Лестница в небо (мемуары личинки)

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40
Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by potapovich62 » 06 Jan 2016 02:37

Немного о термиках.Для начала о некоторых признаках,повышающих шанс попасть в него после старта.Самое простое конечно это наблюдать за птицами,пролетающими рядом,за пухом одуванчиков,пырея или тополей.Это наглядно показывает размер и скорость подъема пузыря.Бывает также проезжающая по дороге машина срывает пыль,которая местами сжимается и поднимается неплохо вверх.Вообще движущаяся машина или летящий низко дельт или параплан над пашней нередко являются триггерами (спусковыми крючками) накопившегося тепла чтобы стартовал небольшой поначалу пузырь при слабом ветре.Есть такое понятие-термик-стена.Это когда поднимающиеся над дорогой небольшие пузыри образуют полосу подъема воздуха обычно довольно невысокую,но иногда позволяющую лететь почти без потери над дорогой допустим.Еще уже из неочевидных примет: Часто при подходе пузыря к месту старта деревья внизу начинают раскачиваться тем сильнее и шире,чем сильнее и шире поток.Это особенно когда ветер четко на гору.Бывает ковыль или почти созревшие зерновые на поле рисуют довольно четкую картинку приближающейся волны или вращающегося термика.Ну и еще один признак из тех что использую я допустим.Здесь надо понять что есть пузырь-термик или термик поболее.Предположим хороший солнечный день,земля хорошо прогревается,образуются небольшие чалмы(головной прибор) поднимающегося воздуха.Сами по себе они ничего не дают,т.к.очень маленькие.Это иногда можно представить как ковер с ворсом.Чтобы это накопившееся тепло дало серьезный подъем,нужен спусковой механизм(триггер).Самым хорошим является поднимающийся где-нибудь в середине или чаще с подветренной стороны этого ковра значительный объем нагретого воздуха.В свою очередь спусковым крючком для этого может явиться дорога,находящаяся с подветренной стороны распаханного поля или лесополоса,натыкаясь на которые теплый воздух либо получает дополнительное ускорение от нагретого асфальта,либо скапливается натыкаясь на лесополосу.Бывает сам лично наблюдал на поле с зерновыми как вращающаяся зона на поле двигается в сторону горы,гонимая ветром,а доходя до густой травы теряет подпитку теплом земли,нагреваемой на редкопосаженном зерновом поле и исчезает,т.е.сформировавшийся термик отрывается от земли и уходит вверх. В итоге образуется компактная зона подъема теплого воздуха.Ну здесь я не беру бризы,конвергенцию и им подобные.Так вот поднимающийся воздух создает внизу зону разрежения,в которую устремляется окружающий воздух.Теплые маленькие зоны втягиваясь в этот поднимающийся объем создают дополнительную подпитку теплом.Воздух здесь постепенно разгоняется и набирает кинетическую энергию.Поскольку со всех сторон снизу двигается воздух к месту подъема,то создается свое независимое движение воздуха внизу напоминающее калач,торроид с подъемом в середине,движением к центру внизу,движением от центра на самом верху и движением вниз на краях.Так вот когда термик подходит к горе,фоновый ветер ослабевает,затем начинает усиливаться,и после ухода термика за гору становится сильнее фонового.Весь этот процесс тем ощутимее,чем мощнее термик.Этот признак тоже можно очень часто использовать.При небольших пузырях лучше стартовать,когда ветер после ощутимого ослабления начал усиливаться и под горой деревья начали качаться.Тогда вы возможно успеете набрать в этом пузыре выше горы до того как пузырь уйдет за гору и вверх.Ну а если повезло и погода сильная и термики идут цепью,то можно стартовать во второй пузырь,т.к.ушедший за гору первый пузырь добавит немного динамика.Здесь надо понимать,что если пузырь один и он ушел за гору,создав ветер на старте,то стартовать уже поздно,т.к.вскоре подойдет нисходящая часть пузыря и несмотря на ветер держать не будет.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by chuffed88 » 06 Jan 2016 09:33

Очень интересует вопрос как определять местоположение термика на старте. Я так понимаю ослабление ветра вызвано тем, что термик всасывает воздух? Значит в фоновый штиль перед его подходом ветер станет с горы?
Если термик прямо напротив, вопросов не возникает, все понятно. А если он сбоку, когда он еще подходит ветер станет немного боковым, будет дуть в его сторону?

