Радиус спирали на дельтаплане

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан
Радиус спирали на дельтаплане

Post by chuffed88 » 18 Sep 2015 19:05

2 вопроса: конечно это здорово, что аппарат способен сделать такую узкую спираль. Но а вообще это имеет смысл? Всмысле бывают ли потоки, в которых при такой спирали подъем больше, чем в более широкой? А другие аппараты не способны делать таких узких спиралей?
А еще интересно, в каком именно месте на видео эти 18 метров? Просто интересно посмотреть как выглядят такие спирали, у меня и 30 метров не получается сделать((

И второй вопрос: "его не выкидывает из потоков": а это как? Если пилот протянул не туда или вообще не протянул, когда надо его все равно не выкинет из потока?

User avatar
sashas
Posts:303
Joined:13 Oct 2011 23:16

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by sashas » 18 Sep 2015 22:04

Конечно бывают, парапланы тем и выигрывают иногда, что стоят в ядре, нужно выпихивать их оттуда, чтоб не мешались.

Выпихивает, значит, что поток узковат для выбранного радиуса, соответственно либо нужно задавить крыло обратно в крен, либо смириться.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by chuffed88 » 18 Sep 2015 22:07

Я имела ввиду снижение при таком диаметре. Для параплана оно меньше, тем и выигрывают. Если скороподъемность в этой части термика меньше, чем при более широкой спирали, то зачем такая узкая спираль?

Т.е. имеется ввиду что для этого крыла термики могут быть уже, чем для дпугих, чтобы не выкидывало? А то я решила что крыло само центрует поток)))

User avatar
sashas
Posts:303
Joined:13 Oct 2011 23:16

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by sashas » 18 Sep 2015 22:17

Ну вообще у многих крыльев есть некая тенденция центровать поток. Но это другой топик.
Теперь ясно, что имелось ввиду, ок. Вообще в ядре может переть в разы лучше. Насколько целесообразно крутить 18ти метровые спирали на Геко, мне судить сложно, я так узко на нем не крутила и вообще он мне велик (хотя даже при этом очень игрушечный и приятный в управлении). Женя наверняка разузнает и напишет об этом :)

User avatar
lea
Moderator
Posts:1313
Joined:16 Nov 2008 15:06
Location:Москва
Contact:

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by lea » 19 Sep 2015 00:54

chuffed88 wrote:...конечно это здорово, что аппарат способен сделать такую узкую спираль. Но а вообще это имеет смысл? В смысле бывают ли потоки, в которых при такой спирали подъем больше, чем в более широкой?
В ядре поднимает сильнее, чем на периферии => чем ближе к ядру, тем лучше тебя будет поднимать.
Но есть разница, с каким углом атаки и с каким креном ты крутишь эту спираль. Если будешь крутиться волчком с маленьким углом атаки и большим креном - может оказаться, что вообще набирать не будешь. Чтобы хорошо набирать в центре, тебе придется замедляться, увеличивать угол атаки, но пытаться сохранить угол крена. И тут уж зависит от аппарата: какие-то позволят тебе лететь с большим креном и достаточно большим углом атаки (маленькой скоростью) - тогда, ура, ты будешь в центре и быстрее всех набирать. Какие-то позволят, но с усилиями (придётся применять загадочный хайсайдинг). Какие-то не позволят, и при постепенной отдаче ручки дельтаплан будет срываться и скользить на крыло (типично для аппаратов с маленькой хордой). Тогда придётся делать спираль шире и набирать чуть дальше от центра.

Другими словами, для каждого дельтаплана (с данным весом пилота для данного термика) есть свой оптимальный диаметр спирали, где он будет набирать лучше всего, но, грубо*, аппараты, которые могут с тем же углом атаки удерживать бОльший крен и стоять ближе к центру, будут набирать лучше.

