Как я учился на Клемухе.

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

Post Reply
User avatar
s-glass
Posts:21
Joined:12 May 2013 15:07
Как я учился на Клемухе.

Post by s-glass » 29 Sep 2013 13:26

Не далее как неделю назад я вернулся с Горы Клементьева (она же Клемуха, она же Узун-Сырт), куда я поехал с единственной целью – научиться наконец летать на дельтаплане.
Этот пост я решил создать для тех, кто так же, как и я несколько месяцев назад, раздумывает, куда бы поехать учиться летать (и ехать ли вообще). Некоторую информацию из открытых источников получить было довольно сложно, здесь попытаюсь изложить все то, что может кому-то помочь принять решение.

Начну немного издалека. Тяга к полетам (причем именно на дельтаплане) впервые появилась несколько лет назад, но только в этом году обострилась настолько, что вылилась в конкретные действия. Для себя я сразу решил, что эффективнее всего будет учеба на выездных интенсивных курсах где-нибудь в более приспособленном для этого месте, чем Москва. В Москве, конечно, тоже есть, где поучиться, и я с большим уважением отношусь к клубам и их инструкторам – больших денег нигде не просят, а хлопот много, без энтузиазма тут никак. Но у меня в выходные часто есть дела, тренировка в лучшем случае раз в неделю (а при плохой погоде в выходные – и реже) плюс необходимость достаточно далеко ездить – вполне очевидные минусы.
Так получилось, что начал я обучение весной во Франции, в клубе в городке Мийо. Все было замечательно, но из-за паршивой погоды потренироваться удалось только три с половиной дня, и даже до сгруза с нормальной горы дело не дошло. Осталось острое чувство неудовлетворенности. Встал вопрос, где же продолжить обучение, в итоге выбор пал на Клемуху. Как показала поездка, я не ошибся.

Проще всего было с инструктором. На Горе их несколько, все люди квалифицированные и опытные. Сам я занимался у Марии Гимадиевой. Что тут сказать – я безумно рад, что судьба свела меня с этим человеком. Как инструктор она, безусловно, классный специалист. В жизни приходилось учиться многим вещам у разных людей, и о Марии у меня сложилось однозначное впечатление, что каждого учлета в группе она ведет к цели (если взять за цель, скажем, самостоятельные парящие полеты) кратчайшим и наиболее безопасным для него путем, насколько это позволяет погода, индивидуальная подготовка и способности каждого. Из погоды она выжимала все что только можно: не дует нужный ветер здесь – поедем на другие склоны.
По поводу самого процесса, учебных дельтапланов и снаряжения лучше всего почитать на Машином сайте http://www.deltaplan.in.ua/ - там я и нашел все ее контакты. Отмечу только, что учебных дельтиков у нее достаточно – не помню случаев, чтобы учебный процесс тормозился из-за того, что не хватало крыльев. Таргет «Тортилла», кстати, перенес замену паруса и теперь носит гордое имя «Буратино». Сам я наибольшего взаимопонимания достиг с «Магдаленой»…

Теперь о самом интересном – о бытовухе.
Далее буду приводить цены в украинский гривнах. Для справки одна гривна – практически ровно 4 рубля.

Главный вопрос - где жить?
Вариант первый – Коктебель. Жилья масса, как гостиницы (можно бронировать через букинг.ком), так и частный сектор. Поскольку сентябрь уже не сезон, объявления о сдаче висели на каждом втором доме. Из плюсов – море, транспорт в другие города, экскурсии, магазины. Из минусов – на занятия нужно ездить. В нормальный день – две тренировки, первая в 6 утра. Такси на Гору стоит примерно 50 гривен, обратно обычно можно упасть кому-нибудь на хвост.
Я по зрелому размышлению решил, что лучше жить на Горе, поближе к учебе. Тут варианта два – своя палатка либо домик-бытовка, который можно арендовать в лагере. Мы остановились на домике. Из бытовой техники в нашем домике были только люстра и умывальник (еще добавился маленький электрочайник), но этого вполне достаточно. В лагере есть все для жаждущих комфорта – душ (да-да, с горячей водой), стиральная машинка, туалеты. Теоретически душ и стирка платные, практически это стоит таких небольших денег, что стесняюсь их тут приводить.
Еще один плюс – на Горе своя атмосфера, сильно отличающаяся от курортного города, и мне это было по душе.

По питанию – получилось так, что питались практически только в дельтабаре. Не буду приводить имена и фото поваров (еще переманят), но кормят там отлично. В среднем обед (супчик, второе с гарниром, чай) стоил около 50-60 гривен. О случаях, чтобы кто-нибудь там чем-то отравился – не слыхал (в отличие от коктебельских заведений). Плюс фрукты и печеньки из Коктебеля.

Через несколько дней дополню пост фотографиями лагеря.

Второй вопрос был – как же добраться до этого сказочного места. Как я понимаю теперь, большинство людей едет на своих машинах. Для нескольких человек – самый бюджетный, наверное, вариант. Мы с женой автопробеги не очень любим, поэтому полетели на самолете до Симферополя. Оттуда можно, например, доехать на автобусе до Феодосии, оттуда – до Коктебеля, а из Коктебеля – за 50-60 гривен на такси до лагеря на Горе. Мы поступили проще – поехали на такси сразу из Симферополя на Гору. Стоит это 450-500 гривен, если заказать такси заранее по телефону, а не ловить прямо в аэропорту (естественно, будет в разы дороже).

