Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Хрень полная. Никогда не заменит живого полёта и живой погоды и живого поведения аппарата.
Ну и живого инструктора тоже)))
Ну и живого инструктора тоже)))
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Было бы прикольно, если бы там можно было хотя бы маршруты летать. А так фигня полная. Почти то же, что учиться летать по книжке - без практики не научишься понимать крыло...
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Мобильный телефон тоже не заменит живого общения, так же как скайп, мессенджеры и т.д. , но это не повод называть их хренью и не использоватьТалгат wrote:Хрень полная. Никогда не заменит живого полёта и живой погоды и живого поведения аппарата.
Ну и живого инструктора тоже)))
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Вы понимаете , что такое VR ? Это хрень погружения в реальность, а написание симулятора это другое.....chuffed88 wrote:Было бы прикольно, если бы там можно было хотя бы маршруты летать. А так фигня полная. Почти то же, что учиться летать по книжке - без практики не научишься понимать крыло...
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
очевидно не понимаю... название темы "будущее обучения полетам"? вот и не понимаю, как по вашему ЭТО может помочь обучению. но чтобы понастольгировать зимой по летному сезону подойдет.
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Главная проблема симуляторов полёта, где виртуальный пилот располагается перед экраном, и рулит чисто визуально – отсутствие динамических нагрузок на организм пилота. При этом не важно, сидит курсант на попе на стуле, сидит на той же попе в кабине взрослого авиационного тренажёра, или вист в подвеске в трапеции стоящей посреди комнаты. Увы, нужно чётко понимать, что зрение лишь один из органов чувств работающих при пилотировании Л.А. Не менее важную роль играет наш вестибулярный аппарат, или можно сказать “жопомометр”. В литературе описан эксперимент, в котором бывалым лётчикам-испытателям перед тестовым полётом пятую точку накололи новокаином. После этого все бывалые пилоты выполнили приземление с грубыми “курсантскими” ошибками. Поскольку лишённая чувствительности пятая точка не информировала своего владельца о величине и темпе нарастания перегрузки при выравнивании самолёта.
Симуляторы в принципе штука тоже полезная, летают же курсанты лётных училищ на тренажёрах, которые по сути являются теми же симуляторами, только с наличием кабины по возможности полностью соответствующей кабине того Л.А. на котором курсант обучается в реальности. На серьёзных лётных тренажёрах используют всяческие ухищрения, чтоб хоть как то проимитировать нагрузки (перегрузки) возникающие при пилотировании Л.А. В самом простом случае, это размещение кабины на качающейся платформе, что бы наклоном кабины, хоть как-то проимитировать, хотя бы изменение направления вектора силы тяжести. В боле сложных тренажёрах кабину вместе с комплексом экранов размещают на специальной, весьма сложной центрифуге. Изменение скорости вращения центрифуги, вместе с изменением углов подвеса кабины с рядом ограничений имитирует изменение всего вектора. То есть и направления и величины ускорения действующего на пилота. Только остаётся пара проблем. Не все эволюции самолёта получается реалистично проимитировать подобным образом, и уж очень большие мощности нужны для энергичного изменения скорости вращения центрифуги.
Ну и если совсем по серьёзному, то есть еще один мощнейший фактор – психологический. Для новичка первые отрывы от земли (на чём угодно) уже сам по себе стресс, а тут ещё нужно правильно выполнять незнакомые действия, перекладывать заранее не известные усилия, в ответ на заранее не известные воздействия. Для пилота с опытом стресс возникает при развитии аварийной ситуации. А нужно оценивать, и действовать. На тренажёре источником стресса может быть разве что инструктор, но согласитесь, это далеко не одно и то же. Как сказал герой одного фильма “никто ещё не слышал про героически погибший экипаж тренажёра”.
Симуляторы в принципе штука тоже полезная, летают же курсанты лётных училищ на тренажёрах, которые по сути являются теми же симуляторами, только с наличием кабины по возможности полностью соответствующей кабине того Л.А. на котором курсант обучается в реальности. На серьёзных лётных тренажёрах используют всяческие ухищрения, чтоб хоть как то проимитировать нагрузки (перегрузки) возникающие при пилотировании Л.А. В самом простом случае, это размещение кабины на качающейся платформе, что бы наклоном кабины, хоть как-то проимитировать, хотя бы изменение направления вектора силы тяжести. В боле сложных тренажёрах кабину вместе с комплексом экранов размещают на специальной, весьма сложной центрифуге. Изменение скорости вращения центрифуги, вместе с изменением углов подвеса кабины с рядом ограничений имитирует изменение всего вектора. То есть и направления и величины ускорения действующего на пилота. Только остаётся пара проблем. Не все эволюции самолёта получается реалистично проимитировать подобным образом, и уж очень большие мощности нужны для энергичного изменения скорости вращения центрифуги.