*Грубо - потому что еще и градиент скороподъемности термиков бывает разный, и а/д качество аппаратов может оказаться сильно разным, и т.п.
chuffed88 wrote:А другие аппараты не способны делать таких узких спиралей?
Советую скачать все треки с ЧК и ЧР этого года и проанализировать диаметры их спиралей. Ты удивишься :)
chuffed88 wrote:А еще интересно, в каком именно месте на видео эти 18 метров?
Джонатан выложил картинку с треком и измерением радиуса этой спирали. На видео он не комментировал этого момента. Предположу, что 18 метров - это какая-то единичная спираль в ядре, и типично она шире. Просто Джонатан отметил, что в принципе спираль при обработке термика на этом аппарате может быть очень узкой.
chuffed88 wrote:Просто интересно посмотреть как выглядят такие спирали, у меня и 30 метров не получается сделать((
Это нормально, посмотри диаметры спиралей пилотов с соревнований на безмачтовых и не-таких-модных-мачтовых ;) крыльях.
chuffed88 wrote:И второй вопрос: "его не выкидывает из потоков": а это как? Если пилот протянул не туда или вообще не протянул, когда надо его все равно не выкинет из потока?
Ну, это была цитата автора, сложно сказать, что он имел ввиду :) Саша хорошо ответила:
sashas wrote:Выпихивает, значит, что поток узковат для выбранного радиуса, соответственно либо нужно задавить крыло обратно в крен, либо смириться.

Думаю, аппарат хорошо стоит в крене, не приходится много работать, чтобы его там удержать.

Очень хочется на нём полетать, хоть он мне и будет большой. Ждём маленькой версии :)
Блог: zhenya.blog ~ Мойес-саппорт: moyes-russia.com

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by chuffed88 » 19 Sep 2015 07:41

lea wrote:В ядре поднимает сильнее, чем на периферии => чем ближе к ядру, тем лучше тебя будет поднимать.
Но есть разница, с каким углом атаки (и, как результат, с какой скоростью) ты крутишь эту спираль. Если будешь крутиться волчком с маленьким углом атаки и огромной скоростью - может оказаться, что вообще набирать не будешь. Чтобы хорошо набирать в центре, тебе придется отдавать ручку, увеличивать угол атаки, но пытаться сохранить угол крена. И тут уж зависит от аппарата: какие-то позволят тебе лететь с большим креном и достаточно большим углом атаки (маленькой скоростью) - тогда, ура, ты будешь в центре и быстрее всех набирать. Какие-то позволят, но с усилиями (придётся применять загадочный хайсайдинг). Какие-то не позволят, и при постепенной отдаче ручки дельтаплан будет срываться и скользить на крыло (типично для аппаратов с маленькой хордой). Тогда придётся делать спираль шире и набирать чуть дальше от центра.
Да, это все понятно, что в ядре подъем сильнее. Но в очень крутой спирали даже на очень маленькой скорости снижение может оказаться сильнее, чем выигрыш в скороподъемности потока. Вот мне и стало любопытно, насколько эффективна такая спираль. Но судя по картинке это действительно единичная спираль, вторая вдвое шире, что правда тоже мало.
lea wrote:Советую скачать все треки с ЧК и ЧР этого года и проанализировать диаметры их спиралей. Ты удивишься :)
Проанализировать все трэки это уж слишком конечно, но посмотрела некоторые. Смешно, что самая узкая спираль была у меня, 46 метров))) но это единичная случайная спираль, остальные в том потоке были около 60 - 70 м. У других они тоже были явно шире, не меньше 55 м, а чаще 70 - 100. Ну уж никак не 20 и даже не 30 метров))) смотрела естественно самых крутых пилотов, в том числе и на мачтовых, на Мойесах, которые крутят узко.

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by KIPISH » 21 Sep 2015 06:48

не хочу хвастаться, но я и на комбате L07 могу сделать спираль в 17 метров. для доказательства есть трек, с шагом в 2 секунды. При чем это была не крутая спираль а плоская. На другом видео есть, где я на месте практически аппарат разворачиваю, правда просто против сильного ветра. Это я к чему, что не только на гекко можно сделать такую узкую спираль, если ты умеешь крутить, то на любом аппарате можно делать узкую спираль. Дело не только в аппарате.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by chuffed88 » 21 Sep 2015 07:28