К сожалению, из-за неотложных дел пришлось прервать обучение и вернуться домой – отучился я 8 дней, из них один день из-за погоды выпал полностью, в паре других была только одна тренировка. Тем не менее эти дни были очень насыщенными. Каждый новый этап был в кайф – полноценный «сгруз» с большого холма, первые повороты, переход к полету в горизонталке, полет с южного склона… Желание продолжать учиться только усилилось. Для меня сейчас очевидно, что на Клемуху я еще вернусь, скорее всего, не раз. Еще раз скажу спасибо Марии и всем людям, делающим Гору таким гостеприимным местом для новичков и опытных пилотов. Сама возможность пообщаться с этими людьми стоит того, чтобы туда съездить.

Никакие телефоны (такси, жилье и т.д.) здесь не оставляю, если будет нужно, пишите в личку – всех сдам :)
P.S. Модераторам. Не уверен в правильности раздела «Учимся летать» для этой темы, но сам в свое время начинал искать информацию именно в нем. Если что, сильно не пинайте.
Здесь меня научили летать - http://www.deltaplan-crimea.ru

User avatar
Николай Рысухин
Posts:452
Joined:18 Nov 2008 20:28
Location:Жуковский
Contact:

Re: Как я учился на Клемухе.

Post by Николай Рысухин » 29 Sep 2013 13:42

Хорошее начало!
Добавлю только еще одно. В полетах главное - регулярность. Ищи возможность летать часто, пусть даже и понемногу

Alexey Belevich
Posts:652
Joined:24 Sep 2010 11:59
Location:г.Краснодар

Re: Как я учился на Клемухе.

Post by Alexey Belevich » 01 Oct 2013 22:12

Присоединяюсь к Николаю.
Летать часто = летать безопасно.

Молодец ! Успехов в развитии !

User avatar
s-glass
Posts:21
Joined:12 May 2013 15:07

Re: Как я учился на Клемухе.

Post by s-glass » 01 Dec 2013 14:32

Спасибо всем прочитавшим за внимание и отзывы!

Добавлю еще некоторую информацию к вышесказанному. Влекомый жаждой полета, посетил Гору еще дважды - на пять дней удалось приехать в конце октября, и на десять - в конце ноября. Занимался по-преждему у Марии Гимадиевой. С погодой, как и в первый раз, поперло - были пропущены буквально два летных дня (которые тем не менее не выпали из жизни - лошадкинг и прочие нелетные виды отдыха никто не отменял). В город в эти два раза вообще ни разу не спускался.

Что могу сказать про обучение в это время? Поздняя осень для этого - просто шоколадный сезон. Народу на Горе существенно меньше, чем в сентябре. С одной стороны, меньше новых знакомств, но с другой - практически свободное небо, и при первых парениях в динамике не нужно заботиться о расхождении с тремя десятками парапланов. Кроме того, приятную прохладу оценят начинающие, поднимать дельтаплан на руках на беговой склон гораздо приятнее. Возможность прихватить кусочек лета в то время, когда в Москве уже падает снег тоже дорогого стоит. К чему это я - если вдруг думаете о поездке, не обязательно привязываться традиционному отпускному сезону, учиться здорово с апреля по ноябрь, причем ранняя весна и поздняя осень имеют свои неоспоримые плюсы.

В домиках-бытовках жить в ноябре, как выяснилось, прохладно, но в помещении дельтабара есть отапливаемые номера, там все прекрасно. Я в первую ночь по привычке, приехав на Гору в полночь, пошел спать в уже опробованный в сентябре домик, спать пришлось, не снимая шапки...

Вообще голова до сих пор пухнет от впечатлений. Парящие полеты на склонах Горы, налет, который уже можно измерять не минутами, а часами, переход с учебного "Таргета" на "Стелс", понимание его в воздухе и на посадке, первые спирали в потоках, парение над берегом моря в бризе, полет с Ай-Петри (пусть и в нулевую погоду в режиме сгруза, но какие там виды!)... Когда впервые полетаешь в пасмурный день, в который нижняя кромка облаков опускается прямо на глазах, и клочки тумана ветер проносит под тобой, так что потоки воздуха становятся реально видны, или когда заметишь хищную птицу, летящую по своим делам, пристроишься к ней и пролетишь некоторое время рядом, садишься в каком-то совершенно особенном состоянии сознания. Практически каждый день - что-то новое. Догадываюсь, что опытные пилоты могут рассказать о гораздо большем, но ту речь о том, что все вышесказанное можно испытать за первые двадцать дней обучения с нуля!

Тут - фотографии крымских красот и лагеря: https://plus.google.com/photos/11334820 ... wJas1uzHUA
Однозначно в следующем году поеду туда снова - возможности Крыма для меня еще очень далеки от исчерпания. Все интересное, мне кажется, только начинается.

Спасибо за внимание!
Здесь меня научили летать - http://www.deltaplan-crimea.ru

Post Reply