Елизарьеву по поводу уместности методик при видах старта с горы и лебедки:
Нет разницы, где какую методику использовать, п/ч нет методики 423, есть методика "Blue Sky" с использованием СМС, как и нет методики Чалдона (Александра). Это просто программы КУЛПА-СД-88. Ну может, с внесением чего-то своего из уже личного инструкторского опыта и учета местных условий.
Я тоже не тупо копирую метод "Медленно и низко", что-то убрал, что-то добавил, учитывая наши условия, но в целом сохранил основную идею, т.к. она не только мне понравилась, но и многим школам и инструкторам в мире.
Я 30 лет обучал учлетов с горы, сначала без КУЛПА (его тогда еще не было), потом с ним и 10 лет по методу"медленно и низко". Так что есть с чем сравнить. Однозначно, метод BS (Blue Sky") безопасней и эффективней. Аргументы в его пользу приведены во вступлении с описанием метода, куда я давал ссылку.
Для всех:
Теперь по аппаратам.
Вспомним как мы учили еще лет 10, а то и двадцать назад.
Цепочка Славутич-УТ - атласоид - С-5 была обычным и естественным делом.
На Славутиче учлет получал первые навыки, т.к. этот аппарат обладал малой взлетной и полетной скоростью, их было много.
Освоив его учлет переходил на Атласоид, а затем на С-5, считавшимся уже переходным к всяким С-15 и тд.
Некоторое время и в некоторых клубах Сл-УТ использовался даже для освоения парения, но затем некоторые его недостатки (слабо выраженный градиент усилий на ручке, легкое сваливание на крыло при потере скорости) заставили инструкторов оставить его в учебном процессе только для подлетов и полетов по прямой с небольшими отворотами.
Правда и сейчас кое-где эксплуатируется при обучении.
В настоящее время более часто у нас в стране используется связка Атласод (Таргет, Малибу, Сюрприз и т.п) - Дискас или другой переходной дельтаплан. При этом первоначальное обучение, в основном, проходит и заканчивается на атласоиде.
Т.е. у нас выпал из процесса аппарат для самых первых и самых сложных для освоения начинающим элементов в обучении. Стали учить сразу на более скоростном и, соответственно, более сложном в освоении аппарате.
Вот отсюда и пошло, что нужны дни пробежек для того, чтобы сделать первый подлет и при этом все равно возрос риск травматизма, т.к. скорость пробежки на атласоиде больше, чем была на УТ.
За рубежом с некоторых пор, как я уже говорил используется аппарат именно для первоначальных шагов в обучении, чтобы на низкой скорости пробежек, подлетов и полетов отработать самые главные элементы взлета, полета и посадки. Характеристики этих аппаратов лучше атласоидов подходят для данных целей. И не важно, какой вид старта применяется в этом случае: со склона или лебедкой. Принцип один: на малой скорости и невысоко осваиваем основные и базовые элементы, а если и ошибется учлет, то характеристики такого аппарата и высота не позволят получить серьезную травму.
Вот вам рогалл с горки:
https://www.youtube.com/watch?v=p6zx5_apCFw
Вот Кондор с горки:
https://www.youtube.com/watch?v=kgfhj09g3M4
Ну и метод BS (Blue Sky):
https://www.youtube.com/watch?v=pd_5R7YCXKw
Т.е. без разницы где учить. Принцип один, для первых шагов лучше, чтобы аппарат был тихоходным и даже "дубоватым".
Освоил учлет базовые элементы в простых и легких условиях и вперед - на атласоид.
У них Фалкон и т.п., у нас Таргет, Малибу, Сюрприз и т.п.
Такая цепочка в современных условиях гарантирует быстрый и безопасный путь обучения.
Я отлично понимаю, что финансовые возможности, малое количество учлетов, а чаще и просто мысль "от добра добра не ищут", которая посещает головы наших инструкторов, не способствует продвижению новых технологий в обучении, но видя, что некоторые клубы обзаводятся несколькими атласоидами (учебно-тренировочными дельтапланами), не имея ни одного учебного аппарата, понимаю, что дело не только в этом.
Ответьте себе сами в чем.