Шквал

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Tehnik
Posts:561
Joined:04 Dec 2012 17:21
Location:Ростов-на-Дону
Re: Шквал

Post by Tehnik » 16 Oct 2016 20:26

Однажды, прощелкал шквал, некогда было привязывать самолет, пришлось висеть на подкосе, и поворачивать его нужным боком к ветру. Когда шквал прошел, я не смог разжать пальцы, зубами их отрывал от подкоса, спазм мышц. Самолет спас, но оказаться в воздухе не хотелось в такую погоду. Однозначно разрушится дельтаплан, и остаться целым не получится.
В детстве, очень мечтал стать взрослым, так и не сбылось.

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Шквал

Post by potapovich62 » 17 Oct 2016 09:28

Под грозу конечно не хотел бы попасть.А вот в преддождевой шквал попадали как-то на соревнованиях.В воздухе было штук 10 дельтов.Когла главсудья выложил крест,многие приземлились.Но были и такие кто не увидел знак.Осталось человек 5 в воздухе.Когда пошел шквал,начали выпаривать стога сена.Сильно дергало в воздухе,но поскольку в-основном висели невысоко,все пошли на посадку против очень сильного ветра и нормально приземлились.Лично я крутил +4 м\с и жалко было бросать,но после того как два раза парус хлопнуло в спирали так что спиной почти стукался об килевую-понял что жизнь дороже результатов и ушел из потока.Слава богу,поток оказался не беспредельным и с высоты 400 метров удалось таки снизится до земли.Снижался носом против ветра и несмотря на большую тряску до 100 метров,штаны остались сухими.Ну а ниже просто снижался на Спорт-15 на зажатой ручке хвостом вперед.Уже сильно не трясло,т.к.местность со стороны ветра была ровная и на высоте около 3-х метров дельт перестал пятиться и даже при приземлении немного пошел вперед.Так что коли хочешь выжить-чудеса творишь,главное не паниковать.

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 17 Oct 2016 10:37

О! Истину глаголешь! Когда творишь чудеса, главное--не паниковать! Усё отстираецца! :D

barvinsky
Posts:582
Joined:16 Nov 2008 18:09
Location:Челябинск
Contact:

Re: Шквал

Post by barvinsky » 19 Oct 2016 16:55

Имхо действительно сильный шквал это редчайшее явление, обычно просто крепкий ветер. Собрать дельт тяжело, уезжает на спидбаре, это да. В воздухе норм, с чего там сильной турбулентности взятся? Ровный сильный ламинарный поток и все. Улететь от него на равнине как нефиг делать, опять же. Это ведь локальное явление. Если ппм там не стоит, конечно. ))

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Шквал

Post by potapovich62 » 20 Oct 2016 06:15

Спорить с чемпионом сложно-таки явно опыта у него поболее.Ну таки немного опишу третий случай.Это было у вас в Аскарово.В тот день сдуло за гору Маевского кажется- с летальным исходом.В это время я находился в воздухе выше всех и как бы наблюдал всю картину.Уж не помню как называется деревня перед горой со стороны лагеря в примерно 8 км.Свободный день в соревнованиях.При полетах со стороны этой деревни стала видна пелена дождя,двигающаяся к горе.Я понимал тогда,что перед дождем будет шквал возможно.Но область дождя была ограничена по ширине и со стороны Аскарово была область с чистым небом.И я поняв что есть путь к отступлению,решил попробовать выпарить на грани шквала-ведь там сосет.Помаленьку набирал высоту чуть дальше Свердловского кажется старта.Видел как толпа ломанулась на посадку.Догадался что садятся до шквала.Уже было метров 300-400 над горой, приблизилась пелена к лагерю.Стало потряхивать-терпимо.Решил также пойти в сторону лагеря.Дельт нормально шел против ветра,но высота росла всю дорогу-+ 0.5-1 м\с подъем на зажатой ручке.Понял что в этом подъеме можно улетать,решил что задача выполнена,но улетать не стал,т.к.ни денег,ни желания тащить обратно дельт не было и решил садиться,хотя понимал что будет непросто.Т.к.на открытом пространстве перед лагерем поднимало,ушел в зону роторов-за свердловский старт.И действительно нашел где можно сбросить высоту.И хотя там таки шмотало,но высота падала.Чтобы не сдуло,спускался на уровне дороги как раз в зоне роторов.Ну а когда высота упала ниже 100 метров,помаленьку сместился к горе на небольшой бугор выше лагеря и на нем долетел поближе к лагерю.Ветер внизу был такой что дельт с зажатой ручкой сдувало,но уже не шмотало.Перед землей дельт остановился и на зажатой ручке коснулся земли чуть за бугром.Долго стоял держа за килевую и передние троса,пока не подошел товарищ и не помог отцепиться.Позже узнал что одного пилота сдуло за гору и он погиб,хотя улетел за гору через зону роторов и разбился спикировав с высоты около 4-х метров.Т.к. подвеска была не расстегнута и поэтому не встретил землю ногами.Таки видел сверху одного пилота чуть перед горой,пытавшегося сбросить высоту с помощью" кленового листа".Возможно это был он.Это было перед тем как я пошел против ветра в сторону лагеря.

