Учись учить летать на дельтаплане

Название раздела говорит само за себя... Наименее модерируемый под-форум.

Moderators:SysTry, lea, Andrew

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40
Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 28 Dec 2017 02:11

Urry wrote:
Чалдон wrote:а я на спор рассчитал и сделал первый дельт по чертежу из "Техника молодежи". Ткань на парусе была ..... корсетная)) а трубки диаметром 25мм.. скручивал со списанных Ан-2. На первом же подлете на буксире за мотоциклом по приземлении все разлетелось вхлам.
Но полетел.
Наверно, тогда не «рассчитал», а «захалтурил»? Респект всё равно.
Нет, тогда вообще неясно было, возможно ли на дельтаплане полететь, в прицинципе. То есть оторвется ли он вообще от земли? Сведений не было)
Да и трубы тогда где-то найти-достать-купить было невозможно от слова "совсем".
О реально летающих узнал лишь через 2 года - в журнале "Огонек" появилась краткая заметка о Сергее Казанцеве из Томска. Списался с томичами и вот уже от них и получил информацию как и где "достать" материалы)

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 04 Jan 2018 22:07

Перешел сюда из ветки "Фото Видео", а то там ее зафлудили немного. Здесь обсуждать правильнее, т.к. соответствует названию ветки.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 04 Jan 2018 23:23

Елизарьеву по поводу уместности методик при видах старта с горы и лебедки:

Нет разницы, где какую методику использовать, п/ч нет методики 423, есть методика "Blue Sky" с использованием СМС, как и нет методики Чалдона (Александра). Это просто программы КУЛПА-СД-88. Ну может, с внесением чего-то своего из уже личного инструкторского опыта и учета местных условий.
Я тоже не тупо копирую метод "Медленно и низко", что-то убрал, что-то добавил, учитывая наши условия, но в целом сохранил основную идею, т.к. она не только мне понравилась, но и многим школам и инструкторам в мире.
Я 30 лет обучал учлетов с горы, сначала без КУЛПА (его тогда еще не было), потом с ним и 10 лет по методу"медленно и низко". Так что есть с чем сравнить. Однозначно, метод BS (Blue Sky") безопасней и эффективней. Аргументы в его пользу приведены во вступлении с описанием метода, куда я давал ссылку.

Для всех:
Теперь по аппаратам.
Вспомним как мы учили еще лет 10, а то и двадцать назад.
Цепочка Славутич-УТ - атласоид - С-5 была обычным и естественным делом.
На Славутиче учлет получал первые навыки, т.к. этот аппарат обладал малой взлетной и полетной скоростью, их было много.
Освоив его учлет переходил на Атласоид, а затем на С-5, считавшимся уже переходным к всяким С-15 и тд.
Некоторое время и в некоторых клубах Сл-УТ использовался даже для освоения парения, но затем некоторые его недостатки (слабо выраженный градиент усилий на ручке, легкое сваливание на крыло при потере скорости) заставили инструкторов оставить его в учебном процессе только для подлетов и полетов по прямой с небольшими отворотами.
Правда и сейчас кое-где эксплуатируется при обучении.
В настоящее время более часто у нас в стране используется связка Атласод (Таргет, Малибу, Сюрприз и т.п) - Дискас или другой переходной дельтаплан. При этом первоначальное обучение, в основном, проходит и заканчивается на атласоиде.
Т.е. у нас выпал из процесса аппарат для самых первых и самых сложных для освоения начинающим элементов в обучении. Стали учить сразу на более скоростном и, соответственно, более сложном в освоении аппарате.
Вот отсюда и пошло, что нужны дни пробежек для того, чтобы сделать первый подлет и при этом все равно возрос риск травматизма, т.к. скорость пробежки на атласоиде больше, чем была на УТ.
За рубежом с некоторых пор, как я уже говорил используется аппарат именно для первоначальных шагов в обучении, чтобы на низкой скорости пробежек, подлетов и полетов отработать самые главные элементы взлета, полета и посадки. Характеристики этих аппаратов лучше атласоидов подходят для данных целей. И не важно, какой вид старта применяется в этом случае: со склона или лебедкой. Принцип один: на малой скорости и невысоко осваиваем основные и базовые элементы, а если и ошибется учлет, то характеристики такого аппарата и высота не позволят получить серьезную травму.
Вот вам рогалл с горки:
https://www.youtube.com/watch?v=p6zx5_apCFw
Вот Кондор с горки:
https://www.youtube.com/watch?v=kgfhj09g3M4
Ну и метод BS (Blue Sky):
https://www.youtube.com/watch?v=pd_5R7YCXKw

Т.е. без разницы где учить. Принцип один, для первых шагов лучше, чтобы аппарат был тихоходным и даже "дубоватым".
Освоил учлет базовые элементы в простых и легких условиях и вперед - на атласоид.
У них Фалкон и т.п., у нас Таргет, Малибу, Сюрприз и т.п.
Такая цепочка в современных условиях гарантирует быстрый и безопасный путь обучения.

