Байки от потапыча.Опасные случаи.

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40
Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by potapovich62 » 14 Jan 2014 15:27

Прочитал про кувырок в Болгарии.Напомнило мой самый опасный случай.Решил поделиться соображениями.Думаю у "Стариков" бывало похожее.Может начинающим поможет понять и выкрутиться из похожих ситуаций.Итак по Болгарии: "Миниторнадо".Думаю порядочно происшествий случается из-за них.Поясню:я имею в виду узкие около 1м диаметром быстровращающиеся вихри змеевидной формы,поднимающиеся на весьма большую высоту почти не меняя своей формы.Такие иногда видны в Аскарово над дорогой.Но далеко не всегда их видно.Пилоты часто залетают в конусообразные вихри,когда видят их след на земле.Но изредка при наличии подкручивающих факторов(Мощный нагрев+Боковая составляющая ветра у хребта+очень контрастная местность)-и они могут превратиться в миниторнадо.Почему так назвал-потому что один раз заглянул в него сверху-очень напоминает картинку из фильма"Смерчь".Так вот когда проходишь через него на малой скорости,то выходя получаешь хороший пинок под зад.Вот не знаю почему,но на входе в такое я лично проблем не получал-возможно влияла инертность.При этом дельт получает приличное вращательное движение носом вниз да еще благодаря вращению воздуха возле Миниторнадо теряет аэродинамику если выпадает по ходу вращения.Ни в коем случае нельзя отдавать ручку.Наоборот надо загружать нос(как у стрелы),а не хвост.Пока не заработает аэродинамика.Продолжу пояснив:

User avatar
makros
Posts:1200
Joined:10 Jan 2009 16:51
Location:Киев-Москва
Contact:

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by makros » 14 Jan 2014 15:48

Англоговорящие товарищи называют эти пыльные смерчи dust devil.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by potapovich62 » 15 Jan 2014 10:14

Сервер не берет большой текст.Поясню"Миниторнадо" 2-мя примерами.1)Наша гора пониже Болгарской.Прекрасная погода,средний"динамик".Цепляю термик,ухожу с ним за гору.За горой он почти нулевой,но не бросаю чтобы в нем дождаться доп.подпитки,уйти на"потолок"и свалить на маршрут.Кручу до отвалов где обычно нахожу ее,нахожу +0,5м\с подъем,начинаю крутить и получаю такой пинок под зад на высоте 400м выше горы,какого до этого не было(при 400ч налета).Дельт отвесно пикирует продолжая вращаться.Шума ветра нет.Дельт падает как в вату.Ручку на себя при том что дельт уже начинает закрывать землю.Ноги отгибаю от дельта,т.к. они начинают заваливаться к нему.Спорт-15 остановил вращение,а когда появился шум ветра-вышел из пике потяряв метров 50.Выкинуло.Тут же разворачиваюсь снова туда.Прикинув где центр кручусь по краю.Подъем менее 1м\с.Набрав еще метров 200 и видя по прибору где центр и поняв что кручусь против вращения вкручиваюсь покруче,таки набираю потолок и сваливаю.Вот это характерная черта:В ядре Миниторнадо воздух поднимается с огромной скоростью-намного больше чем рядом-что и выпинывает летящий на малой скорости дельт(а я входил с отдачей ручки).Но и воздух рядом тоже поднимается и тоже крутится.Могу теоретически обосновать,что дает Миниторнадо такую всасывающую мощь и такую стабильность формы,но это отдельная тема.Далее 2) пример,где удалось увидеть Миниторнадо.Кстати я тоже уходил над брешью в хребте,что при боковой составляющей ветра тоже подкручивающий фактор.Как в Болгарии.

Alexey Belevich
Posts:652
Joined:24 Sep 2010 11:59
Location:г.Краснодар

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by Alexey Belevich » 15 Jan 2014 13:53

Спорт-15 остановил вращение,а когда появился шум ветра-вышел из пике потяряв метров 50.Выкинуло.Тут же разворачиваюсь снова туда.Прикинув где центр кручусь по краю.
Смело.
Если "убивает", я сваливаю оттуда - т.к. это не последний термик в моей жизни и на земле есть еще дела.

