Учись учить летать на дельтаплане

Название раздела говорит само за себя... Наименее модерируемый под-форум.

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:
Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Олег из Саратова » 15 Jan 2018 15:22

chuffed88 wrote:Странно, какое отношение все это имеет к "учись учить летать"? По-моему про то, что же такое баллансирная скорость знает каждый учлет, прошедший курс аэродинамики... я все не читала - лень. Но что, кто-то правда считает ее определенной и несдвигаемой точкой на поляре??
Да! Благодаря "Горячим головам" мы отклонились от темы.
Чтобы вернуться предлагаю поделиться кто какою "Аэродинамику " даёт учлётам , что даёт от себя, а главное, как побудить учлётов к ея изучению. :twiddle:
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 15 Jan 2018 17:26

Можно и про теорию.
Но уж выскажусь про "пихание ручки" на старте.
Нигде ни в один момент из поляры скоростей учлет не выходит при данном методе.
В срывной режим не попадает. Предпосылок к травме значительно меньше, чем при беге вниз по склону до балансирной скорости.
из рисунка вроде бы все ясно:

Image

1. Ставим УА в положение максимального качества, или чуть меньше и начинаем разбег
2. Набираем скорость срыва потока крыла без веса пилота, ставим крыло в набегающий поток воздуха.
3. Продолжаем бежать, минуя скорость срыва потока с весом пилота, удерживая УА, и перенося часть веса пилота на крыло.
4. Ускоряемся до 24км/час, отдаем на секунду ручку до положения балансировочной скорости (усилий на ручке нет). Переносим весь вес тела на крыло, отрываемся от земли на полметра. И тут же прибираем ручку до балансирной скорости.
5. Тем самым переводим часть запаса скорости в небольшой запас высоты
6. Летим на балансировочной, пока пару метров не наберем превышения над склоном.
7. Прибираем ручку до скорости максимального качества. Летим по прямой.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 15 Jan 2018 17:43

чет не дает редактировать форум((
вот точнее рисунок
Image

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by faiwer » 15 Jan 2018 18:01

  • Первое и самое главное. Чем сложнее план, тем он хуже. Банально больше вероятность где-то совершить ошибку. Старт это бег, бег с большим и неуклюжим предметом. Это само по себе уже не так-то просто.
  • Любое кабрирование во время разбега чревато. Потому что во время бега такие вещи тяжело дозируются. 20 раз "приотдал" на 2 км\ч, на 21 "приотдал" на 7 км\ч. Последствия, я полагаю, очевидны. И да, такое сплошь и рядом случается. Одна из причин травм - завесил аппарат на старте. Завесил не специально, просто "так получилось".
  • Наиболее критично, когда плохие обстоятельства складываются воедино. В данном случае, это когда во время этих прыг-скок манёвров человек поймал срез ветра или подошёл поток. И чем более строгое крыло, тем больше вероятности к тому, что человек не сумеет справиться с возникшим "манёвром". И да, не справляются. И да, переломы.
  • Четвёртое: эти ваши пол-метра и др. дополнительные пару метров не имеют какой-то особой ценности. Они легко превращаются в 0, при проблемах со скоростью. Могут даже сыграть во зло. Когда человек так бы клюнул носом и перевернулся, а так высоты хватило, чтобы провернуться вокруг ломающейся консоли.
  • Чем более универсальный старт - тем лучше. Я считаю, что татика "10 стартовых площадок = 10 видов старта" очень чревата. Чем проще и понятнее моторика, тем лучше. Завешанное крыло чревато как при ветре, так и без него. Перетопленное крыло обычно чревато только большим количеством сожжёных калорий.
По сути у этой схемы (с подрывом) есть 1 плюс: по ней можно улететь тогда, когда по другому просто не получается. Обычно это пологий склон, который уходит в более крутой (вплоть до обрыва). Бежишь бежишь как лось и понимаешь, что дальше не можешь. Подрываешь, чтобы прямо тут не упасть, и тут же (уже на более крутом участке, до которого бы так не добежал) прибираешь и улетаешь. Мягко говоря, это аварийный режим, но тем, кто часто летал в штилевых условиях, я думаю хорошо знаком. Такой холодок ещё по спине после старта проходит.

Надо хорошо понимать, что обучая человека летать на плюшевом крыле в плюшевых условиях, мы закладываем этому человеку такую базу, которую он потом использует на своём Combat-е в термичку. Переучиться ему будет весьма не просто.

