Допуск к маршрутным полётам

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:
Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by Олег из Саратова » 16 Feb 2018 21:01

faiwer wrote:Олег из Саратова, а что тут непонятного, то? Если есть образ "настоящего мужука", если если есть горячие головы, если есть подтрунивания со стороны коллектива (а раз вы даже здесь от них не удержались, стало быть были), то будут и инциденты.
Не, ничего такого не было. По крайне мере по "этому" поводу ни кто никого не подтрунивал. Скорее наоборот. Во избежании инцидентов отговаривали. А если я здесь и подтрунивал, то в ответ на подтрунивания в мой адрес. Главное в моих постах вовсе не в "этой" фразе, а в практическом аспекте. Но кто-то решил над этим подшутить. Я пошутил в ответ, а вы раздули из этого конфликт. :facepalm:
Теперь по теме. Пилот , приступающий к полётам по маршрутам должен уметь не только ориентироваться на местности, но и восстанавливать ориентировку после её потери. Например, после выхода из облака при отказе ЖПС. В "Действиях в особых случаях" этого пункта нет, но так они писались, когда о маршрутах речи не было.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by Олег из Саратова » 16 Feb 2018 21:05

Enot17 wrote: Кхм. К слову - диплом по стрессоустойчивости. Писался по спасателям МЧС. Вообще-то больше к теме профотбора, но в рамках вопроса:
- "Нормальный" пульс на старте - я бы вообще отстранял. Пульс в состоянии мобилизации выше пульса, когда я сейчас сижу за компом в комфортных условиях и пишу. Т.е. должен быть повышен. Не повышен пульс - пилот не собран. Даже если человек просто сосредотачивается - пульс повысится, т.к. мозг начинает работать интенсивнее, и ему нужно больше (кислорода, глюкозы...). На сколько выше? Не готов говорить о процентах и тем более абсолютных показателях.
Снижение пульса. Во-первых - дыхание. Пульс на выдохе снижается, на вдохе повышается. Размеренно подышать делая выдох длиннее вдоха. Но не гипервентиляция. Во-вторых - мышечные зажимы. Хотя бы плечи и так сказать - холка. "Распустить" плечи, можно промассировать шею. В-третьих - психология. Если верить потребностно-информационной теории эмоций (это Симонов, хотя я вообще-то у Вилюнаса учился, он автор несколько другой теории, а так то их - куча) - страх возникает от недостатка информации о предполагаемом развитии ситуации. Посему механизмы снижения "эмоционального накала" - а)осознать ("блин, это что это? я боюсь? - да); б)можно проговорить вслух (один из приемов подготовки к публичным выступлениям - эмоция названная снижает интенсивность в два раза. ну или около); в)проанализировать (лучше - вслух) - чего конкретно боюсь. Кстати, инструктору на заметку: чел боится, мандражирует - вопрос: "чего конкретно боишься?" - пусть называет: потоком ковырнет, в склон бросит, крен не выдержу, трос порвется, ща метеорит прилетит и в меня угодит и т.п. Страх названный (известный) - уже не страх. Половины перестанет бояться просто называя - "трос порвется - а ты аппарат осматривал? - да - заделки, нитки? - норм - ну и с фига ли ему рваться?"
Если не может даже ответить - это уже не мобилизация, переходящая в мандраж, а ступор. Отстранять - пусть погуляет, подышит, поговорит с инструктором. В ступоре сужается поле внимания, т.е. часть факторов не контролирует. Хотя тут погранично - толи ступор, толи предельная концентрация, путать нежелательно, но обычно видно - при предельной концентрации человека не трясет.
Что еще? Ну и в тему диплома - стрессоустойчивость - врожденная. Вернее ее физиологическая основа - основные свойства н.с. врожденные. Увы.
Дружище! Очень ценные советы. Благодарствую. Побольше бы таких, особенно в теме "Учись учить", ибо процесс обучения без знания психологии граничит с дилетантизмом.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by Чалдон » 17 Feb 2018 06:28

Смешной критерий - потому, что критерий этот на травму. Два метра над вершинами деревьев - это маленький запас безопасности. Что тренируем - склонность к необоснованному риску? Инструктор всерьез предлагает такое упражнение?)) Не поверилось, потому и счел шуткой))
Перелет через овраг можно заменить заданным маршрутом( со спиралями) плюс посадка на точность . Точек спиралей поставить с избытком, чтоб с крайней долететь до посадки было невозможно. А там смотреть сколько спиралей, какое отклонение от мишени, какое психологическое состояние у пилота... Все безопасно и все трудно.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by Чалдон » 17 Feb 2018 06:39

