По шуму ветра

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.
Re: По шуму ветра

Post by air_stivale » 08 Feb 2016 12:06

Это типа: ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ ? :)
Чтож ты все то подряд ловишь, надо ведь что-то и просеивать. Ну то есть мимо ушей пропускать.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: По шуму ветра

Post by faradey » 08 Feb 2016 12:39

Коллеги! Попытаюсь Вас быстрее привести в чувство!- Нормальный полетный шум просто пропадает при срыве! Это и есть сигнал к последующим действиям! Не придумывайте себе лишнего! Резкое затихание даже на одном крыле- сигнал о срыве. Работает как на затянутом аппарате(короче на любом) при любой скорости относительно земли, на любом аппарате.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: По шуму ветра

Post by faiwer » 08 Feb 2016 12:54

faradey, а в чём логика?

Что есть полётный шум? Это звук, т.е. механические колебания. А в полёте? Звук вызываются обтеканием воздухом шлема, крыла, тросов и пр.. Полагаю, что "свист в тросах" будет на разной скорости, для 2мм и 3мм тросов. А шум из-за обтекания шлема пропадёт в зависимости от модели шлема, наличия и размера в нём слуховых отверстий. С одним шлемом на одной скорости, с другим на другой. Помимо прочего, люди страдают разной степенью глухоты, назовём это так. И чем человек старше, тем хуже он слышит. По поводу полистпаста. Скорость срыва на VG=100 отличается от VG=0. Да и скорость срыва на разных крыльях разная. Сравните, скажем, Малибу и Combat 2.

В общем, я не согласен, со столько категоричным высказыванием. Ну и самый главный аргумент - когда земля кипит, слушать времени не остаётся. Вообще не до этого. "Простые рецепты" работают только в простых случаях.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: По шуму ветра

Post by chuffed88 » 08 Feb 2016 13:10

Не согласна насчет "слушать времени не остается". Если все отработано, то это уже условные рефлексы. Не нужно обращать внимания на звук, все само происходит. Впрочем если расслабиться и не волноваться, то вполне слышишь и чувствуешь все, что нужно.
Недавно опять обратила внимание, что на Таргете шум ветра чуть меньше, чем на Ламинаре перед срывом.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: По шуму ветра

Post by chuffed88 » 08 Feb 2016 13:12

air_stivale wrote:Это типа: ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ ? :)
Чтож ты все то подряд ловишь, надо ведь что-то и просеивать. Ну то есть мимо ушей пропускать.
Чего сказать-то хотели? Что Олег из Саратова врёт и что-то выдумывает? Если нет, то слышать подобный звук сильно пригодилось бы.

User avatar
zheka
Posts:222
Joined:17 Nov 2008 11:43
Location:Воронеж
Contact:

Re: По шуму ветра

Post by zheka » 08 Feb 2016 14:41

potapovich62 wrote:Не только минимальный шум помогает,бывает и шум на большой скорости выручает.Про случай когда услышав исчезновение шума успел на малой высоте набрать скорость и избежать проблем свыше уже описал.А вот был случай - когда облетывал чужой дельт и вогнав его в Голландский шаг лишь по шуму ветра смог понять что происходит и остановить вовремя Голландский шаг.В другом разделе уже упоминал-ручка оказалась сильно впереди.Уже не говорю про обычный полет-когда иной раз рефлекторно жмешь ручку-проигрывая при этом в скорости снижения при парении в динаме или в слабом термике.Приборы не всегда такие есть и не всегда на них отвлекаешься,особенно когда экстренная ситуация.
Выходит, шум для нас - вторичный признак, полезный при пропадании первичного (усилия на ручке).
Полезен если первичный использовать нельзя (облет, центровка явно сбита). При облете было такое - по шуму понимал что центровка явно не в красную армию.
GPS receiving the GPFS forwarded by a GPP located in the radio range of the GPD.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: По шуму ветра

