Об экранном эффекте замолвите слово
Posted: 17 Feb 2016 07:57
Одна из самых неясных для меня вещей в, касательной дельтапланов, области аэродинамики это экранный эффект. Я всё время думал, что именно он позволяет нам так легко планировать вдоль земли на повышенной скорости. Но после этой и вот этой статьи у меня стало складываться ощущение, что роль ЭФ в дельтапланеризме сильно преувеличена.
Согласно вики, суть экранного эффекта довольно проста. Когда крыло летит вдоль земли, то импульс, полученный от набегающего потока в парус, может успеть отразиться от земли и повторно упереться в парус ещё до того, как крыло улетит. Т.е. воздушный поток вмазался в переднюю часть нижней части паруса... Затем со скоростью звука отражается в землю, затем возвращается к крылу, уже к задней части крыла (т.к. крыло улетает вперёд). Таким образом, кстати, смещается центр давления в область задней части крыла. На той же вики пишут, что такая, гхм, особенность накладывает на пилота некоторые требования.
Исходя из формулы экранного эффекта, получается, что чем меньше высота, тем больше экранный эффект. Но высота у нас ограничена трапецией, т.к. оная не складывается. А трапеция достаточно высокая, метр с кепкой. + некий запас от спидбара до земли.
Опять же, чем ниже скорость, тем больше экранный эффект. Не мудрено, ведь в противном случае, возмущение отражённое от земной поверхности может и не застать крыла. Оно улетело... и вернуться не обещало.
Ну и чем больше хорда, тем больше ЭФ. Причина всё та же.
Этак в голове вырисовывается Кондор, Таргет и Малибу. Огромные хорды, небольшие скоростя... Трапеции правда примерно такие же.
Но мы привыкли рассуждать об ЭФ, глядя на таких отморозков как Вулфи, которые под 100+км\ч бороздят водную гладь, пролетая по 600+м на высоте меньшей метра. Но T2C крыло спортивное. Хорда небольшая, скорости огроменные. Что-то не так, да?
В статье про нагрузку крыла и ЭФ RYANVOIGHT почему-то рассуждает об ЭФ весьма своеобразно. Если я вообще правильно его понял. Он сосредотачивает всё внимание на индуктивном сопротивлени на лопухах. Говорит, что если АК и можно поднять, то делать это надо через лопухи. Мол именно поэтому у нас там геом. крутка, ведь чем меньше угол атаки, тем меньше сопротивления, а, следовательно, и меньше индуктивное. Затем он рассуждает о том, что вихрь, прилетевший в область пространства над крылом, из "под крыла", может вернуться на землю и отразиться повторно. Вероятно я не очень его понял, ведь сам по себе воздушный поток такие вещи сделать точно не успеет, но вот волна уже побыстрее будет. Как никак 1 мах. Но и тут засада. Это ж ведь получается, что она не сквозь крыло вернуться должна, а за крылом. А есть ли нам дело до того, что происходит за крылом? Конечно есть, но мне кажется, тут уже всё вторично. В целом он подвергает сомнению значимость ЭФ, из-за того, что трапеция то большая, а вихри мелкие. Как-то так.
Но что тогда помогает нам не планировать сквозь землю, когда у нас есть избыточная скорость вблизи земли? Положим обычное снижение в вертикали -3, но подлетая к земле мы же не роем нору по 3м в секунду? Мы летим себе дальше, но уже прямо. И вот это уже чертовски интересно. За счёт чего? Что-то помогает нам конвертировать кин. энергию (избыт. воздушную скорость) в подъёмную силу. Причём именно так, чтобы мы летели прямо, на определённой небольшой высоте. Экак точно то получается.
Более того, эта магия срабатыват всё время. Не важно 70 км\ч у меня, 50 км\ч или 35 км\ч. Я всё время неизменно "встаю на экран" и лечу горизонтально. Уже в процессе "ground skim-а", мы работаем по тангажу, постепенно приотдавая трапецию от себя, дабы не клюнуть. Т.е. эта самая "магия" всё за нас не делает, а только помогает. Можно предположить то, что вся соль именно в приотдаче, но большие сомнения у меня вызывает такая идея. Ведь это ж тогда получается, что шаг влево шаг вправо и ты в больнице. Это ж насколько филигранно нужно чувствовать аппарат, что так ровно лететь без снижения в царство Аида?
Более того, у каждого долголетающего пилота бывали ситуации, когда он допустил какие-то ошибки, или просто неповезло, и нисходящий поток воздуха вмазывал пилота в землю... но не до конца. Какие-то 5-30 см всё время оставались и пилот летел уже прямо, правда с квадратными от страха глазами. Что это было? У меня была ситуация, когда при таком вот прихлопе я практически выдал ручку у самой земли (уж больно быстро всё произошло), но спустя секунду я, как ни в чём не бывало, снова лечу прямо (т.е. скорость то ещё осталась), в нормальном положении.
Отдельный интерес представляю такие вот приземные полёты вдоль крутого склона вверх. Т.е. посадка на контр-склон. Пилот на бешенной скорости несётся вдоль горы в небо и почему-то не таранит эту самую гору, и не пробует грунт на вкус. Крыло летит относительно горы, как если бы это было прямолинейное клеверное поле. В чём дело? Выглядит, конечно, эпично. При этом, по своему опыту знаю, что для этого не требуется филигранной работы по тангажу. Она вторично. Крыло располагается так само, главное ему не мешать.
Отдельный момент заключается в том, как мне показалось, что высота такого вот "ground skim-а" зависит от плотности. Зимой она больше, чем летом. Или я уже брежу?