......вот критерием допуска к маршрутным полетам я бы тоже сделал посадку. И внизу и на точке старта и в непривычную местность - на точность. Пока пилот в воздухе особо ничего не грозит. На старте инструктор разрешит вылетать только в щадящих условиях. А вот на посадке и имеем все травмы. Нет травм, можно повторять попытки ухода на маршрут сколько угодно.
Но и - главное- психологическая готовность пилота. Пульс не посчитаешь, но так-то чувствуешь его состояние. А не уверен, надо спросить: есть мандраж? чего боишься? (это правильно выше отмечали). Пилот может назвать и усталость, которая тоже может привести к ошибкам.
В принципе, полет на маршрут это просто новое упражнение... как к предыдущим готовность по психике определяли, так и в этом

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by Олег из Саратова » 17 Feb 2018 07:43

Чалдон wrote:Смешной критерий - потому, что критерий этот на травму. Два метра над вершинами деревьев - это маленький запас безопасности. Что тренируем - склонность к необоснованному риску? Инструктор всерьез предлагает такое упражнение?)) Не поверилось, потому и счел шуткой))
Я уже писал, что это не упражнение и не экзамен, и что в таком полёте тренируется прочитайте сами. Не надо придумывать небылиц.
Другой вопрос, что считать запасом безопасности. Даже в бомбоубежище нельзя чувствовать себя в безопасности. А вот выработать хладнокровие и расчётливость у учлёта не возможно выработать в тепличных условиях. Одно дело пройти по линии , нарисованной на асфальте, совсем другое пройти по бревну , лежащему над пропастью. Запаникуешь - свалишься.
Кстати, посадка на лес не такая уж сложная, пожалуй, самая безопасная из всех экстримальных. Проверял сам и неоднократно.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by chuffed88 » 17 Feb 2018 07:50

Enot17 wrote: Если верить потребностно-информационной теории эмоций (это Симонов, хотя я вообще-то у Вилюнаса учился, он автор несколько другой теории, а так то их - куча) - страх возникает от недостатка информации о предполагаемом развитии ситуации.
Ну то есть если простыми словами, то от непонимания. И чтобы полноценно вылечить страх, нужно научиться делать то, чего боишься. В некоторых случаях просто повторить много раз.
Я не психолог, но считаю, что в большинстве случаев если отучившийся учлет говорит что-то про "трос порвется", то он попросту сам не знает чего он боится, т.к. множество раз уже летал на этом аппарате. Человек не всегда боится чего-то одного, потому не всегда может и дифференцировать страхи. А может страх возникнуть, потому что кто-то напугал.

В любом случае поняла одно - если есть сильный страх, то нельзя лететь. Нужно подождать пока пройдет или отказаться от полета. Сколько раз пробовала все равно лететь - либо старт очень корявый, либо все заканчивается падением.

На месте инструктора я разделила бы страхи. Если человек стартует в новом месте, с новой высоты после падения, небольшой мандраж - это нормально. Даже ненормально, когда волнения у учлета нет совсем. А вот если страх панический, то нужно чтобы он прошел.

Вопрс к Еноту про пульс: какой пульс при сосредоточенном состоянии? И какой в состоянии страха?
В полете наверное впринципе не может быть состояния покоя и пульса спящего человека, но я не считала, что в сосредоточенном состоянии у человека повышенный пульс.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by chuffed88 » 17 Feb 2018 08:03

Олег, нельзя учлету в любом случае давать подобных заданий! Потому что если в спокойную погоду у него получится, то вы лишаете его неосознанного чувства страха перед этим. И он может на маршруте в термичку это повторить. Потому что это упражнение формирует у него мнение, что можно залетать над деревьями так низко и далеко, а опыта еще нет. В термичку может окончиться плачевно.
Про посадку на лес - скажите про ее безопасность Екатеринбургской девочке, которая руку сломала, сев на дерево, а также тем, кто пострадал от торчащих сучьев. Была б она безопасной, ее бы треннировали на занятиях, как например посадку в контрсклон.

