Лестница в небо (мемуары личинки)
Posted: 17 Nov 2015 22:30
Вначале пару слов о контексте нижеизложенного. Текст появился после того, как на одном непрофильном для дельтиков форуме (вирпильском) один начинающий парик поинтересовался опытом обучения у начинающего дельтика (который похвастался первой сделанной коробочкой). А потом один опытный дельтик с того же форума увидел данный пост, и предложил выложить его в форуме профильном (этом).
Итак, в предыдущем посте поздравления и вопрос про личный опыт обучения. Ответ:
На самом деле, большого фонтана эмоций по поводу первой коробочки (фактически - завершения курса первоначального обучения) я не испытывал. Есть ощущение, что просто поднялся еще на одну ступеньку лестницы, с моего места - бесконечной. Для точности - преодолел первый пролет. И вижу, что там еще пролетов - не счесть, и все в ступеньках... И фигачить по ним, пока ноги ходят (в буквальном смысле).
Попробую здесь описать те ступеньки, по которым уже поднялся, может кому интересно/полезно, сам хоть повторю. (Опускаю за скобки наземную подготовку: теорию, сборку-разборку, отработки самостраховки и т.п.)
Ступенька номер раз. Удержание дельтаплана на весу.
Пока не подцепляясь. Просто кладешь его на плечи и пытаешься удержать ровно. Т.е. без кренов. Наличие встречного ветра, с порывами - приветствуется.
Цель упражнения: на старте нужно поднять дельт сразу во взлетное положение: взлетный угол и полное отсутствие кренов. Начинать разбег не выполнив условия - могут позволить себе те, у кого припасен бесконечно большой запас стоек, консолей, ... лучезапястных суставов, позвонков в сборе, других запасных частей к организму.
Засады: после первого занятия страшно болят плечи - те правильные места, куда нужно положить стойки трапеции. Хочется далее подкладывать туда подушки. Учебный дельт весит килограмм под 30. Кажется, что бежать с этой железякой на плечах - мазохизм или изощренная пытка.
Ступенька номер два. Пробежки с дельтапланом.
Самая нудная (по моим ощущениям). Одеваешь учебную подвеску (что само по себе первый раз - испытание: болтаются какие-то веревки, ножные охваты вечно спадают, карабин стремиться за что-то зацепиться...). Подцепляешься. Наличие шлема - обязательно, ибо стукнешься головой о здоровенную трубу над головой бесчисленное количество раз. Как с этим бежать - непонятно. Но бежать надо, и бежать - быстро... Не, неверно - надо: ЛОМИТЬСЯ! Как кабан или лось через заросли.
Цель упражнения. Дельтаплану для отрыва нужно около 25 км/ч воздушной скорости. Никто кроме самого дельтапланериста его до этой скорости не разгонит. Конечно - помогает встречный ветер. Но: его может и не быть! При этом, важно! - удерживать взлетный угол (тангаж) и устранять возникающие крены. По первости ничего этого ты не чувствуешь! Ты бежишь, инструктор орет в рацию: "правую задави!!!" Ищешь глазами, кого надо задавить справа, и в это время втыкаешься в землю левой консолью. БУМ!!! Кстати, стойки трапеции сделаны очень тоненькими, наверно для того, чтоб брать с курсантов дополнительные деньги, когда они их ломают. Правда иные инструктора говорят, что это для того, чтоб ломать стойки а не руки/ноги. Но денег - жалко.
В итоге: когда ты научился правильно разбегаться, сначала дельт сходит с плеч и начинает лететь! (тут главное - не переставлять руки. Инструктор потом: "зачем перехватывался?" - ты ему: "я не перехватывался!" но видеофиксация неумолима - перехватывался!). А потом - начинает нести тебя! При этом твои шаги превращаются в кенгурячьи прыжки! Чуть приотдал ручку от себя - и ты не достаешь землю. В этот момент инструктор кричит: "отдавай!" В голову конечно может придти что угодно, но речь об ручке трапеции: ее надо достаточно резко пихнуть от себя вверх, при этом дельтаплан превращается в огромный аэродинамический тормоз, который останавливает твою разогнавшуюся тушку мгновенно.
Суть: отрабатываются два элемента: разбег перед взлетом и пробег на посадке (о полетах речи пока не идет)
Засады:
а) крены не чувствуются! Вот абсолютно! Пока инструктор не крикнет - "крен" ты не понимаешь что крен есть. Опасность в том, что дельтаплан в крене начинает поворот, что у земли грозит циркулем, сломанной стойкой, консолью, рукой, шеей и т.п.
