Page 1 of 3

Старты с парапланеристами.

Posted: 17 Aug 2015 13:41
by Валерий С
А давайте поделимся опытом - как организовать надежный безопасный старт на парапланерной лебедке. А то я вчера дважды чуть не разложился на старте, хотя вроде все объяснял правильно. И был уверен, что уж на лебедочном-то старте со всем справлюсь
Итак, на что, по-моему, надо обращать внимание парапланерного оператора при дельтастарте.
1. Тяга. Вроде бы парапланеристы буксируются при гораздо бОльших значениях тяги. Поэтому у лебедки обязательно должен быть какой-то измеритель тяги, без него я бы вообще не рискнул. Хорошо, если это динамометр, прямо показывающий усилие на тросе. Но это маловероятно. Скорее всего, это будет манометр на гидролебедке, измеряющий давление в системе, что равнозначно тяге в попугаях. Для первого раза я бы попросил 80% от обычной тяги парапланерной буксировки.
2. Фал. Или поводок. Вчера на лебедке от пилота до точки подцепа троса смотчика было всего пара метров. Надо быть готовым и иметь при себе хотя бы метров 10 веревки.
3. Процедура старта. Оказалось - очень важно. Если в Питере все было более-менее похоже на наш старт, то вчера я попался именно на этом.
То есть пилот готов, выпускающий командует "поехали" и... ничего не происходит. То есть оператор что-то там делает, но это все довольно долго и все это время приходится держать выровненное крыло. На полусогнутых. Отрабатывать боковик и порывы.
Но это полбеды, беда, когда оператор начинает тянуть и управляет тягой, исходя из действий парапланериста. То есть сначала - потяжка, потом пауза на подъем купола, потом осторожное наращивание тяги.
А надо - просто, сразу - тягу 80 и держать. И не надо ничем управлять.
Иначе получается провал тяги сразу после отрыва. Если ветер встречный, разбег хороший, отрыв без крена - можно ровно протянуть без скорости над землей (вчера первые старты были именно такими). А если боковик (крен, слабовато разбежался), то в таком предсрывном режиме аппарат слабо управляем, веса не хватает, а доп.опоры на тягу нет.
Вчера в такой ситуации продемонстрировал, для чего нужен зубной замок. Два раза подряд. После чего оператор осознал, как действовать правильно, и старт прошел отлично.

Уважаемые эск-пара-планеристы, подскажите что и как объяснять оператору, чтобы было доходчиво и понятно сразу. А не ценой стоек.

И еще про малинку парапланерную. Нет ли там сюрпризов?

И про ступенчатую затяжку. Кто-нибудь на дельте тягался ступеньками? На что внимание обращать?

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 17 Aug 2015 15:54
by Andrew
Каждый раз когда меня затягивают парапланеристы - они пытаются меня убить... )))
Попозже напишу как.... )

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 17 Aug 2015 16:48
by Олег из Саратова
Andrew wrote:Каждый раз когда меня затягивают парапланеристы - они пытаются меня убить... )))
Попозже напишу как.... )
Да-да-да. Такая же фигня.
От себя могу добавить, что кроме того, что тягу надо сразу давать без провалов и задержек , но и самому упираться до тех пор пока сил хватает.

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 17 Aug 2015 16:54
by Валерий С
Олег из Саратова wrote:
Andrew wrote:Каждый раз когда меня затягивают парапланеристы - они пытаются меня убить... )))
Попозже напишу как.... )
Да-да-да. Такая же фигня.
Ну, дык! А я об чем! Спасся сам - помоги товарищу.
Леха, давай, включайся. Мои самарские убивцы, оказывается, друзья твоих, пермских.

