Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Название раздела говорит само за себя... Наименее модерируемый под-форум.

Moderators:SysTry, lea, Andrew

Locked
User avatar
Andrew
Posts:2678
Joined:21 Nov 2008 02:45
Location:Россия
Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by Andrew » 07 Dec 2015 03:09

Чалдон wrote:квадратная балка на динамические ,меняющие направления, ударные("рывковые" ))) ) нагрузки , да еще с ее отклонением от собственной оси - это вообще какое-то неудачное конструктивное решение.
Вот тут пытаются поломать старенькую поперечку от Мойеса... )))
Круглая поперечка рулит!!!

В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by chuffed88 » 07 Dec 2015 08:36

Спасибо за перевод! Я понимаю, что safety position не во всех ситуациях является спасением. Но разве есть в описанной ситуации лучший вариант? Если скорость еще есть и фал еще не провис в этом положении, как на фото, но пилот понимает, что на петлю не хватит - спасет ли safety position?

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by Khromushin » 07 Dec 2015 10:28

chuffed88 » если как на фото те еще есть какая то скорость даже чуть ниже балансира, лучше в сторону свалить (поджался и полностью переместился).
и не знаю пользуется ли кто - перехватываюсь одной рукой так, что бы не кистью спидбар держать, а локтем. В случае отрицательной составляющей позволит остаться на том же месте и удерживание локтем "прочнее".
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

syndicate13
Posts:865
Joined:04 Sep 2013 11:29
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by syndicate13 » 07 Dec 2015 12:34

Khromushin wrote:chuffed88 » если как на фото те еще есть какая то скорость даже чуть ниже балансира, лучше в сторону свалить (поджался и полностью переместился).
и не знаю пользуется ли кто - перехватываюсь одной рукой так, что бы не кистью спидбар держать, а локтем. В случае отрицательной составляющей позволит остаться на том же месте и удерживание локтем "прочнее".
Я держался так в некоторых ситуациях. Когда пробовал идет нисходящая спираль с нарастанием скорости, спибар удержать иным способом бывало, просто, невозможно. В случае с петлей и таким винг-овером как на картинке это носит вероятностный характер. Я бы сказал 50/50. Если так сделать(поджаться и мертвой хваткой взять спидбар - аппарат может сделать следующее:

1.Начать кувыркаться и когда вращение будет очень сильным - нас все равно оторвет от спидбара
2.Мы можем проскользить на крыло.
3.Можем пропадать как то косо-криво хвостом вниз, через хвост перекрутиться и полететь нормально с набором скорости и дальнейшим выходом в летное положение.

Но последние 2 скорее будут применимы для зависания в строго вертикальном положении.

Если аппарат под 45* спиной вниз и мы еще не потеряли скорость, но понимаем, что ее для завершения маневра не хватает - на всех фигурах, кроме прямой петли, есть возможность усугубить имеющийся крен и выйти через скольжение на крыло. Снова же спасением может быть как зажатая ручка так и полностью отдана или просто находящяяся в балансире. Все применимо к ситуации, возможны даже комбинации.

На выходе на прямую петлю - крен создать на вряд ли получиться. Если не хватает скорости - https://www.youtube.com/watch?v=yD8nTyiV0Sg , как мы можем посмотреть у меня на видео - поможет пихание ручки. Лучше так чем упасть в парус, в парусе тебя схлопывают крылья и ты уже ничего не можешь сделать, даже запаски не будет

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by An.Petrovich » 07 Dec 2015 12:59

Игорь,
я сейчас ещё раз посмотрел твой ролик, на паузах, и хочу обратить внимание на то, как меняется угол между килевой трубой и линией горизонта, а так же как меняется парусность на 26-ой секунде. Есть совершенно чётко заметное резкое изменение угла тангажа и парусности, предшествующее разрушению. В этот же самый момент ручка, так же, рывком перемещается вперёд относительно тебя.

Мне интересно - это такая присущая тебе особенность работы ручкой на вводе в петлю, когда локти быстро (и неконтролируемо) проходят неудобное положение (это прослеживается по другим видеороликам, снятым сзади), или это самопроизвольный подхват крыла по углу атаки (и перегрузке) на повышенных скоростях, который ты не в силах сдержать?

Если первое - то прежде чем отрабатывать петли необходимо отработать плавность (и симметричность) работы ручкой на ролловерах, чтобы работа локтями не была похожа на работу локтями при "выходе силой" на турнике (хоть поочерёдном, хоть симметричном).