Ну и если совсем по серьёзному, то есть еще один мощнейший фактор – психологический. Для новичка первые отрывы от земли (на чём угодно) уже сам по себе стресс, а тут ещё нужно правильно выполнять незнакомые действия, перекладывать заранее не известные усилия, в ответ на заранее не известные воздействия. Для пилота с опытом стресс возникает при развитии аварийной ситуации. А нужно оценивать, и действовать. На тренажёре источником стресса может быть разве что инструктор, но согласитесь, это далеко не одно и то же. Как сказал герой одного фильма “никто ещё не слышал про героически погибший экипаж тренажёра”.
В этом мире нет ничего невозможного, но есть вещи очень хлопотные.
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Любопытно))) все-таки попа - это орган чувств
И все-таки странно, ведь перегрузки не только на нее воздействуют, но и скажем на ноги.
И все-таки странно, ведь перегрузки не только на нее воздействуют, но и скажем на ноги.
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
После ответа ANT и добавить то нечего... И всеж попробую, ибо тема давняя, если брать чуть шире - симуляторы полета и реал.
Мое мнение - любой симулятор в большей или меньшей степени помощник, но не заменитель классических тренировок.
В том числе и при помощи очков виртуальной реальности. Я имел возможность "полетать" в девайсе под названием ОкулюсРифт в симуляторе БзС - погружение офигенное, а учитывая, что подавляющее большинство информации (проценты не ставлю - не помню, но много) поступает в мозг через глаза - зачастую организм бывает обманут: когда идет рассогласование - глаза видят что ты летишь к земле, а вестибулярка (да и та же задница) говорят о том, что ты вообще-то сидишь в кресле, плюс разумом понимаешь, что ты нифига не в кабине самолета, а в комнате - все равно сознание начинает орать: "ВЫВОДИ ПРИДУРОК, РАЗОБЬЕМСЯ НАФИГ!!! "
Теперь немного к вопросу обучения. Я понимаю, что у старожилов зачастую присутствует такой подход: "что? симуляторы? какие нафиг симуляторы! Все бред, провокации, нельзя-нельзя!" Я дескать пешком таскал Утюг на гору а они вообще на машинах на старт заезжают! Это профанация незыблемых заветов обучения, начертанных нашими дедами на священных скрижалях!
Давайте еще вспомним времена Семилетней войны, когда капрал говорил старослужащему: вот тебе три рекрута, сделай мне из них двух солдат.
Прогресс штука полезная, и если есть возможность В ДОПОЛНЕНИЕ к основным тренировкам подключить еще и: полеты в тандеме, отвисание на тренажере в очках виртуальной реальности - да почему бы нет. Скорость обучения будет немного выше.
Но лишь немного, поэтому адептов ноухау в обучении стоит тоже расстроить. Полеты на дельтаплане (да и на дельталете, самолете, вертолете) - это во многом моторный навык. У навыка есть определенные закономерности формирования. Быстрее чем идет образование нейронных ансамблей в головном мозге навык не сформируется. Радикально ускорить очками VR его не ускоришь. И не заменишь, ибо чтоб навык сформировался правильный нужно чтоб в процессе его формирования мозг получал весь набор необходимых восприятий, ощущений, в том числе и с "жопомера". Иначе навык сформируется без учета информации от каких-то рецепторов, будет недостаточен. И вообще - сформируется навык полетов на симуляторе VR а не на дельтаплане.
А ноги вообще на педалях.
Мое мнение - любой симулятор в большей или меньшей степени помощник, но не заменитель классических тренировок.
В том числе и при помощи очков виртуальной реальности. Я имел возможность "полетать" в девайсе под названием ОкулюсРифт в симуляторе БзС - погружение офигенное, а учитывая, что подавляющее большинство информации (проценты не ставлю - не помню, но много) поступает в мозг через глаза - зачастую организм бывает обманут: когда идет рассогласование - глаза видят что ты летишь к земле, а вестибулярка (да и та же задница) говорят о том, что ты вообще-то сидишь в кресле, плюс разумом понимаешь, что ты нифига не в кабине самолета, а в комнате - все равно сознание начинает орать: "ВЫВОДИ ПРИДУРОК, РАЗОБЬЕМСЯ НАФИГ!!! "
Теперь немного к вопросу обучения. Я понимаю, что у старожилов зачастую присутствует такой подход: "что? симуляторы? какие нафиг симуляторы! Все бред, провокации, нельзя-нельзя!" Я дескать пешком таскал Утюг на гору а они вообще на машинах на старт заезжают! Это профанация незыблемых заветов обучения, начертанных нашими дедами на священных скрижалях!
Давайте еще вспомним времена Семилетней войны, когда капрал говорил старослужащему: вот тебе три рекрута, сделай мне из них двух солдат.
Прогресс штука полезная, и если есть возможность В ДОПОЛНЕНИЕ к основным тренировкам подключить еще и: полеты в тандеме, отвисание на тренажере в очках виртуальной реальности - да почему бы нет. Скорость обучения будет немного выше.
Но лишь немного, поэтому адептов ноухау в обучении стоит тоже расстроить. Полеты на дельтаплане (да и на дельталете, самолете, вертолете) - это во многом моторный навык. У навыка есть определенные закономерности формирования. Быстрее чем идет образование нейронных ансамблей в головном мозге навык не сформируется. Радикально ускорить очками VR его не ускоришь. И не заменишь, ибо чтоб навык сформировался правильный нужно чтоб в процессе его формирования мозг получал весь набор необходимых восприятий, ощущений, в том числе и с "жопомера". Иначе навык сформируется без учета информации от каких-то рецепторов, будет недостаточен. И вообще - сформируется навык полетов на симуляторе VR а не на дельтаплане.