Ещё интересный нюанс: спидглайды и спортивные парашюты точно также проносят вдоль земли без снижения. Это всё таки ЭФ позволяет им не убиваться через раз?
Согласно вики, суть экранного эффекта довольно проста. Когда крыло летит вдоль земли, то импульс, полученный от набегающего потока в парус, может успеть отразиться от земли и повторно упереться в парус ещё до того, как крыло улетит. Т.е. воздушный поток вмазался в переднюю часть нижней части паруса... Затем со скоростью звука отражается в землю, затем возвращается к крылу, уже к задней части крыла (т.к. крыло улетает вперёд). Таким образом, кстати, смещается центр давления в область задней части крыла. На той же вики пишут, что такая, гхм, особенность накладывает на пилота некоторые требования.
Исходя из формулы экранного эффекта, получается, что чем меньше высота, тем больше экранный эффект. Но высота у нас ограничена трапецией, т.к. оная не складывается. А трапеция достаточно высокая, метр с кепкой. + некий запас от спидбара до земли.
Опять же, чем ниже скорость, тем больше экранный эффект. Не мудрено, ведь в противном случае, возмущение отражённое от земной поверхности может и не застать крыла. Оно улетело... и вернуться не обещало.
Ну и чем больше хорда, тем больше ЭФ. Причина всё та же.
Этак в голове вырисовывается Кондор, Таргет и Малибу. Огромные хорды, небольшие скоростя... Трапеции правда примерно такие же.
Но мы привыкли рассуждать об ЭФ, глядя на таких отморозков как Вулфи, которые под 100+км\ч бороздят водную гладь, пролетая по 600+м на высоте меньшей метра. Но T2C крыло спортивное. Хорда небольшая, скорости огроменные. Что-то не так, да?
В статье про нагрузку крыла и ЭФ RYANVOIGHT почему-то рассуждает об ЭФ весьма своеобразно. Если я вообще правильно его понял. Он сосредотачивает всё внимание на индуктивном сопротивлени на лопухах. Говорит, что если АК и можно поднять, то делать это надо через лопухи. Мол именно поэтому у нас там геом. крутка, ведь чем меньше угол атаки, тем меньше сопротивления, а, следовательно, и меньше индуктивное. Затем он рассуждает о том, что вихрь, прилетевший в область пространства над крылом, из "под крыла", может вернуться на землю и отразиться повторно. Вероятно я не очень его понял, ведь сам по себе воздушный поток такие вещи сделать точно не успеет, но вот волна уже побыстрее будет. Как никак 1 мах. Но и тут засада. Это ж ведь получается, что она не сквозь крыло вернуться должна, а за крылом. А есть ли нам дело до того, что происходит за крылом? Конечно есть, но мне кажется, тут уже всё вторично. В целом он подвергает сомнению значимость ЭФ, из-за того, что трапеция то большая, а вихри мелкие. Как-то так.
Но что тогда помогает нам не планировать сквозь землю, когда у нас есть избыточная скорость вблизи земли? Положим обычное снижение в вертикали -3, но подлетая к земле мы же не роем нору по 3м в секунду? Мы летим себе дальше, но уже прямо. И вот это уже чертовски интересно. За счёт чего? Что-то помогает нам конвертировать кин. энергию (избыт. воздушную скорость) в подъёмную силу. Причём именно так, чтобы мы летели прямо, на определённой небольшой высоте. Экак точно то получается.
Более того, эта магия срабатыват всё время. Не важно 70 км\ч у меня, 50 км\ч или 35 км\ч. Я всё время неизменно "встаю на экран" и лечу горизонтально. Уже в процессе "ground skim-а", мы работаем по тангажу, постепенно приотдавая трапецию от себя, дабы не клюнуть. Т.е. эта самая "магия" всё за нас не делает, а только помогает. Можно предположить то, что вся соль именно в приотдаче, но большие сомнения у меня вызывает такая идея. Ведь это ж тогда получается, что шаг влево шаг вправо и ты в больнице. Это ж насколько филигранно нужно чувствовать аппарат, что так ровно лететь без снижения в царство Аида?
Более того, у каждого долголетающего пилота бывали ситуации, когда он допустил какие-то ошибки, или просто неповезло, и нисходящий поток воздуха вмазывал пилота в землю... но не до конца. Какие-то 5-30 см всё время оставались и пилот летел уже прямо, правда с квадратными от страха глазами. Что это было? У меня была ситуация, когда при таком вот прихлопе я практически выдал ручку у самой земли (уж больно быстро всё произошло), но спустя секунду я, как ни в чём не бывало, снова лечу прямо (т.е. скорость то ещё осталась), в нормальном положении.
Отдельный интерес представляю такие вот приземные полёты вдоль крутого склона вверх. Т.е. посадка на контр-склон. Пилот на бешенной скорости несётся вдоль горы в небо и почему-то не таранит эту самую гору, и не пробует грунт на вкус. Крыло летит относительно горы, как если бы это было прямолинейное клеверное поле. В чём дело? Выглядит, конечно, эпично. При этом, по своему опыту знаю, что для этого не требуется филигранной работы по тангажу. Она вторично. Крыло располагается так само, главное ему не мешать.
Отдельный момент заключается в том, как мне показалось, что высота такого вот "ground skim-а" зависит от плотности. Зимой она больше, чем летом. Или я уже брежу?
Ещё интересный нюанс: спидглайды и спортивные парашюты точно также проносят вдоль земли без снижения. Это всё таки ЭФ позволяет им не убиваться через раз?