Об экранном эффекте замолвите слово

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty
Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by faiwer » 17 Feb 2016 12:21

А что с контрсклоном? Эффект экранный возникает, скорость теряется быстрее, поскольку движение вверх. Вроде многие говорят даже легче в контрсклон садиться.
Ну если экранный эффект есть и он достаточно силён, то вопросов меньше. Но вот Райан оспаривает влияние ЭФ. К примеру:
RYANVOIGHT wrote:So… if you think about the angle a hang glider’s tips are moving through the air… there’s probably not a ton of lift there, and so there’s also probably not huge vortices, either. In addition to that, the pilot and control frame both exist below the wing… which limits how close the wing can get to the ground.
корявый перевод wrote:Итак. Если вы думаете об угле атаки на лопухах и движения сквозь воздух… Тут, наверное, не тонна подъёмной силы, и нет огромных завихрений. В дополнении к этому пилот и трапеция располагаются под крылом, что лимитирует то, насколько близко к земле может оказаться крыло
RYANVOIGHT wrote:I have a hard time accepting there is NO “ground effect” increased efficiency in hang gliders.
корявый перевод wrote:Я вынужден согласиться (?), что НЕ "экранный эффект" увеличивает эффективность дельтапланов
и далее по тексту. По его словам вся суть в:
RYANVOIGHT wrote:But if a hang glider typically sinks through the air at say 200 ft/min, and during the ground skim the glider is no longer sinking, that increased lift has to be coming from somewhere… and the answer is, it’s being fed from built-up airspeed.
Но дельтаплан обычно снижается со скоростью, скажем, 200 футов в минуту, и во время пролёта вдоль земли крыло больше не снижается, за счёт увеличения подъёмной силы откуда-то… И ответ в том, что она берётся из избыточной (?) воздушной скорости
Т.е. в том, что мы тратим избыточную скорость. С этим сложно спорить. Так и есть. Правда сам ЭФ он описывает иначе:
RYANVOIGHT wrote:The idea of “ground effect” is that, when the wing is close to the ground, those swirling vortices hit the ground and get broken up.
корявый перевод wrote:Идея экранного эффекта в том, что когда крыло вблизи земли, завихрения ударяются о землю и возвращаются назад
В общем я запутался. Кто прав, кто нет. Есть экран или его нет. Сильный он или слабый.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 12:31

Чтобы это проверить нужно сделать все то же далеко от земли и сравнить пройденное расстояния с момента сброса скорости с Х до У. Не обязательно до посадочной, чтобы не осложнить посадку.
С другой стороны, если экрана нет, то откуда изменение траектории движения? Мы ж предположили, что она меняется за счет возрастающего качества. Впрочем есть ли это изменение тоже надо пронаблюдать.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 14:22

faiwer wrote:В общем я запутался. Кто прав, кто нет. Есть экран или его нет. Сильный он или слабый.
Если примитивно и на пальцах, то:
1) экран есть. Достаточное заметное влияние экранного эффекта начинается с относительной высоты h=2В, где В - хорда крыла
(в случае, если крыло прямоугольное в плане, если иное - то САХ /средняя аэродинамическая/). Высота h отсчитывается от
задней кромки крыла. С уменьшением скорости h тоже уменьшается. Поскольку дельтапланы летают на больших углах
атаки, особенно вблизи земли, когда пилоты приотдают ручку, сбрасывая скорость, то h всегда меньше сдвоенной хорды.
Более всего это заметно, когда пилот до упора остаётся в горизонте, (тогда от h вычитается длина тулова и ног ниже трапеции :) ),
т.е. чем меньше h, тем сильнее влияние экрана.

2) если отбросить всю сложную научную терминологию и не поминать к ночи вихри, скос потока в разных местах крыла и его влияние
на Сх, уменьшение скоростей потока вблизи крыла где надо и где не надо, а главное - фокусы по хаш и альфа :geek: , то экранный
эффект - это возникновение воздушной подушки под крылом и увеличение т.о. суммарной подъёмной силы крыла. Особенно это
заметно у аппаратов 3-4 поколений - Сл.-УТ, атласоидов. Но и у более поздних типов это заметно, т.к. у них меньше высота трапеции, а соответственно меньше h.