User avatar
cherny
Posts:745
Joined:21 Aug 2012 08:57

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by cherny » 15 Jan 2014 15:50

а почему "байки"? :hihi: у охотников и рыбаков они всегда с большой примесью эксеггерации ;)

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by potapovich62 » 15 Jan 2014 16:42

Ребята.Когда кто-то входит во время написания текста,провайдер сбрасывает мой текст,а пишу его долго.Потому продолжу через 3 дня,т.к.уже пятый раз сбрасывается текст.Байки потому что описываю свои ощущения и мысли,а оценивать вам.Было время,любил рисковать.Теперь летаю пореже и постарел-начинаю побздехивать.

User avatar
Михаил Гладышев
Posts:357
Joined:20 Nov 2008 16:58
Location:Феодосия Крым
Contact:

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by Михаил Гладышев » 15 Jan 2014 21:46

2 админ.
Не могли бы Вы снести тему в другой раздел.
Сердце йокает каждый раз.
Тема полезная, но....
Если возможно.
Полетать на дельтаплане хотите? Это просто!
Звоните мне.
+797886930триодин
+3805090685ноль шесть Viber

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by 423 » 15 Jan 2014 22:35

Михаил Гладышев wrote:2 админ.
Не могли бы Вы снести тему в другой раздел.
Сердце йокает каждый раз.
Тема полезная, но....
Если возможно.
Согласен.
Может в "Учись летать"?

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by potapovich62 » 18 Jan 2014 09:46

Не бравады для,а пользы ради.Случай 2).Полный штиль,жара,народ скучает.Май-именно поэтому видны вихри.Решил слететь пару раз-размяться.Воздух движется лишь под действием термопотоков.Сидим наверху.Ближе к 2ч увидели змеевидный вихрь идущий вдоль горы к нам.Убрали дельты кто куда-пропустили его.Минут через 15 увидели внизу широкий метров 50 воронкообразный вихрь,идущий вдоль горы прямо перед нами.До этого много раз вылетал над вращающимся рисунком на траве или колосящимся полем-даже на высоте30м небольшой подъем и без проблем когда идешь против вращения.Пока он шел впереди-ветер был с горы около 1м\с.Когда ушел вправо-заштилило.Полетел в него(около 100м).Минусов почти не было.Влетел-подьем+0,5,болтанка так себе.Набор и тут пинок под зад.Пике метров 40,снова набор,снова пике,опять набор.И тут увидел что внутри большого вихря крутится 3 узких змеевидных.Выглядят как в кино"Смерчь"когда смотрели в них снизу.Их было видно лишь сверху.Стал набирать обходя их,набрав 300м стал вкручиваться и проблем больше не было.Набрал в этом 2000м почти не смещаясь и ушел.Был самый красивый полет.Термики подцвечивались дымом пожаров-Сбоку наверху-Колобок в кепочке из облака.Потоки наверху около 4м\с,маршрут с возвратом 86км,обратно шел по тем же термикам со скоростью маршрутного автобуса.Приземлился в18-30-просто устал и масса впечатлений.Не призываю лезть на рожон-но наш спорт в принципе экстримален.Спокойно до12ч и после17ч,при малом солнце на неконтрастном месте.

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by potapovich62 » 19 Jan 2014 19:09

Забыл добавить-в последнем случае при пике ручку лишь чуть прибирал-пике были не такие фатальные.В отличие от миниторнадо другие опасные случаи можно было просчитать,поэтому не уверен что их стоит описывать.Могу просто сказать что 3 раза попадал в предгрозовые шквалы,один раз в подветренный ротор и один раз немного летал во фронт Оклюзий-как я понял это когда довольно сильный и очень порывистый ветер.Кроме Оклюзий можно сказать одно общее для них-это очень мощно швыряет.В подветренном роторе особенно-иногда спиной почти ударяешься об килевую-будто кто-то резко кидает дельт вниз.Но во всех этих случаях удары были плоские-без вращения.Так что сохраняя хладнокровие можно выкрутиться.Главное не делать резких движений-хороший дельт сам вывезет.Управлял как в хорошую болтанку.Гасил излишние воздействия,но управляющие усилия прекращал до того как дельт на них начинал реагировать.При предгрозовых шквалах максимальная турбуленция была в диапазоне 200-400м.Выше просто перло в тучу,а ниже был очень сильный ветер-километров 70 в\ч почти до земли.Причем один раз бросил поток+5м\с на высоте 500м(хватило ума),а минуса нашел лишь на расстоянии 20 км,набрав на зажатой до положения"попугай на жердочке"ручке 1600м,уходя из-под тучи.Садиться пришлось в тайге в 12км от последней деревни-дальше сплошная тайга.В Оклюзиях при повороте хорошо вгоняло в пике-Я специально отрабатывал правильные действия-т.к.до этого в пике отдавал ручку(неправильно),и стал испытывать мандраж.После-перестал.

