По шуму ветра

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР
По шуму ветра

Post by faradey » 07 Feb 2016 01:12

Мне стало интересно: как много пилотов пользуется определением момента скорости срыва по шуму ветра? Обучают, рекомендуют ли сейчас эту технику? Я то пользуюсь ею с 16-ти лет. Сейчас мне 45. Вопрос возник у меня от прочтения всевозможных постов о техниках посадки и определения момента выдачи ручки. Этот способ меня никогда не подводил на разных аппаратах. Пользуюсь не только на посадке, но и для обработки мелких пузырей, для выпаривания ,в соплях, для максимального их использования. Читаю сейчас о каких то ,вертушках, и не понимаю на кой они сдались? Когда уши то всегда с собой!

User avatar
Hang
Posts:60
Joined:29 Dec 2008 05:27

Re: По шуму ветра

Post by Hang » 07 Feb 2016 02:57

Во время, спасибо! Скоро у нас начнется летный сезон у новичков. Сегодня придут теорию сдавать. На лекциях слышал про это лекторы говорят. Но как на деле в начале сезона, когда практически зима, под клубные шлемы одевают шапочки, кому размер подогнать, кому холодно. Надо будет обратить проверить слышимость шума ветра. Помню в советское время в спортоварах появились горнолыжные шлемы по 20 руб. цвета мандарин. Аккуратные маленькие, сидели плотно, сышимость была ноль. Вот дырки сверлили, пенопласт ковыряли, целая эпопея была. В термиках, на посадке да и на старте приходится визор поднимать чтоб был контакт лица с воздухом и типа увеличить слышимость, хотя у икаровского интеграла "дырочки" работают. Действительно надо у начинающих это проверят...шум ветра в ушах. Конечно актуально.

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: По шуму ветра

Post by potapovich62 » 07 Feb 2016 06:06

На дельтовых шлемах есть специальные отверстия.Я лично долго летал в парашютном советском еще шлеме с окантовкой вокруг ушей,в том числе и зимой-слышно.А так вообще сверлили отверстия в районе ушей в пластике.Главное-что шум ветра дает доп.информацию о текущем режиме непосредственно в уши.Были случаи когда дельт попадал в вихрь или ротор и начинал неуправляемо сыпаться как в вату.При этом исчезал шум ветра и понимал что нет скорости и надо прежде всего ее набрать,т.к без скорости дельт не летит и не управляется и по сути равнозначен листу фанеры.Своевременное принятие мер всегда выручало,даже на достаточно небольших высотах.Был случай вот также при простой погоде исчез шум ветра и дельт стал парашютировать на высоте около 40 м над горой.Похоже был невидимый вихрь.Успел набрать скорость и выйти в нормальный полет.А надо мной параплан видимо не сообразил что произошло,влез туда же,его свернуло и кинуло до земли.Лишь перед землей парик чуть притормозил-компрессионное сдавление позвонка.Почти год потом парень не летал.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: По шуму ветра

Post by faiwer » 07 Feb 2016 08:33

Сколько ни пытался по шуму ветра определять - тщетно. А в термичку, когда посадочные площадки бурлят - тем более. Поэтому всё время как-то наугад сажусь. Далеко не всегда хорошо. Планирую отработать вариант с предварительным небольшим подрывом и анализом поведения крыла (взмыло или нет). На Target-е такое легко удаётся. На лысом побаиваюсь. Шлем Icaro с хвостом и интегралом.

Кстати говоря, посадочные скорости при разных состояниях полистпаста разные. Лично я сажусь сбросив его полностью. Но знаю, что многие предпочитают так не делать. Полагаю, что сильно опираясь на звук ветра, можно лихо прогадать, просто потому, что случайно зашёл с другим состоянием полистпаста.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: По шуму ветра

Post by faradey » 07 Feb 2016 12:17

Сколько ни пытался по шуму ветра определять - тщетно. А в термичку, когда посадочные площадки бурлят - тем более. Поэтому всё время как-то наугад сажусь. Далеко не всегда хорошо. Планирую отработать вариант с предварительным небольшим подрывом и анализом поведения крыла (взмыло или нет). На Target-е такое легко удаётся. На лысом побаиваюсь. Шлем Icaro с хвостом и интегралом.

Кстати говоря, посадочные скорости при разных состояниях полистпаста разные. Лично я сажусь сбросив его полностью. Но знаю, что многие предпочитают так не делать. Полагаю, что сильно опираясь на звук ветра, можно лихо прогадать, просто потому, что случайно зашёл с другим состоянием полистпаста.
0

Аватар пользователя
faiwer

Сообщений: 419
Зарегистрирован: Ср май 29, 2013 8:22 pm
Откуда: KZ, Almaty
Репутация: 123
Когда научишься слушать,- не прогадаешь! Скорость срыва,- особенно! Во время обучения я тоже не слышал месяца три: уже и летал и садился нормально, но качественно все сразу изменилось когда услышал!! Это как некая ступенька: переступил,- и ты уже на другом уровне!

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: По шуму ветра

Post by faiwer » 07 Feb 2016 12:23

Когда научишься слушать,- не прогадаешь! Скорость срыва,- особенно! Во время обучения я тоже не слышал месяца три: уже и летал и садился нормально, но качественно все сразу изменилось когда услышал!! Это как некая ступенька: переступил,- и ты уже на другом уровне!
Ну, может быть, к старости и научусь. Вот взять мой вчерашний полёт. К тому моменту, когда ветер в ушах уже стих, я ещё метров так 12 пролетел и только после этого выдал трапецию. И что в итоге? Взмыл немного... Т.е. рановато пихнул.
А летом, когда земля "кипит" и во время посадки то кренит, то неожиданно подбрасывает на 2 метра ввверх, то сгружает с 5м до самой земли рывком, отвлекаться на "слушать ветер" я тем более не успеваю.
Во время обучения я тоже не слышал месяца три
Ну на учебном крыле диапазон срыва настолько большой, что можно чуть ли не наобум срывать. Да и взмыть, в случае чего, метра на 2 не страшно ― он жеж мягкий как пуфик, спарашутирует мягко.

