Хочу поделиться опытом, приобретенным намедни.
Вчера тягался на активке на аэродроме Фролово в Перми.
Ветер: запад-югозапад. 4-6 м/с, косит примерно 45-60 гр слева по направлению затяжки.
Длина троса 1000 метров.
Насмотрелся я тут на то, как местные пара-тандемщики тягаются в две-три итерации, то есть, по достижении верхней точки затяжки, разворачиваются, под сброс тяги и летят в направлении старта, где также разворачиваются и затяжка повторяется, но теперь с большей высоты. При пролете в направлении старта вытягивать трос с лебедки помогает смотчик, установленный на старте. Так вот, насмотрелся на их легкие и непринужденные наборы по 500 метров на километровом тросе и решил, что тоже хочу.
Уговорил выпускающего, оператора смотчика, оператора лебедки и стартовал.
Вопросы начались после сброса тяги и с началом разворота без отцепки троса.
Ветер косил слева и я разворачивался влево. Уже находясь в развороте ощутил, что крыло теряет скорость и валится, начинает скользить, видимо вес и парусность троса сделали свое дело и тянули меня против направления полета. Я немедленно сбросил трос и продолжил полет уже без тяги.
Вопрос: как правильно выполнять разворот при затяжке в несколько итераций? Следует ли разворачиваться по направлению ветра, если он боковой?
Может стоит держать повышенную скорость в развороте?
Прошу бывалых подсказать, как правильно поступать, во избежание негативных последствий.
Ответы типа: "нефег ваще тягаться в несколько итераций" или "аэробуксировка в помощь" не рассматриваю, как конструктивные.
Заранее признателен
Вилков Алексей
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 11:28
by Khromushin
Практики ступенчатых затяжек не было, но из наблюдений:
- параплан может создать чуть большее усилие, чем дельт - операторы могли этого не учесть
- летящий дельтик с 500 метровым куском не сброшенного троса чувствовали себя хорошо, даже не заметил, что забыл сбросить трос.
Исходя из этого - должно получиться, вероятно надо плотнее поработать с операторами и выработать точную тактику.
Вопрос - что мешало в развороте поджаться и те самым не терять скорость?
На земле можно проверить какое усилие требуется что бы вытягивать трос из лебедки, если оно не более 5-10 кг то можно пробовать, и не забыть что для раскручивания барабана потребуется чуть большее усилие (возможно вы попали как раз на этот момент)
В теории разворот должен выглядеть так - оператор прекращает тянуть и отпускает барабан на свободное вращение, пилот продолжает лететь в направлении лебедки пока трос не провиснет и когда провиса троса будет достаточно для разворота и набора скорости что бы вытягивать трос из лебедки делает разворот.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 12:36
by birukobu
Khromushin wrote:
Вопрос - что мешало в развороте поджаться и те самым не терять скорость?
Помешало неожиданно значительное сопротивление троса. Я был категорически удивлен значительным тяжением меня за грудные петли и не удержал ручку, позволив ей прокачнуться вперед и был совершенно обескуражен потерей скорости в развороте. Не стал ждать развития сваливания и сбросил трос. Предполагаю, что разворот не влево, а вправо, то есть по ветру, был бы успешным.
Да, наверное стоило после сброса тяги пролететь еще вперед и создать слабину на тросе.
К сожалению, выпускающий решил больше не проводить экспериментов в тот день, надеюсь в следующий раз проделать все успешнее, чем вчера.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 13:49
by Khromushin
Вероятно все зависит от слаженности действий всех участников. Оператор должен дать команду и сделать ряд действий и тд При наличии радиосвязи и предварительным договоренностям кто что делает и какие команды подает не вижу препятствий.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 18:41
by urry_buh
Феликс Пастушонок -25 лет назад, Маёвня в Тушино- 20 лет назад....
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 18:45
by Khromushin
Юра, а по делу пару слов?
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 18:45
by birukobu
urry_buh wrote:Феликс Пастушонок -25 лет назад, Маёвня в Тушино- 20 лет назад....
