Учись учить летать на дельтаплане

Название раздела говорит само за себя... Наименее модерируемый под-форум.

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:
Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Олег из Саратова » 16 Jan 2018 05:36

ANT wrote: Если консоль дельтаплана достаточно жёсткая, то внизу и в средине весовой вилки диформация консоли незначительная, а вот ближе к верху весовой вилки, и тем более при превышении рекомендованного веса всё уже сильно по другому, консолька подгибается.
Поэтому если идти от минимального веса пилота в направлении увеличения, то сначала всё как в классической динамике полёта - при увеличении веса скорость по траектории увеличивается. Кстати без изменения аэродинамического качества. Классика.
А вот с приближением к верху весовой вилки, и тем более с её превышением консоль диформируется заметным образрм. При чём как назад, так и вверх. На самом деле всё ещё интереснее. Ведь выходит, что боковая труба проворачивается вокруг бокового узла. Если её консольная часть уходит назад и вверх, то та её часть которая находится между боковым и носовым узлами выгибается вперёд, донатягивая корневые профиля. Вот тут то и происходит то самое уменьшение скорости с ростом веса.
Вот только, Изгиб трубы в носовой части всего несколько милиметров, а изгиб концевой части 10-15 см. И этот изгиб прослаблением задней кромки с лихвой компенсирует натяжение в средней части. Тут другая проблема. Изменение крутки настолько изменяет летные характеристики, что не просто поляра сдвигается вниз и вправо, но и форма её изменяется. И вполне возможно, что какие-то её точки уходят левее первоначальной поляры. Но для этого нужно чтобы крыло было сделано из очень мягких труб и ткань была очень тянучая, даже не Яхта ДО, а какой-нибудь авизент или технический капрон. Но сейчас из такой тряпки крылья никто не строит. Так что говорить о сколь-нибудь заметном уменьшении скорости при увеличении нагрузки не приходится. Вывод: Летайте на правильных крыльях.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by air_stivale » 16 Jan 2018 05:51

Да и вообще в прочность дельтапланов закладывается +6/-3 G, +4/-2 G и при, например, маневрах, когда создаются перегрузки в разы, не заметно плохой управляемости. Знаю что и потери скорости от перегрузки не происходит, а только увеличение.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 16 Jan 2018 09:58

Меня всегда удивлял раздел летной эксплуатации Славутича-УТ. Он тоже пестрел всякими скоростями, типа плюс-минус такая-то. Кто догадался вставить туда эти цифры? Решил, что испытатель, когда летал с прибором. Правда как он успел на взлете ее отследить? Ну да ладно, это его трудности. Главное же, нафига было эти скорости забивать в инструкцию, если знаешь, что дельтапланеристы летали тогда в основном, за редким исключением, без приборов. Учлеты и тогда и сейчас тоже обходятся без приборов. Поэтому рассуждения на какой скорости стартовать, выраженные в цифрах, не имеют практической ценности для учлета.
Если только ради теоретических дебатов. Учлет должен руководствоваться здесь чем-то другим. А вот здесь хочется услышать мнение начальника транспортного цеха. :)
Рад, что разговор возвращается в тему ветки "Учись учить летать...".

Валерий С
Posts:685
Joined:20 Nov 2008 19:53
Location:Питер

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Валерий С » 16 Jan 2018 10:41

423 wrote:Меня всегда удивлял раздел летной эксплуатации Славутича-УТ. Он тоже пестрел всякими скоростями... Учлет должен руководствоваться здесь чем-то другим.
Вот спасибо за корректную формулировку. У меня как-то слишком ... получилось. Потому не стал публиковать. :)
В общем, присоединяюсь к вопросу...
могу ошибаться

User avatar
Enot17
Posts:349
Joined:25 Jan 2015 20:34
Location:Москва-Б.Грызлово

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Enot17 » 16 Jan 2018 11:16

423 wrote:, Учлеты и тогда и сейчас тоже обходятся без приборов. Поэтому рассуждения на какой скорости стартовать, выраженные в цифрах, не имеют практической ценности для учлета.
Отнюдь, в бытность "беговую" для меня знание до какой скорости надо разбегаться очень помогло. Мне сказали - тебе бежать 25-30 км/ч или фиг оторвешся. Пошел на беговую дорожку и пока не смог хотя бы метров 50 держать 25 км/ч не успокоился. Месяца два заняло.
А без "цифр": кричат "ломись как можешь!" Но если недостаточно, то сколько недостает?
В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: и птицы да полетят над землёю. И стало так….
И сотворил Бог человека. ... И посмотрел человек на небо, и увидел птиц небесных, парящих в вышине.
И сказал человек: Я тоже так хочу!

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by chuffed88 » 16 Jan 2018 11:24