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 17 Aug 2015 18:01
by birukobu
Ну, по пунктам...
1. Тяга.
Тягу мне давали как обычному параплану, ну мож чуть побольше. Тандемной тягой разок пытались затянуть - я не справлялся, раскачивал крыл. Больше не экспериментировали.
2. Фал. Или поводок
Я тягался с 2-х метровым поводком и был доволен. Но с точки зрения безопасности и из боязни подклинивания смотчика, то конечно метров 10-15 лучше, чем 2.
3. Процедура старта.
Это ключевой момент, как ни крути.
а) Пилот выходит на старт, проверяет подцеп, проверяет себя по чек-листу, цепляет трос.
б) Пилот рапортует о горовности
в) Выпускающий командует: Пилот готов, пошел-пошел-пошел...
вот тут самое важное
Когда стартует параплан, то оператор лебедки отлично видит поднимающийся купол параплана. И совершенно не понимает, что там делает пилот дельтаплана.
Правильная последовательность действий оператора такая:
г) Оператор дает "предстартовую натяжку", трос натягивается, пилот дельтаплана упирается.
д) выпускающий держит клапан управления гидросмотчика приоткрытым, чтобы создать небольшой тормозной момент на барабане гидросмотчика.
е) Пилот дельтаплана начинает активный разбег.
ж) Оператор видит, что барабан лебедки пошел на смотку и максимально быстро, одним движением дает полную тягу (до оговоренного предела естественно)
з) Выпускающий подтверждает в рацию рапортом "полетел"
и) Пилот выполняет перецепку (я это делал метрах в 4-5 над землей)
к) Выпускающий полностью растормаживает барабан гидроосмотчика
л) Оператор наблюдает за действиями пилота и снижает тягу при начале раскачки.
м) По достижении максимума высоты оператор дает команду "Сброс тяги", снижает тягу и командует "отцеп"
н) Пилот сбрасывает трос. Оператор рапортует "есть отцеп" и выпускающий начинает возврат троса на старт.

4. Ступенчатая затяжка.
Паратандемы регулярно тягаются в две-три итерации и не парятся.
Я в две итерации тягался один раз и не очень доволен попыткой. У меня возникли сложности с выполнением разворота без отцепа троса.
Разворот следует выполнять
а) С изрядным запасом скорости
б) с минимальным радиусом
в) против ветра, если он косит (тут мое ИМХО)
Ко последнему утверждению поясняю: Допустим ветер косит слева, трос парусит и провисает соответственно вправо-назад по отношению к пилоту. Если пилот разворачивается левым виражом, то опускающееся крыло не приходит в опасное сближение с тросом. Если разворот выполнять вправо, то такое сбллижение опущенного крыла и троса неминуемо. Но, парусящий трос очень, ОЧЕНЬ чувствительно тянет пилота назад и тормозит дельтаплан. Ни про какой разворот с балансирной скоростью речи быть не может. Ручку надо придавить как следует. Насколько? Не знаю.
После разворота выпускающий дает тягу и практически без снижения приводит пилота к старту. Там все повторяется.
Все развороты выполняются по команде "Разворот"

Такой вот личный опыт.

Такое вот личное видео:
https://vk.com/videos14005394?section=a ... l_14005394

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 17 Aug 2015 18:52
by Khromushin
Что бы запуститься на неизвестном типе лебедки достаточно оператора и пилота с рацией, договоренностей о предварительной скорости троса на старте для текущих погодных условий, надежного зубного замка, и трех базовых команд - пошел, больше, меньше.
Если есть смотчик то дополнительный фал более 7-15 метров.
Скорость затяжки для парапланов ниже и есть вероятность, что в штиль лебедка не сможет развить нужной скорости на тросе (если оператор не тягал дельтиков, то скажите ему например: тяни как самого тяжелого в штиль или подберите аналогии по необходимой ситуации).
Давать предварительную натяжку не обязательно, оператор действует как по команде поднимаем, это и будет обычный старт для дельта (и лучше не изобретать для оператора нового, пусть действует по привычной для него схеме в команде поднимаем, тк привычные действия и команды всегда надежнее выполняются).

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 31 Aug 2015 09:53
by Чалдон
Я затягиваюсь с парапланеристами постоянно и каждый раз это было суперкомфортно. Никаких отличий с дельтапланерными затяжками я не нахожу! На малинке затягивался с Алексеем в БУ, у нас в Тюмени на лебедке с Димой.

