Об экранном эффекте замолвите слово
Moderators:SysTry, lea, Andrew
О, Стуса еще раньше все правильно объяснил.
- Khromushin
- Posts:1658
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Пять копеек из практики - если посадка на наклонную поверхность, то полукрыло может оказаться на высоте ниже высоты стойки и упереться в экран, на высоте когда уже почти сел это было неприятным сюрпризом, хоть и понятным, в итоге крен, скольжение, срывать с креном не стал тк грозило циркулем, выкручивался бегая быстро
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Так мне как раз и не верится слегка в ту формулу, которая дается в википедии.sergDubna wrote:Да, Евгения, Вам лучше обратиться к литературе. При хорде равной метру влияние экрана проявляется на высоте максимум
2,5 м (и то слабо). Отнимите отсюда высоту трапеции, это и будет высота влияния экрана в восприятии пилота (он ведь ниже).
При увеличении высоты влияние исчезает, при уменьшении - увеличивается до высоты трапеции. Ниже уже некуда.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Евгения, лучше почитайте Белавина. Хотя, для дельтиков глубоко копать этот вопрос нет нужды, мы не летаем на экране.
Только изредка на посадке.
Только изредка на посадке.
- Николай Рысухин
- Posts:452
- Joined:18 Nov 2008 20:28
- Location:Жуковский
- Contact:
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Дааа... Я разделяю возмущение некоторых товарищей, как же так?
Тема про парапланы еще не достигла ровного числа сообщений (2016 то бишь, ну или хотя бы 2000), а тут с такой скоростью сообщения плодятся!
И да, я примерно представляю, почему Петрович не пишет про ара-динамику... Знаете? Я попробую угадать.
Он в очередной раз прочитал о том, как воздушные потоки придают момент инерции, сделал вот так и пошел спать.
Теперь по теме, ориентируясь в основном на первое сообщение, поскольку вопросы заданы интересные.
Опять же рефлексы, действия пилота то есть, причем тут экранный эффект?
Не, ну я понимаю, он есть наверное. Ну может из-за него при полете вдоль поверхности улетишь подальше. Но чтобы прямо так вот пилот совсем ничего не делает, а крыло само собой из-за экранного эффекта выравнивается и вдоль земли летит? Не, не видел такого.
А если серьезно - все то же самое, что и выше. Посадку в склон можно грубо трактовать как посадку на ровную поверхность, с той разницей что у аппарата качество 3. В этих условиях важно набрать скорость побольше, чтобы ее на выравнивание хватило, ну и принимать поверхность склона за горизонт. А дальшекрыло руки сами все сделают, при наличии устойчивых навыков управления на скорости и перехода в вертикалку.
Тема про парапланы еще не достигла ровного числа сообщений (2016 то бишь, ну или хотя бы 2000), а тут с такой скоростью сообщения плодятся!
И да, я примерно представляю, почему Петрович не пишет про ара-динамику... Знаете? Я попробую угадать.
Он в очередной раз прочитал о том, как воздушные потоки придают момент инерции, сделал вот так и пошел спать.
Теперь по теме, ориентируясь в основном на первое сообщение, поскольку вопросы заданы интересные.
Запас скорости, управляемость дельтаплана по тангажу, наши рефлексы.faiwer wrote:Но что тогда помогает нам не планировать сквозь землю, когда у нас есть избыточная скорость вблизи земли?
Управляемость.faiwer wrote:Что-то помогает нам конвертировать кин. энергию (избыт. воздушную скорость) в подъёмную силу.
Никакой магии, только наши рефлексы. Любое видео сбоку посмотри внимательно, ну хотя бы вот или вот, неужели работу ручкой по тангажу не видно? Причем на большой скорости сравнительно небольших движений достаточно, чтобы траекторию скорректировать. Но это не значит, что их нет, и все за нас делает магический экранный эффект.faiwer wrote: Причём именно так, чтобы мы летели прямо, на определённой небольшой высоте. Экак точно то получается. Более того, эта магия срабатыват всё время. Не важно 70 км\ч у меня, 50 км\ч или 35 км\ч.