Я отлично понимаю, что финансовые возможности, малое количество учлетов, а чаще и просто мысль "от добра добра не ищут", которая посещает головы наших инструкторов, не способствует продвижению новых технологий в обучении, но видя, что некоторые клубы обзаводятся несколькими атласоидами (учебно-тренировочными дельтапланами), не имея ни одного учебного аппарата, понимаю, что дело не только в этом.
Ответьте себе сами в чем.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 05 Jan 2018 00:17

Еще один ролик про школу, использующую рогаллы.
https://www.youtube.com/watch?v=o3a8-cRbtuw

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Олег из Саратова » 05 Jan 2018 07:13

423 wrote:Еще один ролик про школу, использующую рогаллы.
https://www.youtube.com/watch?v=o3a8-cRbtuw
Это ж готовый видеоряд для клипа на песню "Бегу, как лось, рогал лететь не хочет..."
Среди лётчиков старшего поколения существует мнение, что лучший учебный самолёт это По-2. Почему же на них сейчас не учат в лётных училищах и ДОСААФовских аэроклубах? Может потому, что техника ушла далеко вперёд?
По той же причине большинство клубов обучают не на "Славутичах", а на Таргетах. В десятом годе у нас обучался один парень на УТшке. Долго он на нём мучался и попросил меня найти ему что получше. Я выкупил у наших старых кадров Пульсар и дал ему пролететь. Первыми словами после приземления у него были: "ДА он ЛЕТИТ!"
Но в главном я с вами согласен, чем меньше скорость, тем безопаснее обучение. А пути достижения этой цели могут быть разными.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 05 Jan 2018 07:32

Скромно так скажу, что наилучший аппарат для обучения - это Малибу2 188 :)
Он ужасный тихоход и при этом великолепно управляемый на самых малых скоростях. Он, пожалуй, и есть универсал. Можно стартовать как на малой скорости, так и на высокой, чередуя оба метода ))

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 05 Jan 2018 23:20

Опять по аппаратам.
Все эти учебно-тренировочный аппараты однозначно по весу будут уступать специализированному учебному дельтаплану, а с легким аппаратом легче управляться даже опытному пилоту, а тем более перворазнику.
Наш огромный Кондор весит как УТ-ка и это вызвано тем, что учитывая область его применения, он сделан не таким прочным как тот же Малибу, который выполнен с тем же запасом, что и любой другой обычный дельтаплан (+6G, -3G).
Задайтесь вопросом, почему же на представленных видео используются чисто учебные дельтапланы, а не Малибу. Что у инструкторов, нет возможности приобрести их? Я вот так не думаю.
Я вот спрашивал своих учлетов, закончивших первоначальное обучение, какой переход показался им труднее. С Кондора на Таргет или с Таргета на С-5 или Дискас.
И все отвечали: конечно с Кондора на Таргет. Сразу такая скорость!
Я на Таргете в штиль, тех кто только перешел с Кондора не пускаю, т.к. опасно, бежать быстро приходится, запускаю в слабый, но ветер. Освоится, тогда можно и в штиль, и то, лучше уж когда дойдет до полетов по кругу, тогда можно и в штиль на БЛ (большая лебедка).
У нас Иваныч (Лукьянов) купил себе Малибу и держит в ангаре в Крыму, если привезет, может быть, сравним с Таргетом. Но сравнивать их все равно можно только друг с другом как атласоидами. Учебный дельтаплан (для самых первых занятий) - это все-таки другое.
Можно с нуля учить и на Малибу и на Таргете или другом атласоиде. Учат же и примеров тоже тьма. Просто с использованием чисто учебного дельтаплана это безопаснее и эффективнее.
Да об этом, аппарате для первых занятий, мусолили еще в 2008 году на форуме НДВ в закрытой инструкторской ветке и уже тогда пришли к выводу о желательности такого аппарата для обучения.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 05 Jan 2018 23:39

По самостраховке.
Согласен с Павлом, лучше показать видео с пояснениями, это лучший вариант.
Я знаю три вида:
1. Группировка при падении с высоты до роста пилота, когда падение скользящее. Применяется при падении на разбеге или пробеге на посадке. Как мы делаем, показана в фильме "Под одним крылом" Называем еще самостраховкой №1.Повторяется в начале каждого летного дня на Кондоре.
2. Навивка на стойку, применяется примерно в тех же условиях. Хорошо показана у Гладышева, просто нужно поискать. Я только рассказываю, что есть такой способ и отсылаю к инету, кто хочет пусть смотрит. Сам ни разу не пользовался, поэтому не показываю.
3. Прыжок в трапецию, называем страховкой №2. Тренируем на тренажере перед началом полетов учлета на Таргете.
Вот здесь это показано:
https://www.youtube.com/watch?time_cont ... 9Hb9ZOCAGM
Лучший вариант, по моему, придумал В.Леуськов, но он же и самый сложный. Надо поискать видео.
Каждый вид имеет свои особенности, о чем можно и потолковать.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 05 Jan 2018 23:53

