Шквал

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty
Шквал

Post by faiwer » 13 Oct 2016 19:52

В последнее время часто задумываюсь об опасных условиях полёта, их предотвращении, о методах решения ситуации если в них попал, ну и т.д.. Так вот.

Шквал

Проследил пылевой валик на земле ― умчал на посадку в обратную сторону. После посадки максимально быстро отцепился и попытался как-нибудь обезопасить крыло от внезапного мощного ветра. Это понятно. А вот скажем, если проворонил этот момент? И шквал достиг тебя превышении в 1000-1500 м. Что делать? Чем грозит? А чем не грозит?

Насколько я понимаю, шквал опасен не сколько силой ветра, сколько мощной турбулентностью и порывами ветра. С турбулентностью всё более-менее ясно ― она есть, единственное решение ― держать сильно повышенную скорость, иметь сброшенный полистпаст и быть готовым к выбросу запаски. А чем вредны порывы ветра? Насколько я понимаю, тем что воздушная скорость будет скакать как сумасшедшая, и, даже при хорошем резерве воздушной скорости, она может внезапно обнулиться или даже стать отрицательной. Скажем если закончится порыв силой в 20 м\с затишьем в 5 м\с. А это здравствуй срыв и привет кувырок. Со всеми вытекающими. Всё верно?

Какие есть варианты? Вроде как основной ― развернуться и пилить по ветру. Мчать до посадки на достаточно большой скорости (сохраняя приемлемое управление и устойчивость крыла, т.е. без вытянутого полистпаста). Попутно отрабатывая всю термозу и все скачки воздушной скорости. Обогнав же шквал, продолжать ломиться от него, присматривая все допустимые посадки. Обязательно учитывая, что ротора будет просто неадекватными, вплоть до километра+ длинной. Незавидная участь, однако.

Можно ли отвисеться у какого-нибудь подходящего склона в динамике, пока ветер не пройдёт? Как мне разъяснил Игорь Охрименко на ЧР, в таком динамике удержаться и не убиться будет непросто. Т.е. отпадает.

Правильно ли я себе в целом представляю картинку?

Ещё вопрос. А что если полететь строго перпендикулярно ветру? Под 90 градусов. В этом направлении эта составляющая воздушной скорости не должна сильно прыгать. Но прыгать в перпендикулярном останется. Чем это грозит? Боковым кувырком ака у Вульфи? Или максимум поразворачивает по или против ветра?

Опять же вопрос. А если скручивать в тугой спирали? Лучше ли это, нежели сваливать (напомню, по условию задачи, вы УЖЕ в шквале, а не "шквал скоро придёт")?

Вроде осень. Можно начинать холивары :D

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Шквал

Post by s2sa » 13 Oct 2016 21:33

faiwer wrote:В последнее время часто задумываюсь об опасных условиях полёта, их предотвращении, о методах решения ситуации если в них попал, ну и т.д.. Так вот.
Зайди на параплан.ру и почитай(разбор от "теоретика") про Курай 2014 - вопросы отпадут и фантазии тоже. В тот печальный день дельты также попали в замес. Думаю, что разбор от участников более полезен, чем фантазии от теоретиков.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 13 Oct 2016 21:53

Про полиспаст может от аппарата зависит. На моем швыряет гораздо сильнее без полиспаста. На полностью вытянутом крыло реагирует на турбуляку медленнее, но сложно исправлять быстро крена. Поэтому мне кажется лучше наполовину взвести.

Про перпендикулярно. Ветер вряд ли двигается ровными волнами, которые перпендикулярно менее заметны. Думаю все равно будет одинаково турбулентно, только большие плюса скорее придут. Но про перпендикулярно или по диагонали была у Пэгина картиночка, что это имеет смысл при грозе, которая и сама ориентирована по ветру (шквал и сильный подъем выраженнее с одной стороны). Ну то есть иногда быстрее вылететь вбок от направления грозы чем убегать по направлению ее движения.

И если я не ошибаюсь шквал он от нисходняков грозы, а перед ним область восходняков. То есть там не просто будет сильный ветер, но и начнет сосать.

Скручивать мне кажется имеет смысл когда ты уже низко или когда лететь некуда (например дальше город). И делать это тоже надо правильно - максимально затопить и менять крена до возникновения центробежной силы и заодно потемнения в глазах.
Дельт летит обычно быстрее скорости грозы (обычно не более 100 км/ч), но есть и исключения. Вот тогда мне кажется скручивать.

