Хайсайдинг - опять и снова

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty
Хайсайдинг - опять и снова

Post by faiwer » 21 Sep 2015 16:14

А вот если центр тяжести тела не двигать в верхний угол трапеции (не применять хайсайдинг), то удержать аппарат в такой узкой спирали на приемлимо (для хорошего набора) маленькой скорости не получится.
Твои слова бы да ... пилотам в уши. Имел спор на соревнованиях на эту тему. Посчитали дураком, ибо сам Пэгин писал… И люди всерьёз считают, что можно не изменяя угла крена и угла атаки, не трогая при этом геометрию крыла, летать с разным расположением центра тяжести пилота относительно крыла. На мой вопрос, по каким законам физики аппарат не будет пытаться выположиться или усилить крен я ответа не получил. Может быть ты знаешь? =)

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Хайсайдинг - опять и снова

Post by vagabondo » 21 Sep 2015 19:53

faiwer wrote:
А вот если центр тяжести тела не двигать в верхний угол трапеции (не применять хайсайдинг), то удержать аппарат в такой узкой спирали на приемлимо (для хорошего набора) маленькой скорости не получится.
Твои слова бы да ... пилотам в уши. Имел спор на соревнованиях на эту тему. Посчитали дураком, ибо сам Пэгин писал… И люди всерьёз считают, что можно не изменяя угла крена и угла атаки, не трогая при этом геометрию крыла, летать с разным расположением центра тяжести пилота относительно крыла. На мой вопрос, по каким законам физики аппарат не будет пытаться выположиться или усилить крен я ответа не получил. Может быть ты знаешь? =)

Хайсайдинг,-тема, конечно, если есть смысл, крутить с подтянутым шнурком (а такое, бывает достаточно часто). Я не пытаюсь анализировать, почему в одном потоке, шнурок отпускаешь, а в другом-нет. Влетел, сбросил полиспаст, покрутил, попробовал подтянуть, стало комфортнее, подъём увеличился, не выплёвывает,-крутим дальше, подтягиваем ещё чуток. Как-то так. Что касается узких спиралей: бывает, трудно удержаться в узком потоке, хочется залезть в самый центр, хошь-не хошь, нужно крутить Уже, но при этом с меньшим углом крена. Тут, я полностью сбрасываю полиспаст, и плааааавненько, выпихиваю ручку, пытаясь таки удержаться на максимуме подъёма. "Комбат" задирает нос и начинает вращаться с очень узким радиусом, но при этом, с минимальным креном. Получается клёво. Аппарат, центрует почти сам, с минимальными усилиями по управлению, прибор орёт, а ты, в самом ядре :) . Есть нюансы, неприятные малёхо: Одно неверное движение (увлёкся выпихиванием, выскочил из потока) и вуаля: вы, в плоском штопоре. Не, не то, чтобы совсем плохо, но напрягает реально ( по крайней мере, меня). Пилоты, крутящие рядом, могут не оценить по достоинству эволюции в плоском штопоре и выходе из него.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by chuffed88 » 21 Sep 2015 20:09

vagabondo, не совсем поняла, вы на Комбате хайсайдите? На нем же вроде не нужно смещать ЦТ в сторону?

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by vagabondo » 21 Sep 2015 20:25

chuffed88 wrote:vagabondo, не совсем поняла, вы на Комбате хайсайдите? На нем же вроде не нужно смещать ЦТ в сторону?
Правда???! ;) Ну, тогда расскажите, как на Комбате, центровать поток, с затянутым полиспастом :P

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by faiwer » 21 Sep 2015 20:31

Хайсайдинг,-тема, конечно, если есть смысл, крутить с подтянутым шнурком (а такое, бывает достаточно часто).
Скорее хайсадинг вынужденная мера при кручении на тех режимах, которые к нему вынуждают. А если режимы сии желанны, то можно и потерпеть, то есть по хайсайдить. На вытянутом полистпасте таких режимов куда больше. Так то да. Я, правда, на полистпасте пытаюсь крутить только широкие нули. Мне кажется, там это оправданно. Но хайсайдить при этом не приходится, правда.
Тут, я полностью сбрасываю полиспаст, и плааааавненько, выпихиваю ручку, пытаясь таки удержаться на максимуме подъёма. "Комбат" задирает нос и начинает вращаться с очень узким радиусом, но при этом, с минимальным креном. Получается клёво.
Мне кажется, так почти все делают.
Есть нюансы, неприятные малёхо: Одно неверное движение (увлёкся выпихиванием, выскочил из потока) и вуаля: вы, в плоском штопоре.
Как-то сурово. Мне кажется, аппарат скорее скользнуть на крыло должен. Да и пилот должен моментально среагировать и подзажаться. У себя никаких штопоров не наблюдал, правда я так сильно и не выпихивал.
Пилоты, крутящие рядом, могут не оценить по достоинству эволюции в плоском штопоре и выходе из него.
Мимо меня 1 такой пилот "скользнул" вниз. После этого я пошёл искать другое ядро, на всякий пожарный.
vagabondo, не совсем поняла, вы на Комбате хайсайдите? На нем же вроде не нужно смещать ЦТ в сторону?
Я думаю на любом аппарате можно найти спирально неустойчивые режимы. На полистпасте так почти все.