Что же это было? Ну сам же написал, выдал ручку на полные руки, а куда деваться-то? Выправил траекторию, крыло не сорвал (и хорошо), скорость еще осталась, дальше вдоль земли летишь.faiwer wrote: Более того, у каждого долголетающего пилота бывали ситуации, когда он допустил какие-то ошибки, или просто неповезло, и нисходящий поток воздуха вмазывал пилота в землю... но не до конца. Какие-то 5-30 см всё время оставались и пилот летел уже прямо, правда с квадратными от страха глазами. Что это было? У меня была ситуация, когда при таком вот прихлопе я практически выдал ручку у самой земли (уж больно быстро всё произошло), но спустя секунду я, как ни в чём не бывало, снова лечу прямо (т.е. скорость то ещё осталась), в нормальном положении.
Опять же рефлексы, действия пилота то есть, причем тут экранный эффект?
Не, ну я понимаю, он есть наверное. Ну может из-за него при полете вдоль поверхности улетишь подальше. Но чтобы прямо так вот пилот совсем ничего не делает, а крыло само собой из-за экранного эффекта выравнивается и вдоль земли летит? Не, не видел такого.
Ага, само. Крыло вообще само летает, и взлетает само под горку, и потоки крутит, и садится. Только не у всех хорошо - ну это наверное крылья разные. От настроек опять же зависит, вон моесы все время настраивают.faiwer wrote:Отдельный интерес представляю такие вот приземные полёты вдоль крутого склона вверх. Т.е. посадка на контр-склон. Пилот на бешенной скорости несётся вдоль горы в небо и почему-то не таранит эту самую гору, и не пробует грунт на вкус. Крыло летит относительно горы, как если бы это было прямолинейное клеверное поле. В чём дело? Выглядит, конечно, эпично. При этом, по своему опыту знаю, что для этого не требуется филигранной работы по тангажу. Она вторично. Крыло располагается так само, главное ему не мешать.
А если серьезно - все то же самое, что и выше. Посадку в склон можно грубо трактовать как посадку на ровную поверхность, с той разницей что у аппарата качество 3. В этих условиях важно набрать скорость побольше, чтобы ее на выравнивание хватило, ну и принимать поверхность склона за горизонт. А дальше
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Женя, твоего полку прибыло. Николай, т.е. вы тоже почему-то уверены, что дело в рефлексах и филигранном управлении? Попробуйте ради интереса на высоте в 100м пролететь строго прямо, без снижения. Боюсь, что без сноровки, ничего у вас не получится, слишком уж точное управление необходимо.
В общем sergDubna ещё на 2-ой странице всё расписал.
А всё притом же, не сходится без него ничего. Слишком много случайностей выходит. Вот и тут тоже самое. Я уже много раз писал про то, что если вычесть экранный эффект полностью, то первая же незначительная ошибка в "управляемости" приведёт вас в больницу. Но этого же не происходит.Опять же рефлексы, действия пилота то есть, причем тут экранный эффект?
Собственно, на экране крылья почему-то у всех хорошо летают. Даже у самых зелёных, моторика которых оставляет желать лучшего.Ага, само. Крыло вообще само летает, и взлетает само под горку… Только не у всех хорошо - ну это наверное крылья разные
Снова Женин аргумент. Зачем повторяться то? Эту приотдачу, т.е. работу по тангажу, мы делаем, судя по всему, "по зову ручки". Часть опытных пилотов вообще не в курсе того, что они этим на посадке занимают. Помню я спорыНикакой магии, только наши рефлексы. Любое видео сбоку посмотри внимательно, ну хотя бы вот или вот, неужели работу ручкой по тангажу не видно?
В общем sergDubna ещё на 2-ой странице всё расписал.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Про момент инерции додумки уже именно мои. Так что я весь во вниманииОн в очередной раз прочитал о том, как воздушные потоки придают момент инерции, сделал вот так и пошел спать.
Моя логика проста: чем большую скорость мы сообщаем объекту, тем сложнее ему потом с ней расстаться. Пример: гружённые фуры. Их как разогнать сложнее, так и фиг остановишь потом.
