Как участник тех же двух курсов, что и Дима ))) тоже напишу:
Мой опыт перед тем, как я поехал на первый мастер-класс (МК) по кросс-кантри (к Дэнису Пэгину, в Италию) был:
- в далёкой молодости: пара учебных сезонов, 12 часов на атласоидах, 2-ой разряд, два выезда на Юцу и один в Ямполь (ДВП + чуть-чуть понюхал ТВП)
затем, после перерыва 18 лет:
- два года полётов, за которые учился заново, восстановил 2-й разряд, налетал 16 часов
- из них 1ч 23' на Discus (я на него пересел за 2 месяца до МК), единственный улёт сделал аж на 7км
- до пересадки, на Таргете: один выезд с клубом на Юцу (не отходя от горы), в Ларань, в Грайфенбург (в пасмурную погоду летали сверху вниз).
- личный рекорд: 15км по ветру на Таргете (в Ларани)
Приехав в Италию за 2 дня до начала семинара (чтобы успеть хоть как-то влетаться в Discus) сделал свои первые настоящие маршруты: треугольник 23км, и вдоль хребта с возвращением 30км.
Затем был мастер-класс.
На котором я сидел с открытым ртом (плохо понимая по-английски) и впитывал каждое слово.
Потому, что мне открылся новый, совершенно неизвестный до селе мир, с огромным количеством нюансов, интересных замечаний, увлекательных историй и квинтэссенции собранного и обобщённого опыта крутых перцев. Я совершенно по-новому посмотрел на многие вещи. Меня учили не только тому, как летать по маршруту, но даже исправляли ошибки моих стартов и посадок. Уделяя при этом внимание большому числу мелочей, начиная от снаряжения и заканчивая психологией пилота.
За время мастер-класса я научился планировать и уверенно летать маршруты по несколько десятков километров, обрёл гораздо больше самостоятельности, лично для меня на этом МК произошёл совершенно явно ощутимый качественный подъём на новую ступеньку. Я потом с огромным удовольствием летал в горах, хорошо понимая и осознавая что и зачем я делаю.
Затем, через год я побывал на втором МК, на этот раз у Герольфа.
Сказать, что я узнал ещё дофига нового - это не сказать ничего. И бОльшую часть того, чему нас учил Герольф - не найти в книжках. Это был совершенно уникальный, и очень интересный опыт. Которого я бы сам достигал бы фиг знает сколько времени, мыкаясь методом проб и ошибок.
В общем, по итогам этих двух МК у меня лично сложилось впечатление, что оба раза это был мощнейший буст в развитии моих пилотских умений. И на мой взгляд, цена обоих семинаров абсолютно того стоила. Вот ни разу не пожалел тех денег, чесс-слова! И того, что когда-то решился поехать на мастер-класс с налётом всего 1ч 23мин на своём первом переходном крыле.