Page 1 of 10

Допуск к маршрутным полётам

Posted: 14 Feb 2018 18:31
by -tyt--
Посетила меня мысль неформального, но ИМХО действенного признака, по которому пилота не страшно будет выпускать лететь от Горы (речь не о равнинных полётах на буксировке, а именно о склонных полётах, пусть и в умерпенно пересечённой местности. Например, тот же Одаев).

Так вот, придумалось мне, что для допуска к маршруту пилоту крайне важно уметь садиться сверху Горы. Т.е. критерий для выпуска на маршрут - 3-5 хороших посадок сверху. Если Гора позволяет.

Поясню мысль:
Для выполнения посадки сверху пилоту обязательно придётся оценить свою высоту, расстояние и скорость снижения своего аппарата в данных условиях. Соотнести это всё с тем, что ему рассказали про посадку сверху именно тут. Придумать и продумать схему захода здесь и сейчас, учитывая наличную погоду и наземные препятствия. Или вспомнить рекомендованную схему захода в именно таких условиях.

Выполнить заход, в 99% случаев подставляя хвост ветру. В заранее намеченной точке развернуться. Если высоты много (а обычно так и есть), то сбросить лишнюю, выполняя восьмёрки или спирали. Произвести посадку, прилетев из условий парительного верхового ветра в околоштилеве условия у земли.

Если пилот сделал это несколько раз, и при этом "аппарат можно использовать повторно", то есть уже большая надежда, что на маршруте, в условиях не очень сложной местности он тоже справится. И не будет рассчитывать сесть в откровенной заднице, бо он уже представляет как выглядит нормальная посадочная площадка.И чего стоит ожидать на посадке.

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 14 Feb 2018 19:59
by chuffed88
К чему такая строгость? У вас такие плохие посадки?
У нас на Ушконыр выпускают только если приемлемо на дельтадроме садится недалеко от цели. Недалеко - это часто в пределах 20 м, но 100% впринципе на площадку, размером 300х70 примерно. На гору сесть - гора позволяет, но метеорология и неумение крутить в термиках - нет))) Когда учлет сможет эффективно крутить, он научится выбирать поля. Первыми несколькими слетами руководит инструктор, рекомендует выбирать для посадки космодромы. Первый раз не разрешаем крутить где-то кроме как над посадочным полем, хотя бывают и исключения.
Ну а так честно говоря учлеты и сами боятся лететь туда, где не садились. Часто приходится просто убеждать изучить карту, поверить опытным пилотам и лететь.

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 12:53
by -tyt--
Всё-то понятно и согласен.
И в первую очередь влияют метеороглогия, конфигурация склонов, парительных мест на нём и посадочных площадок внизу и наверху.
Поэтому, "в каждом домике - свои гномики".
Я тут больше примеряю к нашим условиям.
И ещё, допуск к маршрутам через посадку сверху относится только к склонным полётам в средне-пересечённой и горной местностях. Для маршрутов с буксировки на равнине он не нужен. Хотя, и там можно найти нижнюю часть спины в долинах рек и в населёнке, по себе знаю.

Но!
Встречаются учлёты, которые наоборот, не боятся ("синдром Икара" по жизни, блин!).
Встречаются учлёты, которые ведут себя совершенно адекватно, но в чуть усложнившейся ситуации, в процессе того же захода на верхнюю посадку, могут и внезапно и неспровоцированно запаниковать (как мин. один такой случай).
Потому-то у меня и возникла мысль сначала проверить в психофизические (ага, "морально-волевые") качества учлёта на посадке сверху.
Если он чего отчебучит на верхней посадке, то хотя бы помощь близко. А если стабильно не отчебучивает, то можно надеяться, что не отчебучит и при одиночной посадке на маршруте, где помощь может и не прийти.

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 15:10
by KIPISH
-tyt-- wrote:Встречаются учлёты, которые наоборот, не боятся ("синдром Икара" по жизни, блин!).
Большинство новичков такие, до первого бума
-tyt-- wrote:Встречаются учлёты, которые ведут себя совершенно адекватно, но в чуть усложнившейся ситуации, в процессе того же захода на верхнюю посадку, могут и внезапно и неспровоцированно запаниковать (как мин. один такой случай).
Практически 90% процентов пилотов имеет повышенный пульс перед стартом и посадкой, из-за чего постоянно тупят. Каждый не своевременный пих или его отсутствие на посадке, или криво построенная глиссада, или циркуль, или еще какая фигня на старте именно из-за этого. Это я понял на курсах у Герольфа. Сначала надо вылечить психику, а потом уже говорить о посадках на вершину склона.