б) "взлетный угол" то же не чувствуется. Я что-то стал понимать, только когда пересмотрел записи своих пробежек.
в) падать на пробежке - целое искусство (для этого надо отрабатывать самостраховку). Проблема в том, что ты подцеплен к огромной пространственной конструкции, которая не даст тебе уйти в кувырок или еще каким-то привычным образом смягчить падение. При этом очень хочется придерживаться за стойку. А надо падать ничком, мордочкой вниз, не раскидывая конечности, не пытаясь ими подстраховаться, а наоборот прижимая к себе. Все твое естество этому отчаянно сопротивляется. Помогает - озвученная стоимость стойки в евро.
с) если ты ранее не бегал - начинай прямо сейчас делать ускорения на коротких дистанциях. С какой скоростью ты можешь бежать? Или хотя бы переставлять ноги? Вот и представь: ты на склоне, начинаешь разбег, дельт начинает лететь, а ноги начинают отставать, и ты к нему подцеплен ... возвращаемся на абзац выше про падения.
Растяжения не разогретых связок или мышц - сплошь и рядом. Пережив пять или шесть растяжений задней поверхности бедра я теперь не одну тренировку не начинаю без разминки.
Так или иначе, но эта ступенька далась очень нелегко, и именно на ней чаще всего приходила мысль - "а ну его все в баню!" Мысли о том, что не дано, что возраст уже не тот, и т.п. Кстати, по ощущениям, именно она отсеяла большинство - ты бегаешь как беговая лошадь раз за разом, день за днем, а результата все нет и нет. (А если рядом занимаются парики - ты видишь, что они уже полетели, а ты по прежнему изображаешь скакуна, обыдно да?!).
Ступенька номер три. Подлеты на лебедке. Прим.: я пишу свой опыт, у нас была лебедка. Нет у нас подходящих склонов.
УРА-а-а-а!!! Лебедка! (Дело в том, что у нас лебедка была в ремонте и мы пол-года просто бегали. Так-то считается, что пробежек нужно около десятка. Одна наша девушка набегала более ста!!!) Для начала это опять таки - ПРОБЕЖКИ под тягой. Все отличие - что тебя цепляют к веревке, коротая тебя немножко тащит вперед. Но если ты все еще бежишь не быстро, то бежишь ты недолго. Плюс - совершенствуешься в самостраховке "рыбкой".
Затем - подлеты. Ты разбегаешься под тягой до скорости отрыва, дельт отрывается, совсем чуть-чуть, но есть тяга и он летит! ЛЕТИТ!!!
Цель упражнения: научиться "чувствовать землю" (тангаж) и работать с кренами уже без опоры на землю, своим весом. Разница есть - на пробежке ты все же стараешься работать с кренами путем давления на стойки руками, после отрыва - смещением своего тела. Как я понимаю, во время этого упражнения больше отрабатываются элементы посадки. Ибо взлететь то ты взлетел, теперь надо как-то оказаться на земле и не очень разобранным при этом. Т.е. отрабатывается подход к земле и гашение скорости на экране.
На этой ступеньке я испытал первое ОТКРОВЕНИЕ - когда спустя какое-то количество занятий, крешей и синяков первый раз подтянул трапецию к себе! После чего я ПОЛЕТЕЛ вдоль земли. Как же оказывается легко дельтаплан управляется, когда он набрал скорость! (На самом деле по ощущениям только в этот момент я понял, что полететь мне все же удастся. По времени это было спустя ок.8 месяцев после начала занятий.) По моторике - после того как ноги оторвались от земли, надо руки держащие стойки отвести чуть назад. При этом ты чувствуешь, как тело твое смещается вперед относительно аппарата, аппарат немного проседает а скорость начинает расти.
Засады: после отрыва от земли хочется вверх. Чего все таки делать нельзя! Потеря скорости, и привет земля! Все естество хочет поскорее отойти от поверхности, и тебе надо задушив это желание направить аппарат назад к земле.
Ступенька номер три с половиной. Вверх! (может имеет смысл объединить эту ступень с предыдущей, но я - разделил)
В какой-то момент инструктор говорит тебе: сейчас, если при протяжке вдоль земли все будет "ОК", я дам команду "Вверх"... Ты отдаешь трапецию... и видишь, как земля начинает отдаляться! (при этом ремни подвески жутко давят тебе бока, потом остаются синяки). После отцепки ты оказываешься на некоторой высоте, с которой ты уже ЛЕТИШЬ!!! ЛЕТИШЬ САМ!!! ПАРИШЬ КАК ОРЕЛ!!! (правда пока низенько)
Засады:
а) не обосраться (шучу конечно, но когда понимаешь, что если раньше, в случае чего ты воткнешься в землю с метра-двух, то теперь высоты поболе будет, что-то такое внутри начинает немного посасывать).
