Буксировка VS Гора

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:
Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 27 Jan 2016 15:52

potapovich62 wrote:Не разглядел на топикстартере- На уздечке спереди все три зафиксированы? И еще: При затяжке на высоту подцепка другая?
Уздечка состоит из двух ветвей:
нижняя закреплена за подвеску а районе пояса с обоих сторон.
верхняя закреплена около верхнего узла трапеции, походит через кольцо буксировочного троса и петлей на конце соединяется с нижней. Точнее нижняя ветвь пропускается через петлю на одном конце верхней.
На такой уздечке можно запускать практически на любую высоту (она за рубежом используется в т.ч. для аэробуксироки). Но мы запускаем невысоко: метров на 20, т.к. при более высоких запусках переходим на зубной замок,т.к. дальше учлету все равно придется летать с ним.
На Кондоре вся программа только с уздечкой и только ручным замком.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 27 Jan 2016 15:58

An.Petrovich wrote:
A.M. wrote:Призрак, не самый сложный в пилотировании предмет
Это тот случай, когда буксировочный трос зацепился за прибор на спидбаре? Или я путаю?
Именно тот.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 27 Jan 2016 16:03

Олег из Саратова wrote:
423 wrote: Все обычно используют на начальном этапе все тот же атласоид (Таргет, Малибу и т.п.) с площадью крыла 16 - 16.5кв. м., а это при штиле подразумевает необходимость учлету нестись со всех ног, что непросто иногда и опытному, правда по другой причине (лень, большой вес пилота, "да я пихну как ручку - так).
Не надо ровнять Малибу и Таргет . Малибу отрывается гораздо легче. И прощает больше.
Для солидного клуба с большим количеством учлётов Кондор конечно предпочтительно, а покупать Кондор для одного-двух учлётов на пару полётов слишком жирно.
И у Малибу и у Таргета площадь крыла чуть больше 16м .
У Кондора - 31.5 Разницу заметили?
Кондор летит почти как параплан. Соответственно разбег короче, скорость полета меньше, да и парашютирует лучше.
Кондор - это не игрушка для одного двух подлетов, а отличный аппарат для освоения базовых навыков пилотирования для дальнейшего перехода на атласоид. Программа из пяти занятий на нем включает освоение старта и взлета на лебедке из маломощного (5 л.с.) скутера, полет по прямой на высоте сначала 2-3 м, а затем и до 10м., руление при пролете по прямой, отработка посадки без отцепа, а затем с отцепом ручным замком и выполнение при этом отворотов на 45 гр.
Закончив эту программу учлет без проблем пересаживается на Таргет и по такой же программе осваивает уже Таргет.
Кондор - это такой типа трехколесный велик, который облегчает потом пересадку на двухколесный.
Пример: полет с V-уздечкой на Кондоре:
http://www.youtube.com/watch?v=U2jShR8hArU

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by chuffed88 » 27 Jan 2016 16:35

Может для лебедочного обучения Кондор и хорошо. Но для старта со склона уже не уверена. Научится человек взлетать на нем с 5ки, а потом пересев на аппарат вдвое меньше по площади ему придется бежать в полтора раза быстрее, будет страшно, и все придется начинать заново. Имеет ли смысл? У нас учлеты в среднем за месяц начинают подлетать с той же высоты, выполнять то же задание, а это 8 занятий.
И не вижу особой разницы на пару занятий или на 5))) остальное время это будет лишний хлам в контейнере. Вот Таргет 13 для девчонок нужен и реально ускорит процесс, а Кондор...

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by birukobu » 27 Jan 2016 16:50

Задача КОндора не научить стартовать или садиться, его задача - доказать мозгам учлета, что полет - это не страшно. Для человека, ходящего по земле, не нужен высокий темп восприятия. Для человека летающего - нужно разгонять процессор. Задача КОндора - лететь медленно и низко, чтобы мозг учлета адаптировался к новым условиям функционирования. Потом можно и ускоряться))