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by vagabondo » 21 Sep 2015 20:41

faiwer wrote:
Хайсайдинг,-тема, конечно, если есть смысл, крутить с подтянутым шнурком (а такое, бывает достаточно часто).
Скорее хайсадинг вынужденная мера при кручении на тех режимах, которые к нему вынуждают. А если режимы сии желанны, то можно и потерпеть, то есть по хайсайдить. На вытянутом полистпасте таких режимов куда больше. Так то да. Я, правда, на полистпасте пытаюсь крутить только широкие нули. Мне кажется, там это оправданно. Но хайсайдить при этом не приходится, правда.
Тут, я полностью сбрасываю полиспаст, и плааааавненько, выпихиваю ручку, пытаясь таки удержаться на максимуме подъёма. "Комбат" задирает нос и начинает вращаться с очень узким радиусом, но при этом, с минимальным креном. Получается клёво.
Мне кажется, так почти все делают.

Я имею ввиду, положение ручки, при котором, в нормальном режиме, крыло срывается, а в потоке, продолжает не только лететь, но и офигенно набирать вращаясь по оченьмалому радиусу с малым креном (кстати, по моим наблюдениям, такое получается, если крутишь в сторону вращения потока). По этой причине и попадал пару-тройку раз, в неприятный режим.

Если получится, обязательно сниму и выложу видео.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by chuffed88 » 21 Sep 2015 20:54

vagabondo wrote:
chuffed88 wrote:vagabondo, не совсем поняла, вы на Комбате хайсайдите? На нем же вроде не нужно смещать ЦТ в сторону?
Правда???! ;) Ну, тогда расскажите, как на Комбате, центровать поток, с затянутым полиспастом :P
Если бы я на Комбате крутила, то скорее спорила бы, а не спрашивала ;-) Кто-то говорил, что на Комбате обычно не хайсайдят, но я тогда так и не поняла до конца почему. И сейчас не понимаю до конца, почему одни аппараты требуют хайсайдинга чаще, чем другие. Все говорят на большинстве хлыстатых аппаратов чаще хайсайдят.
Last edited by chuffed88 on 21 Sep 2015 21:09, edited 1 time in total.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by chuffed88 » 21 Sep 2015 21:02

vagabondo wrote:Я имею ввиду, положение ручки, при котором, в нормальном режиме, крыло срывается, а в потоке, продолжает не только лететь, но и офигенно набирать вращаясь по оченьмалому радиусу с малым креном (кстати, по моим наблюдениям, такое получается, если крутишь в сторону вращения потока). По этой причине и попадал пару-тройку раз, в неприятный режим.

Если получится, обязательно сниму и выложу видео.
Ну так действительно почти все делают, ну либо первое время боятся, но стремятся. А полиспаст в потоке я тоже взвожу иногда, но только не полностью. Скорее это касается не ноликов, а просто широких и мягких потоков, в узких я на полиспасте не удержусь хотя бы потому что спираль шире получается.

Видео как рутите на полиспасте интересно посмотреть. Мож че новое для себя пойму)
1 раз забыла сбросить и не могла понять, почему крутить нормально не получается)

User avatar
Tehnik
Posts:561
Joined:04 Dec 2012 17:21
Location:Ростов-на-Дону

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by Tehnik » 21 Sep 2015 21:04

Видел как лайтспид S крутится на месте с выданной ручкой почти на все руки, а у меня на RS так не получается, как пихну чуток, так валюсь внутрь крена.
Это настолько разные аппараты, или руки не из того места...?????
Просьба откликнуться только тем, кто пробовал оба этих крыла, либо обладает компетентной информацией.
И приходится крутить широко и размазанно на высокой скорости, хотя нутром чую, что ответ придет сам собой с часами налета, но хочется быстрее...
В детстве, очень мечтал стать взрослым, так и не сбылось.