ANT wrote: Позвольте усложнить.
Всё немного интереснее.
Изменение геометрической крутки крыла в зависимости от веса связано с двумя явлениями: упругой диформацией ткани и упругой диформацией консоли. Если консоль дельтаплана достаточно жёсткая, то внизу и в средине весовой вилки диформация консоли незначительная, а вот ближе к верху весовой вилки, и тем более при превышении рекомендованного веса всё уже сильно по другому, консолька подгибается.
Поэтому если идти от минимального веса пилота в направлении увеличения, то сначала всё как в классической динамике полёта - при увеличении веса скорость по траектории увеличивается. Кстати без изменения аэродинамического качества. Классика.
А вот с приближением к верху весовой вилки, и тем более с её превышением консоль диформируется заметным образрм. При чём как назад, так и вверх. На самом деле всё ещё интереснее. Ведь выходит, что боковая труба проворачивается вокруг бокового узла. Если её консольная часть уходит назад и вверх, то та её часть которая находится между боковым и носовым узлами выгибается вперёд, донатягивая корневые профиля. Вот тут то и происходит то самое уменьшение скорости с ростом веса.
Вот только какой скорости?
Горизонтальной в самом деле да. Именно эту скорость обычно изменяет GPS. Не любой конечно, но большенство то запрограммированы именно под скорость параллельную поверхности земли.
А вот вертикальная то скорость как раз при этом увеличится.
А поскольку скорость по траектории это их векторная сумма, а прибор с вертушкой или трубкой пито меряет именно её. То не известно что в итоге пересилит и что мы ещё намеряем.
То есть происходит выполаживание корневых профилей, верно? А значит уменьшается их подъемная сила,а скорость все же увеличивается, верно? То же самое касается и увеличенной крутки - подъемная сила уменьшается, а скорость увеличивается.
Но вот баррансирная скорость смещается влево по поляре, в сторону уменьшения. В итоге, что мы имеем. Скорость увеличивается в результате 1. увеличения нагрузки на крыло и 2. уменьшения подъемной силы вследствие выполаживания прифилей и увеличения крутки. Но при этом скорость еще и уменьшается вследствие смещения по поляре влево. Что из этого перевесит? Кто-нибудь делал замеры скорости?

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by chuffed88 » 16 Jan 2018 11:27

Andrew wrote: Все даже более интересно, чем вы описали...
Но вначале ремарка - все мои измерения - это измерения воздушной скорости.
Так вот, по классике для гибкого крыла при большем нагружении стабильность должна увеличиваться, но ростовчанами было замечено, что при нагружении выше вилки хлыстатых крыльев описанные вами деформации создают ситуацию, когда на лапухе крутка меньше, чем ближе к середине полукрыла от лапуха, что делает крыло крайне нестабильным и опасным для полета... )))
Вы имеете ввиду то, что изменяется линия изгиба задней кромки? И максимальный прогиб смещается ближе к центру полукрыла?
Поидее это должно быть сильнее выражено на хлыстатых, но проявляться и на нехлыстатых аппаратах. Также должна прослабляться сама задняя кромка вследствие увеличения дуги?

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Олег из Саратова » 16 Jan 2018 17:36

423 wrote: Учлет должен руководствоваться здесь чем-то другим.
Кроме слов инструктора и собственными ощущениями больше нечем.
Учлёт сравнивает свои ощущения с оценкой инструктора и делает выводы.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by chuffed88 » 16 Jan 2018 18:17

Учлет когда приходит ничего не понимает и не чувствует. Уже на первом занятии у большинства появляются какие-то очень приблизительные ощущения аппарата - угол атаки, крена. (К большинству девочек это не относится) А когда он совершает свой первый подлет, он уже вполне нормально может ориентироваться хотя бы по положению ручки. Он всегда знает, когда пихает ручку и взлетает с подрывом, а когда нет. Конечно не так точно, как это видит инструктор. В цифрах скорость и я не мерю в полете. Только пытаюсь научиться определять на слух километры в час, но это не сильно нужно.

User avatar
A.M.
Posts:463
Joined:19 Nov 2008 11:45
Location:Антарктида

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by A.M. » 16 Jan 2018 19:49

Олег из Саратова wrote:
A.M. wrote:Какой старт безопаснее, на 0.35 или 5.05?
https://youtu.be/HYaIlPKEejQ
Старты Комбатов вообще не в тему.
Если ваш гипотетический учлет планирует всю жизнь летать на малибу или чебураторе, то да, не в тему.
...shit happens...

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Олег из Саратова » 16 Jan 2018 20:14

chuffed88 wrote: Уже на первом занятии у большинства появляются какие-то очень приблизительные ощущения аппарата - угол атаки, крена. (К большинству девочек это не относится)
Почему не относится?
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 16 Jan 2018 20:45

https://www.youtube.com/watch?v=Xyza__dLhPI
вот что имею в виду под пробежками на тягуне.
пилот учится развивать максимальную скорость, бежать без кренов, посадку делать без крена и удерживать дельт после посадки ровно, ничем земли не касаясь.
Получается - есть уверенность что и поднявшись повыше все будет точно так же.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by chuffed88 » 16 Jan 2018 21:32

Олег из Саратова wrote:
chuffed88 wrote: Уже на первом занятии у большинства появляются какие-то очень приблизительные ощущения аппарата - угол атаки, крена. (К большинству девочек это не относится)
Почему не относится?
У нас слабенькие в основном. При мне ни одна не поставила дельт на поток в первый день, в первый день при отдаче ручки не оторвало от земли (я не в счет). Впрочем их при мне и было совсем немного. Дельт поднять не могут.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 17 Jan 2018 00:35

Я теперь прежде, чем писать, для освежения памяти, сюда заглядываю, что бы не повториться. Ссылку уже выше давали. Повторю: http://www.deltaplanerizm.ru/read/learnfly.pdf стр. 107
Про подготовку к старту и сам старт со склона все хорошо расписано. Самое главное, обращено внимание как вести контроль. Ну может, про полоскание купола - устарело.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by 423 » 17 Jan 2018 00:39

Чалдон wrote:https://www.youtube.com/watch?v=Xyza__dLhPI
вот что имею в виду под пробежками на тягуне.
пилот учится развивать максимальную скорость, бежать без кренов, посадку делать без крена и удерживать дельт после посадки ровно, ничем земли не касаясь.
Получается - есть уверенность что и поднявшись повыше все будет точно так же.
Да, в таких условиях можно поотрабатывать.

Post Reply