходимости тренировок по выбросу парашюта, и, самое главное для нас сейчас, - о том, когда "безопасное положение" уже не такое безопасное.

Я эти пункты 19 и 21 переведу и выложу сюда, но кто на английском читает хорошо - читайте всё.

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 22:21
by Чалдон
Caustic wrote:
Чалдон wrote:"Ну почему?!
Побегай по полю с моторным крылом, поймешь почему.
А зачем по полю?
Не та аналогия.

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 22:25
by Чалдон
Andrew wrote:
Чалдон wrote:а цена - жизнь..иногда может не хватить всего 10-15% прочности, чтобы не подойти к режиму необратимого скачкообразного разрушения конструкции.
Карбоновое крыло как раз на 15% прочнее такого же люминиевого... Наверное поэтому я на карбоне летаю... )))
А синдикат13 на каком летал? На люминевом?

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 23:11
by chuffed88
Andrew wrote:
Чалдон wrote:а цена - жизнь..иногда может не хватить всего 10-15% прочности, чтобы не подойти к режиму необратимого скачкообразного разрушения конструкции.
Карбоновое крыло как раз на 15% прочнее такого же люминиевого... Наверное поэтому я на карбоне летаю... )))
Так карбоновое вроде выдерживает так же +6 - -3 или нет? И поперечка вроде у всех карбоновая, вроде консоли от перегрузок не ломаются, до того, как сломалась поперечка?
Если крыло будет слишком прочным и не разрушится при кувырке, то ведь есть риск, что пилот будет не в состоянии кинуть запаску из-за перегрузок и будет кувыркаться до самой земли?

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 23:23
by Andrew
chuffed88 wrote:Так карбоновое вроде выдерживает так же +6 - -3 или нет? И поперечка вроде у всех карбоновая, вроде консоли от перегрузок не ломаются, до того, как сломалась поперечка?
Если крыло будет слишком прочным и не разрушится при кувырке, то ведь есть риск, что пилот будет не в состоянии кинуть запаску из-за перегрузок и будет кувыркаться до самой земли?
Про поперечену читайте выше... )))
Женя и Артур могут поделиться статистикой у какого бренда от перегрузки что первым ломается...
А я предпочитаю летать на самом безопасном дельтаплане в самой безопасной подвеске и с таким же парашютом... )
И еще не хочу быть испорченным телефоном... )))
Вот тут все подробности про карбон из первых рук уст!


Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 23:33
by asterix20
Andrew wrote:Женя и Артур могут поделиться статистикой у какого бренда от перегрузки что первым ломается...
Прям интересно стало - поделитесь :)

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 04 Dec 2015 23:36
by Andrew
asterix20 wrote:
Andrew wrote:Женя и Артур могут поделиться статистикой у какого бренда от перегрузки что первым ломается...
Прям интересно стало - поделитесь :)
Генка, ты не поверишь, что у Икаро, что у Аэроса и что у Мойесов - помню, а что у Вилсов - не помню... )))

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Posted: 05 Dec 2015 01:34
by An.Petrovich
Ну в общем я только что, наконец, получил первые результаты обработки своих GPS-треков с винговерами и петлями. :)

Я записывал эти треки летая с прибором IQ Basic GPS, и у него (как и у остальных дельтапланерных приборов) максимальная частота записи трека, как многие знают, составляет 1Гц. То есть прибор ставит одну точку раз в секунду.

Как и ожидалось, такой частоты записи, конечно, маловато для хорошего анализа аэробатики - при энергичном маневрировании всё слишком быстро меняется, и прибор не успевает "следить за руками". Пришлось изрядно повозиться с различными математическими методами интерполяции и сглаживания. В результате удалось получить более-менее гладкую аппроксимированную траекторию с интервалами между точками 0.1 сек, среднеквадратичное отклонение которой от исходной траектории составляет менее 1м. Однако именно на участках энергичного маневрирования расхождение увеличивается до 3-4м, что уже не позволяет с уверенностью судить о параметрах полёта.

Так же, разумеется, что такой анализ не учитывает кратковременные пиковые изменения перегрузки, которые длятся менее 1 сек (которые, как раз, легко могут привести к разрушению дельтаплана). Мы "не видим" по GPS треку того, что происходит между точками, записанными прибором.

Тем не менее, при допущении, что темп работы пилота ручкой согласован с общим темпом изменения параметров полёта (то есть работа ручкой достаточно плавная) можно говорить о том, что на интервале между, например, такой-то и такой-то секундой перегрузка в среднем была такая-то. Так как сама траектория даже при энергичном маневрировании всё равно искривляется достаточно плавно в силу инерционности движения дельтаплана. Поэтому аппроксимированная траектория позволяет оценить пиковые значения перегрузки и скорости, так как по ней гораздо лучше, чем по исходному "ломанному" треку, прослеживается темп (градиент) нарастания и уменьшения этих (и других) параметров полёта.

Позже я опубликую графики с примерами (эта работа потребует некоторого времени; хочу попробовать ещё пару идей, как можно уменьшить отклонение аппроксимированной траектории от исходной). Однако предварительный анализ треков показал ровно то, о чём уже говорилось ранее:

максимальная перегрузка при выполнении винговера составляет: 2 - 2.5ед, при выполнении прямой петли: 2.5 - 3 ед.

Это на Discus 14, с недогрузом (на пару кг ниже нижней вилки).

Такие вот дела. :)