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by potapovich62 » 06 Jan 2016 22:43

В-общем верно.На Ушкунуре пожалуй по сравнению с небольшой горой будет разница в том что подойдет уже не небольшой пузырь,а вполне большого размера термик.Тогда стартовать надо когда ветер приблизится к фоновому после затишья.Если только инверсия не ниже старта.Забыл еще один признак,повышающий шанс словить термик после старта на небольшой горе-это приближающаяся к горе тень от тучи.Помимо того что растущая туча сама является признаком подъема под ее растущей частью,вдобавок движущаяся по земле ее тень создает контраст нагрева на земле,который способствует срыву пузырей.На нашей 100-140 м горе я заметил что наилучший момент в этом плане-это когда тень приблизилась,но не достигла горы либо уже прошла.Видимо в первом случае приближающаяся тень выдавливает более теплый воздух,а во втором наоборот-более нагретый наползает на тень.Посему полезно поглядывать на небо перед стартом.Итак,вам повезло и вы наткнулись на термик.Надо понимать что это поднимающаяся вверх обычно ограниченная зона воздуха.Ну не будем здесь рассматривать рассматривать масштабные варианты такие как бриз или конвергенция.Рядом с зоной подъема будет зона просадки.Так вот когда вы не в центре,вас будет выталкивать с этой зоны подъема в сторону с меньшим подъемом или в зону просадки.Поначалу можно включать чувства-этот переход весьма ощутим,иногда даже очень.На современных хлыстатых дельтах часто удается силой повернуть в сторону подъема.На старых это удается не всегда,поэтому бывает полезно не преодолевать выталкивающую силу рискуя сорвать дельт в околоштопорный режим,а запомнив откуда выталкивало поддаться а затем развернувшись влететь в зону подъема с уже имеющимся креном в нужную сторону.А влетев уже протягивать спираль в сторону с лучшим подъемом до тех пор пока подъем растет.Здесь полезно уметь делать координированный поворот.Это когда у дельтаплана есть какой-либо крен и вы резко толкаете ручку затем тут же возвращая ее на место.Тогда за счет резкого роста составляющей подъемной силы(той ее части что направлена в сторону крена),дельт резко доворачивает.Опытные пилоты типа Румера также могут подсрывать внутреннее крыло в повороте,вводя его в околосрывный режим.При этом наружное наоборот оказывается в наивыгоднейшем режиме и возникающая разница помогает узко ввинтиться в узкое ядро потока.Румер часто таким образом удирал вверх от соперников,находящихся рядом с ним в одном потоке.Теперь еще одна деталь: Поток часто бывает многоядровым.Тогда крутя первое ядро и потеряв его вы находите его обычно по ветру,при этом уходя от первоначального места.Затем когда оно теряется,бывает полезно вернуться на то же место если минуса при этом небольшие.На том же месте может подойти еще порция теплого воздуха-часто более сильная чем первая.И уже используя ее как центральную можно начать подниматься много быстрее.Если есть запас высоты,бывает полезно сделать широкую разведочную спираль чтобы найти наилучшее ядро.Еще пожалуй добавлю для небольшой горы: когда идет поток к горе,при уходе одного пузыря за гору рядом перед горой подрезаются часто другие пузыри и смещаясь в динамике при немного боковом ветре-по ветру вдоль горы часто находишь еще одну столь же хорошую зону подъема.И еще: если пузырь слабый и небольшой либо есть два пузыря рядом,часто легче начинать набор высоты у горы восьмерками используя либо приплющенный пузырь,либо два рядом расположенных пузыря.Пока пожалуй хватит.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by chuffed88 » 07 Jan 2016 13:10

Еще вопросы по определению термика на старте. Как отличить ветер от приближающегося термика от просто усиления фонового ветра? Также если подходит нисходняк тоже будут возникать изменения ветра, как отличить нужные?

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by makros » 07 Jan 2016 14:21

Если ниже по склону есть высокая трава, кусты, деревья, то подходящий термик будет менять характер их движения. Обычный фоновый ветер наклоняет равномерно, при сходе термика начинается хаотичное движение крон, травы.
Если ветер усиливается из-за хвоста потока, от усиления фонового - ощущается как обычный или холодный воздух. Термичное усиление ощущается как чуть более теплое или/и влажное.
Если фоновый ветер косит, то при сходе термика будет выравниваться до сильного в лоб.
Характерно в потоках летают ластрочки, стрижи. Очень точно показывают термик, что на старте, что в полете.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by potapovich62 » 09 Jan 2016 23:58