3) треугольное в плане крыло имеет свойство самоустойчивости как по крену (при уменьшении h концевых частей крыла (опущенных)
на них увеличивается подъёмная сила, что препятствует увеличению крена, на поднятых - наоборот, в итоге - крыло стремится убрать
крен), так и по тангажу - при уменьшении угла атаки поднимается задняя кромка, т.е. увеличивается h, уменьшается подъёмная сила,
крыло просаживается, что вновь уменьшает h и, соответственно, увеличивает суммарную подъёмную силу. Крыло подвспухает, и
пока есть скорость, оно сидит на экране как влитое. При увеличении угла атаки происходит срыв, крыло проседает, уменьшая h, подъемная
сила вновь возрастает и заставляет крыло подняться на высоту, где полёт сбалансирован. Более подробно устойчивость по углу атаки
рассматривать не будем, дельтикам и этого хватит.

В общем итоге: экранный эффект увеличивает суммарную подъёмную силу, существенно уменьшает индуктивное сопротивление (эти
подробности опустим) и т.о. увеличивает аэродинамическое качество крыла. Разумеется только вблизи земли.

Полёт на экране - очень хороший метод обучения на первых порах: учлетами хорошо отрабатывается разбег, т.к. на пологом склоне это
легче (правда тащить на старт далеко :? ), крыло идет устойчиво, управления требует только на посадке, т.о. учлёты привыкают к
полету как таковому, пусть и упрощенному. Полетали 3-4 занятия на экране - можно туда, где повыше и покруче. Или на лебедку. :ugeek:
chuffed88 wrote:Чтобы это проверить нужно сделать все то же далеко от земли и сравнить пройденное расстояния с момента сброса скорости с Х до У
Евгения, это совершенно ни к чему. Влияния экрана на дельт выше, чем на высоте более 2,5 САХ, нет. Поверьте на слово и не тратьте время.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by faiwer » 17 Feb 2016 14:50

Спасибо. Многое стало понятным. Всё таки это именно автоматически-стабилизируемая система, и, по сути, то самое вмешательство пилота (приотдача) требуется только ввиду того, что крыло рвётся с балансир и просто так отпускать его нельзя (взмоет сразу). Т.е. перед пилотом и не стоит никакой задачи филигранно чем-то там управлять. Главное не мешать (зажимая чрез меры) и не давать уйти в космос (отпустив).

А вот вопрос по контр-склонам. Насколько я понимаю в любой контр-склон таким образом ломиться нельзя, ибо ЭФ невсемогущ... Скажем отвесно вверх полететь не даст :crazy:
И дополнительная скорость тут только по нему размажет. Получается на контр-склона относительно небольшой крутизны заходить на скорости можно не боясь, а на сильно крутые вообще не стоит, ибо можно прошить экран в склон, и, тем самым, поесть грунту? Опять же получается, что попутняк больший какого-то минимума будет сильно усложнять работу этой стабилизирующей системы имени "задней кромки крыла", и при превышений неких пределов, можно о5 же поесть грунту. Я правильно мыслю?

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 14:54

Забыл сразу сказать: самое известное место, где экран проявляет себя во всей красе - пашня под северным склоном на Горе.
Как сел кто на экран - так и пилит до середины поля, только матюки летят. :D Тащить потом в лом. Зато чайники пашне благодарны,
ведь она удлиняет им полетный оргазм на 20-30 секунд. :crazy: :fly: Лягушатник под восточным склоном Юцы примерно то же самое.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 15:19

faiwer wrote: Я правильно мыслю?
Абсолютно правильно. Добавлю только, что крыло хорошо сидит на экране тогда, когда глиссада крыла круче, чем крутизна склона,
иначе аппарат просто уйдет с экрана. Определить такой склон не сложно, на нем нет следов с/хоз. обработки. Если склон распахан,
то он годится только для экранного полета.
По поводу посадки на крутой контрсклон скажу одно - ну его на фиг! А уж если припекло, то заход на несколько повышенной скорости
(особенно, если ветер в хвост) и хороший глазомер, дабы вовремя пихнуть трапецию. Второго захода не будет. Все это из личных
наблюдений за чужими посадками на Юце и в Крыму, причем это делалось специально: на Горе народ отрабатывал технику посадки,
на Юце - вечером при завершении полетов, чтобы утром крыло не тащить из лагеря наверх (УАЗ тогда еще не таксовал :) ). Какого-либо
влияния экрана при этом не заметил, по-моему пилоты на него и не рассчитывали.
А пусть-ка крутые-упакованные выскажутся. Но лучше в отдельной теме.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 15:36

Я так понимаю экран не даст полететь отвесно вверх, но это может дать высокая скорость. По сути хоть вертикальный контробрыв, вот только ошибиться легче, а потому ну его нафиг. И Калачёв рассказывал, что как-то сел на очень крутой склончик и поехал с дельтом вниз после посадки))) и если по ровному у многих создается впечатление, что они ручку вообще не приотдают, то в случае с контрсклоном приотдача уже явно намеренная, более того в случае с крутыми контрсклонами делать ее надо заранее.
С попутняком не совсем ясно: если дельт летит вместе с ветром, какое значение имеет попутняк? (Извечные споры...)

