Об экранном эффекте замолвите слово

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty
Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by faiwer » 17 Feb 2016 18:50

Да нет, Степа сказал, что на видео мы видим экранный эффект.
По твоему эти фразы эквивалентны?
И как мне кажется небольшим экраном.
Женя, хватит привирать, додумывать и пр.. Я сказал лишь то, что сказал. Что на мой взгляд, пилот едва ли бы смог так удачно приземлиться, только опираясь на усилия на ручке, визуальный ряд и пр.. Я думаю (слово думаю выделять полужирным начертанием?), что тут большое значение оказала эта сама стабилизирующая система. А пилот просто ей сильно не мешал. Т.е. по сути он слушался зова ручку, а в определённый момент сорвал крыл. И сел в тапки.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 18:51

faiwer wrote:Меня упорно не покидает идея попробовать на Атласоиде сесть на 30, а потом на 50-ик. Но, блин, страшно :D
Коллега, лучше начните с 15 (это ведь градусы?), и дальше через 5 градусов. Потом расскажите, может и мы попробуем. :yes:
А то нам тоже страшно. :oops:

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by faiwer » 17 Feb 2016 18:55

На пологом склоне есть, на крутом - практически нет: там либо слишком быстро теряется скорость (траектория идет круто вверх),
либо идет активное пилотирование, и стабильного режима экранного полета нет (меняется угол атаки). Полет на экране - это
полет стабильный, как крейсерский, но вблизи земли.
О. Кажется я начал врубаться. Я правильно понимаю суть? Т.е. ускорение (скорость изменения скорости) бОльшее, чем может быть стабилизировано экранно-продольной устойчивостью. А т.к. оно бОльшее, то пилот либо очень активно и точно управляет углом атаки (т.к. тратит скорость), уже не надеясь на ЭФ. Либо же тупо вмазывается в гору ещё до того, как достигнет скорости срыва?

Т.е. получается, что чем меньше ускорение, тем больше стабилизирующего толку от ЭК, т.е. он демпфирует лютую часть управления. А чем больше ускорение, тем меньше от него толку, и тем больше от пилота требуется собственных управляющих воздействий?

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by faiwer » 17 Feb 2016 18:58

Коллега, лучше начните с 15 (это ведь градусы?), и дальше через 5 градусов. Потом расскажите, может и мы попробуем. :yes:
А то нам тоже страшно.
Нет, это не градусы :) Это так, наименования. Вот 30-ка.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 19:05

Какая же на 30-ке и 50-ке крутизна склона? Видео классное, очень информативно. :good:

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 19:06

Второе тоже.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 19:08

faiwer wrote:
Да нет, Степа сказал, что на видео мы видим экранный эффект.
По твоему эти фразы эквивалентны?
И как мне кажется небольшим экраном.
Женя, хватит привирать, додумывать и пр.. Я сказал лишь то, что сказал. Что на мой взгляд, пилот едва ли бы смог так удачно приземлиться, только опираясь на усилия на ручке, визуальный ряд и пр.. Я думаю (слово думаю выделять полужирным начертанием?), что тут большое значение оказала эта сама стабилизирующая система. А пилот просто ей сильно не мешал. Т.е. по сути он слушался зова ручку, а в определённый момент сорвал крыл. И сел в тапки.
Да и ты не злись и не придирайся к формулировкам :) . Конечно вернее было бы написать "Степе показалось, что на видео мы наблюдаем экранный эффект", если это что-то меняет.

А еще что за "зов ручки"? Считаешь ручка сама уходит вперед?
Last edited by chuffed88 on 17 Feb 2016 19:21, edited 1 time in total.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 19:17

faiwer wrote:
Если был избыток скорости, то срыва не будет пока скорость не погасишь.
Я тебя умоляю, для того чтобы остановиться совершенно не обязательно срывать дельтаплан. Можно на полном ходу поцеловать планету.
Пока будешь ее гасить будешь лететь вверх
Ну дык а тут я вижу одно из двух. Либо: "экран + управление", либо "филигранное управление". Первое, ясное дело проще. Самостабилизируемая система и всё такое. Сергей подробно её описал.
Разве ты, садясь на контрсклон, не чувствуешь, как приотдаешь ручку
Опять двадцать пять. Я разве о чём-то подобном писал?