Еще несколько деталей.Читал заметки опытных пилотов,затем заметил сам: 1. При термичной погоде необходимо следить не только за вертикальными изменениями в воздухе,но и за горизонтальными.Когда дежуришь в Динамике в поиске Термика особенно.Допустим,немного приподняло,вы прошли это место и горизонтальная скорость сильно упала.Довольно часто это говорит что вы ушли от пузыря и стоит вернуться,если только он уже не ушел вверх.Или наоборот: В динамике дельт начинает разгоняться относительно земли,при этом высота несколько падает - возможно впереди окажется зона термика. Еще: 2.Допустим вы на маршруте,увидели поднимающийся внизу дельтаплан,парик или дым.Летите туда,прилетаете выше,а подъема нет,хотя внизу по-прежнему идет подъем.Раньше не понимал,как же так.Оказалось,что бывает,термик просто не успел подняться на твою высоту.Был случай-прилетел на дым от горящей травы,высота 1500 м.Ну по всем признакам термик-и ничего.Вспомнил что где-то читал про такое.Не стал уходить,провисел более минуты пока воздух начал шевелиться.Сначала стало потряхивать немного,затем пришел и подъем.Причем термик оказался весьма хорош,набрал на краю города 2400 над землей и двинул дальше.Кстати потряхивания в воздухе на высоте часто являются признаком что рядом находится термик.

User avatar
Sergei
Posts:742
Joined:05 Apr 2014 13:31
Location:Воронеж

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by Sergei » 10 Jan 2016 00:52

Про первые полеты в динамике. Было нам в то время по 17-15 лет. Однажды в выходной день дул очень сильный, но стабильный ветер. Мы в тот день летали с горы, напоминавшую сплошную стену, так и прозванную «Стенкой». Я до этого дня летал как бы в динамике - после старта галс вправо, потом галс влево и - на посадку. После старта сразу, как обычно, взял вправо и полетел вдоль «Стенки». И дельтаплан вдруг полетел без снижения. Долетев до края горы, очень аккуратно развернул дельтаплан на сто восемьдесят градусов и полетел в обратном направлении. Без снижения. Долетев до другого края горы, сделал тот же маневр, изобразив полетом невидимую восьмерку. Дельтаплан без какого бы то ни было двигателя летел на одной и той же высоте! Я не верил своим собственным глазам, это была фантастика. Разворачивал и разворачивал дельтаплан от горы, рисуя в воздухе восьмерки. Показалось, что прошла целая вечность, ведь так долго до этого дня я в воздухе не находился. Но вот при очередном развороте заметил, что дельтаплан опустился ниже линии старта. Приготовился уже лететь на посадку, как неожиданно аппарат резко подбросило вверх. Оказывается, дельтаплан долетел до лощины в горе, в которой как в воронке фокусировался воздушный поток. Уже не испугался, а, наоборот, в эйфории стал летать над этим новым потоком. Когда приземлился, посмотрел на часы. Полет длился пять минут и двадцать секунд. Небывалый результат! Обычный полет со "Стенки" длился не более двух минут. Ужасно болели мышцы рук и груди, но я не замечал этого. Я хотел летать еще! Буквально залетел с дельтапланом на гору, и там меня ожидало глубочайшее разочарование. Усилился ветер. В этом не было бы ничего особенного, если бы не одно обстоятельство. Ветер усилился настолько, что приходилось кричать, для того чтобы находившийся в нескольких метрах человек тебя услышал. Казалось, что не слышишь даже самого себя. Но был почему-то уверен, что сделаю полет и при таком ветре с обычной присказкой: «Главное – взлететь!». Друзья взяли дельтаплан с трех сторон – один держал нос дельтаплана, двое других держали крылья. Подцепился, проверил готовность к полету. Крикнул ребятам: «Отпускай!». Дельтаплан рванул с места вверх метров на пятьдесят. Вылез вперед, насколько это было возможно, но дельтаплан не смог пробиться сквозь ветер, полетел назад и приземлился на поле за стартом. "Топил» вперед до последнего, прекрасно осознавая опасность перевернуться и покатиться вместе с аппаратом кубарем по полю. Слава богу, кто-то из друзей быстро прижал нос дельтаплана к земле. «Надо собираться, ничего не выйдет из этого!» – сказал один из друзей. Но я не собирался сдаваться. «Может, спустить дельтаплан пониже? Давайте попробуем!» – предложил кто-то из друзьей. Возражавших не было, тем более что было как-то глупо тащить дельтаплан вниз с горы на землю. Дельтаплан спустили вниз метров на пятьдесят, также придерживая с трех сторон. «Отпускай!» – я вылез вперед из трапеции практически еще на земле. Неведомая сила поволокла аппарат вдоль склона вверх и выбросила над горой на ту же пятидесятиметровую высоту. Управляемый настырным пилотом дельтаплан после приземления на горе уткнулся носом в землю. Делать было нечего. Собрали аппарат и стали спускаться вниз. Шел вниз и размышлял о необычности восприятия сегодняшних событий. С утра дул относительно несильный ветер, и я его опасался. Сейчас дует настоящий ураган, а я думаю о том, как бы во время этого урагана полетать! То, что сегодня совершил самый в своей жизни длительный полет, как-то вообще отошло на второй план. :fly:

