Старты с парапланеристами.
Posted: 17 Aug 2015 13:41
А давайте поделимся опытом - как организовать надежный безопасный старт на парапланерной лебедке. А то я вчера дважды чуть не разложился на старте, хотя вроде все объяснял правильно. И был уверен, что уж на лебедочном-то старте со всем справлюсь
Итак, на что, по-моему, надо обращать внимание парапланерного оператора при дельтастарте.
1. Тяга. Вроде бы парапланеристы буксируются при гораздо бОльших значениях тяги. Поэтому у лебедки обязательно должен быть какой-то измеритель тяги, без него я бы вообще не рискнул. Хорошо, если это динамометр, прямо показывающий усилие на тросе. Но это маловероятно. Скорее всего, это будет манометр на гидролебедке, измеряющий давление в системе, что равнозначно тяге в попугаях. Для первого раза я бы попросил 80% от обычной тяги парапланерной буксировки.
2. Фал. Или поводок. Вчера на лебедке от пилота до точки подцепа троса смотчика было всего пара метров. Надо быть готовым и иметь при себе хотя бы метров 10 веревки.
3. Процедура старта. Оказалось - очень важно. Если в Питере все было более-менее похоже на наш старт, то вчера я попался именно на этом.
То есть пилот готов, выпускающий командует "поехали" и... ничего не происходит. То есть оператор что-то там делает, но это все довольно долго и все это время приходится держать выровненное крыло. На полусогнутых. Отрабатывать боковик и порывы.
Но это полбеды, беда, когда оператор начинает тянуть и управляет тягой, исходя из действий парапланериста. То есть сначала - потяжка, потом пауза на подъем купола, потом осторожное наращивание тяги.
А надо - просто, сразу - тягу 80 и держать. И не надо ничем управлять.
Иначе получается провал тяги сразу после отрыва. Если ветер встречный, разбег хороший, отрыв без крена - можно ровно протянуть без скорости над землей (вчера первые старты были именно такими). А если боковик (крен, слабовато разбежался), то в таком предсрывном режиме аппарат слабо управляем, веса не хватает, а доп.опоры на тягу нет.
Вчера в такой ситуации продемонстрировал, для чего нужен зубной замок. Два раза подряд. После чего оператор осознал, как действовать правильно, и старт прошел отлично.
Уважаемые эск-пара-планеристы, подскажите что и как объяснять оператору, чтобы было доходчиво и понятно сразу. А не ценой стоек.
И еще про малинку парапланерную. Нет ли там сюрпризов?
И про ступенчатую затяжку. Кто-нибудь на дельте тягался ступеньками? На что внимание обращать?
Итак, на что, по-моему, надо обращать внимание парапланерного оператора при дельтастарте.
1. Тяга. Вроде бы парапланеристы буксируются при гораздо бОльших значениях тяги. Поэтому у лебедки обязательно должен быть какой-то измеритель тяги, без него я бы вообще не рискнул. Хорошо, если это динамометр, прямо показывающий усилие на тросе. Но это маловероятно. Скорее всего, это будет манометр на гидролебедке, измеряющий давление в системе, что равнозначно тяге в попугаях. Для первого раза я бы попросил 80% от обычной тяги парапланерной буксировки.
2. Фал. Или поводок. Вчера на лебедке от пилота до точки подцепа троса смотчика было всего пара метров. Надо быть готовым и иметь при себе хотя бы метров 10 веревки.
3. Процедура старта. Оказалось - очень важно. Если в Питере все было более-менее похоже на наш старт, то вчера я попался именно на этом.
То есть пилот готов, выпускающий командует "поехали" и... ничего не происходит. То есть оператор что-то там делает, но это все довольно долго и все это время приходится держать выровненное крыло. На полусогнутых. Отрабатывать боковик и порывы.
Но это полбеды, беда, когда оператор начинает тянуть и управляет тягой, исходя из действий парапланериста. То есть сначала - потяжка, потом пауза на подъем купола, потом осторожное наращивание тяги.
А надо - просто, сразу - тягу 80 и держать. И не надо ничем управлять.
Иначе получается провал тяги сразу после отрыва. Если ветер встречный, разбег хороший, отрыв без крена - можно ровно протянуть без скорости над землей (вчера первые старты были именно такими). А если боковик (крен, слабовато разбежался), то в таком предсрывном режиме аппарат слабо управляем, веса не хватает, а доп.опоры на тягу нет.
Вчера в такой ситуации продемонстрировал, для чего нужен зубной замок. Два раза подряд. После чего оператор осознал, как действовать правильно, и старт прошел отлично.
Уважаемые эск-пара-планеристы, подскажите что и как объяснять оператору, чтобы было доходчиво и понятно сразу. А не ценой стоек.
И еще про малинку парапланерную. Нет ли там сюрпризов?
И про ступенчатую затяжку. Кто-нибудь на дельте тягался ступеньками? На что внимание обращать?