б) есть риск локаута. Локаут в дельтапланеризме - увеличивающийся поворот в сторону от линии буксировки, который пилот не может остановить перемещением веса своего тела (копирнул определение). Приблизительно - как с воздушным змеем, когда он начинает на веревке описывать большие круги. Есть риск приложиться об землю. Сильно.
в) при подходе к земли можно на эмоциях забыть все! Как гасить скорость, как отдавать ручку...
А еще, поскольку ты все еще летаешь по прямой - чем выше поднимешься, тем дальше улетишь, тем дольше возвращаться обратно. Вспоминаешь, что дельт не легкий. Страшно хочется чтоб в клубе были учлеты помоложе, которые носили бы аппарат "усталому пилоту"
Ступенька номер четыре. Переход в горизонталку и повороты.
Ты еще не забыл, что дельтапланеристы летают как птицы? Т.е. головой вперед, ногами назад? Ты пока летал головой вверх, ногами вниз, как делают это наши беспозвоночные братья-парапланеристы. Но ты же - дельтик чьорт побъери!
Идеально, если переход в горизонтальное положение и затем обратно в вертикальное ты отработаешь на простейшем тренажере: берется трапеция (можно обычный треугольник из труб) и узел подцепки. Цепляешься в летное положение, и пробуешь переходить в вертикалку-горизонталку-обратно НЕ ИЗМЕНЯЯ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАПЕЦИИ! Ибо есть инстинктивное стремление отталкиваться/подтягиваться от/за трапецию. Этого нельзя делать категорически. Особенно при переходе в вертикальное положение при подходе к земле. Есть инстинктивное желание оттолкнуться от трапеции - но при этом ручка выдается вперед! А значит аппарат переводится в кабрирование. Результат: потеря скорости на снижение, дельт завешивается на высоте, с которой сложно исправлять ошибки (звучит траурная музыка).
Ступенька пять. Коробочка.
На самом деле - ничего особенного. Если ты сделал все предыдущие, на эту поднимаешься как-то незаметно сам для себя. Надо только соединить все имеющиеся навыки воедино.
Что сказать в завершении? Только повториться, что одолев первый пролет этой "лестницы в небо" ты понимаешь, что впереди еще много пролетов и ступенек. И топать тебе по ним, пока ноги ходят (но я уже повторяюсь).
Итак, в предыдущем посте поздравления и вопрос про личный опыт обучения. Ответ:
На самом деле, большого фонтана эмоций по поводу первой коробочки (фактически - завершения курса первоначального обучения) я не испытывал. Есть ощущение, что просто поднялся еще на одну ступеньку лестницы, с моего места - бесконечной. Для точности - преодолел первый пролет. И вижу, что там еще пролетов - не счесть, и все в ступеньках... И фигачить по ним, пока ноги ходят (в буквальном смысле).
Попробую здесь описать те ступеньки, по которым уже поднялся, может кому интересно/полезно, сам хоть повторю. (Опускаю за скобки наземную подготовку: теорию, сборку-разборку, отработки самостраховки и т.п.)
Ступенька номер раз. Удержание дельтаплана на весу.
Пока не подцепляясь. Просто кладешь его на плечи и пытаешься удержать ровно. Т.е. без кренов. Наличие встречного ветра, с порывами - приветствуется.
Цель упражнения: на старте нужно поднять дельт сразу во взлетное положение: взлетный угол и полное отсутствие кренов. Начинать разбег не выполнив условия - могут позволить себе те, у кого припасен бесконечно большой запас стоек, консолей, ... лучезапястных суставов, позвонков в сборе, других запасных частей к организму.
Засады: после первого занятия страшно болят плечи - те правильные места, куда нужно положить стойки трапеции. Хочется далее подкладывать туда подушки. Учебный дельт весит килограмм под 30. Кажется, что бежать с этой железякой на плечах - мазохизм или изощренная пытка.
Ступенька номер два. Пробежки с дельтапланом.
Самая нудная (по моим ощущениям). Одеваешь учебную подвеску (что само по себе первый раз - испытание: болтаются какие-то веревки, ножные охваты вечно спадают, карабин стремиться за что-то зацепиться...). Подцепляешься. Наличие шлема - обязательно, ибо стукнешься головой о здоровенную трубу над головой бесчисленное количество раз. Как с этим бежать - непонятно. Но бежать надо, и бежать - быстро... Не, неверно - надо: ЛОМИТЬСЯ! Как кабан или лось через заросли.