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by potapovich62 » 12 Jan 2016 18:03

Что-то тема притихла.Пожалуй еще пару примечаний.Когда дежурил в Динамике дожидаясь Термы,заметил что наиболее успешные наборы в Терме получаются не тогда когда ловишь ее над горой,а тогда когда набрав высоты в Динаме над горой,затем выходишь вперед и дежуришь в 50-100 м перед горой,а то и далее.Там и термики попадаются пошире,и успеваешь когда повезет набрать достаточно высоты,чтобы уже уйти с термиком за гору.Это работает и на берегах реки и на долинных горках.Похоже подошедший к горе пузырь упирается в горку и его центральная часть на малой высоте оказывается не над горкой а впереди нее.Ну а если высота теряется,возвращаешься обратно в Динамик и все по-новой.От горы обычно уходил там где поднимает как-бы по коридору.И еще: При сильном ветре Термик уходя за гору-отрывается и уходит вверх,А вот когда ветер слабый и его усиление вызвано термой-уходя за гору термик иногда продолжает сосать тепло с земли и его не теряешь даже уходя на малой достаточно высоте.Правда тут есть риск,что уходящий пузырь за горой начнет вращаться.Так что побздехиваешь порой уходить,хотя при слабой погоде это иногда единственный вариант.

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by KIPISH » 13 Jan 2016 07:26

potapovich62 wrote:Там и термики попадаются пошире,и успеваешь когда повезет набрать достаточно высоты,чтобы уже уйти с термиком за гору.Это работает и на берегах реки и на долинных горках.Похоже подошедший к горе пузырь упирается в горку и его центральная часть на малой высоте оказывается не над горкой а впереди нее.
У меня несколько иная картинка на этот счет. Бесспорно так и есть, лучшие потоки или перед динамиком или после динамика, НО.... Те что перед динамиком, просто не успели до него дойти и поэтому мягкие и широкие. Дело в том, что ветер и частицы воздуха, при обтекании горы, на подходе к ней начинают сжимать поток и ускоряться, от этого и образуется динамик. Так вот, за счет ускорения и пузыри, которые образуются возле горы или подходят к ней, начинают ускоряться вместе с потоком и проходить быстрее, чем вне динамика. Поэтому их сложнее поймать и обработать.
Насчет пузырей за динамиком... тут согласен, только добавлю, что за горой термики тоже образуются и подпитка происходит как с динамика, так и из прогрева за ним.
ИМХО

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by potapovich62 » 13 Jan 2016 18:07

Стас,насчет причин могу конечно и ошибиться,но поверь-практика полетов и уходов с потоком с горок высотой 50-140 м солидная.И уходил сам,да и других наблюдал,в-основном цепляя поток перед горой,а не над.Он при этом медленнее сдувался и доходя до горы успевал набрать запас,достаточный чтобы крутить дальше.А вот уже уйдя и потеряв часто прокалывался за счет того что крутил до последнего,хотя при этом стоило вернуться и взять второй пузырь с того же места.Иногда затем это было видно по другим.Часто хорошее место выстреливает несколькими пузырями.Это бывало именно когда возврат был через небольшие минуса.Когда дельт при возврате сыпется с -3м\с,тут уж лучше догнать ушедший пузырь и искать там.Тем более из соображений опасности попадания в подветренный ротор.