Как это делается:
1.Фал от троса длиной метров 5. Все нормально,ничего не мешает.
2 Руководитель полетов цепляет фал на зубную отцепку, проверяет, отходит.
3 Запрашивает готовность, отвечаю кивком головы. Упираюсь
4 Через минуту фал натягивается , преодолевает мое сопротивление, пара-тройка шагов и в воздухе. Никакого сброса тяги в этот момент нет. Ровно мощно затяжчик тянет меня вверх.
5. Как он это делает не знаю, но попадающийся мне по дороге термик затяжчик обрабатывает и поднимает меня на максимально возможную в этих условиях высоту. За что ему большая благодарность!)
6. Отцепка как обычно - провисание троса, 5 секунд задержки и отцепка.
Да, еще. Лебедкой у нас поднимают с 1 захода на 370 м и я пользуюсь обычной зубной отцепкой. Без перецепки.
Все!
Мало того, затяжчик на турбулентности мягко снижает тягу и я каждый раз легко справляюсь с ооочень небольшими кренами.
Так что обвинения в сторону парапланеристов абсолютно беспочвенны :D
Крайний раз затяжчик меня в термик вывел филигранно....
Радоваться надо таким затяжкам, а не жаловаться!!! :good:

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 08 Sep 2015 17:04
by Кошкин
Валера, надо несколько раз сказать перед стартом оператору лебедки, и повторить еще в радиостанцию чтобы не сбрасывал тягу а сразу давал всю сколько запрошено. И что все остальное ты САМ сделаешь. Наши тоже тоже меня подвешивали,но вроде перестали.

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 05 Feb 2016 21:20
by евгений 377
провалы во время старта на малинке не такое уж редкое явление,не смотря на то что перед стартом дается протяжка в 40 кг,лично я упираюсь сколько могу,не спешу переходить в горизонталку пока не будет высоты метров 40-50,по поводу комфортной тяги ,думаю равна весу пилота

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 05 Feb 2016 23:06
by Khromushin
евгений 377 wrote:провалы во время старта на малинке не такое уж редкое явление,не смотря на то что перед стартом дается протяжка в 40 кг,лично я упираюсь сколько могу
На малинке с коломенской веревочкой, упираться "сколько могу" почти верно при штилевом старте, и необходимо при 1-2 метросеках попутного, в остальных случаях тактика иная и слишком натянутый трос приведет к провалу после отрыва.
Так же важное значение имеет угол с которым происходит набор первых 15-30 метров высоты. Понимание, что веревочка не жесткая, а способна растягиваться на примерно 20-30 метров при нагрузке 60кг и соответственно сжиматься при ослаблении те уменьшения угла атаки.
Тут изложил про малинку наработанный опыт http://khromushin.com/05_02_deltaplan.html

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 06 Feb 2016 00:42
by Tehnik
А какой именно трос Коломенский вы используете?

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 06 Feb 2016 00:55
by An.Petrovich
16-прядный, без сердечника, зелёный, 4мм

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 06 Feb 2016 07:01
by Tehnik
А нам такой непонравился, он почти не тянется, в отличии от того, что предлагает Тиховский.
Коломенский до нагрузки 100 кг метров 20 вытягивается, а Тиховский метров 100. Демпфирование значительно лучше.
В термичку хочется , чтоб веревка тянулась, забросы мягче)))

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 06 Feb 2016 08:49
by Andrew
An.Petrovich wrote:16-прядный, без сердечника, зелёный, 4мм
Трос - убийца... )))
Купите нормальный!!!

Re: Старты с парапланеристами.

Posted: 06 Feb 2016 11:17
by Khromushin
Andrew wrote:
An.Petrovich wrote:16-прядный, без сердечника, зелёный, 4мм
Трос - убийца... )))
Купите нормальный!!!
У нас разная практика - примерно на малинке было осуществлено около тысячи затяжек и ни каких нареканий.
Этот же коломенский стоит на нескольких лебедках с таким же положительным результатом.
Могу только предположить, что мы говорим о разном коломенском тросе - что то не совпадает в практике.
Уточним - зеленый, без сердечника, в бухте 1000метров, вес бухты 7,5кг - совпадает?
https://fotki.yandex.ru/next/users/prin ... iew/916208