А хладнокровие и расчетливость в какой-то степени можно выработать описанным способом посадки на вершину, любой незнакомой посадки. До конца эти навыки сформируются лишь в самостоятельных полетах в сильно нетепличных условиях. Учлет всегда должен помнить и осозновать опасности, тогда не скоро сам начнет лезть в задницу.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by Чалдон » 17 Feb 2018 09:17

Олег из Саратова wrote: Кстати, посадка на лес не такая уж сложная, пожалуй, самая безопасная из всех экстримальных. Проверял сам и неоднократно.
а я ни разу! и считаю это ЧП. Ну дельта не жалко что ли? Садился я на елки, порвал парус(не Малибу), чего хорошего?
Вот ты иногда очень осторожен, а в этом случае лихой без меры. :)

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by KIPISH » 17 Feb 2018 09:21

-tyt-- wrote:Гут, ты не согласен - предложи просто описываемый и формализуемый критерий для выпуска на маршрут в средне-пересечённой и горной местности, я буду признателен.
Серьёзно. :oops:
Да собственно че формализировать? КУЛП вроде не плохо написан. Там нет конечно ничего, про выпуск учлета на маршурт, но основная база дана. Если учить по кулпу, то ваш учлет будет готов к маршруту. Опять же, как летать на маршруте, много рассказывается на теоретических лекциях. Ну и естественно постепенно все. У нас сначала полет по прямой, потом в сторону маршрута, потом дальше и т.д. и т.п.

Очень понравилось как makros написал
makros wrote:Могут быть горы без посадок сверху, может не быть гор (равнина, буксировка), могут быть как штилевые ветра так и достсточно сильные.
Чайник как только уверенно летает в термичку должен хотеть и стремиться улетать.
Минимум можно дать инструктаж такой: находишь поток, выкручиваешь его. Если старт с горы в сильный ветер и нет возможности посадки на плато - сносишься по ветру с потоком за гребень горы при высоте не менее 200м над гребнем горы (500м, 1000м, высоты нижней кромки облака) в зависимости от конкретики местности. То же справедливо и для равнины, цифры могут только отличаться.
Научить чайника "правилу хорошего тона": первый, стартовый поток, надо выкрутить под базу.
Быть готовым улетать. Это САМОЕ ГЛАВНОЕ.
Уметь определить направление ветра на посадке (дымы, рябь воды, травы, спиралью, по солнцу относительно стартового ветра и т.д.), построить заход с учетом препятствий, лэп, ротором и.т.д., и безопасно сесть в незнакомом месте.
Важно, рядом с хорошей, проезжей, желательно асфальтированной дорогой.
В идеале, первые посадки после маршрута - рядом с населенкой.
Также, важно заранее ознакомиться с картой местности. Понимать, что полет будет скорее по ветру.

З.Ы. Не стараться всем и каждому навязать важность полетов по маршруту. Сами дойдут, когда созреют. Чайнику и час-два в динамике, термодинамике, термичке по кайфу. Всему свое время, а может и не всем, и не всему. Дзен. ))
Я бы еще добавил, что ВСЕ ВРЕМЯ надо думать о посадке, с самого старта, по крайней мере, так учат у нас в школе.

Другой разговор про полеты глубоко в горах и про особо рьяных и бесстрашных пилотов, которым фиг че докажешь и они не хотят принимать твое объяснение, сами себе на уме. Вот с ними тяжелее всего. И даже если ты решил не допускать его на маршрут, он все равно сделает, так как считает правильным сам. Они со временем будут косячить и наживут себе много шишек страхов. Вот как с такими бороться, я пока не знаю. Каждый раз хочется плетку взять)))

User avatar
sashas
Posts:303
Joined:13 Oct 2011 23:16

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by sashas » 17 Feb 2018 15:43

Про измерение пульса и взаимосвязь со стрессом, включая собственно сами показатели сердцебиения в различные моменты полета и вне полета, была моя статья в Cross Country Magazine пару лет назад. Вот тут электронная версия, к сожалению не переведенная на русский язык из-за недостатка времени.

http://sashaz.com/role-of-stress-monito ... er-flying/

+1 к утверждению о том, что незнание/непонимание/неумение могут быть частыми факторами, влияющими на адекватность и готовность быстро и по-возможности правильно реагировать.

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by makros » 17 Feb 2018 16:41

KIPISH wrote:Я бы еще добавил, что ВСЕ ВРЕМЯ надо думать о посадке, с самого старта, по крайней мере, так учат у нас в школе.
Для совсем чайника, может и надо, открытый вопрос.
Карту местности надо знать-понимать. Гугл Планета Земля всем в помощь, Яндекс Карты и Гугл Карты.
Нужно всегда иметь "запас прочности". Имею ввиду, даже если ты ошибся, если посадочное поле не такое как хотелось-думалось, если с ветром ошибся - должен быть запасной вариант и быть уверенно-сконцентрированно-расслабленным.