А с нами что, физика другая? С чего вдруг?
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Ну исходя из текста этого поста оно так и выходит. От пилота не то чтобы, вообще ничего не требовалось, но требования к нему падают многократно. Т.к. экранный эффект сглаживает неидеальное управление усиленной продольной устойчивостью. Но чем больше ускорение, или чем чем больше скорость как таковая, тем меньше его влияние. Т.е. зайдя на глайд на скорости в 100 км\ч, ЭФ уже не сдемпфирует грубую ошибку. В общем я опираюсь на доводы Сергея. Они звучат довольно убедительно. В особенности касательно поперечной устойчивости. Я тысячу раз наблюдал то, насколько крепко крыло игнорирует крена вблизи земли. Те самые крена, которые на высоте, приведут к неминуемому и скорейшему развороту, вблизи земли лишь немного откорректируют курс. Особенно это заметно на учлётах, которые то и дело норовят вблизи земли сделать финальный разворот, и, по всей логики вещей, должны тут же поймать циркуль... Но ловят его лишь тогда, когда совсем уж перегибают палку, т.е. крен.Не, ну я понимаю, он есть наверное. Ну может из-за него при полете вдоль поверхности улетишь подальше. Но чтобы прямо так вот пилот совсем ничего не делает, а крыло само собой из-за экранного эффекта выравнивается и вдоль земли летит? Не, не видел такого.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
А что за зов ручки? Похоже на магию
И про 100 км думаю не совсем так. Если ты плавно изменяешь траекторию то все ок, а вот если пикируешь к земле и в 3 м от нее начинаешь выполаживать траекторию, то наверное высок риск не справиться.
Кстати те, кто летал на сотне вблизи земли, как оно вообще ощущается? Летит как влитой или приходится как высоко в воздухе откренивать?
Насчет кренов наблюдение: если заходишь на маленькой скорости, особенно летом, то постоянно возникают небольшие крена, которые до ровного состояния очень трудно исправить. Если на поаышенной - летишь ровнее некуда. Что это, на небольших скоростях экран не проявляется?
И про 100 км думаю не совсем так. Если ты плавно изменяешь траекторию то все ок, а вот если пикируешь к земле и в 3 м от нее начинаешь выполаживать траекторию, то наверное высок риск не справиться.
Кстати те, кто летал на сотне вблизи земли, как оно вообще ощущается? Летит как влитой или приходится как высоко в воздухе откренивать?
Насчет кренов наблюдение: если заходишь на маленькой скорости, особенно летом, то постоянно возникают небольшие крена, которые до ровного состояния очень трудно исправить. Если на поаышенной - летишь ровнее некуда. Что это, на небольших скоростях экран не проявляется?
Last edited by chuffed88 on 18 Feb 2016 08:08, edited 1 time in total.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Ну тут нужно понять причину плавной приотдачи на глайде. Вспомни любой свой долгий глайд у земли. Что мотивирует тебя к плавной приотдаче (которую в любом случае делаешь)? Спонтанные проваливания крыла к земле, которые ты таким образом отрабатываешь? Но я не припоминаю я у себя никаких спонтанных проваливаний. И спонтанных взмытий. Крыл, особенно зимой, на экране летит как влитый. Никаких зигзагов. Но что-то же заставляет нас приотдавать. Даже на самых первых посадках, когда моторики ещё никакой толком нет. Я полагаю, что пилот, таким образом, реагирует на изменяющиеся усилия на ручке.А что за зов ручки? Похоже на магию
Могу ошибаться. Вопрос интересный. А пока пусть будет магия
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
А я встречалась со спонтанными проваливаниями и взмытиями. И автоматом их исправляла. Во время учлетства иногда не очень четко выдерживала паралельность, правда со стороны наверное не видно. Почему так просто? - потому что все плавно. Чем резче тебе надо изменить скорость - тем это сложнее. Впрочем я считаю, что и экран помогает, но совсем чуть-чуть) у нас нет половины длины хорды, качество возрастает ну никак не больше, чем в 2 - 2,5 раза. Точных цифр не знаю. Это недостаточно сильно меняет траекторию. На высоте? Надо попробовать. Там нет ориеньира ввиде земли, это сллжнее. Но есть ощущение перегрузок. И уж одно точно - если и не параллельно земле, то ровно лететь я могу.