Цель упражнения. Дельтаплану для отрыва нужно около 25 км/ч воздушной скорости. Никто кроме самого дельтапланериста его до этой скорости не разгонит. Конечно - помогает встречный ветер. Но: его может и не быть! При этом, важно! - удерживать взлетный угол (тангаж) и устранять возникающие крены. По первости ничего этого ты не чувствуешь! Ты бежишь, инструктор орет в рацию: "правую задави!!!" Ищешь глазами, кого надо задавить справа, и в это время втыкаешься в землю левой консолью. БУМ!!! Кстати, стойки трапеции сделаны очень тоненькими, наверно для того, чтоб брать с курсантов дополнительные деньги, когда они их ломают. Правда иные инструктора говорят, что это для того, чтоб ломать стойки а не руки/ноги. Но денег - жалко.
В итоге: когда ты научился правильно разбегаться, сначала дельт сходит с плеч и начинает лететь! (тут главное - не переставлять руки. Инструктор потом: "зачем перехватывался?" - ты ему: "я не перехватывался!" но видеофиксация неумолима - перехватывался!). А потом - начинает нести тебя! При этом твои шаги превращаются в кенгурячьи прыжки! Чуть приотдал ручку от себя - и ты не достаешь землю. В этот момент инструктор кричит: "отдавай!" В голову конечно может придти что угодно, но речь об ручке трапеции: ее надо достаточно резко пихнуть от себя вверх, при этом дельтаплан превращается в огромный аэродинамический тормоз, который останавливает твою разогнавшуюся тушку мгновенно.
Суть: отрабатываются два элемента: разбег перед взлетом и пробег на посадке (о полетах речи пока не идет)
Засады:
а) крены не чувствуются! Вот абсолютно! Пока инструктор не крикнет - "крен" ты не понимаешь что крен есть. Опасность в том, что дельтаплан в крене начинает поворот, что у земли грозит циркулем, сломанной стойкой, консолью, рукой, шеей и т.п.
б) "взлетный угол" то же не чувствуется. Я что-то стал понимать, только когда пересмотрел записи своих пробежек.
в) падать на пробежке - целое искусство (для этого надо отрабатывать самостраховку). Проблема в том, что ты подцеплен к огромной пространственной конструкции, которая не даст тебе уйти в кувырок или еще каким-то привычным образом смягчить падение. При этом очень хочется придерживаться за стойку. А надо падать ничком, мордочкой вниз, не раскидывая конечности, не пытаясь ими подстраховаться, а наоборот прижимая к себе. Все твое естество этому отчаянно сопротивляется. Помогает - озвученная стоимость стойки в евро.
с) если ты ранее не бегал - начинай прямо сейчас делать ускорения на коротких дистанциях. С какой скоростью ты можешь бежать? Или хотя бы переставлять ноги? Вот и представь: ты на склоне, начинаешь разбег, дельт начинает лететь, а ноги начинают отставать, и ты к нему подцеплен ... возвращаемся на абзац выше про падения.
Растяжения не разогретых связок или мышц - сплошь и рядом. Пережив пять или шесть растяжений задней поверхности бедра я теперь не одну тренировку не начинаю без разминки.
Так или иначе, но эта ступенька далась очень нелегко, и именно на ней чаще всего приходила мысль - "а ну его все в баню!" Мысли о том, что не дано, что возраст уже не тот, и т.п. Кстати, по ощущениям, именно она отсеяла большинство - ты бегаешь как беговая лошадь раз за разом, день за днем, а результата все нет и нет. (А если рядом занимаются парики - ты видишь, что они уже полетели, а ты по прежнему изображаешь скакуна, обыдно да?!).
Ступенька номер три. Подлеты на лебедке. Прим.: я пишу свой опыт, у нас была лебедка. Нет у нас подходящих склонов.
УРА-а-а-а!!! Лебедка! (Дело в том, что у нас лебедка была в ремонте и мы пол-года просто бегали. Так-то считается, что пробежек нужно около десятка. Одна наша девушка набегала более ста!!!) Для начала это опять таки - ПРОБЕЖКИ под тягой. Все отличие - что тебя цепляют к веревке, коротая тебя немножко тащит вперед. Но если ты все еще бежишь не быстро, то бежишь ты недолго. Плюс - совершенствуешься в самостраховке "рыбкой".
Затем - подлеты. Ты разбегаешься под тягой до скорости отрыва, дельт отрывается, совсем чуть-чуть, но есть тяга и он летит! ЛЕТИТ!!!
