Шквал

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
A.M.
Posts:463
Joined:19 Nov 2008 11:45
Location:Антарктида
Re: Шквал

Post by A.M. » 14 Oct 2016 14:33

Я попадал, на высоте 400-500 метров. Мгновенная турбула, затем холодный ламинарный воздух и хвостом вперед до земли. Еще 5 минут стоял по аппаратом, отцепиться не мог.
...shit happens...

User avatar
ANT
Posts:90
Joined:17 Nov 2008 10:38
Location:Харьковский Авиационный институт
Contact:

Re: Шквал

Post by ANT » 14 Oct 2016 14:42

faiwer wrote:В последнее время часто задумываюсь об опасных условиях полёта, их предотвращении...
Понравилась постановка вопроса, особенно о методах предотвращения. Где то на просторах интернета натыкался на классификацию пилотов, где хомо-пилотус максимальной продвинутости подстраивает погодные условия под свои цели и пожелания.

Мне как то везло. Успевал приземляться до. И потом 15 – 20 минут стоял изо всех сил стараясь удержать аппарат. При-чём удержать аппарат стоя под аппаратом в трапеции оказалось не реально – спидбар просто уползает вперёд и аппарат задирает угол, при этом гребёт перед собой слой вспаханного грунта (дело было по весне на поле) как плуг или бульдозер. Дельтаплан получается удержать только как коня под уздцы – за передние троса.

Выполнять в шквале посадку, мне трудно себе представить как при этом удержать управляемость. Разве что такое невезение должно счастливо совпасть с редким везением – вы где то посреди бескрайней и совершенно плоской степи, и поток до ужаса ламинарный. Но бывает ли так? Я лично сомневаюсь.

Уходить от шквала.
Шквал он тем и характерен, что движется сильно быстрее чем общее движение атмосферы. Для наблюдателя находящегося на земле может быть характерно следующее высказывание: Дул лёгкий ветерок (ну может не совсем лёгкий) и вдруг ВНЕЗАПНО налетел шквал. То есть перед шквалом ветер не такой уж и сильный. Из этого следует не утешительный вывод: если вы находясь на значительной высоте увидели шквал, и пытаетесь убежать от него по ветру, то вы то ещё находитесь в зоне умеренных скоростей движения окружающей атмосферы, а шквал, который движется сильно быстрее с большой вероятностью Вас успешно догонит. А вы на эту гонку растратите весь запас высоты, и скорее всего будите вынуждены садиться в наиболее неблагоприятных условиях.
Мне кажется, что в такой ситуации можно разве что надеяться на локальность шквала. Имея виду эту локальность, имеет мысль убегать именно в бок (к ближайшему краю) на земле иногда бывает, видна пыль, или к ближайшему краю облачной структуры над шквалом. Ну и молиться, что вы успеете выскочить из зоны в бок.
На счёт прорыва сквозь шквал, под тучу. Ну не знаю, мне туда очень не хотелось. Тёмно чёрно сизая стенка с клубящимися вверху тучами. Бр-р-р. Что при этом было хорошо, так это то, что перед этой стенкой действительно основательно сосёт вверх, и уходить по ветру и в бок на основательно поджатом спидбаре довольно далеко получалось почти без снижения.

А вообще.
Вспоминается отличие между умным и мудрым.
Умный человек (в нашем случае хорошо тренированный и грамотный пилот) легко и уверенно находит выход из трудных жизненных, ну стало быть и лётных ситуаций.
А мудрый в трудные ситуации не попадает.

Будьте осмотрительны на земле и воздухе. Развитие погоды обычно видно. В зависимости от времени суток и места полётов имеет смысл принимать решения с оглядкой на развитие погодной ситуации на полчаса – час вперёд.
В этом мире нет ничего невозможного, но есть вещи очень хлопотные.

User avatar
Andrew
Posts:2678
Joined:21 Nov 2008 02:45
Location:Россия

Re: Шквал

Post by Andrew » 14 Oct 2016 15:25





Приземлился за 10 минут до шквала, прилетел как раз с той стороны которую снимаю во втором видео...
Между первым и вторым видео 3-4 минуты прошло...
Рыжая фигня в атмосфере - пыль с поля...
Все легко прогнозируется, главное заметить признаки вовремя и не пренебрегать...
Однажды приземлялся в шквал на МДП и однажды на ДП все и всё цело, но больше не хочется...
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 14 Oct 2016 15:40