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by Олег из Саратова » 19 Jan 2014 20:18

potapovich62 wrote:.Главное не делать резких движений-хороший дельт сам вывезет.
Два-три раза вывезет, а если дальше судьбу испытывать - гипс и кроватка.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by potapovich62 » 20 Jan 2014 19:47

согласен,что иногда лез на рожон.Сначала по неопытности,потом считал что пилот должен летать и в сложных условиях.В подветренный ротор полез,когда просто было все равно-решил попробовать.Но в самые сложные передряги попадал в основном случайно,особенно первые разы-когда просто повезло остаться целым.Но опыт приобрел,и потом он очень выручал.Потому и делюсь-может кому поможет.Хотя случайно без тренировки трудно правильно действовать.Случай с Колей возможно тому пример.Где-то в том районе один раз тоже крутя в потоке заметил что крутя против часовой сильно болтало и скорость по земле была большой,а когда в этом же потоке разворачивался по часовой-чувствовал себя вполне комфортно и скорость по земле была намного меньше.

potapovich62
Posts:713
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by potapovich62 » 01 Feb 2014 10:08

Хочу добавить еще один вариант опасных случаев: посадка на деревья.Эта опасность-смотря как посмотреть.Главная опасность-это когда заходя против ветра попадают в спутную(подветренную)зону за деревом и пытаются увернуться от этого дерева.У меня так попадало несколько раз.Дерево при этом как-бы притягивает к себе.Думаю это из-за того,что когда одно крыло выходит из-за дерева,его подъемная сила намного больше того что за деревом и дельт автоматом сворачивает обратно за дерево.Главная опасность-когда пытаясь вывернуть пилот в итоге цепляет дерево одним крылом и падает с него на скорости и с креном.обычно это перелом.Не надо бояться деревьев.В некоторых случаях они даже спасают.По крайней мере я много раз садился на березы-очень мягко и довольно легко спускал дельт на своей же подвеске или веревке.При посадке обязательно целился в центр дерева и старался влететь поглубже.На березе лишь раз была проблемка-когда уже подлетал,оказалось с этой стороны без веток.Просто ткнулся носовым узлом и спидбаром в ствол и потом скатился по воздуху немного назад и вниз с высоты 9м лишь чуть опустив при этом нос.На мягкой земле чуть отбил пятки.При посадке в тайгу грело душу что внизу деревья-кидало сильно.Выбрал березки,но не дотянул и пришлось садиться на торчащую из тайги ель(притянула).Сел в центр,но за тонкие ветки не удержался и скатился с 20м вниз на черемуху-2 сломанные консоли а сам слава богу цел.Ведь идти до людей по тайге с дельтом пришлось ножками,причем в 2 приема-метя дорогу.Когда скатывался с ели,дельт сначала пошел назад и вниз,потом опустил нос и перед приземлением пошел вперед.Желаю всем летунам не падать духом в любой ситуации.

Alexey Belevich
Posts:652
Joined:24 Sep 2010 11:59
Location:г.Краснодар

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by Alexey Belevich » 01 Feb 2014 22:23

"Много раз садился на березы" - это пять :)
Как раз в безопасность.

User avatar
Klogg
Posts:76
Joined:02 Apr 2009 20:49
Location:КДС МИИТ, Москва
Contact:

Re: Байки от потапыча.Опасные случаи.

Post by Klogg » 02 Feb 2014 12:26

Тонко!

Post Reply