Если второе - то на таком аппарате категорически нельзя было выполнять вертикальные манёвры. Т.к. согласно нормам лётной годности подхват по перегрузке - классифицируется как дефект динамики ЛА, и череповат именно забросом перегрузки более эксплуатационной.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by Khromushin » 07 Dec 2015 14:17

syndicate13 » "и полностью переместиться" пропустили эту фразу, она многое меняет.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

syndicate13
Posts:865
Joined:04 Sep 2013 11:29
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by syndicate13 » 07 Dec 2015 17:27

An.Petrovich wrote:Игорь,
я сейчас ещё раз посмотрел твой ролик, на паузах, и хочу обратить внимание на то, как меняется угол между килевой трубой и линией горизонта, а так же как меняется парусность на 26-ой секунде. Есть совершенно чётко заметное резкое изменение угла тангажа и парусности, предшествующее разрушению. В этот же самый момент ручка, так же, рывком перемещается вперёд относительно тебя.

Мне интересно - это такая присущая тебе особенность работы ручкой на вводе в петлю, когда локти быстро (и неконтролируемо) проходят неудобное положение (это прослеживается по другим видеороликам, снятым сзади), или это самопроизвольный подхват крыла по углу атаки (и перегрузке) на повышенных скоростях, который ты не в силах сдержать?

Если первое - то прежде чем отрабатывать петли необходимо отработать плавность (и симметричность) работы ручкой на ролловерах, чтобы работа локтями не была похожа на работу локтями при "выходе силой" на турнике (хоть поочерёдном, хоть симметричном).

Если второе - то на таком аппарате категорически нельзя было выполнять вертикальные манёвры. Т.к. согласно нормам лётной годности подхват по перегрузке - классифицируется как дефект динамики ЛА, и череповат именно забросом перегрузки более эксплуатационной.

На недоборе скорости ручкой можно плавно управлять. Это то о чем я спорил, что многие петли у меня получались(ну скажем без рывка). Но реально это второй случай. Я сильно с подсрыва разгонял аппарат, в точке где антипалки начинали выпихивать ручку обратно - она улетает, я не всегда был в силах ее отловить в промежуточном положении. У меня были сильно задраны антипалки, в Чегеме я их опустил с надеждой уменьшить возвратный момент. В общем результата это не дало(ожидаемого результата).

Пообщался с другими комбатоводами - все замечают момент, что на скорости ручка не контролировано стремиться улететь.

На своем комбате сложные фигуры я больше крутить не буду. И другим не рекомендую у кого может прослеживаться такой момент.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by chuffed88 » 07 Dec 2015 17:42

An.Petrovich wrote:Игорь,
я сейчас ещё раз посмотрел твой ролик, на паузах, и хочу обратить внимание на то, как меняется угол между килевой трубой и линией горизонта, а так же как меняется парусность на 26-ой секунде. Есть совершенно чётко заметное резкое изменение угла тангажа и парусности, предшествующее разрушению. В этот же самый момент ручка, так же, рывком перемещается вперёд относительно тебя.
в этом видео и на первой петле то же самое - в определенный момент ручка прямо дергается, меняется парусность и еще что-то там щелкает. интересно что там щелкает?
насчет других комбатов - не замечала, чтобы у Стаса был такой же рывок с щелчками, это даже как-то странно выглядит...

User avatar
Andrew
Posts:2678
Joined:21 Nov 2008 02:45
Location:Россия

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by Andrew » 07 Dec 2015 17:47

syndicate13 wrote:...в точке где антипалки начинали выпихивать ручку обратно - она улетает, я не всегда был в силах ее отловить в промежуточном положении... ...пообщался с другими комбатоводами - все замечают момент, что на скорости ручка не контролировано стремиться улететь...
У меня на Комбатах небольшой налет, где то 200+...
И по сравнению с другими крыльями (в первую очередь сравниваю с Лайтспидами) Комбаты на скоростях 90+ если даже немного приотдать спидбар крыло меняет свою геометрическую форму/крутку/профиль (UPD: видимо под действием набегающего потока и перегрузки), что приводит к неимоверному моменту на кабрирование, победить который "невозможно" зажатием спидбара (в отличии от Лайтспида, хотя у него явление тоже присутствует, но совсем не так выражено как на Комбате)...
--
PS
Не случайно Сергеев всегда подчеркивал, что Combat не предназначен для аэробатики...

Image
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by Khromushin » 07 Dec 2015 17:56

Можно верну к своему вопросу - какие упражнения имеет смысл отрабатывать для предварительной подготовки, поделитесь опытом и идеями.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by An.Petrovich » 07 Dec 2015 17:59

syndicate13 wrote:в точке где антипалки начинали выпихивать ручку обратно - она улетает, я не всегда был в силах ее отловить в промежуточном положении. У меня были сильно задраны антипалки, в Чегеме я их опустил с надеждой уменьшить возвратный момент. В общем результата это не дало(ожидаемого результата).
А опускание антипикушек и не могло дать результата.