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 16:25
by asterix20
Повышенный пульс на посадке - это нормально :) Вброс адреналина, сбор организма это все ок.
Попробуй разогнаться с места или что-то быстро сделать/среагировать расслабившись в кресле. Ничего не получится.
Не надо сваливать все в одну кучу.
Повышенного пульса может не быть разве что если транкволизаторами обжрался :)

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 17:03
by ПЕЛИКАН
KIPISH wrote:
-tyt-- wrote:Встречаются учлёты, которые наоборот, не боятся ("синдром Икара" по жизни, блин!).
Большинство новичков такие, до первого бума
-tyt-- wrote:Встречаются учлёты, которые ведут себя совершенно адекватно, но в чуть усложнившейся ситуации, в процессе того же захода на верхнюю посадку, могут и внезапно и неспровоцированно запаниковать (как мин. один такой случай).
Практически 90% процентов пилотов имеет повышенный пульс перед стартом и посадкой, из-за чего постоянно тупят. Каждый не своевременный пих или его отсутствие на посадке, или криво построенная глиссада, или циркуль, или еще какая фигня на старте именно из-за этого. Это я понял на курсах у Герольфа. Сначала надо вылечить психику, а потом уже говорить о посадках на вершину склона.
насчет мандража - это точно :hihi: - поэтому не надо стоять долго на старте или стартуй или свали. :pardon:

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 17:35
by -tyt--
KIPISH wrote:Сначала надо вылечить психику, а потом уже говорить о посадках на вершину склона.
Не уводи тему в сторону! ;)

Я говорил о том, что посадка сверху - это хорошая проверка психики перед маршрутным полётом.

А про критерии допуска к посадкам сверху речь не шла ваще.

ЗЫ На начало темы повлял прошлый четверг. В который Сергей Дробышев продемонстрировал двум пилотам нашего клуба (один недавно получил право самостоятельных стартов, второй уже очень близок к нему) посадку сверху на нашей Горе.
https://youtu.be/hEJgkiD7T5A?t=65

На самом деле она очень-очень не проста, там очень малые корридоры захода и очень коварная аэрология склона сзади кромки.

Цитата поста второго из участников:
Сергей рассказал и даже показал как нужно садится. Воодушевлённые мы быстро выбрались на старт и уже с первой восьмерки я начал пробовать подходить на старт с неба: https://youtu.be/O38IShKW3j4?t=2500
Ничего устрашающего не увидел. Во втором заходе пробежался по самому старту: https://youtu.be/O38IShKW3j4?t=2761
Ну и в третьем заходе посадка увенчалась успехом: https://youtu.be/O38IShKW3j4?t=2870
Надо сказать, что Дима молодец, что не стал экстремалить, пытаясь сесть с первого раза, а примерялся последовательно. Тут разве что выскажу ему замечание, что нефиг было садиться рядом с другим аппаратом, надо было сначала прогнать его голосом.
Недостаток - он не знает по то, как нельзя заходить на эту площадку, какие курсы захода опасны - расскажу при ближайшей встрече.
ЗЫ Сам я ни разу не садился сверху в Ходосовке - не случалось совпадения моего желания, спокойной погоды и отсутствия толпы парапланов на площадке. Да и наслышан много про опасности верхней посадки на тот старт.
Сам видел только пару раз посадки там, обе в исполнении мастеров.
А теперь вот учлёты в этом деле обскакали :)

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 18:31
by KIPISH
asterix20 wrote:Повышенный пульс на посадке - это нормально :) Вброс адреналина, сбор организма это все ок.
Попробуй разогнаться с места или что-то быстро сделать/среагировать расслабившись в кресле. Ничего не получится.
Не надо сваливать все в одну кучу.
Повышенного пульса может не быть разве что если транкволизаторами обжрался :)
Ну вообще то, на сколько я знаю, идеальная техника, в любом виде спорта, достигается как раз путем расслабления. Большинству пилотов, из тех что я знаю, на посадке не хватает простого анализа и собранности. А почему это происходит, я уже написал. Просто способы борьбы с этой проблемой у всех разные. А кто то об этом даже и не задумывается и все время тупит.
-tyt-- wrote:Я говорил о том, что посадка сверху - это хорошая проверка психики перед маршрутным полётом.
Что тут, что там нужна одинаково правильная психика.

Вообще, по идее, критерием допуска, к маршрутным, да и вообще полетам, является инструктор. Решил он допустить пилота к каким либо видам полета, значит считает его готовым. На сколько прав он или нет, это уже другой разговор. Опять же, кого ты собираешься допускать? Кого то, кто первый раз приехал к тебе на горку, а ты не в курсе, что за пилот, кто его учил и т.д. и т.п. В таком случае критерий посадки на гору будет не совсем правильным, т.к. человек мог никогда в жизни этого не делать и его надо доучить, дорассказать и бла.. бла... бла...
Допускать своих пилотов? тут возвращаемся к пункту 1. допуск инструктором. Ты инструктор, твои критерии.
Вообще, посадка сверху, как мне кажется, не самая удачная идея, для допуска к маршрутным полетам. Самое важное, что бы, еще с самого старта, пилот мог оценивать место своей посадки, глайд крыла и садился безопасно. Если он это умеет делать, то можно идти на маршрут, т.к. о посадке он думать будет все время и если что, сядет в безопасном месте. А вот как он это сделает, это уже другой разговор.

