Не-не, друзья, давайте не будем путать тёплое с мягким
Чем сложнее техника - тем бОльший объём навыков переносим с симулятора на реальный полёт.
Чем техника проще - тем меньшему можно научиться сидя за компом.
Например, глядя в монитор - на велосипеде ездить, конечно, не научишься. Т.к. здесь на первый план выходят исключительно физические ощущения и рефлекторные моторные реакции как ответ на них. В этом смысле дельтаплан, параплан, парашют - это самые тяжёлые случаи. Но далеко не безнадёжные. Потому, что в отличие от велосипеда у нас всё равно остаётся довольно большое количество навыков, не связанных непосредственно с физическими ощущениями, но связанных с работой ЦНС и принятием множества решений совершенно разного уровня.
Так что сравнивать Боинг и дельтаплан совершенно не корректно в плане эффективности тренажёрных тренировок. Весь комплекс необходимых навыков для управления современным пассажирским самолётом в штатных режимах управления на 99.9% имитируется на симуляторе, особенно если это полноценный тренажёрный комплекс с шестью степенями свободы, полностью воспроизводящий интерьер кабины, и те незначительные (!) угловые и линейные ускорения, которые возникают в обычном полёте. От пилота современного Боинга или Аирбаса требуется умение пилотировать самолёт в ручном режиме (когда играют роль физические ощущения) лишь в аварийной ситуации. И такие тренировки на тренажёрах проводятся, ежегодно. Кстати, далеко не все экипажи сдают этот зачёт с первого раза. В остальном же - весь процесс управления таким самолётом как две капли воды похож на управление им же в компьютерной игре, где пилот выступает исключительно в роли оператора. Вот почему существует мировая практика (и она набирает обороты), когда процесс переучивания на новый тип самолёта не содержит в себе специальные провозные (тренировочные) полёты на реальной технике, а ограничивается лишь теоретической и тренажёрной подготовкой. После которой пилот садится в настоящий самолёт, на котором он ни разу до этого не летал - и летит свой первый коммерческий рейс с пассажирами на борту. Разумеется, не один, и второй член экипажа должен иметь опыт полётов на этом типе.
Что же касается другой крайности - дельтаплана, то у нас без физических ощущений и правильных моторных навыков - разумеется, никуда. А их в полном объёме ни на одном симуляторе не отработаешь. Хотя частично, конечно, возможно. И чем лучше тренажёр воспроизводит эти физические ощущения - тем большего эффекта можно достичь. В этом смысле даже простая стационарная трапеция, которая есть, наверное, в каждом клубе - даёт прекрасный результат при отработке различных тренажей, как по управлению, так и по самостраховкам. Т.к. позволяет до автоматизма натренировать именно рефлекторные навыки. Однако, повторюсь, разумеется, что после такого тренажёра никто никуда не полетит. Но, по крайней мере, некоторое представление получит, и значит потом полетит проще и безопаснее.
Все остальные типы летающей техники (Ан-2, МиГ-29, планер..) - находятся где-то посередине между этими двумя крайностями, чуть ближе к одной или к другой. И объём навыков, которые можно перенести с симулятора на реальный полёт - напрямую зависит от объёма навыков, которые требуются для управления конкретным типом летательного аппарата. Чем он сложнее, и чем больше знаний и навыков требует для управления - тем большему можно научиться на земле.
Компьютерный симулятор (с мышкой, или джойстиком, т.е. без имитации физических ощущений) - может научить дельтапланериста только правильно и быстро соображать, то есть выработать навыки принятия решений, как ответной реакции на окружающую обстановку. Какое это значение имеет в парящем полёте? Я считаю, что определяющее. Насчёт 30% - я со Стасом не согласен, тут больше доверяю Герольфу. Он называл цифру 95%. Хотя, наверное, это зависит от уровня пилота. Если пилот бОльшую часть своего внимания вынужден тратить на пилотирование - то естественно, что на всё остальное этого внимания останется меньше. Если же пилот об управлении не задумывается, крутит потоки "на рефлексах" (как водитель не задумывается когда переключить скорость в автомобиле и какой ногой какую педаль нажать) - то у него будет гораздо больше времени подумать о тактике.
На эту тему есть, кстати, отличный анекдот (может писал раньше, не помню... тогда повторюсь), что каждый пилот в своём профессиональном росте проходит через 3 стадии:
1-я стадия - когда он в полёте ищет ответ на вопрос: "как этим управлять?!"
2-я стадия - когда он решает в полёте: "куда теперь лететь?"
и 3-я стадия - когда он, наконец, задаётся вопросом: "а зачем?.."