Urry wrote:Женя, объясни, почему он хуже будет управляться? Летишь в потоке, потоком же и сносишься перпендикулярно направлению своего полёта. Но сносишься относительно земли, а не воздуха. Просто путевая вбок будет больше, чем вперёд. Ну а брать упреждение на угол сноса-- это остановка и ожидание прихода максимальной мощности. А будет колбасить обычно, только воздействия на аппарат гораздо сильнее. Главное не допустить такой скорости, на которой перегрузка станет разрушающей, то бишь Vmo, если не подводит память. Но вот как это сделать? Надо и ломиться, и одновременно не превысить порог по перегрузке.
Объясняю: вы летите не в ровном воздухе. Относительно воздуха вы перемещаетесь,а значит иногда сбоку будут приходить порывы, причем как воздуха с большей скоростью, так и вертикальные. Ну вертикальные они конечно везде, но если основное направление в шквале одно, то значит и порывы ветра будут призодить тоже с одной стороны. А движение относительно земли в данном случае не причем... но может я и ошибаюсь и воздух там двигается настолько хаотично, что нет никакого "основного направления ветра" с порывами в более не менее одном направлении, правда тогда бы не было и самого шквала... все это все равно теория.

Pashka
Posts:36
Joined:16 Mar 2014 21:19

Re: Шквал

Post by Pashka » 14 Oct 2016 17:10

http://kaputsin.com/14088
Это к объяснению Urry.
Довольно наглядно по воде видно куда и как двигаются массы

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Шквал

Post by s2sa » 14 Oct 2016 17:50

Pashka wrote:http://kaputsin.com/14088
Это к объяснению Urry.
Довольно наглядно по воде видно куда и как двигаются массы
При попадании в такой шквал очень важно думать о перпендикулярности полета к направлению движения воздушных масс и измерять уровень турбулентности относительно горизонтальной составляющей ...... :)

Pashka
Posts:36
Joined:16 Mar 2014 21:19

Re: Шквал

Post by Pashka » 14 Oct 2016 17:59

при попадании в такой шквал думать уже не надо...

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Шквал

Post by potapovich62 » 14 Oct 2016 19:30

Попадал в шквалы несколько раз.Чтобы не повторяться-описывал немного в Байках от потапыча.Попадание в шквал-очень жесткое испытание,сродни подветренному ротору.Как я себе понимаю-шквалы часто возникают при очень быстро двигающемся холодном фронте,к который поднимает перед собой теплый воздух очень бурно,примерно как вода в кипящей кастрюле.Лететь в такой каше очень сложно.Есть особенности.Часто перед приходом шквала тебя неожиданно начинает кидать там где и не ждешь.Если при этом видишь надвигающийся дождь или тем паче грозу,надо срочно валить отсюда.Лучше по ветру если есть куда.Если некуда,то все равно лучше по ветру.Перед шквалом обычно сосет и здесь опасность,что засосет в тучу.Драпать лучше на полной скорости,т.к.и зона шквала двигается очень быстро.Самая болтанка у меня была на высотах 100-400 метров,уж не знаю почему.Выше просто сильно сосет,ниже очень сильный ветер.Настолько что дельт почти всегда двигается хвостом вперед.При этом если на земле есть турбулезаторы(холмы,лес),то они естественно создают броски на уровне подветренного ротора.От 100 до 400 м купол часто хлопает и сильные воздействия по кренам,после которых часто тут же следуют воздействия в обратную сторону.Из-за чего легко раскачать дельт.Потому усилия по исправлению должны быть выверены:сначала большие,затем не дожидаясь исправления кренов усилие надо ослаблять,чтобы не вогнать в еще больший крен в обратную сторону.Т.е.излишне не дергаться.При крепких нервах вполне можно выкрутиться.При посадке после шквала никаких отдач ручки-просто касаешься земли и по-возможности пытаешься взять под узду за передние троса или килевую спереди.Пока не пройдет шквал,положить дельт не получится.Идти боком к грозе я бы не рекомендовал,т.к.скорость ветра в воздухе резко меняется,а это при боковом ветре будет приводить к пике в крене.Пройти вперед через шквал интуиция подсказывает что возможно,т.к.шквалы обычно недолговечны по времени.Но вот пробовать это как-то не хочется-уж больно грозная картина с этой стороны и очень сильный будет ветер.Пытаться встать в очень крутую спираль-может быть,но тут я чисто теоретик и думаю что сосать будет даже в очень большом крене.Из опытных кто попадал в шквал или песчаную бурю-при первых признаках стараются удрать и побыстрее приземлиться.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 14 Oct 2016 21:48

Про идти в сторону грозы и высыпаться с дождем говорили, что это имеет смысл тогда, когда свалить уже не получается. Уже нечего бояться этой темени. Убегая по ветру вы замедляете свой подход к зоне нисходняков и значит увеличиваете время воздействия восходняков. И до потери сознания на высоте можете так и не успеть ни свалить от грозы, ни дождаться нисходняков...
И если нужно снизиться, то нельзя стоять долго в одной спирали, какой бы крутой она ни была!