Правильная методика в моём понимании:
  • Ставим УА в положение несколько большее балансира (для условности возьмём нейтральную центровку). Т.е. слегка придерживаем трапецию.
  • Бежим, чувствуя небольшое усилие на руках. Т.е. не выпускаем трапецию в/за балансир.
  • Оторвавшись от горы - переходим в горизонт
Потом уже можно и полистпаст вытянуть, и скорость по вкусу подобрать, и в улетающий вверх паровоз успеть. Но это потом. Вначале надо стартануть.

User avatar
Сергей Бухтояров
Posts:168
Joined:26 Sep 2017 10:25
Location:Беларусь
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Сергей Бухтояров » 15 Jan 2018 18:07

Поэтому хотелось бы уточнить у Чалдона -- кого вы готовите(учлёты)? Цель вашего обучения?

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 15 Jan 2018 18:26

Так ведь все наши склоны и есть склоны с ограниченной стартовой дорожкой: либо резкий уклон, либо камни. Надо уметь и быстро набрать скорость и оторваться в намеченной точке.
Разбег на пологом склоне при балансирной скорости делается на тягуне до подлетов с нормального склона. Но мы это за подлет не считаем. Пробежка с отрывом. Так что, скорее всего, первый рефлекс бежать до максимальной скорости закладывается первым)
.....
Но и на рабочем склоне всегда требрвание одно: разгон до максимальной скорости, какую способен развить.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 15 Jan 2018 18:28

Сергей Бухтояров wrote:Поэтому хотелось бы уточнить у Чалдона -- кого вы готовите(учлёты)? Цель вашего обучения?
Вопрос нечетко сформулирован. Учлеты у нас других учлетов не готовят. Готовит инструктор, то есть я.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 15 Jan 2018 18:34

faiwer wrote:
Правильная методика в моём понимании:
  • Ставим УА в положение несколько большее балансира (для условности возьмём нейтральную центровку). Т.е. слегка придерживаем трапецию.
  • Бежим, чувствуя небольшое усилие на руках. Т.е. не выпускаем трапецию в/за балансир.
  • Оторвавшись от горы - переходим в горизонт
Потом уже можно и....
Так и мы так же. Только не придерживаем, а почти притягиваем ручку сколько только можно. На Малибу трудно сделать УА меньше максимального качества.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by faiwer » 15 Jan 2018 18:41

Так ведь все наши склоны и есть склоны с ограниченной стартовой дорожкой: либо резкий уклон, либо камни.
Резкий уклон, в разумных пределах, по которому можно бежать, это нормально, с таких склонов тем более не стоит уходить с подрывом. А склона с ограниченной стартовой дорожкой и недостатком при этом уклона\ветра очень опасны. Надо расчищать завалы\камни\кусты\прочее, либо искать другие. Если стоит задача: стартовать с подрывом или подождать ветра\уехать домой, то лучше выбрать второе. Насколько я помню, у вас как раз с ветром проблемы бывают редко. Мы тут до сих пор угараем с челябинской фразы "штиль 3 метра в секунду" :)
Но и на рабочем склоне всегда требрвание одно: разгон до максимальной скорости, какую способен развить.
Я не замерял, но полагаю, что при хорошем уклоне, я могу за 50+ км\ч разогнать. Много ли там ума то надо - километровые шаги сами по себе получаются, да ещё и дельтаплан придерживает, не упадёшь. Оттого и методика старта простая - бежишь, затем летишь.
Так и мы так же. Только не придерживаем, а почти притягиваем ручку сколько только можно. На Малибу трудно сделать УА меньше максимального качества.
Если вы хотите сказать, что описанная вами подрыв-методика старта отрабатывается просто на всякий случай, чтобы пилот, в экстренной ситуации, не остался на склоне, то ок. Но практика показывате, что подрывать аппараты люди умеют и сами по себе, этому учить их и не нужно. Сложно научить не подрывать.