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by vagabondo » 21 Sep 2015 21:19

chuffed88 wrote:
vagabondo wrote:
chuffed88 wrote:vagabondo, не совсем поняла, вы на Комбате хайсайдите? На нем же вроде не нужно смещать ЦТ в сторону?
Правда???! ;) Ну, тогда расскажите, как на Комбате, центровать поток, с затянутым полиспастом :P
Если бы я на Комбате крутила, то скорее спорила бы, а не спрашивала ;-) Кто-то говорил, что на Комбате обычно не хайсайдят, но я тогда так и не поняла до конца почему. И сейчас не понимаю до конца, почему одни аппараты требуют хайсайдинга чаще, чем другие. Все говорят на большинстве хлыстатых аппаратов чаще хайсайдят.
Я не великий спец, касательно хлыстатых аппаратов, но по моим наблюдениям, они приятнее рулятся на затянутом шнурке, поэтому, многие пилоты, входя в поток, продолжают лететь на натянутом полиспасте. Так, вроде, получается эффективнее крутить широкие потоки. На Комбате, это требует больших физических усилий и несколько другой техники пилотирования.

А по поводу "не нужно смещать центр тяжести", вы думаете, Комбат управлялется силой мысли? :D

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by vagabondo » 21 Sep 2015 21:27

chuffed88 wrote:
vagabondo wrote:Я имею ввиду, положение ручки, при котором, в нормальном режиме, крыло срывается, а в потоке, продолжает не только лететь, но и офигенно набирать вращаясь по оченьмалому радиусу с малым креном (кстати, по моим наблюдениям, такое получается, если крутишь в сторону вращения потока). По этой причине и попадал пару-тройку раз, в неприятный режим.

Если получится, обязательно сниму и выложу видео.
Ну так действительно почти все делают, ну либо первое время боятся, но стремятся. А полиспаст в потоке я тоже взвожу иногда, но только не полностью. Скорее это касается не ноликов, а просто широких и мягких потоков, в узких я на полиспасте не удержусь хотя бы потому что спираль шире получается.

Видео как рутите на полиспасте интересно посмотреть. Мож че новое для себя пойму)
1 раз забыла сбросить и не могла понять, почему крутить нормально не получается)
Ну, полностью взводить полиспаст в потоке-дело дурное, бесполезное и опасное.Исключение составляют, пожалуй, полёты в волне и в очень широких и мягких потоках 1. Выигрыш в качестве, никак не компенсирует недостаток управляемости 2. Резко возрастает опасность попадания в опасные режимы.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by chuffed88 » 21 Sep 2015 21:32

Tehnik wrote:Видел как лайтспид S крутится на месте с выданной ручкой почти на все руки, а у меня на RS так не получается, как пихну чуток, так валюсь внутрь крена.
Это настолько разные аппараты, или руки не из того места...?????
Просьба откликнуться только тем, кто пробовал оба этих крыла, либо обладает компетентной информацией.
И приходится крутить широко и размазанно на высокой скорости, хотя нутром чую, что ответ придет сам собой с часами налета, но хочется быстрее...
Могу ошибаться, но может причина как раз в том, что вы не хайсайдите? Хайсайдинг и нужен на тех режимах, когда аппарат начинает сваливаться в спираль. Вы немного смещаете центр тяжести в сторону, противоположную крену, на высокой стороне(откуда и название), чтобы это скомпенсировать.

vagabondo
Posts:645
Joined:25 Jan 2013 20:04

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by vagabondo » 21 Sep 2015 21:40

Хайсайдинг-смещение ЦТвсторону, противоположную направлению вращения. То есть, если в обычной спирали, мы смещаем ЦТ, чтобы ввести и удержать крыло в спирали, то с натянутым шнурком, мы смещаем ЦТ, в противоположную сторону, не давая крылу, подскальзывать внутрь установившейся спирали. Типа того :geek:

З.Ы. Натянутый Комбат, очень даже бодро скользит внутрь.
Last edited by vagabondo on 21 Sep 2015 21:42, edited 1 time in total.

User avatar
Andrew
Posts:2678
Joined:21 Nov 2008 02:45
Location:Россия

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by Andrew » 21 Sep 2015 22:31

Tehnik wrote:Видел как лайтспид S крутится на месте с выданной ручкой почти на все руки, а у меня на RS так не получается, как пихну чуток, так валюсь внутрь крена.
Это настолько разные аппараты, или руки не из того места...?????
Просьба откликнуться только тем, кто пробовал оба этих крыла, либо обладает компетентной информацией.
И приходится крутить широко и размазанно на высокой скорости, хотя нутром чую, что ответ придет сам собой с часами налета, но хочется быстрее...
Летал на S4 RS3,5 RX4...
Ты уж прости Толян, но проблема с тем местом откуда руки растут... )))
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)

User avatar
Andrew
Posts:2678
Joined:21 Nov 2008 02:45
Location:Россия

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by Andrew » 21 Sep 2015 22:33

Лайтспиды хайсайдят обычно с отпущенным полиспастом, Комбат с отпущенным захайсайдить трудно (L13-07), не нем обычно чуть подвзводят, чтобы начал соскальзывать внутрь спирали... )))
В начале сотворил Бог небо... (Быт.1:1)

Post Reply