такое вот мое ИМХО
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Валерий С » 27 Jan 2016 18:12

faiwer wrote:У Тандема свои колёса. С них и стартовали. Телегу сделали уже потом.
Валерий С, вы считаете, что с ног безопаснее? Телегу вроде для того и сделали, чтобы без всяких там перецепок, спотыканий на старте, скачущего угла атаки при разбеге и пр. обойтись. Т.е. для увеличения безопасности, а не наоборот.
Да, я считаю, что с ног на лебедке безопаснее.
Телега, если я правильно понимаю, появилась сначала для аэробуксировки. Именно потому, что требуется точное управление сразу после отрыва. Чтобы после отрыва не взмыть, а точно занять место за буксировщиком.
А на лебедке - пофиг, оторвался и попер. Только крена исправляй, если будут, конечно. То есть точного непрерывного управления не требуется.
Перецепка на этапе обучения - абсолютно лишняя. Перецепка добавляет высоту набора на затяжке, что актуально уже потом, когда более-менее освоился. Да и несложно это совсем - перецепляться. Для меня исключение перецепки - недостаточный аргумент для перехода на телегу и все, связанные с ней, хлопоты, включая повышенные требования к полосе разбега. Лебедочные старты же обычно посреди поля.
На малинке - да, там телега может быть полезна. В отличие от лебедки, где старт разворачивается против ветра, малинка привязана к дороге. То есть, с одной стороны, вероятность старта с боковиком - выше (то есть надо ломиться, как в штиль), а с другой - дорога с подходящим для телеги покрытием - вот она.
"Скачущего угла атаки при разбеге" не бывает. Это же упражнение №1 - пробежки с аппаратом по полю. И в точности так и надо стартовать на лебедке - разбежаться, чтобы крыло полетело, потом плавненько отдать. На лебедке точно так же, как и при любом другом старте с ног (склон, метла) важен хороший разбег. (Ну, пусть будет "нормальный разбег", если сравнивать с метлой. Для лебедки требование к разбегу, все-таки, меньше, чем для метлы.) Несмотря на немалую тягу, падение на лебедке на старте видел несколько раз. Но это были совсем отмороженные лентяи - два шага, ручку от себя, и - тяните меня, что же вы не тянете...
Ну, и про тягу добавлю. Избыточная тяга может быть опасна, провоцирует раскачку. Тяга равна весу (примерно, чуть меньше), а вообще пилот должен знать свою комфортную тягу и сообщать ее оператору. И задача оператора - выдержать заданную тягу. То есть лучший оператор - автомат тяги. Если его нет, оператор отслеживает вручную по динамометру. Ну еще можно сбрасывать, если пилот не справляется с раскачкой.
Вот как-то так все это выглядит в моей голове :D
могу ошибаться

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Khromushin » 27 Jan 2016 21:03

Валерий С » "Да, я считаю, что с ног на лебедке безопаснее. " согласен.
Добавлю аргументации - с самых первых шагов на лебедке у инструктора есть возможность убрать тягу и все остановить на начальном этапе возникшей у ученика ошибки.
В данном случае речь идет о потенциальной безопасности тк фактическую безопасность обеспечивает инструктор и возможность прервать старт только инструмент в его руках.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 28 Jan 2016 08:37

Но вот не вижу смысла УЧИТЬ с ноля новичков на лебедке. Намного безопаснее в сумме общих умений основным стартом иметь старт со склона. Его все равно надо отрабатывать как главный! На лебедке возникнут свои привычки и их потом перенесут на свободный старт...лишние отвлекающие факторы ?
У нас есть возможность учить на лебедке с ноля. Может я ошибаюсь и преувеличиваю вред "побочных эффектов"?

mkrvmx
Posts:46
Joined:15 Mar 2014 20:18
Location:Жуковский

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by mkrvmx » 28 Jan 2016 10:51

Чалдон wrote:Но вот не вижу смысла УЧИТЬ с ноля новичков на лебедке. Намного безопаснее в сумме общих умений основным стартом иметь старт со склона. Его все равно надо отрабатывать как главный! На лебедке возникнут свои привычки и их потом перенесут на свободный старт...лишние отвлекающие факторы ?
У нас есть возможность учить на лебедке с ноля. Может я ошибаюсь и преувеличиваю вред "побочных эффектов"?
Вред от "побочных эффектов" при старте с горы пилотов стартовавших до этого только с лебедки устраняется в течении одного, максимум двух тренировочных дней на горе.
Мне кажется, что при наличии рядом склона наибольший результат даст комплексное использование лебедки и склона.
К примеру, если у учлета возникают проблемы с отработкой посадки, то не имеет смысла тащить его на склон при наличии лебедки, для того что бы он выполнил пару, тройку полетов/посадок за день.
За тот же день при использовании лебедки те же учлеты могут выполнить от 15 до 20 полетов(если их конечно не 8 человек на одном выезде :hihi: ) по "коробочке" с отработкой посадки в цель, в районе старта.
Пользы для здоровья это конечно принесет меньше, чем регулярные затаскивания аппарата в гору, но с посадкой должен быть порядок.