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by KIPISH » 13 Jan 2016 18:40

potapovich62 wrote:Стас,насчет причин могу конечно и ошибиться,но поверь-практика полетов и уходов с потоком с горок высотой 50-140 м солидная.И уходил сам,да и других наблюдал,в-основном цепляя поток перед горой,а не над.Он при этом медленнее сдувался и доходя до горы успевал набрать запас,достаточный чтобы крутить дальше.А вот уже уйдя и потеряв часто прокалывался за счет того что крутил до последнего,хотя при этом стоило вернуться и взять второй пузырь с того же места.Иногда затем это было видно по другим.Часто хорошее место выстреливает несколькими пузырями.Это бывало именно когда возврат был через небольшие минуса.Когда дельт при возврате сыпется с -3м\с,тут уж лучше догнать ушедший пузырь и искать там.Тем более из соображений опасности попадания в подветренный ротор.
Так я и не спорю с этим. Это чем то схоже, с обработкой потоков в сильный ветер. Прилетая на место возможного схода пузыря, можешь в нулях там маслаться минут 10-15. Потом пузырь сходит, ты пытаешься в него вкрутиться, снос конечно может быть большой при этом, примерно 50-100 метров за спираль. По мере раскручивания, пузырь может подпитываться другими, усиливаться и снос будет уменьшаться, а подъем увеличиваться. НО.... Если на первых 2-15 спиралях из него выпал, то можешь уже не поймать. Во первых, тяжело учесть силу сноса и догнать, а во вторых, он может просто уйти в верх без тебя. В такие моменты стоит вернуться в место, где дежурил, и начать дежурить заново. При чем радиус дежурства может быть довольно велик, думаю до 500 метров примерно, плюс/минус. Либо если успел снестись куда нибудь в другое, похожее место, где есть безопасная посадка и желательно дорога, то лучше начать маслать там потому, что там уже пузырь сошел, и пока сформируется или придет новый, может пройти больше времени, чем в новом месте, т.к. там поток мог еще не сойти.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by Чалдон » 13 Jan 2016 21:18

с увлечением читаю все про термики! Пишите еще! Все что знаете!!
Спасибо заранее!

вспоминаю, что сам успел заметить, что пропустил, где можно было зацепиться ... эх быстрей бы весна! :)

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by potapovich62 » 14 Jan 2016 10:31

Кстати вспомнил вычитанное из рассказов Брюса Голдсмита о конвергенции.Возможно это внесет немного ясности.У меня опыт горных полетов невелик,но с этим сталкивался пару раз.Это характерно именно для достаточно высоких склонов,повернутых к солнцу.Там было описано что возникающие при нагреве поверхности "усики" или" Чалмы" тепла на склоне горы постепенно начинают двигаться вверх,создавая таким образом ветер нагретого воздуха,который двигается вдоль поверхности склона.Ну дальше там описывалось что он сходится с метеоветром когда достигает вершины и т.д.Так в Курае пару раз вылазил на таком с высоты около 400-500 м до верха и затем уже как на нормальном термике уходил выше.Так вот тогда запомнилось что эти потоки были лишь возле самой поверхности горы,хотя и довольно сильные.Настолько близко,что крутить спирали приходилось с выходом у самой поверхности.Попытки расширить спираль приводили к скатыванию с термика.Но такое бывает лишь в горах-на небольших склонах это несущественно и ничего не дает.Еще кстати заметил что Восточные,Юго-восточные и Северо-восточные склоны хорошо работают перед обедом; а Юго-западные после обеда.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by faiwer » 14 Jan 2016 11:07

potapovich62, угу, так и происходит. Когда термик недостаточно силён, он стелется вдоль склона. Далее он либо встречает какой-нибудь уступ и срывается вверх, либо достигает вершины и уже там срывается вверх. Крутить, действительно, приходится очень близко к слону, местами страшновато. А так как такие термики чаще всего узкие и не очень надёжные (чаще просто группы пузырей), то приходится извращаться.

Правда по моему опыту, довольно малому, чаще всего термик срывается раньше, чем достигнет вершины. Т.е. если высота горы 1000м, а пузыри поймал на 500м, то скорее всего, термик "взлетит" метрах на 650-700м.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Лестница в небо (мемуары личинки)

Post by faiwer » 14 Jan 2016 11:13

Вспомнился крайний день прошедшего ЧК. Вначале погода была довольно низкая, и первые километров 15 пришлось скребстись вдоль склонов на не очень большой высоте (400-600м). Т.е. приходилось прижиматься к предгорьям и пытаться окручивать вот такие вот пузыри. Пузыри были слабые, узкие и быстро заканчивались. Но сносились в сторону маршрута. В итоге пилоты, включая меня, просто летели от пупыря к пупырю в надежде встретить там на триггере очередной пузырь. Затем жадно в него вкручивались, недеясь выбрать под базу, но тщетно. Пузырь уходил быстрее пилота и, набрав какие-то 30-100м, приходилось лететь к следующему пупырю. И там... да, там такой же пузырь. Так вот ползком ползком (то вниз, то вверх, то вниз...), облизывая склона, прошли 15 км. Затем правда началась нормальная погода, с термиками +2 и высотами до 1400м.

Post Reply