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 15 Oct 2016 00:23

Женя, какая теория. Ты понаблюдай, как гроза образуется. Мне часто приходится с этим сталкиваться. Когда идёт переразвитие-- много маленьких кучёвок сливаются в одну, потом таких образуется несколько, потом они сливаются межсобой в один большой столб, и когда столб достигает тропопаузы макухой, тут и начинается вся катавасия. Какое там направление,хз. Там всё чёрное. И град вдобавок часто имеется. Вот видео клёвое! И potapovich62 -- написал, что лучше и не скажешь. Тут примечательно, что перед шквалом ветер стихает. Это эффект подноса. Стоя на старте, перед приходом потока снизу горы, можно ощутить, что ветер поменялся и начал дуть с горки вниз. Это поток подходит. Он сосёт воздух вверх и если достаточно мощный, то вокруг себя меняет направление движения воздуха, подсасывая внутрь. Вот явление неожиданной перемены ветра и появление тёмной стены на горизонте должно служить сигналом для экстренной посадки или улёта в противоположную от стены сторону. Вот и всё.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 15 Oct 2016 08:11

Юрий, я честно говоря немного устала уже объяснять. Потапович тоже написал, что боком к грозе управлять дельтом еще сложнее. И вы правильно написали, что шквал - это мясорубка. Нет там спокойного воздуха, вместе с которым дельт летит боком только относительно земли, а относительно воздуха он летит вперед. Там есть порывы ветра, а это значит может поддуть под крыло. Общее направление ветра одно, и поскольку воздух - это единая неразрывная масса, то и порывы ЧАЩЕ будут приходить с одной стороны, хотя они будут со всех 6 сторон.

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 15 Oct 2016 18:10

Вот, а я объясняю, что в шквале, внутри, всё несётся по кругу, а снаружи-- радиально. Если находишься на запад от эпицентра--дует с востока, на север--с юга и тд. Просто в тыловой части опасные явления( болтанка) исчезнут быстрее, выйти оттуда легче, в смысле быстрее по времени, так как улетаешь по ветру, а в тыловой части это противоположно направлению движения грозового облака. Да короче, давайте закончим переливать из пустого в порожнее. Есть куда более интересные темы,например: как дотянуть до края леса, если ты над ним и ветер в харю, и почти заперло. Лучше боком,аль нет? :fly: :popcorn:

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 15 Oct 2016 18:45

Да вот наобсуждали уже про боком и лес. Теперь давайте про боком и грозу))) мне кажется тема аналогичная- может усосать нафиг в грозу, но мы так боимся турбулентности, что предпочтем лететь спокойнее боком, чем удирать от грозы)))

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Шквал

Post by potapovich62 » 16 Oct 2016 05:50

Есть кстати еще одна деталь.Это собственно молнии.Один раз шквал застал на горе с дельтапланом в нескольких метрах от вершины.Единственное что успел-развернуть дельтаплан носом к ветру.Положить времени уже не хватило.Ветер был около 25-35 м\с и наклонить дельт чтобы отцепить троса значило раздавить дельт.Так и стоял всю грозу с дельтом под узду.Хорошо что сзади на горе был тригопункт-пика,торчащая вверх.Ведь мачтовый дельт тоже с пикой наверху,которая может вызвать встречный разряд навстречу молнии.Так вот молний было много и некоторые били достаточно близко.Повезло что не в дельт.А если бы приземлился на равнине?Шанс что при таком раскладе попало бы в дельт-очень большой.В рассказе про австрийскую парапланеристку,которую усосало на 10000 м,было упоминание про еще одного парапланериста из Китая,которого убило ударом молнии внутри облака.

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 16 Oct 2016 16:15

Вопшэ, когда сосать начало, это почти кирдык. Меня сразу подмывает сказать, что надо перерезать подвесной фал и запаску открывать на метрах ста или чуть ниже... хотя при должном упорстве и терпении на спортивном крыле уйти можно. Сегодня немного повисел в передоз в динамике. Ветер рваный. То 6, то 13м/с, а может, чуть больше. Неудобно рулить когда спидбар на поясе. Но это площадь большая. 17 квадратов. Товарищ на Комбате тоже быстро сгорел. Колбасня выматывает здорово, устаёшь даже за 5-7 минут. А иногда кренит так, что кажется, уже ничто не поможет выйти из положения, но дорогу осилит идущий! А иногда в раскачку попадал, тоже весело. Ну, тоже опыт... :twiddle:

Post Reply