А вот если попал уже в грозу и неумолимо сосет вверх, то слышала, что иногда лучше лететь в центр грозы в сторону нисходняков и вывалиться с дождем, чем оттягивать этот момент и дольше подниматься в космос.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Шквал

Post by faiwer » 13 Oct 2016 22:12

s2sa, речь про этот топик? Ответов на свои вопросы я там не получил. Хотя, конечно, информация интересная. Из дельтов я слушал про тот день только от Вани. В общем пассаж про "вопросы отпадут" я не понял. Тема не смешная ни разу, а более чем серьёзная. И, ввиду этого, требует детального рассмотрения. Внятной инфы по шквалам в сети мне пока не попадалось. Кстати говоря разбора ситуации я там не увидел. Только описание ужасов шквала. Ничего про то, как нужно было себя вести и какие вообще были варианты.

chuffed88 про перпендикулярность. Тут мысль такая ― летя перпендикулярно, ты отдаёшь шквалу поперечную устойчивость на расстерзание, вместо продольной. Насколько это резонно - не знаю. Но мысль такая.
Дельт летит обычно быстрее скорости грозы (обычно не более 100 км/ч), но есть и исключения. Вот тогда мне кажется скручивать.
В Курае говорят про 30-40 м\с. Хотя это был не обычный шквал, а что-то невероятное. В любом случае, тут мне кажется не всё так просто. Динамика распространения усиления ветра... хз как работает. Вероятно как то это завязано на скорости звука, а скорость Маха выше 1000 км\ч. Нужно гуглить как это работает. И насколько реально убежать от шквала.

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Шквал

Post by s2sa » 13 Oct 2016 23:40

faiwer wrote:В общем пассаж про "вопросы отпадут" я не понял. Тема не смешная ни разу, а более чем серьёзная. И, ввиду этого, требует детального рассмотрения.
А что гибель людей может вызывать улыбку ?........
.....Детального рассмотрения ? Понятно, что тот кто подготовлен - вооружен, но видится мне , что это будут очень теоретические изыски далекие от реальности и вариантов развития событий - погода, рельеф, пилот(опыт, состояние физическое и эмоциональное), крыло и т.д. может быть бесконечное множество....и в реальных боевых условиях все пойдет далеко от теор. сценария. Тут безопаснее читать прогноз и перебздеть.....
P/S/ Посыл в конце вашего топика - вариант в шквале - самый интересный и самое подходящее молиться, как бы это смешно не звучало.
Last edited by s2sa on 14 Oct 2016 00:59, edited 1 time in total.

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Шквал

Post by s2sa » 13 Oct 2016 23:42

faiwer wrote: В Курае говорят про 30-40 м\с. Хотя это был не обычный шквал, а что-то невероятное.
Есть классификации шквалов ?

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 14 Oct 2016 04:11

В основном в шквале движение воздуха хаотичное. Главная струя летит вниз, потом ударяет в землю, а после -- в стороны,закручиваясь. Если кто в детстве пробовал набрать в ладошки придорожной пыли с горкой и уронить эту пыль с метра, она падает и после удара разлетается кольцом. Так нисходняки вертикалку имеют до 20м/с, и плюс в них бурлит всё, как в пене сразу после обрушившейся волны. По сути, законы механики в атмосфере. Конкретно--пендосы этому посвятили не одно десятилетие, метеорологи изобретали датчики, гонялись за грозой и торнадо, и тп и тд. Тема называется microbursts, если кому интересно. Теоретически--борись до последнего, главно шоб не кувыркнуло, потому что если с раскрытым парашютом попасть в зону подъёма--унесёт в тучу и там обледенение и кислорода на высоте ёк... а в нисходняке скорость парашюта -6, да ещё нисходняк -15, ну даже если -10, при подходе к поверхности при смене направления потока парашют раскачает, как маятник, отчего вертикалка никаким образом не загасится. Да, и в случае с неотцепленным дельтом спасаться в шквале на парашюте... Просто собери масштабную модель парашюта и подцепленного дельта, положи в воду и загрузи так, чтоб на дно опускалась. В момент, когда эта конструкция вся погрузится под поверхность, ладонью, помещённой ниже уровня модели, сделай энергичный гребок вниз, ко дну. И увидишь поведение парашюта с подвешенным дельтом и пилотом... погрешность есть-- вязкость гидросферы и атмосферы разная, ну, и ещё воздух сжимаем, а вода--нет. А так-- Гугл вам в помощь, "microbursts", там всё расписано. Картинку дорисуете сами в голове. Считаю, если уж попал, лети , куда видимость позволяет, шоб горизонт видно было, а парашют только тогда, когда дельт рассыпается или уже лететь не хочет. А если кверху пузом, но петля натянута и дельт рулится-- рули, как можешь и верь в себя, не складывай ручки, до тех пор, пока не вылезешь из передряги, ну, или пока всё не погаснет в глазах ( не дай боже).
Last edited by Urry on 14 Oct 2016 07:50, edited 1 time in total.