То есть такой опыт имеется... Я только не понял, опыт положительный или не очень? Поделитесь пожалуйста.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 20:10
by Khromushin
Где то было описание ступенчатой затяжки - те опыта было много...
Про то что он не положительный не проходило слухов а то, что по факту не прижился объясняется просто - легче размотать пару км троса, чем заниматься аккуратным забросом ступеньками.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 20:36
by birukobu
Если есть где тягаться, то да, все верно. Большое поле и длинный трос решают. А если негде, не с кем, не на чем... приходится падать на хвост парикам и пользоваться тем что дают. А 300-350 метров после отцепки меня как-то не устраивают уже. Парики на 500 забираются и там вполне себе потоки цепляют, а я, как самый упертый, по пол-часа в ноликах сопливых елозить вынужден с куда большими шансами посесть, чем выпарить.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 21:04
by urry_buh
Опыт- не очень.
Одного чел-ка уложили, но уже когда я временно завязывал. В подробностях- не в курсе.
Но: Даже с перецепкой рывок при внезапной остановке троса весьма близко подводит к ситуации под названием ....
Про согласованность даже и разговора нет.
Далее. При ветре порядка 3-4 м/с потеря высоты с 300...350 м и возврате на старт составляет 250...300 м, да еще разворот..,
Правда это была маёвская лебёдка с бурановским вариатором, усилие на тросе в воздухе (оценено по усилию на пальце, на которое надевал кольцо от замка) 8...10 кГ. Кроме того, попробуйте выматывать трос со скоростью 50...60 км/час, как вам? Нужна другая лебёдка, типа безынерционной катушки, иначе борода и... см. п.1
Ещё нюанс: при малых усилиях трос раньше ложится на землю и волочится по ней, а в этом случае усилие лебёдкой не контролируется и тросоруб не поможет.
Правда, в наши времена мягких тросов не было... А у Феликса набирали, С 1.5 км поля, по моему, километр, в 2 ступени, даже где-то картинка была со схемой.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 21:50
by Николай Рысухин
Этот видос все видели, наверное. Но на всякий случай, вдруг пригодится.
Если что из советов. Проверь, что сможешь дотянуться до отцепки, если трос будет уходить назад.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 21:51
by makros
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 14 Sep 2014 23:58
by asterix20
Прослаблять трос затея, как раз, не из лучших. Вспомни прослабление троса и потом рывок, когда он вытягивается лебедкой, в обычной затяжке. А если дернет назад?
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 15 Sep 2014 01:14
by Khromushin
asterix20 » не дернет, если мягко натягивать, а не дуриком, угол троса почти вертикальный, в этот момент точно назад не дернет...
+ из практики, когда в конце затяжки (70 градусов) оператор прекращает тянуть и если резко сбрасывает на нейтраль, то за счет натяжения троса барабан резко отдает трос и это как раз удобный момент для того что бы пилот начал разворот поддерживая и увеличивая уже имеющуюся скорость отдачи троса.
У пилота в этот момент не происходит значительного клевка тк он уже слабо набирает и находится почти в горизонте.
Но опять же слаженность действий всех участников становится решающим фактором.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Posted: 15 Sep 2014 03:44
by birukobu
2 urry_buh
В моем случае сопротивление барабана при размотке троса не так важно в силу наличия смотчика. По завершении разворота оператор на старте начинает вытягивать трос, возвращая его и дельт на старт. То есть, фактически, идет буксировка в обратном направлении, что позволяет оказаться на старте с минимальной потерей высоты, а то и вовсе без неё.
2 Николай Рысухин
Тягаюсь на зубах, так что отцепиться могу в любой момент не отрывая клешней от ручки))
2 makros
Вот, меня на самом деле очень беспокоил вопрос: в какую сторону поворачивать? Все-таки лучше будет разворачиваться против ветра, так меньше шанс зацепить трос опустившимся крылом. Но по ощущениям: тянет при этом за подвеску не по детски, причем против направления полета. В следующий раз дам скорости в развороте побольше.