Площадь контакта с планером самолета, через жестко закрепленное сиденье больше.chuffed88 wrote:Любопытно))) все-таки попа - это орган чувств
И все-таки странно, ведь перегрузки не только на нее воздействуют, но и скажем на ноги.
А ноги вообще на педалях.
В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: и птицы да полетят над землёю. И стало так….
И сотворил Бог человека. ... И посмотрел человек на небо, и увидел птиц небесных, парящих в вышине.
И сказал человек: Я тоже так хочу!
И сотворил Бог человека. ... И посмотрел человек на небо, и увидел птиц небесных, парящих в вышине.
И сказал человек: Я тоже так хочу!
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Кто-то уже писал в соседней теме, что чем важнее информация с каких-то других органов чувств кроме зрения и слуха - тем менее результативен симулятор. К примеру стартовать на дельтаплане научиться сидя за компом ну как-то... не, с нуля не научишься. а вот летать в термиках - уже результат гораздо больше. Может расчитывать глиссаду. Но для полетов в термиках 3д ваще не нужно, для расчета глиссады может самую малость. Все это мог бы дать Кондор, был бы там еще планер с характеристиками дельтаплана. А этот симулятор - просто развлекуха.
Контакт с сидением не обязателен, на дельтаплане перегрузки чувствуются и без него. Кровь приливает в ноги при положительных перегрузках и в голову при отрицательных. В лифте мы не сидим, однако перегрузки чувствуем. Но видимо в заднице рецепторов больше.
Контакт с сидением не обязателен, на дельтаплане перегрузки чувствуются и без него. Кровь приливает в ноги при положительных перегрузках и в голову при отрицательных. В лифте мы не сидим, однако перегрузки чувствуем. Но видимо в заднице рецепторов больше.
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
И зачем только в училищах этих тренажеров понаставили, да еще и нормальных пайлотов ими мучают, толку то ноль...
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Когда мы не в кресле дельталета, а в подвеске на безмоторном, то попа как аксельрометр не при делах. Разве что инструктор
опосля полетов пендаля даст за косяки на посадке.
опосля полетов пендаля даст за косяки на посадке.
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Так вот этот кто-то (кажется Петрович) писал, что для самолетов как раз менее важны другие органы чувств. На дельтаплане надо чувствовать угол атаки на взлете, бежать самостоятельно, бежать с правильным наклоном и кучу вещей делать, которые в кресле за компом не сделаешь. Либо тренажер будет мегасложным, ну или дельтаплан, едущий на машине, то есть почти не тренажер. А на самолете фактически нажимать педали и держать штурвал, это гораздо проще. Остальное все - глядя на многочисленные приборы и на рельеф. Да хотя бы джойстик и педали везде можно купить, а вот трапецию еще и с обратной связью - ну я о таком не слышала)Hotbird wrote:И зачем только в училищах этих тренажеров понаставили, да еще и нормальных пайлотов ими мучают, толку то ноль...
Да, и я не говорила, что тренажеры не нужны, сама пользуюсь Кондором. Только о том, что пользуясь одним только тренажером, без практики, не научишься и что конкретный симулятор мало чему учит.
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
Сейчас много где стали появляться аттракциончики - VR-шлем/очки и там на выбор несколько программок, вроде карусели и еще каких-то. На тебя надевают эти очки и наушники(чтобы убрать внешний шум и было слышно только то, что в программе) и запускают.ANT wrote:Не менее важную роль играет наш вестибулярный аппарат
Я вот попробовал такой и моя вестибулярка, несмотря на не совсем совершенную графику и понимание, что я стою, не двигаюсь, была в недоумении. С учетом того, что можно крутить головой, осматривать все, ощущения взмывания-падения-перемещения присутствовали.
Это не одно и то же, как с симулятором, когда перед тобой просто экран.
совмести такой шлем с такой штукой и да, в реальном полете будут новые ощущения по одному из воспринимаемых каналов.
В виртуальном полете организм сам себя обманет, т.к. визуально, по звуку, по ощущениям руками будет поступать больше информации. Что, кстати, для новичка уменьшит стресс при первых полетах
ты привязалась к одному действию - бегу и старту. Обучение на этом не заканчивается, только начинается. Бегать сидя в кресле не научишься - с этим никто не спорит и не предлагает этого делать.chuffed88 wrote:бежать самостоятельно, бежать с правильным наклоном
Last edited by asterix20 on 31 Mar 2016 13:37, edited 1 time in total.
Re: Симуляторы VR -будущее обучение полетам
выкинь вариометр и попробуй полетать без него попометр будет очень помогать в обработке термиковsergDubna wrote:Когда мы не в кресле дельталета, а в подвеске на безмоторном, то попа как аксельрометр не при делах. Разве что инструктор
опосля полетов пендаля даст за косяки на посадке.