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 14 Oct 2016 04:15

Да, ещё:в центре воронки штиль, но попробуй, найди его, этот центр.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 14 Oct 2016 06:25

s2sa wrote:
faiwer wrote: В Курае говорят про 30-40 м\с. Хотя это был не обычный шквал, а что-то невероятное.
Есть классификации шквалов ?
Есть классификации гроз.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Шквал

Post by chuffed88 » 14 Oct 2016 06:31

Про лететь перпендикуярно ветру я тут подумала. Конечно с одной стороны устойчивость может поперечная и больше, но управляться так дельт будет еще хуже и мне кажется так хуже. Может как и с полиспастом лучше было бы нечно среднее, диагональ. Да к тому же от грозы улетать надо, а поперек ни разу не улетаешь. Наверное зависит от скорости грозы и конкретных условий.

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 14 Oct 2016 09:39

Женя, объясни, почему он хуже будет управляться? Летишь в потоке, потоком же и сносишься перпендикулярно направлению своего полёта. Но сносишься относительно земли, а не воздуха. Просто путевая вбок будет больше, чем вперёд. Ну а брать упреждение на угол сноса-- это остановка и ожидание прихода максимальной мощности. А будет колбасить обычно, только воздействия на аппарат гораздо сильнее. Главное не допустить такой скорости, на которой перегрузка станет разрушающей, то бишь Vmo, если не подводит память. Но вот как это сделать? Надо и ломиться, и одновременно не превысить порог по перегрузке.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Шквал

Post by faiwer » 14 Oct 2016 10:05

Хм. Если я правильно вас понял, то получается, что лететь перпендикулярно смысла примерно 0. Разве что если больше вообще некуда. Ибо, в таком случае, выходит, что внутри шквала турбулентность не имеет одного конкретного направления, а имеет хаотический характер. И тут как крыло не верти ― очередная плюха может придти с любой стороны. Выходит, что летя "боком", мы пытаемся пролететь весь шквал поперёк. А это может статься очень большим расстоянием. Хотя, если я правильно понял комментарии участников Курая, им так и пришлось лететь. Но я там не летал, и картинки где и что в голове не имею.

Выходит, что нужно лететь либо по направлению, либо против. Насколько я понимаю, против движения шквала ― десятки километров туч, которые его и породили? Или всё не так? А по направлению всё более-менее спокойно. Выходит, что выбора нет ― валим по направлению, пытаясь обогнать, затем удрать, а затем как-нибудь приземлиться?

А скручивать прямо в нём не целесообразно, т.к. скрутив в муках в -2 какие-то 500-600м можно внезапно наткнуться на +10 и за считанные секунды наверстать всё вспять?

syndicate13
Posts:865
Joined:04 Sep 2013 11:29
Contact:

Re: Шквал

Post by syndicate13 » 14 Oct 2016 10:27

Идите работайте)))

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 14 Oct 2016 10:29

Да я тоже там не был,( в шквале), но не раз пролетал рядом с СВ, и чем шире башня, тем лучше выражен эффект разворота ветра. По мере прохождения: сначала в морду, потом в бок, а потом в корму. Причём в корму самое неприятное-- провалы в истинной скорости и управление в некоторые моменты заметно хуже. По поводу ветра: много башен сливаются в одну, и получается один огромный пылесос ( термик) в центе поднимается, потом на высоте охлаждается и вываливается радиально наружу и сыпется вниз. По пути следования потоки встречных направлений соприкасаются и выхватывают куски друг у друга. Эти "куски" закручивает. Замечательно видны клубы дыма от большого костра. Почему он клубится, а не ровной струёй вверх идёт? Трение о соседний стоящий и более холодный воздух. Ну и вся эта тема ввиду образования барических систем начинает двигаться. Кроме того, благодаря вращению больших масс атмосферы, сама гроза движется. Там просто всё кружится и перемешивается. Как там определить направление ветра, я не понимаю. Обычно в эпицентре так называемый "глаз бури" , там тихо, но туда пробиться ещё надо...

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Шквал

Post by Urry » 14 Oct 2016 10:35

Пысы: турбулентность-- не имеет направления, она потому и турбулентность, потому что турбулит. Каламбур. Плюха снизу, рядом тут же-сверху, ну, боковые мы просто меньше ощущаем, а вот в морду и попу очень даже ощущаем, но не так критично, как перпендикулярно плоскости крыла.

Post Reply