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург

Re: По шуму ветра

Post by birukobu » 07 Feb 2016 12:31

ИМХО только усилие на руучке может являться достоверным индикатором скорости дельтаплана.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

User avatar
Tehnik
Posts:561
Joined:04 Dec 2012 17:21
Location:Ростов-на-Дону

Re: По шуму ветра

Post by Tehnik » 07 Feb 2016 13:43

Я тоже пользуюсь усилием на ручке, наверное не лишним будет паралельно прислушаться к ветру.
Но да, на кипящей посадке всё меняется молниеносно)
Видимо это нужно ввести в область рефлексов, и тогда в совокупности с ручкой, можно реже пробовать грунт на вкус))).
В детстве, очень мечтал стать взрослым, так и не сбылось.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: По шуму ветра

Post by Чалдон » 07 Feb 2016 13:47

birukobu wrote:ИМХО только усилие на руучке может являться достоверным индикатором скорости дельтаплана.
а что имеется в виду под усилием на ручке? На Малибу его вообще не ощущаю на посадке.. определяю по валкости аппарата, если в штиль.

User avatar
Tehnik
Posts:561
Joined:04 Dec 2012 17:21
Location:Ростов-на-Дону

Re: По шуму ветра

Post by Tehnik » 07 Feb 2016 13:56

Всё там есть, на малибу тоже, нужно почувствовать.
В детстве, очень мечтал стать взрослым, так и не сбылось.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: По шуму ветра

Post by Чалдон » 07 Feb 2016 14:54

Tehnik wrote:Всё там есть, на малибу тоже, нужно почувствовать.
Ок, обращу внимание. А сами описать свои ощущения на ручке словами можете?

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: По шуму ветра

Post by potapovich62 » 07 Feb 2016 14:55

Ко всему надо привыкать.Даже просто каску меняешь-уже чутка по-другому.Кстати : вот на посадке не слышу срыва,в воздухе когда исчезает шум ветра-тоже-видимо не до этого.А вот при испытании отдачи ручки в воздухе до скорости срыва таки пару раз слышал как крыло начинает шуметь.Причем при начале шума крыло таки еще управляется,правда при прямом полете.В крене бы наверно сразу в штопор ушло.Пардон-это не про ручку.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: По шуму ветра

Post by faradey » 07 Feb 2016 16:17

Видимо у всех по разному. Как в автомобиле: одни слышат двигатель, другие нет.(так это двигатель, его тяжело не слышать!).

User avatar
Tehnik
Posts:561
Joined:04 Dec 2012 17:21
Location:Ростов-на-Дону

Re: По шуму ветра

Post by Tehnik » 07 Feb 2016 16:35

По многочисленным просьбам.
Если отпустить трапецию совсем, то в установившемся , так называемом "балансире" будет скорость чуть выше срывной, и снижение порядка 1,3...1,5 м/с .
Если мы имеем скорость "повышенную", то отпустив ручку совсем, дельт начнет стремиться к "балансиру", то есть будет гасить скорость с набором высоты.
Трапеция всегда хочет находиться в "балансирном" положении, и чтобы , лететь быстрее, нужно прилагать усилие к трапеции, чтобы удерживать в желаемом положении.
При подходе к земле мы имеем повышенную скорость (ну или должны иметь для безопасности) и выйдя на экран (двигаясь паралельно земле) гасим скорость. Если в этот момент отпустить трапецию, начнется набор высоты (чего нам не надо) Если стойки в этот момент сжимать не остервенело, а легонько, можно почувствовать, как мы прилагаем усилие на "зажатие". В этот момент "пихать" еще рано, скорость высока.
По мере уменьшения скорости, усилие (которое мы прилагаем на зажатие) на ручке будет уменьшаться, и в определенный момент пропадет совсем, то есть мы получим скорость "балансирную". В этот момент можно даже полностью отпустить трапецию, и будем продолжать лететь какое-то время паралельно земле.
И... Вот он- момент выдачи!!!!!

Есть аппараты, на которых трапеция "не просится" в балансир, но Малибу к ним не относится)))
В детстве, очень мечтал стать взрослым, так и не сбылось.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: По шуму ветра

Post by Чалдон » 07 Feb 2016 16:57

Tehnik wrote:По мере уменьшения скорости, усилие (которое мы прилагаем на зажатие) на ручке будет уменьшаться, и в определенный момент пропадет совсем, то есть мы получим скорость "балансирную". В этот момент можно даже полностью отпустить трапецию, и будем продолжать лететь какое-то время паралельно земле.
И... Вот он- момент выдачи!!!!!
Спасибо, что хорошо так разобрали. Вот как раз выделенный момент имел в виду, что ничего не чувствую на ручке.
Но, блин, довольно далеко можно пролететь параллельно земле на балансирной скорости при экранировании-то! Чуть раньше отдашь, взмоешь метра на три. Чуть позже отдашь - придется бежать быстро)) а хочется в тапки! Вот и ловлю тот момент, когда на балансирной скорости , без усилий на ручке, Малибу становится чуть вялым при постепенной отдаче ручки за балансирную скорость уже.

Post Reply