Женя вот правильно подняла вопрос как убедиться, что учлет освоил самостраховку, когда некоторые виды в реале опасно отработать.
Я же добавлю, как узнать, а воспользуется ли учлет правильно, а важнее даже, во время, этими знаниями.
Знать и уметь это ведь большая разница.
Скажете, тренажами, которые закрепят навыки самостраховки до автоматизма. Ну с первыми двумя видами еще как-то можно надеяться, что получится. С прыжком сложнее, п/ч учлет просто еще ни разу не попав реально в эту ситуацию, не знает момента, когда ее нужно начать выполнять. Все таки тренажерная подготовка дает заранее настрой на падение, а реально все происходит быстро и в динамике. Очень легко опаздать с прыжком или наоборот (но это реже) поспешить.
Сам выполнил такую самостраховку впервые при приземлении по ветру успешно, благодаря тому, что пока летел, было время продумать, что вот сейчас грохнусь и успел приготовиться. В след. раз уже было проще.

Da4nik
Posts:31
Joined:31 Jan 2012 19:39
Location:Санкт-Петербург

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Da4nik » 05 Jan 2018 23:58

Лучший вариант, по моему, придумал В.Леуськов, но он же и самый сложный. Надо поискать видео.
https://www.youtube.com/watch?v=Ro7fc4H ... oLT7q_VGra
2.20

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 06 Jan 2018 00:03

Олегу о рогаллах. Просто надо быть совсем юным учлетом! :)
https://www.youtube.com/watch?v=7ve-8_ARfns

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 06 Jan 2018 00:43

По самостраховке из форума НДВ (пишет Сергеев С.П.):

...."В методическом плане полностью согласен с данным мнением.
На первых этапах обучения достаточно освоить правильную группировку, умение "размазать" энергию падения и освоить технику прокручивания вокруг стойки. Даже при посадке по свежему ветру этого как правило достаточно, хотя не все инструкторы и пилоты с этим согласны.
На этапе освоения полноценных разворотов, галсирования и парящих полетов необходимо учить самостраховке впрыгиванием в трапецию, которая обеспечивает бОльшую безопасность пилота при падениях со значительной вертикальной составляющей.
Ситуации:
- срыв крыла в развороте с последующим падением на склон,
- завешивание на старте при ветре более 6 м/с и последующим циркулем,
- высокий срыв перед приземлением,
- цепляние крылом растущих деревьев на склоне или на посадочной площадке,
- попадание в роторную зону при посадке за деревьями,
- столкновение в воздухе на малой высоте,
- потеря контроля над аппаратом (раскачка, голландский шаг, посадка в сильную турбулентность),
- приземление под куполом парашюта с обломками аппарата на одном фале.
Перечислил те ситуации, в которых бывал сам, наблюдал за другими и со всей ответственностью могу говорить, что в этих ситуациях прыжок в трапецию ногами вперед оказывался более предпочтительным по сравнению с классической группировкой и обвиванием вокруг стойки трапеции.
Прыжок ногами в трапецию требует более тщательной техники выполнения по сравнению с другими способами, поэтому не все, к сожалению, его готовы технически и психологически применить в критической ситуации."

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 06 Jan 2018 00:55

Еще по самостраховке с сайта НДВ:

http://www.nebo.kiev.ua/school/111-crash-for-all

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 06 Jan 2018 01:25

А вот инфа от Сергея Катаева (тоже с НДВ):

"Подтверждаю - не учат прыгать. И стойки-спидбары отпускать не учат. И "наматываться на стойку" не учат.

Насчет "пилоты не кончаются" подтвердить не могу. ЛП случаются намного реже чем в СНГ т.к. дельтадромы хорошие, и никого не тянет выжимать лишнюю минуту парежки, завешивая аппарат в 10-20м от невысокого склона в роторах от деревьев. Но когда свежие выпускники дельташкол все-же ломают дрова - бывают травмы которых можно было избежать.


Прошлый год в соседнем клубе один поломан - новичок после школы, завешенный разворот в сторону склона, без попыток самостраховки. Наматывание на стойку помогло бы, или прыжок в трапецию. Кажется больше не хочет летать.

Прошлый год один компетитор из соседнего клуба, на комбате во Франции, посадка в колбасне по ветру, шея. Неизвестно что именно там можно было сделать, но хоть какая-то самостраховка вероятно помогла бы. Недели две не хотел летать, потом еще долечивался, теперь снова в строю.

Позапрошлый год - во Франции насовсем один англичанин (единственный смертельный дельта-случай за год) - неопытный пилот, прибытие на дорогу среди деревьев, то ли голова то ли шея. Можно только гадать спас бы его прыжок в трапецию или нет.

Позапрошлый год, соседний клуб, аэробуксировка. Пилот на U2 не дотянул до аэродрома, садился в растительность глубиной "более чем по пояс" - ни самостраховки, ни полного гашения скорости крылом. Травма шеи, больше не летает, или пересаживается на МДП.

продолжать можно бесконечно"

От себя: тут мы впереди планеты всей!

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 06 Jan 2018 01:39

Применение самостраховки "Прыжок в трапецию" (с форума НДВ):
https://www.youtube.com/watch?v=HzivUghsPUI

Post Reply