А при спирали в 17 метров на Комбате ты можешь набирать в потоке? Снижение не станет слишком большим (относительно воздуха)? Если набирать с таким радиусом выгоднее, почему так узко никто не крутит?
На этих соревах кто-то в узком потоке поставил аппарат в крен градусов 60, не меньше. Но набора почти не было. Я к тому, что радиус спирали, которую аппарат спрсобен сделать ничего не значит. А вот какое снижение в этой спирали будет - вот это важно.
Опять же про гекко вопрос: хотя бы в спирали диаметром 40 метров он способен набирать достаточно эффективно? Если да, то это действительно круто!
Кстати на трек твой, Стас, интересно посмотреть, где 17м спираль

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by KIPISH » 21 Sep 2015 08:06

chuffed88 wrote:А при спирали в 17 метров на Комбате ты можешь набирать в потоке? Снижение не станет слишком большим (относительно воздуха)? Если набирать с таким радиусом выгоднее, почему так узко никто не крутит?
На этих соревах кто-то в узком потоке поставил аппарат в крен градусов 60, не меньше. Но набора почти не было. Я к тому, что радиус спирали, которую аппарат спрсобен сделать ничего не значит. А вот какое снижение в этой спирали будет - вот это важно.
Опять же про гекко вопрос: хотя бы в спирали диаметром 40 метров он способен набирать достаточно эффективно? Если да, то это действительно круто!
Кстати на трек твой, Стас, интересно посмотреть, где 17м спираль
Просто погода в тот день была слабая, поток был один единственный и ууузенький, мы тогда с 700ки полетели. В общем то выбора не было, либо крутить то что есть, либо сгрузиться вниз. Это было весной, в апреле кажись, тогда еще кучевки стояли, мы думали что погода бомба, а на дели оказалось кисло. Я еще раньше вас стартанул, налетал минут 25-30, но никуда не улетел, а вы полетели позже на час или полтора и тоже вниз сгрузились. Трек попробую поискать на нашем лео сейчас, если не найду, то только дома вечером.

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by KIPISH » 21 Sep 2015 09:08


User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by faiwer » 21 Sep 2015 09:59

Image
Image
Image
Никакой магии. 46м, 59м, 52м самые короткие, не пограничные (где выпадаешь или что-нибудь в таком духе). Это уже обычных 70-80м. Заметно уже.
Но никакой магии. Посмотрел свой трек, мои обычные спирали от 50м до 80м. Вот пример из тех, что помельче:
Image
Я практически никогда не кручу узко (в том числе и на скриншоте). Не хватает опыта удержаться в ядре при этом. Т.е. я могу сделать 30-35м спираль (могу на спор). Но в обычном маршрутном полёте, я пока такого вытворять не буду.

Магии в узких спиралях никакой нет. Есть 3 способа достичь узкой спирали:
1. Угол по тангажу. Чем медленнее летим, при неизменном угле крена, тем уже спираль. Из-за поляры скоростей, начиная с опр. скорости, мы начинаем сильно терять скороподъёмность. Да и управляемость падает. Поэтому летать чуть ли не с полностью выпихнутой ручкой, обычно, не выгодно. Узкая спираль будет сопровождаться ацким снижением. И далеко не факт, что ядро потока будет того стоить. А если поток турбулентный, то ... сами понимаете.
2. Угол по крену. Задав более мощный крен - спираль становится уже. Но вектора распределяются таким образом, что наша скороподъёмность сиильно падает, если закладывать через чур большие крена.
3. Сорвать аппарат в штопоре. Крутить так потоки не вариант, что бы не говорил Ильич (он на полном серьёзе считает, что так крутят потоки). Но тут уже вполне реальны 17м :)

Крутить плоско = крутить без сильных кренов. Узость будет зависеть от того насколько выдашь ручку. Если задаться целью иметь именно минимальный диаметр спирали, то зависит от аппарата. Чем медленнее аппарат может лететь, тем уже будет спираль. Ясное дело тихоходные аппараты тут вырываются вперёд. Но вытворять такое в ноликах бессмысленно, ибо вместо ожидаемых +0.2. будет -1.5 если не хуже.