barvinsky
Posts:582
Joined:16 Nov 2008 18:09
Location:Челябинск
Contact:

Re: Шквал

Post by barvinsky » 20 Oct 2016 06:58

Понял что в этом подъеме можно улетать,решил что задача выполнена,но улетать не стал,т.к.ни денег,ни желания тащить обратно дельт не было и решил садиться,хотя понимал что будет непросто.
Вот он и ответ. Улететь можно? Можно. Но если приходится садится в шквал, то конечно неприятно. И конечно же он опасен в горной местности при посадке в роторе от него. Но тут уже не сам шквал виноват а ротор, который и без шквалов всяких очень опасен.

User avatar
Vaik
Posts:192
Joined:02 Feb 2012 16:38
Location:Заречный.
Contact:

Re: Шквал

Post by Vaik » 20 Oct 2016 12:33

IMG_20161020_140302.jpg


Паузу выдержал. Попробую ответить максимально кратко и понятно. Сам же получил ответ на этот вопрос только спустя 2 года после событий в курае, из лекции Парапаши. (Это один из лучших инструкторов у парапланеристов в России)

Итак картинка первая. Формирование обычной (внутримассовой) грозы, еще их называют локальные.
Слабый фоновый ветер, допустим почти штиль. 1-3 Растушее кучевое облако. Будет статично без движения до момента пока нисходящий поток не дойдет до поверхности земли. Облако как бы привязано к термику который его питает. Можно наблюдать виргу.
4. Как только нисходящий холодный воздух дойдет до земли он ударясь о поверность начнет отрывать теплый слой прогретого воздуха и расползаться по земле. Это и есть шквал. Он же задаст направление грозе.

Обычно грозы движутся против ветра, но могут и менять направление. Например большое поле справа и гроза пойдет направо. Откуда подпитка теплым водухом.

Шквал обычно высотой 300-400 метров, длина идушего шквала 1-3 км от облака. В эту зону попадать нельзя. Только молиться и расчитывать на везение. Выше 300-400 метров идет зона подъема. Нужно выкручивать но не заходть под полку облака, тем более под ее эпицентр. Там может быть + 15-20 если попали туда вы Ева Вишнерска.

Рисунок 2. Подкрутили наюрали высоту куда дальше? Цитирую "Нельзя идти под грозу или в грозовой вал. Если грозы или вал тянутся сплошной цепью, выход один: уйти подальше и при их быстром смещении произвести посадку и принять меры по сохранности планера."

Рисунок 2 нуно валить по стрелочкам. Получается против ветра или в бок. Не вперед перед облаком, ни под облако. Парапланы (опытные) спокойно уходят от локальных гроз.

User avatar
Vaik
Posts:192
Joined:02 Feb 2012 16:38
Location:Заречный.
Contact:

Re: Шквал

Post by Vaik » 20 Oct 2016 12:46

IMG_20161020_144303.jpg
Рисунок три. допустим мы на маршруте. попали под облако, большое и темное. грозовое.
начался стабильный и широкий подъем , сырость и турбулентность, нужно валить на край его передний край,
В прицепи когда мы оказались под любым облаком нужно выходить на его край.
Можно подкручивать, протягивать от облака, снова подручивать. Рекордные полеты на планерах ставили по грозовым фронтам. как раз в этой самой зоне подъема перед облаками. 1-2 км до облака.

Как вести себя в шквале. Скорость лучше не терять. В турбулентных местах лететь на чуть поджатой ручке. Если кому интересно почитать про курай дам ссылочку.
Last edited by Vaik on 20 Oct 2016 13:06, edited 1 time in total.

barvinsky
Posts:582
Joined:16 Nov 2008 18:09
Location:Челябинск
Contact:

Re: Шквал

Post by barvinsky » 20 Oct 2016 12:49

Шквал обычно высотой 300-400 метров, длина идушего шквала 1-3 км от облака. В эту зону попадать нельзя. Только молиться и расчитывать на везение.
Слушай Ваня ну звучит очень страшно, но неужели ты не летал в Аскарово перед грозой? По-моему я при тебе улетал по весьма растущей погоде? А в этом году сгрузился в начале предгрозового шквала (если это усиление можно так назвать ) ), уже все небо закрывала туча и погромыхивало. В воздухе было комфортно, но дуло вдоль горы. Сел да и все. Ты делай поправку на то что молится и рассчитывать на везение относится к парапентосам, с их неустойчивостью к сложениям и мизерным скоростям.