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by chuffed88 » 15 Jan 2018 19:08

Чего я тем более не могу понять, так это нафига на большом уклоне подрывать-то? Уж там-то очень просто стартануть и без подрыва - упал в трапецию, воспользовался силой тяжести и уже летишь! Если все делать правильно, то 5 - 8 шагов достатлчно (по ощущениям 2, но я ради интереса эти шаги посчитала).
Вообще большинство крепких пацанов справляется с этой задачей даже по ровному и штиль. А вот с девчонками сложнее. Поэтому я к примеру не зажимаю на маленьком уклоне трапецию до скорости выше наилучшего качества, считая последнюю безопасной (запас скорости уже есть). Все остальное как Степа выше описал.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 15 Jan 2018 19:26

описанная методика не на всякий случай, а жизненно необходима.
Расчистить склоны у нас нереально, хоть мы и подчищаем сколько можно каждый раз.
Улоны ,практически, все крутые, послать бежать вниз учлета до балансирной скорости это за гранью добра.
Аушкуль - круто везде.
Аскарово - есть пологие места, да ехать туда с учлетами 800 км....
Большеустьикинское - все круто, кроме Ярославки и то там плато.
Штиль у нас бывает... полный.. Но не домой же ехать?
С ветром, конечно, этой "приотдачи" у учлетов нет, отрывает раньше.
............
Сам с ветром, сознательно не то что приотдаю, а бывает и "пихаю".
И это очень разумный прием.
Могу доказать, но не по теме ветки будет.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Чалдон » 15 Jan 2018 19:31

chuffed88 wrote:Чего я тем более не могу понять, так это нафига на большом уклоне подрывать-то? Уж там-то очень просто стартануть и без подрыва - упал в трапецию, воспользовался силой тяжести и уже летишь! Если все делать правильно, то 5 - 8 шагов достатлчно.
это учлету-то сразу в трапецию падать?... А если не получится? Это же - сознательное убийство.
В принципе, ваш метод тот же подрыв , только без подстраховки ногами, если скорость окажется мала.

User avatar
Сергей Бухтояров
Posts:168
Joined:26 Sep 2017 10:25
Location:Беларусь
Contact:

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by Сергей Бухтояров » 15 Jan 2018 19:37

Чалдон wrote:
Сергей Бухтояров wrote:Поэтому хотелось бы уточнить у Чалдона -- кого вы готовите(учлёты)? Цель вашего обучения?
Вопрос нечетко сформулирован. Учлеты у нас других учлетов не готовят. Готовит инструктор, то есть я.

..............это учлету-то сразу в трапецию падать?... А если не получится? Это же - сознательное убийство
Лишний раз убеждаюсь, что лучшие инструктора --- это спортсмены. Бывшие или ещё действующие не так важно. Правда беда в том, что они не хотят заниматься инструкторской деятельностью и возиться с новичками. Банально нет сил и желания. Посему, их место массово занимают продвинутые учлёты, которые сами в лучшем случае могут динамить у склона.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by faiwer » 15 Jan 2018 19:45

жизненно необходима
Жизненно необходимо рисковать жизнью при старте? оО
Улоны ,практически, все крутые, послать бежать вниз учлета до балансирной скорости это за гранью добра.
У нас все учебные старты, кроме самых начальных - крутые. Вот такие вот:
Image
в чём проблема?
Сам с ветром, сознательно не то что приотдаю, а бывает и "пихаю".
И это очень разумный прием.
Это я так понимаю на Малибу и прочих учебных дельтапланах, да? Не ручаюсь за разумность, но на каком-нибудь Litespeed-е так делать это изощрённый способ самоубийства.
это учлету-то сразу в трапецию падать?... А если не получится? Это же - сознательное убийство.
Женя имела ввиду, что когда бежишь по крутому склону, угол наклона к трапеции такой, что по сути ты в ней почти лежишь.
Image
Last edited by faiwer on 15 Jan 2018 19:48, edited 1 time in total.

User avatar
A.M.
Posts:463
Joined:19 Nov 2008 11:45
Location:Антарктида

Re: Учись учить летать на дельтаплане

Post by A.M. » 15 Jan 2018 19:47

Сергей Бухтояров wrote:
Чалдон wrote:
Сергей Бухтояров wrote:Поэтому хотелось бы уточнить у Чалдона -- кого вы готовите(учлёты)? Цель вашего обучения?
Вопрос нечетко сформулирован. Учлеты у нас других учлетов не готовят. Готовит инструктор, то есть я.

..............это учлету-то сразу в трапецию падать?... А если не получится? Это же - сознательное убийство
Лишний раз убеждаюсь, что лучшие инструктора --- это спортсмены. Бывшие или ещё действующие не так важно. Правда беда в том, что они не хотят заниматься инструкторской деятельностью и возиться с новичками. Банально нет сил и желания. Посему, их место массово занимают продвинутые учлёты, которые сами в лучшем случае могут динамить у склона.
Не соглашусь. Есть великолепные инструктора именно первоначалки, при этом никудышные спортсмены.
...shit happens...

Post Reply