Про крена у земли на предыдущей странице дописала.
Про крена у земли на предыдущей странице дописала.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
вообще-то экраном на янтаре отморозки которые плохо считают долет пользуются. Выглядит это так: чел понимает что не долетает, разгоняется за счет высоты до максимума и пилит потом на метре высоты, если этого не сделать то не долетит. Даже рекомендация такая есть: не долетаешь, гонишь скорость и на экран. Если подходы конечно свободны:-) Я таких много раз видел, сверху:-), очень стремно выглядит, с нынешними правилами еще и бессмысленно ибо штраф.Hotbird wrote: Янтарь вот не особо на экране идет, тяжелый гад. Экран на дп это больше на самообман похоже чем на реальный факт, в сравнении конечно.
...shit happens...
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
В термичку явление не редкое. Ну и если дёргать крыло - тоже ничего удивительного.А я встречалась со спонтанными проваливаниями и взмытиями. И автоматом их исправляла
А я наоборот, полагаю, что экран помогает очень сильно. Примеры, почему я так считаю, выше приводил. Больше всего меня впечатляет, как легко крыло начинает лететь вдоль склона вверх. А ну и то, насколько эффективно демфируются все крена. С кренами особенно сильно заметно, похоже, ввиду того, что это самое h опускается до совсем небольших величин, и ЭФ наблюдается уже в полной мере.я считаю, что и экран помогает, но совсем чуть-чуть … Это недостаточно сильно меняет траекторию
Вот про продольную устойчивость
Вот про подъёмную силуЭпюра давления на профиле, движущемся вблизи опорной поверхности (экрана), по сравнению с обтеканием вдали от экрана на верхней поверхности профиля изменяется незначительно, а на нижней поверхности профиля - существенно, начиная "наполняться" и на малой высоте h = H/b < 0,1 становясь более равномерной и приближающейся к прямоугольной. "Наполнение" эпюры коэффициента давления на малой высоте происходит вследствие торможения потока между нижней поверхностью профиля и поверхностью экрана. При торможении потока возрастает статическое давление, равное разности между полным давлением и скоростным напором
(Рст = Р0 - q), что обеспечивает устойчивость профиля по высоте: при приближении профиля к экрану статическое давление и, следовательно, подъемная сила увеличивается, а при удалении от экрана - уменьшается.
Про характер устойчивости и роль управления на высотах со слабым ЭФ:Перераспределение давления на профиле вблизи экрана приводит, к росту производной коэффициента подъемной силы CYА по углу тангажа ν вплоть до превышения теоретически возможной величины в идеальной жидкости в бесконечном потоке (вдали от экрана), равной 2π. Это является результатом участия в создании подъемной силы профиля не только циркуляции Г, но и давления Рст, обусловленного торможением потока между нижней поверхностью профиля и экраном.
Про увеличение эффективности лопухов:Это означает, что в зоне высот со слабым проявлением экранного эффекта, когда Н = (0,7…2)·b, в диапазоне практически используемых углов тангажа и коэффициентов подъемной силы профиль апериодически неустойчив, и для коррекции траектории движения при действии внешних возмущений требуется соответствующее управляющее воздействие.