Цель упражнения: научиться "чувствовать землю" (тангаж) и работать с кренами уже без опоры на землю, своим весом. Разница есть - на пробежке ты все же стараешься работать с кренами путем давления на стойки руками, после отрыва - смещением своего тела. Как я понимаю, во время этого упражнения больше отрабатываются элементы посадки. Ибо взлететь то ты взлетел, теперь надо как-то оказаться на земле и не очень разобранным при этом. Т.е. отрабатывается подход к земле и гашение скорости на экране.
На этой ступеньке я испытал первое ОТКРОВЕНИЕ - когда спустя какое-то количество занятий, крешей и синяков первый раз подтянул трапецию к себе! После чего я ПОЛЕТЕЛ вдоль земли. Как же оказывается легко дельтаплан управляется, когда он набрал скорость! (На самом деле по ощущениям только в этот момент я понял, что полететь мне все же удастся. По времени это было спустя ок.8 месяцев после начала занятий.) По моторике - после того как ноги оторвались от земли, надо руки держащие стойки отвести чуть назад. При этом ты чувствуешь, как тело твое смещается вперед относительно аппарата, аппарат немного проседает а скорость начинает расти.
Засады: после отрыва от земли хочется вверх. Чего все таки делать нельзя! Потеря скорости, и привет земля! Все естество хочет поскорее отойти от поверхности, и тебе надо задушив это желание направить аппарат назад к земле.
Ступенька номер три с половиной. Вверх! (может имеет смысл объединить эту ступень с предыдущей, но я - разделил)
В какой-то момент инструктор говорит тебе: сейчас, если при протяжке вдоль земли все будет "ОК", я дам команду "Вверх"... Ты отдаешь трапецию... и видишь, как земля начинает отдаляться! (при этом ремни подвески жутко давят тебе бока, потом остаются синяки). После отцепки ты оказываешься на некоторой высоте, с которой ты уже ЛЕТИШЬ!!! ЛЕТИШЬ САМ!!! ПАРИШЬ КАК ОРЕЛ!!! (правда пока низенько)
Засады:
а) не обосраться (шучу конечно, но когда понимаешь, что если раньше, в случае чего ты воткнешься в землю с метра-двух, то теперь высоты поболе будет, что-то такое внутри начинает немного посасывать).
б) есть риск локаута. Локаут в дельтапланеризме - увеличивающийся поворот в сторону от линии буксировки, который пилот не может остановить перемещением веса своего тела (копирнул определение). Приблизительно - как с воздушным змеем, когда он начинает на веревке описывать большие круги. Есть риск приложиться об землю. Сильно.
в) при подходе к земли можно на эмоциях забыть все! Как гасить скорость, как отдавать ручку...
А еще, поскольку ты все еще летаешь по прямой - чем выше поднимешься, тем дальше улетишь, тем дольше возвращаться обратно. Вспоминаешь, что дельт не легкий. Страшно хочется чтоб в клубе были учлеты помоложе, которые носили бы аппарат "усталому пилоту"
Ступенька номер четыре. Переход в горизонталку и повороты.
Ты еще не забыл, что дельтапланеристы летают как птицы? Т.е. головой вперед, ногами назад? Ты пока летал головой вверх, ногами вниз, как делают это наши беспозвоночные братья-парапланеристы. Но ты же - дельтик чьорт побъери!
Идеально, если переход в горизонтальное положение и затем обратно в вертикальное ты отработаешь на простейшем тренажере: берется трапеция (можно обычный треугольник из труб) и узел подцепки. Цепляешься в летное положение, и пробуешь переходить в вертикалку-горизонталку-обратно НЕ ИЗМЕНЯЯ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАПЕЦИИ! Ибо есть инстинктивное стремление отталкиваться/подтягиваться от/за трапецию. Этого нельзя делать категорически. Особенно при переходе в вертикальное положение при подходе к земле. Есть инстинктивное желание оттолкнуться от трапеции - но при этом ручка выдается вперед! А значит аппарат переводится в кабрирование. Результат: потеря скорости на снижение, дельт завешивается на высоте, с которой сложно исправлять ошибки (звучит траурная музыка).
Ступенька пять. Коробочка.
На самом деле - ничего особенного. Если ты сделал все предыдущие, на эту поднимаешься как-то незаметно сам для себя. Надо только соединить все имеющиеся навыки воедино.
Что сказать в завершении? Только повториться, что одолев первый пролет этой "лестницы в небо" ты понимаешь, что впереди еще много пролетов и ступенек. И топать тебе по ним, пока ноги ходят (но я уже повторяюсь).