Начиная с какого-то уровня, пилоту ПРОТИВОПОКАЗАНО думать о посадке. Он должен уметь сесть на любую пригодную для безопасной посадки площадку.
И с небольшим затруднением на непригодную (шутка, отчасти).

Я бы чайнику давал советы стандартные. Держись максимально высоко, выкручивай по возможности под базу, не трать время в минусах, поджимайся где сливает, притормаживай, где приподнимает.
По началу просто обозначить размер поля. Например, минимум 500х500м или даже 1кмх1км для "особо одаренных".
Думать о посадке, когда высоты остается 500м. А потом, для более опытных понижать планку до 300м, 200м...
KIPISH wrote:Другой разговор про полеты глубоко в горах и про особо рьяных и бесстрашных пилотов, которым фиг че докажешь и они не хотят принимать твое объяснение, сами себе на уме. Вот с ними тяжелее всего. И даже если ты решил не допускать его на маршрут, он все равно сделает, так как считает правильным сам. Они со временем будут косячить и наживут себе много шишек страхов. Вот как с такими бороться, я пока не знаю. Каждый раз хочется плетку взять)))
Тяжелее, согласен. Тут все просто и сложно одновременно.
Нужно быть с человеком на одной волне. Любой имеет какого-то авторитета для себя, к чьему мнению прислушивается. Даже когда есть юношеский максимализм, нигилизм, неадекватность и т.д. Часто, к сожалению, сами опытные пилоты или инструкторы не готовы измениться, найти подход, не гибкие.
Подходы могут быть разные, но в итоге, если будет понимание, что человек нормальный (даже если это не так) разными вариациями от дрессировки, субординации до нормального дружеско-товарищеского взаимопонимания можно дойти.
Ну всегда есть выбор. От вообще не заниматься человеком, что, наверное, не правильно. До - измениться самому и найти подход.
Но плеткой доходчивее и быстрее, согласен. )))
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by Олег из Саратова » 17 Feb 2018 17:35

Чалдон wrote:а я ни разу! и считаю это ЧП. Ну дельта не жалко что ли? Садился я на елки, порвал парус(не Малибу), чего хорошего?
Вот ты иногда очень осторожен, а в этом случае лихой без меры. :)
Ну, во-первых это было давно.
Во-вторых, Некоторые товарищи могут подумать, что я этим занимаюсь каждый день. Это тоже не так.
Посадки на лес бывают разными. Можно врубиться в ствол сосны на высоте метров 15, а потом рухнуть вниз вместе с аппаратом. А можно заранее выбрать густую, пушистую крону или куст и направить аппарат в него как в НППД написано. Тогда больно не будет, даже приятно. И с крылом ничего не будет. Я как-то давно уже описывал такой случай
viewtopic.php?f=8&t=1834&hilit=%D1%81%D ... =45#p19380
Я говорю о том, что пилот на маршруте должен быть готов к нештатной посадке и уметь выбирать из двух зол наименьшее.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by faiwer » 17 Feb 2018 21:15

Начиная с какого-то уровня, пилоту ПРОТИВОПОКАЗАНО думать о посадке. Он должен уметь сесть на любую пригодную для безопасной посадки площадку.
Соглашусь со Стасом. И не соглашусь с тобой. Безопасность превыше любых маршрутов, понтов и пр.. Плюс я думаю Стас имел ввиду под "думать о посадке" следующее: "иметь в свое голове план на любой момент времени в стиле: я сяду вот сюда, если прямо сейчас поймаю длительные -5 и солью всю высоту". Т.е. всегда иметь план Б на случай если оптимистичные планы не удадутся. Если ты ответить на такой вопрос не можешь, то ты сильно рискуешь здоровьем. Хороший пилот = старый пилот.

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by makros » 17 Feb 2018 22:25

Не хочу ни с кем ничем меряться.
Если чувствуешь для себя так - ты прав.
Может тебе надо думать вообще или о посадке. А может дорастешь, а может я ошибаюсь. )))
Всегда может быть по-другому.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Допуск к маршрутным полётам

Post by faiwer » 17 Feb 2018 22:35

А может дорастешь, а может я ошибаюсь
Дорасту до стадии, когда буду лететь в беспосадочные места с рассчётом на "да выкручу, 100 пудов, точно найду поток", не имея плана Б? Нет, спасибо. До такого я планирую не дорастать. А уж учить такому начинающих маршрутных пилотов. Скажи что ты пошутил, плз. Ну или имел ввиду что-то другое.

Post Reply