Меня упорно не покидает идея попробовать на Атласоиде сесть на 30, а потом на 50-ик. Но, блин, страшно :D
Ну, я о разумной остановке крыла в воздухе, а не о землю ;) речь ведь была об угре атаки, а не об остановку любым способом.

Вот и я о том же: либо экран, либо филигранное управление. И ты привел видео вроде как в пример того, что экран есть, вот и говорю: как тв их различаешь.

О приотдпче ручки писала - раз ты её делаешь сильнее, значит при посадке на контрсклон влияние экрана не достаточно тебе помогает. То есть оно никуда не исчезает, но становится важнее точно управлять дельтом, тем сильнее, чем круче склон.

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by s2sa » 17 Feb 2016 21:02

faiwer wrote: h <= (1 * 340) / (2 * 9.7) <= 340 / 19.4 <= 17.5 м.
В принципе да. Правда там речь о "экранный эффект начинает проявляться с высоты". Но 17м это не мало, да.
:) А если внимательно дочитать до конца, то
То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт уменьшения давления над верхней плоскостью, а за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только :good: на очень небольших высотах (меньше аэродинамической хорды крыла). :good:

P/S/ Средняя аэродинамическая хорда дельтаплана обычно ~ 1,3 -1,6 , а вообще эта ваша википедия немного врет :) И судя по теории, проявление экранного эффекта для дельтаплана будет в районе 2-3 метров над уровнем поверхности.
Last edited by s2sa on 17 Feb 2016 21:22, edited 3 times in total.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 21:19

Правильно. Высота влияния экрана на дельтаплан по сути ограничена высотой трапеции с учетом угла атаки крыла
(задираем угол - опускаем заднюю кромку, при этом h может оказаться меньше высоты трапеции, но очень не намного).
Собственно тема исчерпана, если только Минский еще не наоффтопит. ;) Антон, сажая планер на экран садился?
Подсказываю, это когда планер дико пилит по-над полем, интерцепторы выпущены, а ему (планеру) пофиг. :D
Пилоту, разумеется, нет. :shock: :facepalm:

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 21:23

Да нет, это высота, с которой экран начинает проявляться. Но видимо как-то очень незаметно начинает.
В том-то и дело, что даже если хорда метр экран проявляется настолько высоко. А если больше, то высота еще больше. Да даже 10 м это уже много, неужели все же экран хоть немного проявляется на этой высоте?

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by s2sa » 17 Feb 2016 21:25

chuffed88 wrote:Да нет, это высота, с которой экран начинает проявляться. Но видимо как-то очень незаметно начинает.
В том-то и дело, что даже если хорда метр экран проявляется настолько высоко. А если больше, то высота еще больше. Да даже 10 м это уже много, неужели все же экран хоть немного проявляется на этой высоте?
Нет не проявляется. Хочешь теории читай, там более серьезные выкладки http://engine.aviaport.ru/issues/53/page20.html

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by s2sa » 17 Feb 2016 21:30

.........проявляется практически вплоть до высоты, равной двум хордам профиля, когда прирост подъемной силы за счет экранного эффекта становится уже пренебрежимо малым. Т.е. при высоте >=3 м ты его уже не заметишь.

Hotbird
Posts:568
Joined:17 Dec 2011 20:41

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by Hotbird » 17 Feb 2016 21:34

sergDubna wrote: Подсказываю, это когда планер дико пилит по-над полем, интерцепторы выпущены, а ему (планеру) пофиг. :D
Пилоту, разумеется, нет. :shock: :facepalm:
На тормозах он садится как миленький. А вот без них да на закрылках Бланик точно через все поле может просвистеть. Янтарь вот не особо на экране идет, тяжелый гад. Экран на дп это больше на самообман похоже чем на реальный факт, в сравнении конечно.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 21:35

Да, Евгения, Вам лучше обратиться к литературе. При хорде равной метру влияние экрана проявляется на высоте максимум
2,5 м (и то слабо). Отнимите отсюда высоту трапеции, это и будет высота влияния экрана в восприятии пилота (он ведь ниже).
При увеличении высоты влияние исчезает, при уменьшении - увеличивается до высоты трапеции. Ниже уже некуда. :pardon:
Last edited by sergDubna on 17 Feb 2016 21:37, edited 1 time in total.

Post Reply