Который раз уже читаю какие-то сказки про мега узкие спирали. Про чудеса хайсадинга и пр. Но ни одного трека с 20м спиралями в наборе я пока не видел. Если у кого есть, большая просьба показать. И желательно, чтобы это были не акро штопора :D

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Геко - новое "переходное" крыло от Мойесов

Post by faiwer » 21 Sep 2015 10:09

На этих соревах кто-то в узком потоке поставил аппарат в крен градусов 60, не меньше. Но набора почти не было. Я к тому, что радиус спирали, которую аппарат спрсобен сделать ничего не значит. А вот какое снижение в этой спирали будет - вот это важно.
Почти наверняка это Анна Кадкина. Она оочень круто закладывает :) Рядом летать даже чуть чуть страшновато. Обычно я видел Аню примерно так:
Image
Несмотря на такие крена, она в сильную погоду хорошо улетала. Аня, я думаю, если ты перестанешь так кренить, начнёшь улетать аки господь :)

User avatar
lea
Moderator
Posts:1313
Joined:16 Nov 2008 15:06
Location:Москва
Contact:

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by lea » 21 Sep 2015 14:58

faiwer wrote:Т.е. я могу сделать 30-35м спираль (могу на спор)
Я на спор могу практически вокруг оси развернуться :) Это штопор будет :) Речь идёт об установившемся наборе, причём, в оптимальном режиме.
KIPISH wrote:На другом видео есть, где я на месте практически аппарат разворачиваю, правда просто против сильного ветра.
Ну, так хоть кто может, конечно. Только диаметр будет мерится от самой наветренной точки спирали до самой подветренной.
faiwer wrote:Сорвать аппарат в штопоре. Крутить так потоки не вариант, что бы не говорил Ильич...
Ни в коем случае не вариант.
faiwer wrote:Про чудеса хайсадинга и пр. Но ни одного трека с 20м спиралями в наборе я пока не видел.
Хайсайдинг не настолько чудесен, к сожалению :) С помощью переноса центра тяжести тела вверх в трапеции (хайсайдинг, то есть), можно сузить спираль с, скажем, 70 метров до 55 (цифры для всех разные!). Но никак не до 20. А вот если центр тяжести тела не двигать в верхний угол трапеции (не применять хайсайдинг), то удержать аппарат в такой узкой спирали на приемлимо (для хорошего набора) маленькой скорости не получится.
(для chuffed88: да, а такое уменьшение радиуса на эти 15 метров в центр типичного потока дают больше выигрыша в подъеме, чем проигрыша из-за узкости спирали).
Блог: zhenya.blog ~ Мойес-саппорт: moyes-russia.com

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by chuffed88 » 21 Sep 2015 15:21

Жень, так вот в этом-то и вопрос: насколько узко может крутить Гекко в установившемся наборе в оптимальном режиме? То есть насколько уже, чем другие крылья

А еще мне любопытно все: вот многие говорят, что комбаты не могут крутить так узко, как хлыстатые, скажем Мойесы. Что Мойесы набирают в потоках лучше, потому что с тем же диаметром спирали по сравнению с комбатом снижение у них меньше. А вот насколько меньше? Насколько лучше набирают и компенсируют ли они при этом разницу в скорости и качестве на переходах?
И вообще насколько это правда, а то некоторые комбатоводы говорят что в потоке разницы нет никакой, а вот на переходах комбат лучше.

User avatar
lea
Moderator
Posts:1313
Joined:16 Nov 2008 15:06
Location:Москва
Contact:

Re: Радиус спирали на дельтаплане

Post by lea » 21 Sep 2015 15:54

chuffed88 wrote:Жень, так вот в этом-то и вопрос: насколько узко может крутить Гекко в установившемся наборе в оптимальном режиме? То есть насколько уже, чем другие крылья
У меня пока нет этой информации. Единственный чел, который помимо восторгов, что крутит уже всех, выложил кусочек трека - это этот Джонатан, причем 18 метров была единичная спираль (хотя это в установившемся наборе, а не случайно штопорнул). По той же картинке видно, что соседняя спираль в полтора раза шире (хотя, 30 метров тоже очень узко). День был сложный у него, турбулентный, "выживал" с самого низа, пришлось узкие потоки узко обрабатывать.

Будет больше информации - выложу :)
Блог: zhenya.blog ~ Мойес-саппорт: moyes-russia.com

Post Reply