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by s2sa » 17 Feb 2016 16:47

chuffed88 wrote: Кто чувствовал действие экрана с 20 м? Даже самый намек.
ОН http://mikle1.livejournal.com/234680.html :)

s2sa
Posts:705
Joined:08 Jan 2014 08:46

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by s2sa » 17 Feb 2016 16:51

sergDubna wrote:Забыл сразу сказать: самое известное место, где экран проявляет себя во всей красе - пашня под северным склоном на Горе.
Было такое, но по моим ощущениям ключевое слово "пашня" . Мои выводы на этот счет заключаются по следующему случаю. Пилю значит на экране до середины поля и тут раз и меня медленно поднимает на высоту метров 6-7, я уж грешным делом испугался, думаю сейчас как клюнет, ан нет, полет продолжился с плавным снижением. Думаю, там зачастую воздух прогрет .....

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by Khromushin » 17 Feb 2016 17:08

s2sa wrote:
chuffed88 wrote:Кто чувствовал действие экрана с 20 м?
ОН http://mikle1.livejournal.com/234680.html :)
Высота полета на экране, м 4-14 Не он :) Глубжее надо.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 17:31

chuffed88 wrote:С попутняком не совсем ясно: если дельт летит вместе с ветром, какое значение имеет попутняк? (Извечные споры...)
Евгения, на посадке большое значение имеет скорость относительно земли, чем выше - тем хуже, ибо чревато (коленки, руки, трубы...).
С другой стороны, пока аппарат летит, земля ему по барабану, если он, как мы рассмотрели выше, не на экране. Попутняк увеличивает
скорость относительно земли, что пилоту непривычно (он что, каждый день на контрсклон садится, что ли? :twiddle: ) и что зело давит ему
на психику. При этом крыло чувствует себя распрекрасно - оно летит относительно воздуха, пока есть скорость - полёт нормальный. Пилот
же ощущает себя хреновато - картинка набегающей земли непривычна. Идёт сшибка былого опыта посадок и знаний о том, что такое есть
безопасный полет. Не забывайте о градиенте ветра вблизи земли: думаю соответствующую картинку в дельтаучебниках Вы видели.
Last edited by sergDubna on 09 Mar 2016 20:04, edited 1 time in total.

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by sergDubna » 17 Feb 2016 17:38

s2sa wrote: Было такое, но по моим ощущениям ключевое слово "пашня" . Думаю, там зачастую воздух прогрет .....
В пасмурные прохладные дни пилят так же до середины поля. Даже дальше - воздух плотнее и спокойнее, без трясучки.
А в дождливые - не пилят, дурних нема. :D

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 17:42

s2sa wrote:
chuffed88 wrote: Кто чувствовал действие экрана с 20 м? Даже самый намек.
ОН http://mikle1.livejournal.com/234680.html :)
Ну, я вообще-то о крыльях с метровой хордой...
Last edited by chuffed88 on 17 Feb 2016 17:45, edited 1 time in total.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 17:44

SergDubna, я ведь об этом: " Опять же получается, что попутняк больший какого-то минимума будет сильно усложнять работу этой стабилизирующей системы имени "задней кромки крыла", и при превышений неких пределов, можно о5 же поесть грунту."
А совсем не о восприятии пилота.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Об экранном эффекте замолвите слово

Post by chuffed88 » 17 Feb 2016 17:57

" Когда же мы садимся на склон по ветру, то по мере приближения к земле составляющая ветра в нашей воздушной
скорости уменьшается, т.е. мы, не отдавая ручки, при этом теряем скорость.", приземное торможение... повыше у нас попутняк, пониже штиль либо попутняк послабее... а почему мы теряем скорость по мере приближения к земле?

"влияние экрана вероятно, но тоже слабо - угол атаки
намного больше критического." Я думала, что за критическим углом срыв и отсутствие подъемной силы... а при потере избытка скорости угол АТАКИ, а не тангажа все же еще не критический, до посадки. Да и причем здесь угол атаки, ведь на экранный эффект влияет скорость, высота относительно поверхности. Но конечно же на контрсклоне не ощутимо влияние экрана, ведь вы ж летите вверх и быстро теряете энергию. Глиссада сильно сокращается, посадка упрощается, взмывание не так страшно, поскольку склон идет вверх. Все ли я так понимаю?

Post Reply