Потому, что вопреки расхожему заблуждению это не антипики выводят аппарат из пикирования на таких скоростях. Аппарат начинает уменьшать угол наклона траектории и выходить из пикирования за счёт увеличения перегрузки при (примерно) неизменном угле атаки. А перегрузка растёт за счёт роста скорости. И если при этом парус и лежит на антипиках (что, как правило, вряд ли) то даже в этом случае рывок по тангажу (и подхват по перегрузке) дают не они. Если уж парус лёг на антипики ещё на пикировании - то он и будет на них лежать, и никакого резкого задирания лопуха вдруг ни с того ни с сего не произойдёт.

Причины подхвата, как мне кажется, другие.
Скорее всего, при разгоне аппарата до невменяемых скоростных напоров передняя кромка (лобик) крыла теряет форму - его просто продавливает набегающим потоком воздуха. А потом, когда на вводе в петлю скорость начинает уменьшаться - он расправляется обратно. И в этот момент происходит скачкообразное увеличение и подъёмной силы (перегрузки), и собственного кабрирующего момента Mz крыла, что провоцирует резкое изменение угла атаки, и как следствие - снова подъёмной силы и перегрузки. Ну и ручку вырывает вперёд.

Уменьшив угол антипалок ты только усугубил ситуацию.

Т.к. уменьшив кабрирующий момент крыла на малых углах атаки ты позволил крылу разгоняться до бОльших скоростей, что только усилило продавливание лобика, и последующий подхват по перегрузке при его расправлении.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

syndicate13
Posts:865
Joined:04 Sep 2013 11:29
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by syndicate13 » 07 Dec 2015 18:21

Khromushin wrote:Можно верну к своему вопросу - какие упражнения имеет смысл отрабатывать для предварительной подготовки, поделитесь опытом и идеями.

Все что делается - делается на полностью взведенном полиспате, на зажатой ручке. Отрабатывай полет по прямой на зажатой ручке. Когда будешь себя уверенно чувствовать - поработай с поворотами на зажатой ручке, но не просто поворотами, разворотами, а с поворотами, во время которых ты будешь возвращать ручку ближе к балансиру, возможно в балансир. Визуально это должно выглядеть как поворот без потери высоты, может даже со взмыванием. Так как у тебя будет крен - страшного ничего не может произойти - максимум скользнешь на крыло, если не удержишь скорость(неправильно распределишь). Все это делай плавно.

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by Khromushin » 07 Dec 2015 18:24

An.Petrovich » правильно понимаю, что не будет лишним приатачить камеру и посмотреть как ведет себя кромка на скоростях?
syndicate13 » уточни почему на выходе балансир (если в балансир то это очень энергичный разворот, не уверен что получится сбросить так скорость на вираже за полную спираль) - у меня получается на выходе от начальных примерно 110 остается 70 км/час (конечно на полном полиспасте и зажать... иначе столько скорости и не набрать...)
Last edited by Khromushin on 07 Dec 2015 18:28, edited 1 time in total.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

syndicate13
Posts:865
Joined:04 Sep 2013 11:29
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by syndicate13 » 07 Dec 2015 18:24

chuffed88 wrote: насчет других комбатов - не замечала, чтобы у Стаса был такой же рывок с щелчками, это даже как-то странно выглядит...
За все комбаты говорить не буду. У Стаса я не видел больших скоростей. По крайней мере мне так показалось. У меня одну фигуру получается сделать плавно, на второй ручка вырывается всегда, когда сильно передержишь аппарат.

Ну и на счет других комбатов( я видел 2 или 3 комбата в пилотажке кроме своего) , сложно судить.

Идея вообще в том, что возвратный момент будет возникать в любом случае на любом крыле. Именно такой принцип работы антипалок. Но по тангажу все же хотелось бы иметь возможность управлять. Ну и присоеденим сюда, то, что Петрович сказал по поводу вмятия лобика.

Почему на комбате больше ничего серьезного делать не буду - причина по сути одна - квадратная поперечка.

syndicate13
Posts:865
Joined:04 Sep 2013 11:29
Contact:

Re: Мастер-класс по АЭРОБАТИКЕ на дельтаплане

Post by syndicate13 » 07 Dec 2015 18:26

Khromushin wrote:An.Petrovich » правильно понимаю, что не будет лишним приатачить камеру и посмотреть как ведет себя кромка на скоростях?
Кромка даже на обычно зажатой ручке вминается и проваливается между латами. Я видел. + ко всему у меня в обтекатели не было карбоновых пластин увеличивающих жесткость .

Locked