Post by faradey » 08 Feb 2016 14:53

Слышать свой аппарат это нормально. Срыв характеризуется как затухание этого шума(в не зависимости от того, как именно шумит аппарат). И затухание этого шума ,,явно выражено,, в околосрывных ситуациях одинаково для любых аппаратов(дельтапланов) и при любых скоростях срыва(хоть 20км\ч ,хоть 32км\ч.) Обусловлено аэродинамикой самого процесса срыва. Со временем умение слушать помогает находить ещё массу преимуществ: как то выдерживание скорости максимального качества, флаттер и как говорилось выше: причину неправильного поведения аппарата и соответственно правильно реагировать.
Last edited by faradey on 08 Feb 2016 15:17, edited 1 time in total.

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: По шуму ветра

Post by air_stivale » 08 Feb 2016 15:02

chuffed88 wrote: ... слышать подобный звук сильно пригодилось бы.
Точно пригодилось бы?
У Олега летный стаж больше 30 лет. Ему уже может в полете и заняться то больше нечем, вот он и выискивает всякие ньюансы.
Ну наклей на верхнюю поверхность в районе задней кромки полоски-шнурочки и слушай дискотеку на посадке.
Потом отпишись как все прошло.
:)
Вон Степа тебе правильно подсказывает - некогда. И сама же говоришь про навыки, когда уже все само собой получается.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: По шуму ветра

Post by faiwer » 08 Feb 2016 15:21

Срыв характеризуется как затухание этого шума(в не зависимости от того, как именно шумит аппарат). И затухание этого шума ,,явно выражено,, в околосрывных ситуациях одинаково для любых аппаратов(дельтапланов) и при любых скоростях срыва(хоть 20км\ч ,хоть 32км\ч.) Обусловлено аэродинамикой самого процесса срыва.
Вот оно что… Аэродинаааамика. А можно детали?

Скажем Вульфи, перед заходом на водную гладь, разгоняется под 100+ км\ч. И пока свои 500-600м на экране не пролетит, крыл останавливаться не хочет. Но законы физики то он нарушить не может. А значит крыло энергию теряет. Теряя энергию, крыло теряет и воздушную скорость. Т.е. "шум" затухает. Причём непрерывно. Да, и на 32 и на 20 и на 100 км\ч. Но, казалось бы, а причём тут процесс срыва?

Я допускаю, что механика процесса срыва может влиять на звук. Дескать когда ламинарный поток воздуха под крылом прекращает своё существование, и потоки воздуха начинают обтекать крыло+пилота беспорядочно, отчего звук и может измениться. Но выходит, что для этого нужен тот самый срыв, который наступит как раз ПОСЛЕ пиха, а не до (если пилот не поставил себе цель попробовать местный грунт на вкус). В общем что-то не сходится.

faradey, то, что шум полностью гаснет именно по достижению скорости близкой к скорости срыва, и не завязан на фактическое значение этой самой скорости, ― это ваше мнение или вы доподлинно об этом знаете? Если первое, то так и напишите. Если второе, хотелось бы деталей, интересная же тема.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: По шуму ветра

Post by chuffed88 » 08 Feb 2016 15:46

air_stivale wrote:
chuffed88 wrote: ... слышать подобный звук сильно пригодилось бы.
Точно пригодилось бы?
У Олега летный стаж больше 30 лет. Ему уже может в полете и заняться то больше нечем, вот он и выискивает всякие ньюансы.
Ну наклей на верхнюю поверхность в районе задней кромки полоски-шнурочки и слушай дискотеку на посадке.
Потом отпишись как все прошло.
:)
Вон Степа тебе правильно подсказывает - некогда. И сама же говоришь про навыки, когда уже все само собой получается.
А у меня эти навыки еще нечёткие. Для их развития и как еще один ориентир пригодилось бы. Да в конце концов просто не вижу причин не попытаться понять че за звук такой, уж вреда точно не будет.