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 19:28
by Чалдон
вот у меня вопрос: а что, посадка это так сложно? хоть к подножию, хоть на гору? чего там пульсу биться?

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 19:56
by chuffed88
А почему именно посадка сверху? У вас много мест, где посадки есть только на горе и их нет внизу? Мне кажется достаточно безопасно садиться в круг радиусом 20 м, если посадочные площадки узкие. Там пилот и расчитывает свою глиссаду, и учитывает ветер, и делает все остальное необходимое. Обычно во время маршрутных полетов используют каждый метр для поиска потоков и садятся внизу.

Также все, что ни делай не является гарантом того, что учлет никогда не затупит. От состояния в конкретный день зависит.

В целом согласна со Стасом.

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 20:05
by Олег из Саратова
KIPISH wrote:Вообще, посадка сверху, как мне кажется, не самая удачная идея, для допуска к маршрутным полетам. Самое важное, что бы, еще с самого старта, пилот мог оценивать место своей посадки, глайд крыла и садился безопасно. Если он это умеет делать, то можно идти на маршрут, т.к. о посадке он думать будет все время и если что, сядет в безопасном месте. А вот как он это сделает, это уже другой разговор.
Посадка на верху - фигня. В нашем клубе в 80-х был один критерий оценки подготовки пилота под названием "полёт через овраг". Сверху смотришь, вроде, чего там лететь. А вот когда вылетаешь за точку невозврата ещё нет уверенности, что перелетишь. Запаникуешь, начнёшь метаться - сядешь на лес. На атласоиде нужно очень чётко выдерживать наивыгоднейший режим, чтобы перетянуть. Над крайним деревом пролетаешь на высоте всего в пару метров и надо иметь не только крепкие нервы, но и чётко чувствовать свой аппарат. Я перелетел с первого раза, а одного более опытного пилота снимали с деревьев два раза.
Если пилот решается на такой перелёт, он сам считает себя готовым. Если перелетает - готовым его считают уже все остальные.

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 20:11
by chuffed88
Олег, что-то слишком экстремально для учлета...

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 20:22
by Чалдон
смешной критерий)

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 20:35
by KIPISH
Чалдон wrote:вот у меня вопрос: а что, посадка это так сложно? хоть к подножию, хоть на гору? чего там пульсу биться?
А ты попробуй полетать НЕ на малибу, а на нормальном спортивном крыле, и где нибудь, где по мнению многих, сложные посадки, тогда узнаешь, что бьется, где, и когда. Ну и маршрут желательно по глубже в горах и часа так на 3-4 , что бы ноги затекли, руки устали, хотелось пить и есть, а посадка ограничена, но не так как ты считаешь ограниченной, а раза в 3-4, а жара градусов 35 по цельсию, а ты всю дорогу по низам летел, не выше 1500 над рельефом, в свитере и куртке, и провода были со стороны глайда, а с другой стороны лесополоса.
Шучу конечно))) Однако такие случаи действительно случаются, но там пульс не поднимется, сил не хватит)))
Как я уже говорил, у многих пилотов начинается мандраж перед посадкой.
Олег из Саратова wrote: Посадка на верху - фигня. В нашем клубе в 80-х был один критерий оценки подготовки пилота под названием "полёт через овраг". Сверху смотришь, вроде, чего там лететь. А вот когда вылетаешь за точку невозврата ещё нет уверенности, что перелетишь. Запаникуешь, начнёшь метаться - сядешь на лес. На атласоиде нужно очень чётко выдерживать наивыгоднейший режим, чтобы перетянуть. Над крайним деревом пролетаешь на высоте всего в пару метров и надо иметь не только крепкие нервы, но и чётко чувствовать свой аппарат. Я перелетел с первого раза, а одного более опытного пилота снимали с деревьев два раза.
Если пилот решается на такой перелёт, он сам считает себя готовым. Если перелетает - готовым его считают уже все остальные.
Выживали видимо не многие)))

Re: Допуск к маршрутным полётам

Posted: 15 Feb 2018 22:18
by birukobu
Не могу понять, а зачем вообще какой-то допуск... Можешь улететь - лети. Иначе никогда не улетишь. Чтобы научиться летать маршруты надо много летать маршруты, КМК. Сколько в теории не изучай обработку потоков, посадку на неподготовленную площадку, толку не будет. Только улёт от родимого склона даст необходимые навыки. Ну и надо выбирать правильные места, где старты простые, посадок полно, погода классаная. Например - в Грайфенбурге или Пинзгау. Но не в Джемоне, не в Бассано. МонтеКукка тоже годное место (если не северный старт). Стартовал, набрал улетел. Сколько пролетел - все твое. В следующий раз будет больше. И никаких допусков. Умеешь летать кругами? - ВпередЪ!