Еще можно привести пример с направлением ветра неприемлемым для старта с горы. Полеты со стартом с нее все таки лучше отсутствие полетов :)

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Khromushin » 28 Jan 2016 11:14

Чалдон » Из наблюдений - пилоты учившиеся на лебедке стартуют с горы без дополнительного обучения, достаточно устного объяснения. Пилотам стартовавшим только с горы требуется обучение для стартов на лебедке.
mkrvmx » Про какой вред речь? Не заметил ни какого вреда, как и сложностей со стартом, обучение на лебедке дало достаточный запас прочности для старта с горы . По мне так старт с горы гораздо проще, а старты с боковиком и тд входят в обучение лебедочных стартов и под тягой боковик чувствуется существеннее.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

mkrvmx
Posts:46
Joined:15 Mar 2014 20:18
Location:Жуковский

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by mkrvmx » 28 Jan 2016 11:50

Khromushin wrote:mkrvmx » Про какой вред речь? Не заметил ни какого вреда, как и сложностей со стартом, обучение на лебедке дало достаточный запас прочности для старта с горы . По мне так старт с горы гораздо проще, а старты с боковиком и тд входят в обучение лебедочных стартов и под тягой боковик чувствуется существеннее.
Опечатка! Фразу - Вред от "побочных эффектов" читать как "Вред от побочных эффектов" :)

Ну только теория кажется через чур уж самоуверенно.. Пару раз то можно и пробежаться с горки небольшой :)

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by chuffed88 » 28 Jan 2016 12:16

Говорят обучавшиеся на лебедке задирают угол на старте со склона. Это не так? Моторика не вырабатывается за 1 занятие, это будут не автоматические движения. А это чревато тем, что в сложной ситуации человек может не справиться, поскольку будет думать, что делать, а не действовать рефлекторно. Разве нет? А значит и сказать, что человек НАУЧИЛСЯ старовать с горы за день нельзя.
А вот обучать на том и другом мне кажется было бы неплохо.

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Khromushin » 28 Jan 2016 12:18

mkrvmx » Это точно, пробежаться или выбрать для первых стартов простой старт с простыми условиями.
из личной практики - сразу после учебки уехал на НГ на Клемуху и для первого старта выбрал 3-4 метра севера, слился соответственно и далее уже стартовал с юга в рабочий динамик.

chuffed88 » правильно научиться ставить крыло на поток и ориентироваться на ветер, а не поверхность, тогда угол будет нужный вне зависимости от склона и тд. если не возникло понимания то надо доучиваться.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by faiwer » 28 Jan 2016 12:27

правильно научиться ставить крыло на поток
В штиль это не самое тривиальное дело, если честно. Тоже вызывают большие сомнения в обучении горным стартам за 1 день. Итоговая цель - возможность стартовать в целом или возможность безопасно стартовать в широком диапазоне условий? Скажем старт при 4-5 м\с это одно, старт в полный штиль другое, в попутняк третье, в 15 м\с четвёртое. Фиг с ним с попутняком, это неадекват, и фиг с ним с очень сильным ветром, не самый нужный навык. Но вот старт в штилевых условиях это не тяп-ляп. Скажем в Курае это явление не редкое, и по пологому склону такой вот пилот, с 1-им днём отработки, убежит? Или как повезёт?

Вспоминаю старты в Большенарыме... Там без толковых навыков и разложиться на раз-два. Но опустим это место. Оно довольно хардкорное :)

В общем если речь идёт именно о старте в комфортных условиях. Это когда в лоб, метра 2, склон крутой. То да. Наверное за 1 день научиться можно. Половина навыков уже на лебёдке отучена.

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Khromushin » 28 Jan 2016 12:32

faiwer » Пусть подскажут, но не встречал пилотов отучившихся на лебедке у которых возникла необходимость к обучению стартов с горы начиная с пробежек. Логично, что для первых стартов не надо выбирать сложные условия, поэтому места где разложиться и тд не рассматриваем.
Обычно для лебедочников первый старт с горы сублимируется во фразе - принимаем уклон как ровную поверхность и ломимся тк оператор в отпуске.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

Post Reply