Faradey, про звук я правильно поняла, что важна не сама воздушная скорость, а динамика её затухания? Ну вроде как при простом торможении шум затухает равномерно, а непосредственно перед срывом затухает все быстрее, как бы нелинейно? Аналогично как и снижение аппарата судя по поляре непосредственно перед срывом резко увеличивается.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: По шуму ветра

Post by faradey » 08 Feb 2016 17:59

Вот правильно написали: что важна не сама воздушная скорость, а динамика её затухания? Ну вроде как при простом торможении шум затухает равномерно, а непосредственно перед срывом затухает все быстрее, как бы нелинейно? Аналогично как и снижение аппарата судя по поляре непосредственно перед срывом резко увеличивается.
Аппарат еще управляется и летит, Вы постепенно выдаете ручку, а в момент когда звук затухает(нелинейно) резко выдаете ручку(это на посадке).
Срыв происходит не мгновенно как многим кажется, и ручка теряет момент тоже не после срыва(иначе как по ней ориентироваться). Это два идентичных индикатора и пользоваться можно любым из них. А лучше одновременно. Тяжело в ожидании срыва обращать внимание сразу на два фактора, да и не нужно. Умение слышать приходит само (у меня было так!). Усилия на ручке могут отличатся на разных аппаратах, да и отличается! как и скорость срыва от 19 до 32км\ч(В зависимоста от аппарата) а динамика звука нет! Я привык ориентироваться больше по звуку: для меня информативней.
Я не говорил что шум полностью гаснет!-

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: По шуму ветра

Post by chuffed88 » 08 Feb 2016 18:16

Усилия на ручке разные, но я например ориентируюсь по тому, что усилия пропадают. При этом если чуть приотдать ручку аппарат уже не взмоет (метод Кипиша). И вот это уже на всех аппаратах применимо. Любопытно, что на Атласоидах, у которых больше диапозон срыва, это время сильно растянуто, у аппаратов поспортивнее короче. То есть этим способом можно определять непосредственно нужный момент. Ну тут уж кто к чему привык.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: По шуму ветра

Post by faradey » 08 Feb 2016 18:38

Ответ на комментарий к оценке: Вопрос был поднят не только применительно к посадке, но и ко всему полету.
Почему я знаю что звук не завязан на срывные характеристики дельтаплана? Пример: из облета дельтаплана с перетянутым парусом(упоминал выше). Дело в том, что у этого аппарата, кроме неадекватной реакции на ручке обнаружилось в полете еще одно горе, а именно диапазон летных скоростей сместился в сторону увеличения. Пытаясь насщупать управление оценил скорость близкую к срыву в 45-50 км\ч. ниже которой дельтаплан проявлял тенденцию к сваливанию. Посадка была неудачной: с взмыванием и соответственно бахом, хотя провел классически без ошибок. Вынес стойку.Усилия на ручке по тангажу отсутствовали с момента старта поэтому садился на слух. Можно посмеяться: мол взмывание, бах, стойка! А Вы попробуйте отдать ручку хотя бы на 40км\ч. если аппарат ,не сорван,! Или встретьте землю на подобной скорости.
Last edited by faradey on 08 Feb 2016 19:34, edited 1 time in total.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: По шуму ветра

Post by Чалдон » 08 Feb 2016 18:42

chuffed88 wrote:Усилия на ручке разные, но я например ориентируюсь по тому, что усилия пропадают. При этом если чуть приотдать ручку аппарат уже не взмоет (метод Кипиша). И вот это уже на всех аппаратах применимо.
Что за метод Кипиша? интересно!

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: По шуму ветра

Post by faiwer » 08 Feb 2016 18:44

Небольшие предварительные подпихивания трапеции в процессе посадки. Чуть пихнул и смотришь - взмываешь? Если да, то прибираешь назад и летишь дальше. Не взмываешь? Значит вот оно самое - пихаешь до конца а садишься. Правда это не метод Стаса, это одна из распространённых методик.

Post Reply