В общем спасибо Стусе за статью. Она конечно не научно-популярная, и такие слова как, эпюра, я ранее нигде не встречал. Но слова Сергея иллюстрирует вполне. А ещё там в конце написан теоретический предел АК в 300-400 единиц Но это, конечно же, не про дельтапланы.однако в сечениях, расположенных ближе к концам крыла, характер эпюры давления изменяется вследствие перетекания воздуха из зоны повышенного давления на нижней поверхности в зону разрежения на верхней поверхности. Возникающий при этом присоединенный вихрь увеличивает угол скоса потока за крылом, что приводит к уменьшению подъемной силы и увеличению лобового сопротивления. Но благодаря повышению статического давления под нижней поверхностью крыла присоединенный вихрь перемещается за пределы размаха крыла. В результате угол скоса потока уменьшается по сравнению с самолетными высотами, на которых расстояние между центрами присоединенных вихрей меньше размаха крыла. Поэтому величина подъемной силы и аэродинамического качества крыла вблизи экрана больше, чем вне зоны действия экранного эффекта.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
1. В термичку сам говоришь явление не редкое. Все-таки встречался. И исправлял.
2. Да, демпфируются, правда не совсем пойму что происходит на маленькой скорости, почему не так просто выровнять аппарат. Но то, что в цитате относится к 1 десятой! длины хорды! Речь о торможении потока между крылом и поверхностью. Не уверена, может конечно и тормозиться поток на 2b, но думаю вряд ли настолько. Поэтому я и считаю, что экран помогает,но не делает за тебя все. Он лишь немного упрощает тебе работу. На высоте 2b не так значительно его влияние.
3. Ну про подъемную силу вроде и так понятно и никто не спорил
4. Подозреваю именно эта цитата и объясняет, почему сложно исправить крен, если он все-таки возник.
5. Вот про скос потока и есть то, что я вообще до конца не понимаю. Тут уж рисовать надо. Но с экраном понятно: скос уменьшается, уменьшается и индуктивное сопротивление, подъемная сила и истинная подъемная сила больше совпадают.
Предел для очень низких высот. Тогда воздух под крылом будет практически неподвижен и иметь максимальное давление, я так понимаю.
За статью и правда спасибо, еще не читала правда. Вечерком седня прочитаю.
2. Да, демпфируются, правда не совсем пойму что происходит на маленькой скорости, почему не так просто выровнять аппарат. Но то, что в цитате относится к 1 десятой! длины хорды! Речь о торможении потока между крылом и поверхностью. Не уверена, может конечно и тормозиться поток на 2b, но думаю вряд ли настолько. Поэтому я и считаю, что экран помогает,но не делает за тебя все. Он лишь немного упрощает тебе работу. На высоте 2b не так значительно его влияние.
3. Ну про подъемную силу вроде и так понятно и никто не спорил
4. Подозреваю именно эта цитата и объясняет, почему сложно исправить крен, если он все-таки возник.
5. Вот про скос потока и есть то, что я вообще до конца не понимаю. Тут уж рисовать надо. Но с экраном понятно: скос уменьшается, уменьшается и индуктивное сопротивление, подъемная сила и истинная подъемная сила больше совпадают.
Предел для очень низких высот. Тогда воздух под крылом будет практически неподвижен и иметь максимальное давление, я так понимаю.
За статью и правда спасибо, еще не читала правда. Вечерком седня прочитаю.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Да. Это разве что-то меняет? Кстати говоря сталкиваясь с этим, у меня довольно неуклюже получалось такую проблему решать. Никакой филигранности и в помине1. В термичку сам говоришь явление не редкое. Все-таки встречался. И исправлял.
Если я правильно понял, то при 1\10 длины хорды ЛА превращается в летучий танк. А с увеличением высоты эффект уменьшается. Вроде всё логично.Но то, что в цитате относится к 1 десятой! длины хорды! Речь о торможении потока между крылом и поверхностью. Не уверена, может конечно и тормозиться поток на 2b, но думаю вряд ли настолько.
Не очень понял о чём ты, поясни.
Я просто привёл ряд цитат, которые мне показались интересными, безотносительно споров.3. Ну про подъемную силу вроде и так понятно и никто не спорил
Ну дык идеальным ЛА для ЭФ является экраноплан. Но вроде бы идея особенно не прижилась и мало где используется. А могли бы делать такие огромные летучие танки, с приличной грузоподъёмностью, которые низенько низенько плывут над поверхностью (и не обязательно воды).Предел для очень низких высот. Тогда воздух под крылом будет практически неподвижен и иметь максимальное давление, я так понимаю.