Опять же +15. Выглядит страшно? Страшно. Но на большой скорости комбат дает около -10 снижения, т.е. останется тебе всего +5 набора. Облако имеет размеры километров 5 в длину, на скорости 130-140 километров в час ты его проскакиваешь за 2-3 минуты, это 120-180 секунд подъема или 600-900 метров набранных. Если ты туда залез не под базой, то времени на удирание за глаза, из любой точки.

А вот последний рисунок все правильно и показывает )

barvinsky
Posts:582
Joined:16 Nov 2008 18:09
Location:Челябинск
Contact:

Re: Шквал

Post by barvinsky » 20 Oct 2016 13:00

Не касаясь экстраординарных погодных явлений! На мой взгляд засасывание в грозу и вообще в облако опасно при позднем зажигании у пилота, когда он сначала выкрутил почти под базу, и только там сообразил что происходит что-то не то. Или если он сам лезет прямым курсом в грозовой вал, например. Если это локальная грозень висит, то можно летать бочком и по кругу как угодно, следя за запасом высоты до её базы. Очень часто к моменту начала ворчаний и громыханий там уже все скисает и особо нигде и не поднимает-то. Шквалы тоже крайне редко бывают действительно опасной силы, чаще всего это просто сильный ветер, в который можно сесть более или менее безопасно. Опасно быть им настигнутым в неудобном рельефе, где не рассчитывал встретить ротор а он есть :-) Опасно что он может усилить фоновый ветер, если тот и без того на пределе.

User avatar
Vaik
Posts:192
Joined:02 Feb 2012 16:38
Location:Заречный.
Contact:

Re: Шквал

Post by Vaik » 20 Oct 2016 13:17

Практический опыт курая: не сможешь ты в турбуляку поставить -10 на зажатой ручке. Развернет и поставит еще больше.
И вопрос был что делать если ты попал в шквал. Ответ выше ))

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Шквал

Post by potapovich62 » 20 Oct 2016 13:31

Не спорю,3 случая немного различались.Но и общее было.Это сосалово в начале шквалов,это болтанка от 100 до 400 метров-тем сильнее,чем мощнее дождь или гроза следующая за ним.Напомню что в первом случае,описанном в байках-удирать на из этой зоны начал с 500 метров.И несмотря на это при почти всю дорогу зажатой до максимума ручке-набрал 1600 метров перед тем как выскочить из-под тучи.При этом со стороны ветра и с одного боку громыхало и уход начался когда уже капало.Там кидало неподетски еще на 300 метрах от рельефа.Два остальных был просто дождь-без грозы.Бывает и насухую шквалы налетают.И лишь в Аскарово болтанка на высоте была как-то связана с рельефом.Но там где из-за рельефа должно выло долбать по-максимуму в Аскарово-таки как-то поменьше долбило-просто сильный ветер.Курайский случай как раз из случаев быстродвижущегося фронта,потому именно его тогда описал.И именно из-за быстроты начинается он неожиданно.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Шквал

Post by faiwer » 20 Oct 2016 15:22

Valk wrote:Если кому интересно почитать про курай дам ссылочку.
Давай, давай. Интересно.
barvinsky wrote:на скорости 130-140 километров
Ну это ты загнул, конечно. Ты посчитай пилотов, которые вообще в состоянии летать на своём крыле на такой скорости. У многих начнётся эпичная раскачка (кто сам раскачает, а у кого крыло настройки требует). Тем же самым мачтовым хорошо если сотню удастся выжать. К тому же если при этом будет швырять, то о 130 км\ч придётся и вовсе забыть. Про -10 я тоже вот сильно засомневался. Ты это серьёзно? Или ты пиковое снижение назвал?
barvinsky wrote:т.е. останется тебе всего +5 набора
Ерунда какая, и не говори ;)

User avatar
Vaik
Posts:192
Joined:02 Feb 2012 16:38
Location:Заречный.
Contact:

Re: Шквал

Post by Vaik » 20 Oct 2016 15:38

http://www.deltazar.ru/node/3839

Вот видео Кирила Смоленского. Атсоферно немножко. Тот парик которого я ловил на посадке в чуйке.
я Был пот тут в начале горла строил заход на посадку. https://www.youtube.com/watch?v=0Xq1Lpggv3A

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 20 Oct 2016 18:19

"Болтает или не болтает в шквале, шквал это просто сильный ветер". Потапович говорил, а также из Ваниной картинки видно: ветер шквала и воздух под который он подтекает движутся в разных направлениях. Поэтому вполне логично, что у земли будет просто сильный ветер на ровном поле, а вот на высоте 100 - 400 м будет турбулентность.
Да и на земле от одной только лесополосы ротор будет очень далеким, и не просто ротор, а волна (с подъемами и минусами).

Post Reply